РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
«Над Выбором вновь звучит колокольный звон»


Петрова Татьяна Михайловна, МОУ «Выборская средняя общеобразовательная    школа»,  XI класс,  деревня Выбор

Новоржевского район.             

 Руководитель: Макарова Светлана  Алексеевна, заместитель директора по    воспитательной работе  МОУ «Выборская средняя общеобразовательная    школа» деревня Выбор  Новоржевского района,  руководитель краеведческого кружка МУДО  «Новоржевский ДДТ»

 Консультант: иеромонах Пимен, священник церкви     Успения Пресвятой Богородицы д. Выбор.

  Аннотация

Работа названа «Над Выбором вновь звучит колокольный звон». В ней рассказано, как,  начиная с 16 века и до наших дней, жили православные люди в Выборе. На основании местного предания сделано предположение о возможности существования  в    XV -XVI веках   церкви, не упоминавшейся в летописях. До нашествия   Стефана Батория оплотом русской духовности в городище Выбор были Варваринский и Воздвиженский монастыри. В 16 - 19 столетиях духовное окормление выборяне получали в Храмах Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня,  Успения Пресвятой Богородицы. Описана работа этих храмов во время войны. Рассказано о некоторых священниках, служивших в Выборе. Над Выбором не всегда звучал колокольный звон. Колокол - это символ России, её голос, который вновь обрёл силу. Возрождение звонов - не только дань уважения нашим талантливым предкам, но и серьёзный вклад в духовное возрождение России, возрождение её древней культуры.  Показана работа поискового отряда «Искра» по сбору материала о православии в Выборе и его округе.

  План работы:

1.Вступление.

2.История городища Выбор.

3.Монастыри Выбора. XVI век.

4.Храм  Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

5.Храм Успения Пресвятой Богородицы.

6.Священники Выбора.

7.Работа церкви во время войны.

8.Отец Симеон.

9.Современный храм Выбора.

10. У каждого человека своя дорога к храму.

11. Заключение.

 Вступление                                                    

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля

 С. Есенин

Колокол разбудил поля, но не только поля, я часто просыпаюсь под колокольный звон. Просыпаюсь не только я, у меня проснулось желание узнать, всегда ли над Выбором звучал колокольный звон.

Цель работы:

изучение  истории развития православной веры в выборском приходе, начиная с  XV,  XVI веков; храмов деревни Выбор: Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня,  Успения Пресвятой Богородицы и проведение исследования их современного состояния.

Задачи работы:

1) собрать всю возможную информацию о православной вере в выборском приходе, о храмах Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня,  Успения Пресвятой Богородицы

2) привлечь внимание общественности к состоянию памятника архитектуры XVIII века

Методы и формы работы:

1) изучение краеведческой литературы по данному вопросу, имеющейся в Новоржевском историко-краеведческом музее;

2) изучение документов, находящихся во Всероссийском обществе охраны памятников г. Пскова;

3) интервьюирование местных жителей, беседы со священником выборского прихода отцом Пименом;

4) исследовательские работы на местах храмов (измерения, составление планов).

Гипотеза. Для русского православного народа  поговорка  «Жить - Богу служить»  стала целью всей его жизни. Выборяне  жаждали молиться в любые времена. Подтвердим это.

Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить...
Расскажите мне, колокола,
Расскажите всё - о чем нельзя молчать.
Расскажите, что за голоса
В вашем гуле день за днем звучат. 

 Вера отдельного человека и целого народа определяет собою всю их жизнь, их идеалы, традиции, сказывается на языке, проявляется в искусстве.  А где человек научается правильному исповеданию своей веры? В Церкви.  Если человек нашел Истину, пришел к Богу, тогда для него начинается новая жизнь, наполненная особым смыслом. Человек поднимается на новую ступень жизни. Он трудится над своей душой, готовит ее к великой встрече с Ним.

          В православной церкви люди научаются чувствовать себя членами единой семьи, братьями. Поэтому и обращаются даже к незнакомым людям со словами «брат», «отец», «матушка» и т. д. В прежние времена вместе, всем миром (соборне) строили храмы, вместе справлялись с последствиями стихийных бедствий, отстраивались после пожаров. Вообще соборность, жизнь «на миру» была важнейшей чертой русской православной жизни.

    Наша Церковь - колыбель русской культуры. Именно в ней человек получал первые представления о добре и зле, приобретал правильный, православный взгляд на жизнь. Церковь формировала наш образ жизни, традиции, обряды, вкусы, искусство. Православие формировало национальный характер русских. Именно следование заповеди Божией о любви к ближнему приобщало к доброте и состраданию русского человека.

   На Святой Руси все были верующими, все постились. Великим постом закрывались мясные лавки, рестораны, театры и различные увеселительные заведения. Зато появлялось множество рыбных, грибных, овощных лотков и лавочек. Поститься вместе со всеми было легко.

