РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
22-09-2011


ПОРХОВСКИЙ УЕЗД

Погост БРОДОВИЧИ

Церковь СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Кирпичная церковь построена в 1822 году на средства при-

хожан, колокольня построена в связи с церковью. До 1892

года церковь была двухэтажной, затем из-за ветхости балок

второго этажа и его малой вместительности второй этаж

был разобран. Престолов в церкви два. В 1887-1890 гг. к

церкви с южной стороны пристроен придел Святого Иоанна Пред-

течи. В 1894 году в главном храме был установлен новый трехъ-

ярусный иконостас работы порховского позолотчика Мельдре. На

средства прихожан и церковного старосты купца Алексея Ивано-

вича Подсухского вся церковь покрыта железом. Освящение цер-

кви после ремонта и переустройства совершил 3 июля 1894 года

епископ Псковский и Порховский Антонин. Церковный староста

А.И. Подсухский из-за болезни на торжестве не присутствовал,

поэтому епископ Антонин посетил его дома, где совершил молебс-

твие и пожелал скорейшего выздоровления. В приходе была одна

деревянная часовня, «возобновленная» в 1913 году.

После введения штатов 1876 года в церкви служили священ-

ник и псаломщик. В начале XX века служили священник, дьякон

и псаломщик. С 1890 года служил священник Алексей Иоаннович

Быстрицкий. С этого же года он был законоучителем в церковно-

41

приходской школе. 3.07.1894 г. на него возложен набедренник. В

1901 г. он утвержден в должности члена благочиннического совета

по 2-му округу Порховского уезда. Награжден наперсным крес-

том в 1907 году и 6 мая 1911 года. Награжден саном протоиерея

29 июня 1917 года. Вместе с о. Алексеем в 1913 году в должности

дьякона служил Александр Ефимович Дубровский.

Дьяконом в церкви в начале XX века служил Николай Беляев.

В этом храме он служил псаломщиком с 15.06.1895 г. и рукополо-

жен в сан дьякона 7 мая 1900 года. С 28 января 1904 года переме-

щен в погост Карачуницы Порховского уезда. Впоследствии он стал

священником, служил в церкви в Бельском Устье и убит в 1944 году

партизанкой.

Псаломщиком служил Леонид Панов.

В 1924 году в погосте проживали священник Алексей Иоан-

нович Быстерский (Быстрицкий ?), дьякон Кронид Яхонтов и

псаломщик Михаил Павлов. Все они были лишены избирательных

прав.

Приход составляли следующие населённые пункты: село

Бродовичи; деревни: Бродовичи, Брод, Брудово, Буяницы, Вол-

ково, Волосово, Воробьево, Гречушино, Брод-Межник, Дрочки-

но, Дубицы, Дубье, Есткино, Еваницы, Заполье, Заречье, Кор-

пылево, Лашково, Лужок, Луковищи, Мартышево, Мачково,

Межник, Подсухи, Подгородье, Сосново, Селищи, Терептино,

Тимахово, Тосницы, Угориха, Хлипицы, Ямицы. Всего в 1910

году проживало 3798 человек.

Церковь СВЯТИТЕЛЯ и ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ

(кладбищенская)

1901 году на средства церковного старосты купца Алек-

сея Ивановича Подсухского и «небольшие доброхотные

пожертвования прихожан» на кладбище за рекой Дубянка

построена каменная церковь Святителя и Чудотворца Ни-

колая. До этого здесь с 1778 года стояла деревянная Нико-

лаевская церковь. Церковь своего причта не имела, в ней служили

священник и псаломщик Сретенской церкви.

Ныне деревня Бродовичи Порховского района. Церкви Сре-

тенская и Николаевская не сохранились.

