РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
12-12-2012


ПСКОВСКИЙ СИНОДИК. Вступительное слово редактора

Тропарь, гл. 4
Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.


«Предвижу восстановление мощной России, на костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верой во Христа Бога». Св. прав. Иоанн Кронштадский
Вавгусте 2000 года совершился исторический акт - Соборное прославление новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Юбилейным Собором. Канонизация новомучеников и исповедников Российских явилась одним из величайших событий за всю историю существования Русской Православной Церкви. Она становится духовной основой возрождения нашей Церкви и нашего народа.
К лику святых на Юбилейном Соборе было причислено 1097 мучеников и исповедников, имена которых стали известны. Поскольку пострадавших за Христа в XX веке несоизмеримо больше, Архиерейский Собор прославил и тех, чьи имена неизвестны, но ведомы Богу, установив празднование в честь Собора новомучеников и исповедников Российских в воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января. Своим решением Архиерейский Собор 2000 года определил продолжить в епархиях Русской Православной Церкви сбор и изучение материалов о мучениках и исповедниках для включения их в состав Собора новомучеников и исповедников Российских.
В настоящее время в Соборе новомучеников и исповедников Российских поименно прославлено 1588 человек.

* Использованы мысли из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на XII Рождественских чтениях, проходивших в г. Москве в 2004 г.