   Молились утром после сна, перед принятием пищи и вечером перед сном. Детей на ночь крестили. Войдя в дом  - шапку долой и крестились, глядя на иконы в красном углу. В русском православном доме чаще всего вы встретите три иконы - Спасителя (Иисуса Христа), Богородицы и Николая Угодника.

    Чтобы не сбиться с пути, ведущего человека от земного к небесному, нужно иметь надежные ориентиры - маяки. У русского народа всегда были такие маяки - светильники - его религиозно-нравственные образцы.

         История городища Выбор

         Деревня, в которой мы живём, называется Выбор. Это второй по количеству жителей в Новоржевском районе населенный пункт, местные жители называют его посёлком. И к этому есть все основания.
        Привольно расположась на нескольких холмах над рекой Выборкой, Выбор за свою долгую жизнь был крепостью, пригородом Пскова в XV- ХVI веках, слободой в ХVIII веке, вновь пригородом в начале ХХ века, селом в конце 20-х годов прошедшего столетия. Заслуженно гордятся выборяне своей историей, традициями, своими людьми.

    <Время основания самого Выбора точно установить нельзя. У одного летописца сказано, что «6932 (1424) лето сентября 14, Князь Александр Фёдорович, Посадник Юрий Тимофеевич и прочие заложили новый город, называемый Выбор». (Историческое описание г. Пскова, Ильинского, г. 1, стр. 32).
У другого читаем, что « в лето (1431) 6939 индикта в 10-й Князь Александр Фёдорович и Юрий Посадник Тимофеевич и все посадники Псковские заложили город  новый, Выбор, так  нарицаемый  в Котельном обрубе» (округе. Псков. лет. изд. М.. П. Погодина, 1837 года стр 62)... а заложили стену на Воздвижение Честнаго Креста, т. е. 14 сентября (первая Псковская летопись т. 4, 1848 года). Предание говорит, что Князю Александру Фёдоровичу, с Посадниками, пригород Котельно не прилюбился и они послали своих приближённых выбрать новое место для пригорода. Посланные выбрали довольно красивое место на речке, которую назвали Выборкою, а пригород Выбором. Можно точно считать, что день закладки первого камня крепости Выбор - 14 сентября по действующему в то время календарю. >(8)

   В наше время православная церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября. 27 сентября 1431 года считается днём рождения Выбора.
        <У  3-его летописца читаем: «6942 (1434) Псковитяне для укрепления двух новых городов Гдова и Выбора, сделали у стен их валы» (Истор. опис. г. Пскова, Ильинского, ч. 1, стр. 32), т.е. псковичи для укрепления сделали вокруг города вал, сохранившийся и доныне почти неприкосновенным. >(8) <  > 

          В 1510 г. летописец писал: «А пригородов 10 в Псковской земли и 2 городища. Среди пригородов Выбор с собором Архангела Михаила. >( 4)

     < В 1554 году ливонцы осаждали пригород Выбор. В Корешевской волости, в 35 верстах от города Острова, около реки Выборки находится гора, которая носит название городище. Близ пригорода, в 1 версте от него, по рассказам стариков, р. Верхница изменила своё русло, подмывши городище. Из образовавшейся осыпи часто вынимали вещи каменного периода, шлифованного камня. Куда  девались  эти  вещи - неизвестно. >(8) Верхница действительно подходит к Выбору в 1 версте, но никак не могла подойти близко к указанному валу поднявшись предварительно в гору, называемую Поповка. <Местные жители Константинова Мария Кузьминична и Егоров Александр Михайлович рассказали нам такую легенду: на Амелинской горе есть такое место, которое называется Проваленица.  Якобы,  в очень далекие годы там была церковь, и она провалилась в землю. >(10) По нашим наблюдениям Верхница могла там подмыть городище, и яма не опровергает эту легенду. Все как в стихотворении Алексея Константиновича Толстого.

              Поверье есть такое в наших селах,

              Что церковь в землю некогда ушла,

              На месте ж том образовалась яма;

              Церковищем народ ее зовет,

              И ходит слух, что в тихую погоду

              Во глубине звонят колокола

              И клирное в ней пенье раздается...

Возможно, это и была первая православная церковь и первый колокольный звон в наших краях.                                                        

  Монастыри Выбора, XVI век.

 К валу городища, с восточной стороны, примыкает земляное закругление. Закругление, примыкающее к валу городища, называется Варвара. Выборяне называют это место еще Варварка в память о когда- то находившемся здесь Варваринском монастыре.<  В Новоржевском историко - краеведческом  музее мы узнаем, что в Выборе в XVI веке были 2 монастыря.>

Взгляните на купола наших церквей! Как они горят - сияют при ясной солнечной погоде! Вокруг убогие избушки, покосившиеся заборы, а рядом - такая красота! Откуда такое богатство в наших суровых краях? Кто заставлял русских крестьян строить такое великолепие, когда и собственную - избушку починить было не на что. А никто не заставлял, сами захотели! Все лучшее - Богу! Церковь ведь это дом Божий.  Зато когда придешь в этот дом, тут все другое: словно на небе оказался - так красиво и празднично свечи горят, иконы сияют, сладко пахнет ладаном, певчие на клиросе поют... Хорошо! Помолишься, усладишь озябшую душу, а тогда можно и снова идти в суету повседневности. Монастыри  на Руси появились вскоре после ее крещения. Во время войн, смут, нашествий чужеземцев были оплотом русской духовности, хранителями национальной культуры. Русские монастыри обычно строились за чертой города, но со временем входили в его состав. Крупные города были окружены кольцом монастырей, служивших надежной линией обороны при нападении врага.  Монастыри на Руси были средоточием интеллектуальной, художественной и воспитательной деятельности. В древности они были еще и крепостями.

   Православный монастырь - это каменная икона, памятник великих монашеских подвигов, святости, он соединяет в себе нравственность и красоту, веру и искусство. У каждого монастыря - свое особое назначение, свое лицо.

Городище Выбор окружали 2 монастыря.                                                                                    

<Не однажды Выборская крепость подвергалась нападению иноземных захватчиков. Б.Б. Кафенгаус указывал, что в 1587 году после осады крепости Стефаном Баторием (1581 год) в Выборе осталось «...черных 2 двора, а людей 3 человека. А пашут посадские люди нивы двух монастырей, Воздвиженского и Варваринского».>

<  В XVI столетии в Псковском крае упоминается несколько монастырей, среди них Крестовоздвиженский в пригороде Выбор и Варваринский женский в том же пригороде, разоренные войсками Батория в 1581 г. <

  <По исследованиям Чечулина Н. Д. к 80-м годам 16 века из соседних пригородов Выбор был более населен, чем другие. В нем было 155 дворов и 17 мест  старой пустоты. Ни один из живших в  то время не назван ремесленником. Жители занимались земледелием, пахали монастырские земли (15 четвертей пашни середней земли и перелогу 185 четвертей, уплачивая за это 5-й сноп. Пользовались они еще 70-ю четями животинного выпаса и на 0,5 кв. версты лесом (1 четь - 0,5 десятины).>< Сейчас от Варваринского монастыря осталась только название горы Варварка, ее поверхность гладкая, время стерло все события, происходящие здесь. Ветеран педагогического труда Максимова Вера Федоровна показала нам место, где раньше на речке Выборке работала мельница.  На этом месте лежат только несколько валунов. Напротив этих валунов расположена гора Варварка. Их близкое нахождение наводит на мысль, что мельница на Выборке была монастырская, и разрушена она давно. >

< По писцовым книгам 16 и 17 столетий Выборский уезд имел:

1.Варваринский монастырь в Выборе на посаде; 2. Кузьмы и Демьяна, что в Выборе.  
В писцовой книге № 827, при описании Выборских церквей ( л. 1160, 1161) говорится: «на Кузьмодемьяновском посаде монастырь особенный, а на монастыре церковь Воздвижения Честнаго Креста».
3.Воздвижение, что в Выборе ( на Желтинной горе).
 Воздвиженский монастырь был приписан впоследствии к Псковскому Снятогорскому монастырю, и ему принадлежали окрестные земли.   4. Успение, что в Выборе на посаде. >

   На самых красивых  местах строили в старину церкви. Владелец земли считал за честь на свои средства или построить церковь, или украсить ее. Все жительствующие в уезде были приписаны к своим приходам, и таинства совершались священником определенного прихода. Нарушения этого правила могли стать поводом  для судебного разбирательства. Священники вели своеобразные "описи" всего, что происходило в их приходе. В "Исповедных росписях можно было узнать, "кто есть кто" из прихожан; сюда записывали данные о составе семьи,  о детях, вносили изменения; указывали, кто и когда приходил в церковь на исповедь и к причастию. "Метрические книги" содержали сведения о рождении, крещении, смерти и похоронах. "Клировые ведомости" описывали жизнь самой церкви. Церковь и священник играли важную роль в организации жизни прихода. В крестьянской среде (по традиции псковской провинции) именно через священника родители договаривались о сватовстве и венчании жениха и невесты. Священник крестил их детей, исповедовал, провожал в последний путь. Каждого прихожанина священник знал лично. Годовой круг жизни и в столицах, но особенно в провинции, где было меньше событий, определялся церковными праздниками и постами: Рождество, Крещение, Великий пост, Пасха, Троица... Посты и праздники становились точкой отсчета времени. Поставленные в связь с ними события частной жизни как бы укрупнялись. Церковь звала к высшим нравственным ценностям, Богу.       Вся жизнь русского человека проходила под звон колоколов. Колокольные звоны на Руси давно стали неотъемлемой частью национальной культуры, частью жизни. Они звучали и звучат и в будни, в дни торжеств, и в малые праздники.

Колокольным звоном встречали возвращавшихся с победой на родную землю ратников. С древних времен люди знали, что звон колоколов очищает, освящает околоцерковное пространство, подобно святой воде, «окропляет» воздух звуком. Недаром на Руси был обычай во время эпидемии звонить во все колокола. Есть исторические свидетельства о том, как после этого эпидемия отступала.

Храм  Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

  В«Топографических известиях Российской империи» 1774 года отмечено: «Пригород Выбор на речке Выборке окружен земляным валом. Внутри оного одна деревянная Успенья Пресвятой Богородицы церковь, а за городом Снятогорского монастыря Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня церковь  деревянная же...»В документах Псковского епархиального ведомства сообщается, что Воздвиженская церковь построена в 1772 году неизвестно кем, но принадлежала монастырю.  Воздвиженский храм построен   на горе Желтинной, названной так потому, что грунт на этой горе из жёлтого песка. Храм деревянный, с 2 приделами: 1) Космы и Дамиана и 2) Святой  Великомученицы Варвары; эти приделы не были освящены в 1800 году, как видно из клировой ведомости сей церкви за тот год.  До 1868 года в церкви на правой стороне сохранялось игуменское место, сожжённое по возобновлении церкви. В самой церкви, совершенно обновлённой, ныне сохранились всего только две древних иконы, именно: местная Воздвижения Креста Господня в серебряной ризе и Сошествия Иисуса Христа в ад.
Хотя г. Костомаров и говорит, что церковь Успения Божией Матери, построенная на месте прежней, была патрональной, но едва ли это так. По всей вероятности, церковь Воздвижения Креста Господня была патрональною, потому что и самый пригород заложен 14 сентября, т е. в день Воздвижения; между тем как у летописца про существование Успенской церкви вовсе не упоминается. Тем более, что Желтинный вал, на котором стоит церковь Воздвижения Креста Господня служит передовою защитой пригороду и посаду в случае нападения неприятеля

( Костомаров, стр. 79). >  Из 7 колоколов три имели надпись: «вылит в 1886 году в Гатчине на заводе Лаврова 106 пуд 32 фунта», 29 пудовый и 10 пудовый «вылиты в 1865 году в Москве на заводе Финляндского». Все колокола приобретены на средства прихожан и христовых дателей.>      <Из древних икон замечательна была (по мнению очевидцев) храмовая икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Из местных чтимых икон особенным почтением и уважением пользовался образ редкой иконы Божьей Матери. Она была с благословения храма и прихожан прислана с Пантелеймоновского монастыря в Афоне, вторая - икона Святой Великомученицы Варвары.
В церковной библиотеке  -    24 книги исторического содержания и 9  руководительного названия. В церкви ведутся Метрические и клировые ведомости с 1802 года.
При Храме находилось обширное кладбище, обнесенное каменною оградою. В конце его был расположен церковный деревянный пятистенный дом, построенный прихожанами в 1888 году.
Приход состоял из 408 дворов, находящихся в 56 деревнях, самые дальние из которых были в 10 верстах от церкви. (Юшкова Речь, Шараны, Ульяненки, Шикени -  14 верст).  Проживало в приходе 1454 мужчины и 1525 женщин. Крестьяне прихода Крестовоздвиженской церкви считались долгое время монастырскими Снятогорского монастыря, о чем записано в клировых ведомостях. После 1830-х годов крестьяне значатся за казенным ведомством. >(3)
После ознакомления с документальными данными по этой церкви мы с отцом Пименом и классным руководителем Макаровой С.А. совершили поход на гору Желтинную к церкви Воздвижения Креста Господня. < От этой церкви остался только фундамент. Отец Пимен показал нам,где был вход в церковь, центр храма, алтарь, колокольня. Судя по размерам фундамента, длина храма 34 метра, ширина 13 метров. От пятистенного дома тоже остался фундамент. С отцом Пименом  мы осмотрели кладбище. Тамара Павловна Простак показала нам, где находится родник с целебной водой, вода полезна, особенно для зрения. > (10)  Какой красивый вид открывается на Выбор с горы Желтинной!
     < Много интересного нам рассказал Егоров Александр Михайлович 1929 года рождения. Он помнит эту церковь, в детстве заходил во время службы. Служба проходила по выходным и праздникам. По большим праздникам крестный ход. Внутри было много икон и даже фрески. Церковь была бревенчатая, крашеная красной краской, купол обшитый тёсом, крыша и купол храма покрыты жестью.
В народе церковь называли красной по цвету краски.

Фамилия батюшки - Загорский, он жил вместе с сыном Сашей и женой в деревянном доме. Церковь перестала действовать в 1937 году. Батюшка с семьей уехал, или их выслали в неизвестном направлении. В том же 1937 году сняли колокола и крест на куполе. Над колокольней крест остался, окошко вырезали, чтобы влезть за ним, но не получилось, видимо не хватило сил.
С 1938 года по 1941 год церковь использовалась как колхозный склад. Сгорела церковь с 7 на 8 марта 1943 года во время боя. Партизаны громили немецкий гарнизон. Все..., осталось пепелище, обрастал мхом фундамент.

     Из воспоминаний Михайловой Елены Михайловны узнаём, что в детстве ходила с отцом на службу в эту церковь и на могилу святой Елены. Помнит, как горела церковь, место на горе, да здание высокое, давало представление небесного пожара.
Возле алтаря церкви есть старая могила, но за нею ухаживают и сейчас. На могиле деревянный крест, деревянный фонарик со стеклышками, внутри зажигалась лампадка. Похоронена девица Елена. История девушки такова: в Корешеве, рядом с Выбором жил барин, у него была дочь инвалид детства. Когда семья после революции уезжала отсюда, девушку взять с собой не могли, не передвигалась, оставили в верующей семье, в деревне Себрово. Девушка была очень верующая, и могла предсказать будущее, помогала людям добрым советом, её предсказания сбывались. Люди шли к ней, уважали, ценили её и помогали ей. Умерла девушка в 1933 году. Но люди передавали молву о ней из поколения в поколение. И за могилой ухаживают до сих пор.
Храм Успения Божией Матери находится на городище. Расположен на верхней горизонтальной площадке Городища Выбор. Продольная ось развернута в соответствии с ориентацией холма: северо - восток - юго -запад. Территория с северо - западной, северо-восточной и частично с юго - восточной стороны церкви занята кладбищем.  С северо - западной стороны кладбища по краю холма сохранились фрагменты каменной валунной ограды на полную высоту около 1 метра. К юго-западному фасаду ведет дорога, прорытая от подножия укреплений для въезда с главной улицы поселка.  < Прежний деревянный храм был построен в 1717 году. Этот храм сгорел в 1802 году. В 1807 году построен каменный храм помощью Императора Александра 1- го, пожертвовавшего, по устным преданиям, на построение его 1000 рублей, тщанием и средствами помещика Дмитрия Рокотова, купцов Развозовых и прочих прихожан. >(3) <В книге Н. А. Панова «Летопись г. Острова и его уезда Псковской губернии» говорится о преданиях этого края. В приходе Воздвиженской церкви была деревня Озерок. Предание  говорит, что крестьянин этой деревни Тимофей Леонович в 18 столетии нашел большой клад серебра на горе Королевке, между деревнями  Яковлевское и Ульяшенками, в 8 верстах от пригорода Выбора. Он откупился на волю от помещика, переехал в Псков, где сделался основателем богатейшего купеческого дома Развозовых. Дома этого купца были в разных частях г. Пскова, кроме того он построил за свой счет несколько церквей: Николая от Кожина на Завеличье, церковь Успения в Выборе.           Приделов в церкви Успения Пресвятой Богородицы было три: Успения Божией Матери, во втором этаже на ходах по правую сторону - во имя Пресвятой Троицы; а по левую сторону - Святого Благоверного Князя Александра Невского. Утвари церковной было  достаточно. Церковь использовалась мало. > (8)  Считаем, что храмовыми иконами в этой церкви были: Успения Пресвятой Богородицы, Святого благоверного   князя Александра Невского и Святой Троицы.  < На 1851 год в приходе значилось 290 дворов с 1185 мужчинами и 1292 женщинами.Священники  Выбора    История Православной Церкви в XX веке уникальна. Не было еще за все годы ее существования времен, когда столько мучеников и исповедников веры принесли в жертву свои жизни во имя Христа. Это были люди особой закалки, особого воспитания, особой любви к Спасителю. Кто они, как они жили, как осуществляли свое служение? О них, этих аристократах духа, известно немного. Отец Пимен, священник церкви Успения Пресвятой Богородицы познакомил нас  с историей  убиенного священника Николая, он дал почитать книгу о репрессированных священниках Псковской области.
ЦВЕНЁВ НИКОЛАЙ ИОАННОВИЧ,1870г.р., уроженец д. Добровичи Псковского района. Закончил Псковскую духовную семинарию и был определён псаломщиком в Никольский храм п. Верхний Мост. Являлся членом Братства Кирилла и Мефодия. Рукоположен епископом Антонином ( Державиным) во священника к Успенской церкви пригорода Выбор Островского уезда. С 1895 года состоял в должности законоучителя Пальниковской школы грамоты, открытой в д. Пальниково Выборского прихода Пожертвовал в музей Псковского церковно - археологического Комитета глиняный обожженный горшочек, в котором был найден клад  серебряные монеты (псковские деньги) в 1909 году.
Когда власти после революции пытались закрыть Успенскую церковь, жители села Выбор выступили против. В том, что вспыхнул народный протест, обвинили священника Николая Цвенёва.  Райотдел ОГIIУ предъявил о. Николаю обвинение в контрреволюционных действиях и в том, что он настраивал крестьян против советской власти. О. Николай был арестован 2 января 1930 года. Несмотря на полное отрицание своей вины, священник решением «тройки» ПП ОГПУ в ЛВО 18 февраля 1930 г. по ст. 58-10- 13 УК РСФСР был приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. Реабилитирован 26 июля 1989 г.
/1/, т. 5, с. 376. УФСБ РФ по ПО, д. ТЧ 2263.        <Местные жители помнили Николая Цвенева. Ефимова Ольга Степановна считала, что он успел спрятаться от революционных властей, но из документа следует, что его расстреляли. И еще говорят, что гора «Поповка» называется так потому, что на ней жил батюшка Цвенев.> (10)  <Живет среди нас и осуществляет сегодня свое священническое служение Архимандрит Кирилл (Начис), человек из той когорты воинов Христовых - Духовник Санкт - Петербургской Митрополии. В 1994 году он стал первым настоятелем возрожденной после закрытия и разорения в годы гонений на Церковь Свято-Троицкой Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры. >(2)Начинал службу в церкви отец Кирилл в Выборе во время войны вместо со своим братом.         О работе церкви во время войны можно узнать из воспоминаний протоиерея Иакова Начиса: « При немецком наступлении летом 1941 года, во время боя за село, по колокольне храма выстрелило немецкое орудие, и над окном западного фасада храма снарядом было пробито отверстие. Богослужения начались здесь задолго до нашего приезда. В храме сохранился великолепный иконостас и были даже церковные сосуды. До нас приезжал на службу священник из Новоржева отец Иоанн Троицкий. Активную роль в поддержании храма в хорошем состоянии играла его сторожиха Марфа и ее семья. Народ жаждал молиться, жаждал покаяния. И стали молиться... Верующих, церковных людей не так много оставалось, молодежи немного было - шла война. Но было много человеческой боли, и нужно было ее преодолеть. И храмы были переполнены народом: слезы, молитвы, плач. Так проходили службы. За богослужениями в храме молились истово. Требы все тоже служились в храме.»> (10). Воспоминания привез отец Пимен от отца Начиса  из Новодевичьевого монастыря.

Отец Симеон.                                                                                                                                                                                            Яркой Страницей в истории выборской земли была жизнь отца Симеона, святого Псковской земли. <Родился отец Симеон (Желнин Василий Иванович) в деревне Яковлевской (от Выбора деревня находится в 6 км) Островского уезда Псковской губернии в 1869 году, 1 марта, от родителей Иоанна и Наталии, крещен в погосте Вехнево, во святом крещении назван Василием. Родители были верующими и богобоязненными и воспитывали младенца в страхе Божием, в повиновении и послушании родителям. > (4) Сведения о некоторых периодах жизни иеромонаха Симеона вообще крайне скудны. О его «хождении перед Богом»  в период до 40-х годов XX столетия мы узнаем лишь из его краткой автобиографии, из отрывочных воспоминаний современников, встречавшихся с ним в 20-30 -х годах, да из отдельных монастырских записей «послужного» характера.  <Получив благословение отца, он (Василий авт.) в 1896 году поступил в Псково-Печерскую обитель послушником. Поскольку Василий проявил здесь самый добрый нрав, природную сметку и хозяйственность, а главное, истовую любовь к нерассеянной молитве, его в 1900 году постригли в монахи с принятием нового имени Вассиан. Вскоре, в 1901 году, его рукоположили в сан иеродиакона, а в 1903-м он стал иеромонахом.

       В1927 году отец Вассиан удостоился схимнического пострига с присвоением ему нового имени - Симеон.   Сознательно отказавшись от «большого бремени послушания»-настоятельства, иеросхимонах Симеон отныне почти полностью отдается молитвенному подвигу в стенах древней полуподземной кельи.»  > <Воспоминания схимника Федора.  Началась война, и Печоры заняли немцы. Контакты монастырского начальства с оккупационными властями носили сугубо официальный и, понятно, довольно натянутый характер. Братия, несмотря на  отрицательное отношение  к атеистической советской власти, неизменно отделяла ее от подлинной России, от родного русского -пусть частью и духовно заблудившегося - народа и потому молилась по кельям о даровании победы российскому воинству.

    Старец Симеон, будучи схимником и находясь в тот период как бы в полузатворе, как истинный христианин не мог равнодушно относиться к тревожным событиям тех лет. Известно, например, что весной 1944 года древние монастырские пещеры стали с его помощью тайным убежищем для русских разведчиков, по-видимому, переброшенных через линию фронта. Именно отец Симеон несколько дней укрывал их здесь, а затем помог незаметно уйти. >

    < Батюшка по принятии схимы около 30 лет служил в Успенском храме, и печеряне называли эту церковь «Симеонова». >  Начало праведнику Симеону положила выборская земля.

Современный храм Успения Пресвятой Богородицы.

Земляные укрепления крепости Выбор хорошо сохранились до наших дней. Сегодня в крепости несколько жилых домов, одно из двух выборских кладбищ, развалины каменной церкви Успения Пресвятой   Богородицы. В 1996 году здесь, перед кладбищенской каменной оградой, тщением, как говорили раньше, местной и районных властей, людей прихода, началось строительство деревянного храма с тем же названием. Сегодня эта церковь радует глаз своим убранством, как внешним, так и внутренним. Над Выбором вновь зазвучал  колокольный звон.                                                                           

     По воскресеньям я посещаю церковь Успения Пресвятой Богородицы. Прихожане ждут первого удара в колокол. Наши местные звонари Степанов Алексей Федорович и Михайлов Николай Семенович поднимаются на звонницу. И вот раздается первый удар, благовест, необычайно мягкий, негромкий. Он дает сигнал всему Выбору. Через некоторое время звенят  все остальные колокола. Гудит мягкий басовый звук, вдруг сменяющийся торжественным звоном, праздничным звоном. 

    В церкви  много икон: иконы Спасителя, Божией Матери и святых. Много подаренных: дарят наши прихожане (есть очень старая икона Николая Чудотворца), гости. Васильева Валентина Борисовна подарила икону Отца Симеона, которую привезла из Печер, гости из Петербурга подарили икону святых Зосимы и Савватия. Нет в церкви иконы Александра Невского, святой Варвары, Воздвижения Креста Господня. Здесь необходима работа с населением, особенно состоятельным, чтобы помогли церкви приобрести эти иконы. При церкви работает воскресная школа, ученики младших классов нашей школы посещают ее. "Метрические книги" содержат сведения о рождении, крещении, смерти и похоронах. Я присутствовала на крещении, на отпевании, во время службы выполняла те действия, как и все верующие. В беседе со старшеклассниками нашей школы я узнала:  среди них все верующие, крещеные, положительно относятся к венчанию. Церковь посещают мои сверстники редко, по праздникам. На вопрос почему, ответили: «Хотим поспать в выходные». Я считаю, что их не приучили родители. Тот период, когда в Выборе не было церкви, оказал отрицательное влияние на несколько поколений.

 У каждого человека своя дорога к храму.

 Я беседовала   с некоторыми прихожанами церкви:

      Антонова Анна Андреевна, 1945 года рождения. Родилась на Украине. В Выбор приехала, когда вышла замуж за Николая. Семья, в которой родилась Анна, православная. Бабушки, тётушки, мама, все были верующие. Тётушки служили в церкви: тётя Даша пела на клиросе, тётя Ксения пекла просфоры, Анна маленькая бегала помогать родным.

           Когда приехала в  Выбор, здесь церкви не было, ездила на службу в Вехно. Очень поклоняется Ксении Блаженной, специально ездит к могиле, когда бывает в Петербурге. Анна Андреевна вспомнила случай: считает, что мужу Николаю во время аварии помог сохраниться крестик. Муж очень дорожит крестиком, потому что его на шею одел батюшка, когда освящал их дом. Во время болезни мужа служили службу за исцеление, батюшка привозил Иерусалимскую воду. К святой воде особое почтение в их семье. Анна Андреевна довольна духовным воспитанием зятя, но испытывает затруднения при привлечении дочери к церкви. Всеми силами старается она приобщить выборян к посещению храма.

        Иванова Валентина Ивановна, 1940 года рождения, родилась в д. Заречье Новоржевского района. В 1961 году переехала жить в Выбор, так как работать стала в Выборском продмаге. Семья, в которой родилась Валентина Ивановна, верующая, всего было 21 человек. Когда приходили нуждающиеся в помощи, эта семья всегда помогала.

        У Валентины Ивановны в библиотеке «Новый завет от господа нашего Иисуса Христа», осталась от мамы. Ещё книги издательства Свято-Успенского Псково-Печёрского монастыря: «Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия», «Пастырские беседы о покаянии в дни великого поста», «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Среди  икон у Валентины Ивановны есть икона Николая Чудотворца, оставшаяся от мамы.

        Сетует Валентина Ивановна на то, что мало прихожан бывает на службе в Успенской церкви: иногда 5-7 человек, не довольна поведением некоторых: разговаривают в храме о других делах.

       Иванова Ольга Викторовна 1964 года рождения, моя первая учительница,  рассказала мне, что подвела к вере бабушка Желнина Евдокия Васильевна: много проводила бесед о поведении человека на земле, учила молитвам, водила причащаться. В те годы, во время перехода во Владимирец,  батюшка с матушкой по просьбам жителей деревни Яковлевское останавливались в семье Бородиных, самой верующей семье деревни. Там проходили службы, собиралась вся деревня. Так Ольга ходила с бабушкой, пока подошло время вступать в комсомол. Подошёл комсомольский возраст, было боязливо показывать свою веру, вдруг узнают в школе, и Ольга перестала ходить на причастия. Когда училась в пединституте г. Пскова, стала ходить в храм, вызвали интерес старинные церкви. Сейчас посещает храм, но не регулярно, соблюдает посты. В детстве Ольга слышала от батюшки: «Кто не любит Божью Матерь, тот не постится».  Эти слова оказались магическими, она легко соблюдает пост, 2 недели пролетают как 1 день. Очень довольна, что её дочь Светлана 1988 года рождения, любит ходить в храм, ездила в Псково-Печёрский монастырь поклониться мощам святого отца Симеона. Отец Симеон был двоюродным братом дедушки Ольги Викторовны.

Заключение.                                                                                                                

Менялись режимы, вместе с режимами менялись условия жизни, и испытания, через которые прошли страна и народ, не миновали они и духовную культуру. Не надо забывать,  что были времена, когда по чьей-то злой воле взрывались прекрасные храмы, сжигались иконы, снимали колокола, уничтожались замечательные творения рук человеческих. Кто измерит урон, нанесенный нашему национальному достоянию? Стихотворение Николая Рубцова обжигает своей достоверностью  и очень подходит для наших Выборских храмов.                                                  

С моста идет дорога в гору.                                                                                                                                       

А на горе -  какая  грусть!                                      

Лежат развалины собора,                                                                                                                             

Как будто спит былая Русь...                                                                                                             

Но не совсем так, Выбор не спит. Над Выбором вновь звучит колокольный звон.  Колокол - это символ России, её голос, который вновь обрёл силу. Эта душа русского человека - открытая и широкая. Так пусть же в наших сердцах зазвенит сегодня колокол возрождения, колокол будущего. Колокол срывали с колоколен звонниц, разрушали, переплавляли. Но уничтожить его никто не смог. Люди верят колоколу много веков. Возрождение звонов - не только дань уважения нашим талантливым предкам, но и серьёзный вклад в духовное возрождение России, возрождение её древней культуры. Над Выбором вновь воздвижен Крест.                                                                                          

Время идет,  меняется отношение к памятникам истории. Я очень рада, что наша сельская администрация провела работы по благоустройству городища.  Наш поисковый отряд «Искра» следит за порядком на территории городища и церквей, разработана экскурсия на тему «Церкви Выбора».  Прежний величественный вид церкви  Успения Пресвятой Богородицы никогда теперь не восстановишь. Пусть хотя бы останется он на фотографиях. Представление о церкви Воздвижения Креста Господня можно получить только по фотографиям или рисунку. Александра Михайловича Егорова уже нет в живых, его рисунок хранится в школьном музее.

                                                                                                                           Данное исследование дало нам возможность расширить и углубить знания о православной жизни населения в Выборе. Эта работа актуальна, так как она позволила привлечь внимание к историко - культурным памятникам Выбора. 9 октября 2008 года нашу церковь Успения Божией Матери показывали по каналу «Культура». Передача называлась «Под  голубыми  куполами». Работа  имеет большое воспитательное значение для молодого поколения, ее можно использовать на уроках краеведения, для проведения внеклассных мероприятий, экскурсий и факультативов.                                                                                                                

Выводы: История Выбора и его храмов интересна, её нужно знать молодому поколению.

Колокол - это символ России, её голос, который вновь обрёл силу. Над Выбором вновь звучит колокольный звон, а это говорит о духовном возрождении деревни.            

Во все времена выборяне жаждали молиться. 

                                   Информационные источники:

  • 1. Архив историко-краеведческого музея г. Новоржева.
  • 2. Архимандрит Кирилл (Начис) «Сохраним лучшее наших отцов», Санкт Петербург, 2001 год.
  • 3. Газета «Земля Новоржевская» 9 октября 2001 года.
  • 4. Егоров В.В. «Пригород Выбор», Новоржев, 2007 год.
  • 5. Малков Ю.Г., Малков П. Ю. «У пещер Богом зданных», Правило веры, Москва, 2003 год
  • 6. Материалы Всероссийского Общества Охраны Памятников и Культуры.
  • 7. «Народный дневник» (Праздники и обычаи), М.,»Дружба народов», 1991 г.
  • 8. Панов Н. А. «Летопись г. Острова и его уезда», Псков, 2004 год.
  • 9. Православный календарь на 1998 год. Кострома, ТОО фирма «Журна».
  • 10. Школьный архив.

 

Переход в раздел Встречи с жителями
Подробнее..
Переход в раздел Приложения 2
Подробнее..
Переход в раздел Приложения
Подробнее..



 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11