42

Село БУРИГИ

Церковь СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ

ело Буриги с XVIII века принадлежало князьям Корса-

ковым, с XIX века - Дондуковым-Корсаковым. Стро-

итель церкви князь Александр Степанович Корсаков

(23.11.1763-17.08.1832) был похоронен в церкви за пра-

вым клиросом. При нем в имении были винокуренный и

кожевенный заводы. Его сын Михаил после женитьбы стал име-

новаться князем Дондуковым-Корсаковым. Этот титул и фамилия

были закреплены за его потомками. Княжну Марию Михайловну

Дондукову-Корсакову (09.10.1827-15.09.1909) в детстве болезнь

позвоночника приковала на 5 лет к постели. Врачи не надеялись её

спасти, но она выжила, окончательно поправилась после молебна у

иконы Божией Матери в Казанском соборе в Петербурге, реши-

ла посвятить себя Богу и помощи страждущим. Она отказывала

себе во всём, не говоря о нарядах и удовольствиях, она и поездку

на конке в Петербурге считала роскошью, занималась благотво-

рительностью, стала основательницей первых в России полевых

госпиталей, тюремных библиотек. Л. Толстой упоминает о ней в

«Севастопольских рассказах». Мария Михайловна была со своим

госпиталем под Браиловым в Крымскую войну, получила ранение

в голову. В Псковской губернии на свои средства открывала шко-

лы, приюты, больницы, давала детям одежду и обувь, содержала

учеников в школах «на всём готовом», покупала учебники, платила

зарплату учителям. Наиболее талантливых учеников посылала на

свой счет учиться дальше. Положенную ей часть доходов с име-

ний княжна употребила на то, чтобы в 1865 году открыть в Бури-

гах Общину сестёр милосердия Святой Марии Магдалины. При

общине была открыта больница для женщин и детей, больных

сифилисом. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. она

вместе с другими сёстрами Общины служила сестрой милосердия

в госпитале на Балканах. После войны в Петербурге она посещала

в тюрьмах заключенных, создавала библиотеки, добивалась уст-

ройства калориферного отопления в тюрьмах и даже временного

освобождения из тюрьмы по семейным обстоятельствам. Умерла

43

Мария Михайловна в Петербурге. Перед смертью она продикто-

вала два завещания. Одно адресовано сёстрам милосердия, дру-

гое - о больных в тюрьмах. Её жизненным девизом, который она

завещала родным, друзьям, сотрудникам было: «Всегда радуйтесь.

Непрестанно молитесь. За всё благодарите». Согласно последней

просьбе её похоронили в ограде церкви в Буригах. Возле церкви был

похоронен и её брат князь Николай Михайлович Дондуков-Кор-

саков (14.09.1821-18.02.1856). В 1849-1854 гг. он был почетным

смотрителем народных училищ Порховского уезда, что сопряжено

было со многими отнюдь не «почетными» обязанностями. С нача-

лом Крымской войны вступил в стрелковый полк Императорской

фамилии, но во время эпидемии умер от тифа. Его тело привезли

и похоронили у церкви. Недалеко от церкви сохранилась могила

со следующей надписью: «Мстислав Петрович Корсаков. Родился

1830 года 6 мая, ранен в левый бок пониже сердца в деле с горцами

под Роштою около 2 часов по-полудни 21 января, в понедельник.

Скончался в 1852 году 18 ноября в 5 часов утра в крепости под

Урус-Мартаном». Церковь закрыта в годы «хрущевской оттепе-

ли». В 1970-е годы сгорел барский двухэтажный с балконом дом.

Все, что возможно, в усадьбе разрушено. Под руинами церкви мо-

гилы и М.М. Дондуковой-Корсаковой и её родственников.

Первоначально здесь стояла деревянная церковь Покро-

ва Пресвятой Богородицы с приделами Святителя и Чудотворца

Николая и Святого Великомученика Георгия, построенная в 1767

году полковником Александром Гавриловичем Вороновым. В 1819

году помещиком прапорщиком гвардии Александром Степанови-

чем Корсаковым на собственные средства построена кирпичная

церковь, 9 (22) ноября того же года освященная в честь Святой

Живоначальной Троицы. Колокольня была устроена над куполом

церкви на семи деревянных колоннах. На колокольне висели шесть

колоколов, вес их остался неизвестным. На двух колоколах были

надписи: «Лит в Валдае мастером Иваном Алексеевым Митро-

фановым 1821 г. Псков Порховского уезда в с. Буриги ко храму

Троицы Живоначальной» и «Лит в Валдае на заводе». Престолов

в церкви два: Святой Живоначальной Троицы и Тихвинской ико-

ны Божией Матери. Служба в Тихвинском приделе совершалась

только 26 июня (9 июля).

К Троицкой церкви приписана домовая церковь Спаса Неру-

котворенного Образа в селе Полоное. В приходе были 3 часовни.

44

Деревянная часовня Святой Великомученицы Параскевы, именуе-

мой Пятница, в селе Ровное построена князем М.А. Дондуковым-

Корсаковым в 1855 году вместо прежней ветхой. В селе Тригорша

находилась деревянная часовня Успения Божией Матери. Еще

одна деревянная часовня, Усекновения Главы Иоанна Предтечи,

находилась в деревне Сеча. Крестный ход совершался «с давних

времен» в деревне Новые Буриги 27 мая (9 июня) в день обрете-

ния мощей Преподобного Нила Столобенского, там же на источ-

нике совершалось водоосвящение. Рядом с церковью находилось

кладбище. В 1908 году церковь и село Буриги посетил архиепис-

коп Псковский и Порховский Арсений, 26 сентября 1913 года

- епископ Евсевий (Гроздов). После литургии епископ Евсевий

совершил литию по почившим Марии и Петре Дондуковым-Кор-

саковым. В земской школе владыка «испытал» учащихся на знание

Закона Божия. При посещении больницы и богадельни Общины

Святой Марии Магдалины епископ Евсевий просил не забывать

своего Отца Небесного, почаще обращаться к Нему с теплой сер-

дечной молитвой «при несомненной твердой вере в Него».

Церковно-приходского попечительства, больницы и бога-

дельни не было. Церковно-приходской школы не было, т.к. при

Общине сестёр милосердия Святой Марии Магдалины с помощью

уездного земства в селе Буриги в 1877 году открыта школа. В 1914

году в ней обучалось 26 мальчиков и 24 девочки. Учительницами в

ней были сёстры милосердия. В имении Полоное на средства князя

Дондукова-Корсакова 1 октября 1899 года открыта частная шко-

ла. В 1910 году в ней обучалось 19 мальчиков и 20 девочек.

Согласно штату в церкви служили священник и псаломщик.

Священник Михаил Ильич Бойков (10 ноября 1886-?). В

селе Буриги с 1913 года. Сын сельского учителя посада Сольцы. В

1908 году окончил Псковскую духовную семинарию, затем учился

в Юрьевском (Тарту) ветеринарном институте. С августа 1910 года

по ноябрь 1913 года был учителем в Наговской сельскохозяйствен-

ной низшей школе 1 разряда имени генерал-адъютанта А. Н. Ку-

ропаткина в Холмском уезде. Определен на священническое место

в Буриги 19 ноября 1913 г. Состоял членом общины Святой Марии

Магдалины в селе Буриги, с 1914 года состоял членом находившейся

под покровительством императрицы Александры Федоровны Все-

российского попечительства об охране материнства и младенчества,

председателем Буригского временного комитета по оказанию помо-

45

щи семьям запасных Порховского уезда. В 1921 году священнику

Байкову отказано в отсрочке от призыва на военные сборы или на

службу в армию. Из текста документа это непонятно.

Обязанности псаломщика исполнял Пётр Прокопьев (Про-

кофьев) родился в 1882 году. Сын крестьянина деревни Стан-

ково-Конечек Изборской волости Псковского уезда. Окончил

курс Псковской епархиальной Арсениевской псаломщической

школы в 1912 году, с этого же года служил в Буригах. Позднее

стал священником, в 1937 году арестован и 26 октября 1937 года

приговорен к расстрелу. В 1924 году в деревне Старые Буриги

проживали священники Николай Колиберский, 22 лет, Пётр

Парфёнов, 38 лет, псаломщик Михаил Майков, 30 лет. Все они

были лишены избирательных прав.

Приход составляли населённые пункты: село Буриги; дерев-

ни: Большой Городок, Заполянье, Карзово, Красково, Малый

Городок, Новые Буриги, Новое Недажино, Паники, Пневно,

Полоное, Сеча, Старые Буриги, Старое Недажино, Тригоша. В

1914 году было 1591 человек.

Ныне деревня Буриги Порховского района. Церковь не со-

хранилась, руины.

ело ПОЛОНОЕ

Домовая церковь НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА

ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

о преданию церковь построена в 1618 году, в ней был тёп-

лый придел Святого Пророка Илии, построенный в 1713

году князем Степаном Белосельским. В 1875 году с разре-

шения епархиального начальства князем Александром Ми-

хайловичем Дондуковым-Корсаковым при входе в церковь

пристроена кирпичная усыпальница для погребения умерших родс-

твенников княжеского рода. Церковь была построена из каменной

плиты. Колокольня кирпичная, построена перед входом в церковь.

По указу Псковской духовной консистории от 20 марта 1876

года церковь на правах домовой приписана к Троицкой церкви в

Буригах. До этого причт состоял из священника и псаломщика.

До 1876 года служил священник Василий Прокофьевич Левит-

ский. С 1876 года богослужения совершал иеромонах Никанд-

46

ровой пустыни о. Агафангел, затем заштатный священник Ио-

анн Виноградов. 26 сентября 1913 года церковь посетил епископ

Псковский и Порховский Евсевий. Обращаясь к прихожанам, он

указал на необходимость молитвы и всегдашнего памятования о

Боге. Владыка совершил литию по почившим из рода Дондуко-

вых-Корсаковых, затем в усадебном доме осмотрел коллекцию

картин, бронзы, мозаики, сохраняемую князьями.

Землю для огородов священнослужителям, квартирные

деньги давали князья Дондуковы-Корсаковы. В 1899 году при

церкви открыта школа; с 1 октября 1914 года на средства княги-

ни Дондуковой-Корсаковой в ней обучалось 42 мальчика и 24

девочки.

Село Полоное в начале XVIII века принадлежало князьям

Белосельским, затем перешло Корсаковым, Дондуковым-Корсако-

вым. В 1805 году Россия в союзе с Австрией, Пруссией и Швецией

была вовлечена в войну с Наполеоном. Через Псковскую губернию

к границе двинулись русские войска. В княжеском доме в Полоном

на собственные средства владельца был устроен госпиталь для рус-

ских войск. Брат императора Александра I, великий князь Конс-

тантин Павлович осмотрел госпиталь и доложил царю, что устроен

он «с выгодой для больных». Александр I в знак благодарности за

заботу о русских воинах пожаловал Дондукову-Корсакову алмаз-

ный перстень, а управляющему имением титулярному советнику

Мягкову - золотую табакерку. Жителям Порхова, помогавшим ус-

троить госпиталь, объявлена монаршая благодарность. В XIX веке

владельцем имения стал князь Александр Михайлович Дондуков-

Корсаков (12 сентября 1820-15 апреля 1893), генерал-адъютант и

генерал от кавалерии. В 1877-1878 гг. он командовал армейским

корпусом. В 1878 году император Александр II повелел ему быть

императорским российским комиссаром в Болгарии, а в 1879 году

- командующим оккупационными войсками в Болгарии. Болгары

даже предлагали возвести его на Болгарский Престол. При участии

Дондукова-Корсакова был написан проект организационного уста-

ва, легший в основу первой болгарской, так называемой Тырновской,

конституции. Во многих болгарских городах сохранились улицы его

имени. В России он был назначен членом Государственного Совета.

В 1883-1890 гг. А.М. Дондуков-Корсаков командовал войсками

Кавказского военного округа, при нем Кавказские минеральные

воды признаны имеющими общегосударственное значение. Похо-

47

ронен Александр Михайлович в семейной усыпальнице в Полоном.

Сохранилась могильная плита.

В 1903 году Министерством земледелия и государственных

имуществ в Полоном княгиней А.М. Дондуковой-Корсаковой

открыта низшая сельскохозяйственная школа 1 разряда. По мыс-

ли княгини, школа должна была дать народу основные знания по

сельскому хозяйству, в частности, по винокурению, огородничест-

ву, садоводству и пчеловодству и столярному делу. В школе были

три специальных класса, курс обучения составлял 3 года. Прини-

мались дети всех сословий, в подготовительный класс - с 12 лет, в

специальные - с 14 лет. Ученики жили в общежитии, полные пан-

сионеры получали стол, обувь, одежду, учебные пособия, полупан-

сионеры - стол, постельное белье, учебные пособия. Преподавали

в школе Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметику,

геометрию, черчение и землемерие, русскую историю, географию,

земледелие с изложением культуры кормовых трав, садоводство,

огородничество, лесоводство, скотоводство, пчеловодство, ветери-

нарию, основные сведения по естественным наукам, главные зако-

ны, относившиеся к устройству крестьянского быта.

20 июля 1929 года президиум Псковского окрисполкома при-

нял решение о судьбе церкви: «Учитывая невыполнение группой

верующих договора в части ремонта и содержания в исправности

церковного здания, в результате чего здание подверглось значи-

тельному разрушению, а строительный материал расхищен, хода-

тайствовать перед облисполкомом о расторжении договора с двад-

цаткой церкви Полоное Порховского района с передачей её под

клуб, т.к. данная группа верующих имеет другое здание культа».

От церкви ничего не сохранилось. Еще до войны разобрали

на кирпич главный дом, уцелел флигель, сохранилась оранжерея, в

которой теперь сельский клуб и несколько разрушающихся хозяйс-

твенных построек.

По благословению митрополита Псковского и Великолукс-

кого Евсевия Порховский благочинный архимандрит Павел (Гри-

горий Павлович Кравец) с прихожанами перестроил внутри уса-

дебный флигель в церковь иконы Божией Матери «Споручница

Грешных». С Рождества Христова 2007 года в нем совершаются

богослужения.

Ныне деревня Полоное Порховского района. Церковь дейс-

твующая, новая.

48

Погост ВЫСОКОЕ (Высоцкий погост)

Церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

а месте погоста, согласно писцовой книге 1501 года, нахо-

дился Никольский погост на Шелони с церковью Святи-

теля Николая. В 1539 году он назывался Никольским Вы-

соцким погостом.

Известно, что в XVIII веке здесь была деревянная церковь

Святителя и Чудотворца Николая с приделом Покрова Пресвятой

Богородицы. По некоторым сведениям, церковь была построена в

1789 году. В документах конца XVII - начала XIX века она харак-

теризуется как «ветхая». Кирпичная церковь построена в 1820 году

помещицей, супругой генерал-майора Натальей Ивановной Лиха-

чевой. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью.

В церкви было четыре престола: главный престол - Вознесения

Господня, правый придел - Покрова Пресвятой Богородицы, ле-

вый - Святителя и Чудотворца Николая, и вверху - Знамения

Божией Матери. В 1875 году из-за трещины в каменной колоколь-

не предполагалось рядом построить деревянную, но трещина со

временем не увеличивалась, от постройки новой колокольни отказа-

лись. На колокольне находилось пять колоколов. Самый большой

колокол имел изображения херувимов, Святого Николая, Препо-

добного Нила Столобенского и Казанской иконы Божией Матери.

Надпись на нем была следующей: «1821 года генваря 15 дня слит

от усердия Порховского купца Игнатия Дробина з братьями его»,

ниже по краю: «Слил в Валдае колокольных дел мастер Николай

Иванов Смирнов». Этот колокол весил 67 п. 21 ф. На втором ко-

локоле было изображение Казанской иконы Божией Матери, весил

16 п. 14 ф. На других колоколах изображений и надписей не было,

весили они: 8 п. 20 ф., 1 п. 39 ф., 1п. 25 ф. Рядом с церковью нахо-

дились два кладбища, старое и новое.

23 августа 1909 года прихожане погоста Высокое, Княжьи

Горки, Пожеревицы, Болчино и Ясски торжественно встречали

икону Святой Благоверной Великой княгини Анны Кашинской,

пожертвованной купцом Ив.Ф. Тихомировым. Икона крестным

ходом была принесена в погост от станции Дедовичи. Вознесенс-

49

кая церковь стала первой, установившей икону недавно вновь про-

славленной святой.

С 1876 года по 1881 год к Вознесенской церкви была при-

писана Ильинская церковь села Княжьи Горки. В приходе было

шесть часовен. Кирпичная часовня в селе Тягущи. Остальные ча-

совни деревянные в деревнях Базыково, Заполье, Мокрое, Раи,

Ручьевая.

В приходе находилась церковно-приходская школа, открытая

22 ноября 1889 года, её ученики во время учебного года составляли

церковный хор.

До 19 июля 1912 г. в церкви служил священник Евгений Тро-

ицкий, перемещенный к церкви на ст. Новосокольники. С 15 ав-

густа 1912 года служили священник Александр Александрович

Уберский, до этого служивший в погосте Плесы Новоржевского

уезда и с 12 января 1912 года псаломщиком служил священник Па-

вел Лавров.

Священник Алексий Васильевич Харлов родился в 1863 году

в семье священника церкви Архангела Михаила погоста Вышего-

род. Состоял членом братства Святых Кирилла и Мефодия, заве-

довал церковно-приходской школой, состоял в ней законоучителем

с 1893 года. В 1912 году вместе с матушкой он устроил в церковно-

приходской школе на Рождество Христово ёлку, за что приход вы-

разил ему признательность и благодарность. В 1896 году о. Алек-

сий награжден набедренником, в 1901 году - скуфьёй, 6 мая 1907

года - благословением Священного Синода, 6 мая 1909 года -

камилавкой. Арестован 22 октября 1918 года, Порховской уездной

ЧК 24 октября 1918 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован

о. Василий 28 мая 1998 года.

Псаломщиком в церкви служил Валентин Феодорович Ал-

мазов (30 июля 1886-1936). 3 января 1912 г. он определен на дья-

конское место в погост Афанасьева Слобода Опочецкого уезда.

4 марта 1915 г. дьякон Валентин Алмазов перемещен на дьякон-

ское место в погост Опоки Порховского уезда. Он сын священ-

ника погоста Белое Феодора Алмазова, окончил Псковскую ду-

ховную семинарию, служил регентом в погосте Белое, женился и

был рукоположен священником в погост Высокое. Вскоре после

октябрьской революции 1917 года воды Шелони подмыли берег,

на котором стоял храм. В реку сползли могилы строителей церк-

ви и колокольня. Новые власти Вознесенскую церковь закрыли,

50

а потом взорвали, о. Валентину пришлось совершать службы на

дому у верных прихожан, по их просьбе он крестил, отпевал, совер-

шал церковные таинства. 26 октября 1935 года его арестовали, при

этом принуждали отречься от сана. Суд 10-11 февраля 1936 года

приговорил его к 10 годам лишения свободы, сослали на Север, се-

мью выслали на Урал. От о. Валентина пришло всего одно письмо,

его расстреляли в ссылке весной 1936 года.

Приход составляли погост Высокое; деревни: Бабкино, Ба-

зыково, Байково, Бахново, Белозорево, Березка, Борок, Большие

Монастыри, Большие Негодицы, Бродницы, Брюшнево, Гавино,

Горбово, Горки, Горцы, Грибачиха, Грязи, Гусли, Дедовичи-1, Де-

довичи-2, Десяцкое, Дорогини, Дубовый Бугор, Дубы, Дырклено,

Залесье, Заполье, Качаново, Кипино, Киселево, Кленивы, Кобы-

ляки, Костково, Красные Горки, Крутики, Крючково, Кузнецово,

Лбово, Лихачево, Ломы, Лука, Лунево, Малое Крючково, Малые

Негодицы, Михлово, Мишино, Мокрое, Молотово, Монастырьки,

Мостки, Мышино, Никулкино, Новинка, Новые Подмошки, Пе-

сочек, Пестино, Плахин Бугор, Погостицы, Подмошки, Пружко-

во, Раи-1, Раи-2, Расошня, Решетино, Решицы, Росстани, Релка,

Ручьевая, Слупленик, Сосонка, Сосонье, Сондние Монастыри,

Тимошкино, Тягущи, Тятюшкино, Хилово, Чижово, Шапинское,

Шаплово, Шубино, Устье, Ямицы. В 1910 году проживало прихо-

жан: 2600 мужчин и 2748 женщин.

Ныне посёлок Дедовичи, районный центр.

Жители посёлка, лишившиеся своей церкви, испытывали не-

удобства и трудности - добраться до ближайшей церкви в деревне

Белая непросто. Архимандрит Павел (Григорий Павлович Кра-

вец) вместе с жителями решил построить церковь в многолюдном

поселке. 1 марта 1998 года в посёлке Дедовичи была освящена цер-

ковь Покрова Пресвятой Богородицы. Рядом установлен крест с

надписью: «Помяни, Господи, убиенного священника Валентина

Алмазова и всех, за веру в земле Дедовичской пострадавших». В

2006 году церковь сгорела при невыясненных обстоятельствах, но

в огне невредимой осталась икона Святителя Николая, даже краска

не потрескалась на ней. Церковь построили на новом месте. В 2006

году рядом с церковью в память по убиенному за веру иерею о. Ва-

лентину Алмазову построена часовня-памятник Святых Новому-

чеников и Исповедников Российских. Архимандрит Павел вместе

с прихожанами восстанавливал закрытые и заброшенные храмы в

51

Дедовичском, Дновском, Бежаницком, Порховском районах. К

концу его жизни насчитывалось более тридцати церквей. В послед-

ние годы он был благочинным. Даже будучи тяжело больным, не

оставлял надежды «сделать что-нибудь особенно дорогое». Скон-

чался архимандрит Павел в 2009 году, ему было 64 года.

Погост ВЫШЕГОРОД

Церковь БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ

огост Вышегород впервые упоминается в письменных ис-

точниках в 1404 году. Это был укрепленный пригород

Великого Новгорода. Здесь Новгородская земля, сопри-

касаясь к западу с Псковской землей, и огибая Навереж-

скую губу, спускалась на юг, и по близости с Псковской

граничила с XIV века с Литовской землей. В 1428 году перед оса-

дой Порхова Витовт два дня и две ночи стоял под Вышегородом.

В 1471 году, вышегородцы, услышав, что псковичи поддержали

Великого князя Московского в его походе на Новгород, сделали

набег на псковские сёла в Навережской губе. 15 июля псковское

войско подошло к Вышегороду. Воинской силы новгородцев здесь

было мало, отряды, ушедшие грабить псковские владения, еще не

вернулись. Два дня вышегородцы оборонялись, потом вышли из

города просить милосердия. Псковичи, посовещавшись, отпустили

пленников, и отошли от городка. В писцовой книге 1539 года упо-

минаются церкви Архангела Михаила и Богоявленская.

Деревянная церковь построена в 1712 году, в церкви были два

придела Владимирской иконы Божией Матери и Великомучени-

цы Параскевы. В документах конца XVIII века сказано, что к ней

приписана церковь Святого Архангела Михаила. В 1816 году при-

хожанами построена новая кирпичная, на каменном фундаменте,

церковь. Колокольня построена в связи с церковью. Престолов в

церкви было три. Главный престол - Богоявления Господня, юж-

ный - в честь Владимирской иконы Божией Матери, северный -

Святой Великомученицы Параскевы. На колокольне висели три

колокола, перенесённые из первоначальной древней церкви Архан-

гела Михаила. Колокола были особой формы и звука. Два коло-

52

кола не имели надписей, а на третьем была следующая надпись:

«1745 года февраля 16 слит сей колокол в Новгородскую губернию

города Порхова Вышегородского погоста в церковь Михаила Ар-

хангела тщанием девицы Марии Тимофеевой».

В этой церкви молился помещик села Михалёво генерал-майор

Николай Иванович Бухаров. В 1834 году он командовал гусар-

ским эскадроном, в который поступил корнет М.Ю. Лермонтов.

На кладбище недалеко от церкви Бухаров и похоронен. Могила с

памятником сохранились. Усадьба не сохранилась.

В приходе было десять деревянных часовен. В погосте Выше-

город в церковном доме находились церковно-приходская школа,

в которой в 1910 году обучался 31 ученик, и школа Министерства

народного образования, в Филиппово - земская школа. Служи-

ли в церкви священник и псаломщик. Священником с 14 октяб-

ря 1899 года служил Димитрий Иоаннович Карзов, сын и брат

священников погоста Гористо. Он родился 20 октября 1870 года.

Псаломщиком с 28 марта 1895 года служил Павел Дубровский. В

1910 году вместо псаломщика служил дьякон Василий Троицкий.

Судьбы всех их после 1917 года неизвестны.

Приход составляли следующие населённые пункты: село Вы-

шегород; деревни: Антановка, Антаново, Горушка, Дубник, Забо-

лотье, Загорье, Заклинье, Захаркино, Ключки, Кривково, Мини-

но, Олухово, Осва, Пеньково, Платичино, Пешково, Трофимово,

Скупец, Филистово, Хударево, Юрьево, а также переселенцы из

других уездов и приходов в деревнях Анискино, Замошье Захо-

дец, Карново, Клюки, Козлово, Минино, Михалево, Петрово,

Поповка, Тимонино, Тишинка, Уза, Узкая Губа, Филиппово. В

1900 г. в приходе проживало 1095 мужчин и 1192 женщин.

По преданию, в деревне Уза в древности был Михайловс-

кий монастырь, здесь 3 июня 1352 года скончался Новгородский

архиепископ, градостроитель, проповедник Василий Калика. По

просьбе псковичей он приезжал молиться об избавлении от мора

(эпидемии), на обратной дороге заболел и скончался.

По благословению епископа Антонина 5 июня 1894 года

полковником, впоследствии генерал-майором, Михаилом Ивано-

вичем Поповым и его женою Хиониею Ивановной в погосте осно-

вана «Вышегородская церковная библиотека в память дочери гос-

под Поповых Александры». В 1892 году семья Поповых с тремя

детьми приехала из Двинска (Даугавпилса) на дачу к родствен-

53

никам в село Вилина Горушка, в 5 верстах от Вышегорода. Здесь

13 мая неожиданно скончалась их дочь Александра, родившаяся

20 апреля 1886 года. Чтобы увековечить память дочери родители

решили основать библиотеку. Помещалась она в приделе Благо-

вещенской церкви. Устав библиотеки утвержден 7 ноября 1896

года. В библиотеке были книги религиозно-нравственные, по изу-

чению русского и церковно-славянского языков, по арифметике

и математике, географии, педагогике, сельскому хозяйству, исто-

рии, сельской медицине, ремёслам, пению, игре на музыкальных

инструментах, ноты, справочники. Управлял библиотекой совет,

состоявший из причтов двух церквей погоста, учителей церков-

но-приходской школы, почетных граждан. Председателем совета

являлся священник одной из церквей по выбору Псковского Ки-

рилло-Мефодиевского братства и утвержденный Псковским ар-

хиереем. Членом совета не мог быть торговец спиртными напитка-

ми. Заведование библиотекой совет поручал тому или иному лицу,

с обязательным утверждением архиереем. Пользование книгами

было бесплатным. К концу 1900 года в ней было 4033 наименова-

ния книг, 238 читателей. Самыми популярными были книги рели-

гиозно-нравственного характера, учебники русского и славянского

языков, по сельскому хозяйству и. в частности, по пчеловодству.

Для отопления библиотеки крестьяне деревни Узкая Губа, члены

приходского попечительства Иосиф Федоров, Михаил Семёнов,

Игнатий Михайлов и Иван Яковлев пожертвовали участок леса.

Поповы не раз приезжали в Вышегород, постоянно пополняли

библиотеку. Библиотека работала до 1917 года.

В настоящее время церковь закрыта, разрушается.

Церковь СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

ервоначально существовала каменная церковь «старинно-

го построения», которая стояла на земле помещика Петра

Бибикова. До 60-х годов XIX века могли видеть руины

древней церкви. Возможно, этот храм был свидетелем оса-

ды Вышегорода в 1428 году литовскими войсками князя

Витовта. Кирпичная церковь построена в 1873 году генерал-майо-

ром Александром Петровичем Бибиковым. Об истории строи-

тельства сообщает бронзовая доска, установленная внутри храма:

«Храм сей во имя Святого Архистратига Михаила с приделом-

54

Рождества Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

сооружен на иждивении полковника Петра Ивановича, супруги

его Анны Александровны и сыновей их генерал-лейтенанта Ва-

силия, генерал-майора Александра, тайного советника Нико-

лая Петровича Бибиковых. Основание, или закладка, последо-

вала 16-го июля 1863 года. Освящены престолы: первый во имя

Святого Архистратига Михаила июля 1-го, а второй во имя

Святого Иоанна Предтечи июля 2-го 1873 года. Сооружение

и освящение храма, а также снабжение его церковною утварию

и другими принадлежностями последовали при содействии ге-

нерал-майора Александра Петровича Бибикова». Как видно из

текста, престолов в церкви два. Главный престол - Святого Ар-

хангела Михаила, в приделе - Рождества Святого Иоанна Пред-

течи. Местное предание гласит, что у Петра Ивановича и Анны

Александровны была еще дочь, которая сильно болела. Однажды

полковник увидел во сне, что он въехал на тройке на высокий холм.

На одном месте правая пристяжная подвернула ногу. Днем Петр

Иванович пошел на конюшню и увидел там точно таких же лоша-

дей, как и во сне. Он велел запрячь тройку, въехал на холм и на том

месте, что он видел во сне, лошадь подвернула ногу. Отец понял это

как знак того, что исцеление дочери возможно на этом месте. Он

решил строить храм. Три сына приняли участие в строительстве.

Александр отвечал за строительные материалы и обжиг кирпича;

Василий - за архитектуру церкви и возведение стен; Николай от-

вечал за внутреннее убранство. Гранит для ступеней главного входа

привезли из Финляндии. Спустя три недели после возведения цер-

кви их сестра выздоровела.

Строительство церкви было начато архитектором Александ-

ром Ивановичем Долотовым. Продолжил строительство академик

архитектуры Николай Дмитриевич Федюшкин, автор русских пра-

вославных храмов в Иерусалиме. Завершил строительство и укра-

шение церкви архитектор Иван Семёнович Богомолов. Среди его

работ постамент памятника А.С. Пушкину в Москве. Авторство

проекта иконостаса приписывается художнику-маринисту Алексею

Петровичу Боголюбову. В Академии художеств он был учеником

нашего земляка художника М.Н. Воробьева. Первоначально в цер-

кви находились родовые иконы Бибиковых. Почиталась древняя

икона Святой Великомученицы Параскевы, называемой Пятница,

считавшейся явленной. Хранились серебряный напрестольный крест

55

с надписью «сооружен в церковь Архистратига Михаила в погосте

Вышегород тщанием лейб-гвардии капитана Ивана Федорова Би-

бикова, 1766 года»; большое Евангелие, напечатанное в 1735 году

при императрице Анне Иоанновне, серебряные позолоченные сосу-

ды: потир, дискос, звездица и лжица (ложечка для причащения ми-

рян и церковнослужителей), хранились и древние осиновые венцы.

В советское время они изъяты и судьба их неизвестна. Подклет, где

были захоронения Бибиковых, в советское время разграблен, были

вынесены даже гробницы, есть две плохо сохранившиеся каменные

надгробные плиты. Колокола с колокольни сбросили.

Церковь была безприходной, часовен не было.

В церкви служили священник и два псаломщика. Священник

- протоиерей Василий Александрович Харлов. После окончания

в 1857 году Псковской духовной семинарии он служил священ-

ником в погосте Ясно, 4 ноября 1876 года переведен в церковь

Михаила Архангела в Вышегород. Более 40 лет о. Василий был

законоучителем в Вышегородской церковно-приходской школе и

в земских школах, был окружным наблюдателем за преподаванием

Закона Божия, членом благочиннического и попечительного со-

ветов школ. Как член Порховского училищного совета и училищ-

ный депутат, он горячо принимал к сердцу интересы детей округа

и нужды уездного духовного училища. С 1897 года по 1905 год

о. Василий - благочинный духовного округа. За свое служение

протоиерей неоднократно получал благословение и признатель-

ность правящего архиерея, награжден орденом Святой Анны 3-й

степени. Сын Алексий стал священником, служил в погосте Высо-

кое, в 1918 году расстрелян местной ЧК.

Псаломщики: Николай Ароматов; Иоанн Иванов с 3.02.1911 г.

После него, с 7.03.1911 г. служил псаломщик Иоанн Михайлов, пе-

ремещенный сюда из с. Сырковичи. Других сведений о священнике

и псаломщиках нет.

В 1925 году священник Сергий Гривский лишен «активного и

пассивного права выборов».

В советское время церковь, как и люди, претерпела гонения,

но не закрывалась. В годы Великой Отечественной войны здесь

находился наблюдательный пункт оккупантов. В 1983 году в цер-

кви проведен некоторый ремонт. В приделе установлен новый ико-

ностас, на барабане выполнены росписи московским художником

П.Н. Аносовым, который много работал в храмах Подмосковья. В

56

колокольне оборудованы помещения для жилья пономаря и смот-

рителя храма. К 1997 году церковь принадлежала общине Зару-

бежной Русской Православной Церкви во главе с о. Серафимом,

в настоящее время воссоединившимся с Русской Православной

Церковью. В подцерковье был устроен храм в честь Царя-Муче-

ника Николая II, но престол не был освящен. В настоящее время

это православный храм, но богослужения из-за малого числа насе-

ления совершаются не постоянно.

Ныне деревня Вышегород Дедовичского района. Приход не-

большой, церковь ветшает, она очень нуждается в грамотной

реставрации.

Село ГОЛУБОВО

Единоверческая церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

ело до строительства собственной церкви входило в при-

ход Преображенской церкви села Заклинье. Жизнь ря-

дом с людьми, исповедовавшими каноны Православной

Церкви, изучение творений Святых Отцев постепенно

привели старообрядцев к мысли о воссоединении с Рос-

сийской Церковью на основах единоверия.

Церковь построена 12 декабря 1902 года епископом Псков-

ским и Порховским Антонином (Державин) по разрешению Свя-

тейшего Синода вследствие присоединения старообрядцев к пра-

вославию на правах единоверия. Церковь деревянная, из елового

леса, колокольня на каменном фундаменте. На колокольне шесть

колоколов. Первый колокол весом 14 п.26 ф., на нём изображено

Преображение Господне и Казанская икона Божией Матери, над-

пись: «Т-во А.С. Лаврова, отлит Гатчинским заводом»; второй

колокол весил 8 п. 16 ф.; третий - 3 п. 16 ф.; четвёртый - 1 п.

4 ф.; пятый - 37 ф.; шестой 34 ф. На всех колоколах надпись:

«Т-во А.С. Лаврова». Престол в церкви один. Часовен в при-

ходе не было. 30 января 1910 года церковь сгорела, сохранились

притвор и колокольня, построенная в связи с церковью. В сохра-

нившейся части церкви был устроен временный алтарь, 13 марта

церковь была освящена. Синодом были отпущены необходимые

57

средства для строительства новой церкви. В июле 1910 года стро-

ительство церкви начато, а 20 ноября 1910 года вновь выстроен-

ная церковь освящена. Новая церковь была также деревянной.

Пётр Васильевич Лебедев из деревни Общее Поле пожертвовал

еловый лес на её строительство. На колокольню вновь подняли

прежние шесть колоколов.

Большинство крестьян до присоединения к Православию ни-

когда не присутствовали при богослужении, совершаемом священ-

ником, и не имели понятия об этом. Епископ Антонин разрешил

единоверческому священнику о. Василию Востокову из Пскова

совершить 28 июля 1901 года в старообрядческой молельне поло-

женные службы. С этого времени стало расти число приверженцев

единоверия.

10 октября 1908 года открыта церковно-приходская школа,

помещавшаяся в доме священника.

Служили в церкви священник и псаломщик. Священник

Никанор Фёдоров, 62 года, из крестьян, бывший старообрядец,

жил в селе Голубово. В 1901 году он был лично принят в Синоде

В.К. Саблером и обер-прокурором К. П. Победоносцевым, чле-

ном Синода митрополитом Санкт-Петербургским Антонием. Все

они помогли в принятии решения о строительстве церкви. В сан

священника о. Никанор возведен 12 декабря 1902 года епископом

Псковским и Порховским Сергием (Ланин). Получил домашнее

образование. Был холост. Псаломщик-дьякон Семён Евфимиев,

сын крестьянина деревни Межничек. Резолюцией архиепископа

Псковского и Порховского Арсения (Стадницкий) 17 сентября

1905 года он определен исполнять должность псаломщика, с 24

января 1914 года утвержден в должности псаломщика, 24 апреля

1914 года рукоположен в сан дьякона на псаломщицкой должнос-

ти. Вдовец. Дети: Александр и Алексей. Больше о священнослу-

жителях ничего неизвестно.

Населённые пункты в приходе: село Голубово; деревни: Вя-

зовно, Голубово, Горки, Заячья Гора, Зарабочье, Лисово, Меж-

ничек, Нивки, Скрылево, Телепнево, