РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
ПРАВЯЩИЙ АРХИЕРЕЙ
 
Биография
17-01-2012


  

Высокопреосвященнейший  Е В С Е В И Й

Митрополит Псковский и Великолукский

(в миру Николай Афанасьевич Саввин) родился 15 мая 1939 года в селе Стегаловка Липецкой области. В 1956 году окончил среднюю школу.

 В 1961 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1965 - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Церковно-литературная деятельность святителя Тихона, епископа Воронежского". В 1963 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры.

 

В 1964 году пострижен в монашество с именем в честь мученика Евсевия, епископа Лаодикийского (память 4/17 октября)  и рукоположен во иеродиакона архиепископом Донатом (Щеголевым, + 1979).

 

 В 1965 году рукоположен во иеромонаха митрополитом Никодимом (Ротовым, + 1978) и

 командирован в Русскую Духовную Миссию в Иерусалим в должности секретаря.

В 1969 году назначен секретарем Воронежского епархиального управления. С 1971 года состоял в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1974 году окончил аспирантуру при МДА. В 1977 году Святейшим Патриархом Пименом утвержден благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

 

С 1982 года по март 1984 года - Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Посетил Иорданию, Грецию, Кипр, Святую Гору Афон, Болгарию, Египет. В 1982 году был почетным гостем на Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы".

1 апреля 1984 года архимандрит Евсевий (Саввин),  в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе г. Москвы рукоположен во епископа Алма-Атинского и Казахстанского.

Со дня своей архиерейской хиротонии, шесть с половиной лет Владыка Евсевий трудился на Алма-Атинской кафедре в Казахстане. Первые годы служения проходили в условиях гнета коммунистической идеологии. Церковная деятельность была во всем ограничена. В ту пору молодежь в храмы не пускали, у приходящих на богослужения, проверяли документы. Владыке неоднократно приходилось возвышать свой голос в защиту прав верующих, доказывая, что такие ограничения не правомерны. "И дети, и молодежь, и люди старшего возраста, - говорил тогда Владыка, - все должны свободно приходить в храмы". После 1988 года давление со стороны властей на Церковь прекратилось. Началось восстановление духовных ценностей и традиций. Епархии передавались отобранные в советское время здания храмов. С этого момента все силы Владыка положил на восстановление полноценной церковной жизни в Епархии.

Благодаря усиленным трудам Владыки Евсевия был возвращен Православной Церкви Кафедральный собор города Уральска, в Чимкенте (Казахстан) был построен и освящен Петропавловский собор. Удалось открыть и, после многих слов и убеждений, зарегистрировать женский монастырь в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". В Целинограде (ныне столица Казахстана - Астана) было также открыто несколько храмов, для служения в них рукополагались новые священники.

"С приездом епископа Евсевия в 1984 году в Алма-Ату, - вспоминают духовные чада Владыки, - епархия вдохнула благоуханный аромат молитв Лавры аввы Сергия Радонежского. Взращенный монашеским подвигом у мощей преподобного, где подвизался большую часть своей жизни, Владыка принес с собой традиции этой дивной Обители. Словно сам преподобный Сергий, в лице Архипастыря, исполнил своим благословением Казахстанскую паству». Служение Владыки Евсевия было поистине равноапостольным. Безбрежные дали обширного Казахстана, где многие приходы находились в то время на расстояние тысячи, а то и более километров, самоотверженно преодолевались неутомимым Архипастырем, неоднократно посещавшим даже самые отдаленные приходы, где совершались удивительные по своей торжественности и благолепию архиерейские богослужения. Владыка проповедовал неукоснительно за каждым своим служением, призывая народ Божий к покаянию. Видя его отеческую любовь и пастырское попечение о своей пастве, люди очень сильно полюбили своего Святителя. Двери дома, а более всего его сердце было отверсто для каждого приходящего. Люди находили и добрый совет, и утешение в скорби, и молитвенное заступление, и милостыню. «Не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5, 14). Богослужения Владыки в Кафедральном соборе или приходском храме собирали огромное количество людей. Удивительной чертой Владыки была особая любовь к богослужениям, которые совершались практически ежедневно. Каждую неделю совершалось пять-шесть архиерейских служений во всех трех (в то время действующих) храмах города Алма-Аты. Эти богослужения и пение акафистов собирали почти все и городское, и из ближайших с городом селений духовенство, воодушевленное примером своего Архиерея, что придавало особое благолепие службе. Нельзя было не заметить особенной подлинно монашеской черты Владыки в почитании Царицы Небесной, дни празднования икон Которой непременно освящались служением Божественной литургии. До сегодняшнего дня в Никольском соборе города Алма-Аты (в пору пребывания Владыки Евсевия в Казахстане - Кафедральном) бережно хранится традиция пения всем народом акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю, начало которой положил Владыка. Акафист обязательно совершался архиерейским служением, являя собой подлинное торжество Небесного покровителя Алма-Аты. За очень короткое время своего служения на Казахстанской земле Владыка оставил о себе очень много доброго. Многое, из щедро посеянного им, успело принести благие плоды на ниве Христовой. Храмы, открывшиеся его усердием и благословением, благоукрашаются и несут свою спасительную миссию в океане людских сердец, пробужденных к вечной жизни добрым пастырем, душу свою полагавшим за овцы - Епископом Алма-Атинским и Казахстанским Евсевием.

В 1990 году Епископ Евсевий (Саввин) назначен на Самарскую кафедру

Тогда еще город Самара назывался Куйбышев. Не без участия нового Архиерея городу вернулось историческое имя. И здесь Владыка полностью погрузился в работу, наряду со служением занимаясь вопросами открытия, восстановления и строительства храмов, рукоположения духовенства, учреждением церковных образовательных организаций, как то: духовное училище, воскресные и церковно-приходские школы и т.д. Им также осуществлялась регистрация и открытие церковных печатных органов - газеты "Благовест" и "Самарские ведомости". О результатах говорят цифры: Владыка принял 30 храмов, а, уезжая через два с половиной года, оставил 80. Был открыт Иверский женский монастырь. В момент открытия этой святой обители и было объявлено о переводе Владыки Евсевия на Псковскую кафедру. По храму прошла волна вздохов: самарские верующие очень полюбили своего Владыку и не желали с ним расставаться, но послушание есть послушание. Старые связи сохраняются и поныне: к дням юбилеев самаряне приезжают целыми автобусами поздравлять своего Архипастыря, шлют подарки и поздравления.

Возведен в сан архиепископа 25 февраля 1991 г.

С февраля 1993 года Архиепископ Евсевий (Саввин) возглавляет Псковскую и Великолукскую епархию

В своей деятельности Владыка большое внимание уделяет созданию условий для удовлетворения духовных потребностей верующих, укреплению позиций Православия, которое занимает особое место в истории Псковщины, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

За эти годы построено и восстановлено более 100 храмов и часовен. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром Псковской епархии и проводит огромную работу по сохранению и распространению культурного наследия, ведет миссионерскую деятельность, занимается благотворительностью. Налажен выпуск вестника Псковской епархии "Благодатные лучи" и нескольких приходских церковных газет. В Мирожском монастыре открыта иконописная школа. Каждый год Владыка посещает до 60-ти храмов епархии, во многих бывая по несколько раз. За время своего пребывания на Псковской Кафедре Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий совершил около 200 рукоположений во пресвитеры и во диаконы.

Памятники истории и культуры, находящиеся в пользовании Псковской епархии, содержатся в хорошем состоянии, и на них ежегодно выполняется большой объем ремонтно-восстановительных работ. Обустроены места связанные с именем Ольги, Великой княгини Российской, уроженки Псковщины и основательницы города Пскова. Сегодня приходы Русской Православной Церкви действуют во всех городах и районах области, принимая во главе со своим правящим Архипастырем активное участие в проведении мероприятий, посвященных памятным датам в истории области и России. Совместно с образовательными, культурно-просветительными учреждениями и воинскими подразделениями проводят огромную работу по патриотическому, нравственному воспитанию населения и особенно молодежи.

25 февраля 2008 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий возведен в сан Митрополита

За прошедшие восемнадцать лет управления Псковской епархией Митрополитом Евсевием было совершено более 3000 богослужений, и за каждым неутомимо произносились поучения на Евангельские и другие темы, в которых разъяснялось содержание и значение праздников, и неустанно звучал Архипастырский призыв к миру и доброделанию.

Награды:

Церковные:

Светские:

  • государственный орден Почета.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11