По благословению Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия в Псковской епархии также проводился сбор материалов о пострадавших за веру Христову в годы гонений XX столетия. Некоторым результатом этой работы и явился выход в свет книги «Псковский синодик».
Настоящий труд имеет своей целью в краткой форме рассказать о новомучениках, исповедниках и подвижниках благочестия Псковской епархии, пострадавших за веру в годы богоборческих гонений. Книга не претендует на полноту ох¬вата темы, в ней представлена лишь та малая часть сведений, которые удалось собрать на данный момент.
Основным источником сведений «Псковского синодика» стало многотомное, получившее известность издание «Не предать забвению. Книга Памяти жертв политических репрессий. Псковская область». Областная «Книга Памяти» посвящена судьбам репрессированных по политическим мотивам и затем реабилитированных земляков. Она готовится в свет издательством Организационно-методического центра по подготовке областной «Книги Памяти». Многотомник издается с 1996 года, к 2004 году вышло 15 томов. В «Книге...» приводятся фамилии более 45000 репрессированных. Из них в «Псковский синодик» вошло около 1000 человек из числа священноцерковнослужителей, а также тех, кто исповедовал веру Христову или имел какое-либо отношение к Церкви. Фактически пострадавших за веру на Псковщине значительно больше.
Кроме того, в «Псковском синодике» были использова¬ны материалы других изданий, таких как «Ленинградский мартиролог», «Синодик С.-Петербургской епархии», Книга памяти жертв политических репрессий «Бутовский полигон», «Сквозь огнь мучений и воды слез...» и др.
Важными источниками сведений о псковских новомуче¬никах стали материалы различных архивов: Российского го¬сударственного исторического архива (РГИА), Государсвенного архива Псковской области (ГАПО), Великолукского филиала государственного архива Псковской области (ГАПОВФ), Государственного архива новейшей истории Пскове-кой области (ГАНИПО), Национального исторического архива Беларуси (НИАБ), Государственного исторического архи¬ва Новгородской области (ГИАНО), Латвийского государственного исторического архива (ЛГИА), архивы ЧК-ОГПУ-НКВД-ФСБ, а также периодические издания и материалы СМИ до и после революционного периодов, воспоминания современников, родственников, свидетелей и их потомков.
Работа по сбору материалов о новомучениках Псковщины проводились (условно) в двух исторических периодах: до и после 1917 года. Это вызвано следующими причинами. Дореволюционные архивы Духовного ведомства Псковской епархии в свое время тщательно сберегались; частично они сохранились и до нашего времени в ГАПО. После революции о формировании и хранении церковных архивов, из которых можно было бы черпать сведения о новомучениках, не могло быть и речи, поскольку на Русскую Православную Церковь (и ее институт) была объявлена беспощадная война. Епархиальные архиереи совершали свое служение в условиях близких к катакомбным. Их деятельность была ограничена, связана с риском не только для свободы, но и для самой жизни. Поэтому документировать официальную жизнь епархии, фамилии, даты хиротоний ставленников и вообще деятельность Церкви было практически невозможно. Церковные архивы Псковской епархии постреволюционного периода в связи с вышеизложенным почти отсутствуют. Однако некоторые материалы этого периода были обнаружены в ГАПО и ГАНИПО. Эти материалы носят признаки своего века - века богоборчества; они фактически отражают не жизнь Церкви, а борьбу с ней.
В результате исторических катаклизмов - революций, войн, уничтожения архивов стихийными бедствиями, невеже¬ством или преднамеренно - в Псковской области сохранилось сравнительно немного материалов. Однако в процессе работы исследуемый материал, касающийся разных сторон церковной жизни Псковской епархии, накапливался. Стали известны некоторые сведения о храмах, святынях, монастырях, учебных, благотворительных, просветительных учреждениях, братствах и обществах епархии до Октябрьского переворота и в период богоборчества до сих пор не опубликованные для широкого читателя. Появились сведения о пер¬соналиях епархиального духовенства, младшего церковного клира, ктиторов и преподавательского корпуса духовных учебных учреждений до революции. Таким образом, в результате сбора материалов о новомучениках Псковская епархия параллельно получила неизвестные до ныне сведения о церковной жизни епархии означенного периода.
Материалы о пострадавших, чей подвиг достоин прославления в лике святых, были представлены в Синодальную Комиссию по канонизации святых Московской Патриархии Русской Православной Церки для их общецерковного прославления. В результате этого в лике святых новомучеников и исповедников Российских от Псковской епархии в 2003 и 2004 годах было прославлено девять святых священномучеников, краткие жития которых представлены во втором разделе «Псковского синодика».
Значительную часть «Псковского синодика» составили сведения, собранные на основе архивных материалов советского периода, когда к категории «служитель религиозного культа» советские судебные органы относили все категории носителей священного сана: священников, священномонахов, диаконов и пр. В случае, если не представилось возможным доподлинно установить священный сан или должность репрессированного, его сан обозначен как «священнослужитель».
Разница в количестве и качестве сведений о пострадавших в «Псковском синодике» обусловлена тем, что о некоторых лицах сведения собраны сравнительно в полном объеме. О них сохранились материалы в архивах, уже изданных книгах, средствах массовой информации, остались в живых родственники, свидетели или их потомки, которые поделились своими воспоминаниями. Если таковых не оказалось, сведения о пострадавшем сводятся к кратким биографическим данным, взятым из опубликованных источников или полученным изустно. Ввиду достаточно большого количества имен, представленных в книге, мы сочли целесообразным использовать компактный способ изложения материала. Цифра в квадратных скобках после каждого жизнеописания (ссылки) означает порядковый номер используемого источника или литературы, список которых находится в конце издания.
Необходимо также отметить, что среди церковного народа Псковщины были разные люди. Многие до смерти свидетельствовали перед богоборцами свою веру во Христа Рас¬пятого, такие, как игумен Антоний (Лучкин): «Стреляйте, но от Бога не отрекусь!» Другие попадали в тюрьмы, ссылки, лагеря. Были, к сожалению, и такие, которые предавали веру Христову, отрекались от священного сана, иные уходили в раскол (обновленческий, григорианский), становились предателями. Все эти случаи тщательно исследовались настолько, насколько это было возможно. Лица, которые были замешаны в чем-либо, нарушающем вероучение и каноны Право¬славной Церкви, в данном издании не рассматриваются. Поэтому их имена также не вошли и в «Псковский помянник» (приложение к «Псковскому синодику»).
Как бы не была ценна земная жизнь, она не ценнее вечности. Важна не внешняя победа и не материальный результат, а стояние в Истине: «Претерпевший же до конца спасется» (Матф. 10 : 22). Новомученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, когда претерпевали те или иные гонения, пытки, голод, холод, нужду. Победить своих гонителей одному человеку оказывалось невозможным. Новомученики верили в Бога и уповали на Него. Верили в Его реальное присутствие. Даже в самых глубинах тяжелейших страданий вера давала им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями - не по силе, а по благодати.
Изучая жизнь и подвиг мучеников и исповедников нового времени, мы видим в них образец не только религиозного совершенства, но и не можем не восхищаться их любовью к родине, которая переживала один из самых трагических периодов своей истории. Для них вера и память отцов были не просто внешней традицией, исторически унаследованной. Православная вера и православная родина стали содержанием их жизни, измена которым была равнозначна совершениюпредательства. Мученики и исповедники стояли перед выбором: совершить ради веры и Отечества подвиг самопожертвования или отступить. И с помощью Божией многие из них этот подвиг совершили.
Сегодня Церковь Христова активно возрождает порушен¬ные святыни. Этим не только восстанавливается утерянная красота облика родной земли, но и возвращается народу историческая правда и многовековая память. Связующим звеном прошлого и настоящего являются новомученики и исповедники Российские. Их жизненный путь - неотъемлемая часть истории Церкви и Родины, продолжателями которой являемся мы, ныне живущие на земле.
Знакомство с жизнеописаниями тех, которые жили и подвизались на нашей благословенной Псковской земле, необходимо, поскольку это наша история, наши корни. Один из выдающихся церковных иерархов митрополит Арсений (Стадницкий) в бытность свою управляющим Псковской епархией (1903 - 1910 гг.) по этому поводу сказал: «Прошлое всякого народа составляет фундамент его настоящего, изучение своего прошлого помогает выработке своего национального самосознания, национального достоинства, понимания смысла родной земли. Знания родной старины составляют основу истинного просвещения и помогают уяснению путей грядущего. Корень зла заключается не столько в недостатке мероприятий и законов, ...сколько в недостатке знаний старины и тесно связанного уважения к ней. Достигнуть этого уваже¬ния и любви к старине, гарантирующих ее целостность, возможно только путем познания ея. Нельзя уважать и любить того, чего мы не знаем». (Речь архиепископа Арсения, сказанная им 27 февраля 1910 года на годичном собрании Псковского церковно-археологического Комитета).
Один священник незадолго до ареста и мученической смерти архиепископа Пермского Андроника (+ 1918) спросил у него: «Как спасти паству от губящих ее волков и само¬му не впасть в уныние от озверения в народе и предстоящего поругания святынь?»

Владыка Андроник ответил: «Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. Не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа. Наше дело - собирать стадо Христово, организовать живые церковно-народные силы по приходам, чтобы разочаровавшиеся во всяких партиях люди здесь, в Церкви, и среди верующих, нашли живую пристань и добрый покой. Воскреснет душа народная - воскреснет и тело ее - наша здоровая государственность. Да помогает вам Премудрый Господь».
Новомученики и исповедники XX века - сила и слава нашей Церкви и нашего народа, свидетельство «победы, побе¬дившей мир» (1 Иоан. 5 : 4). Будем же благоговеть перед ними, молиться им, предстоящим перед Престолом Божиим и моля¬щимся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну.
Россия выплавила в своих недрах великий народ и создала великую культуру. Вклад псковичей, наших земляков в сокровищницу христианского наследия России несомненен и немал. Новомученики и исповедники Псковского края умно¬жили славу Христовой Церкви, славу России, нашего дорогого Отечества.
Будем верить, что, укрепляясь молитвенной помощью но-вомучеников, молясь о пострадавших за веру Христову на¬ших земляках, мы сможем исполнить свой долг перед Богом, Отечеством и благословенной нашей Псковской землей.

Молитвенно благодарим всех, кто оказал помощь, содействие в том, чтобы данное издание вышло в свет.
Усердно просим снисхождения за какие-либо неточности, которые могут присутствовать в данной работе, а также за низкое качество отдельных иллюстраций (некоторыеиз них заимствованы из многотиражных изданий и газет). Приносим свои извинения за отсутствие в некоторых случаях полных реквизитов архивов (ссылки на № дела, фон¬да или описи). Сведения по новомученикам Псковской епархии собирались в Рождества Богородицы Снетогорском монастыре г. Пскова. При пожаре в 2002 г. все материалы сгорели. Некоторые данные удалось восстановить; другие восстановить пока не представилось возможным.
В иных случаях место рождения, жительства или служения пострадавших в «Псковском синодике» указаны как область вместо губернии, район вместо уезда, село вместо погоста или наоборот. Составители придерживались сведе¬ний, указанных в источниках - анкетах уголовно-следственных дел и других документах судебных органов советской власти. Кроме того, некоторые районы и поселения находились в пограничных областях и мигрировали в разное время в разные области. Это также может внести недоумения при знакомстве с «Псковским синодиком». Приносим за это наши извинения.
Всех, кто может дополнить сведения, опубликованные в «Псковском синодике», предоставить какие-либо материалы, фотографии, письма, пожелает поделиться воспоминаниями, касающимися данной темы, а также написать отзыв о данной работе, любезно просим направлять свои предложения по адресу издательства с пометкой: «Для Псковского синодика».
Выражаем надежду, что «Псковский синодик» позволит читателю поближе познакомиться с церковным народом Псковского края и молитвенно, с благодарением, войти с ним в духовное общение. Надеемся также, что найдутся и те, которые пойдут дальше и продолжат дело, столь скромно начатое нашими малыми силами.
Архимандрит Гермоген (Муртазов)




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11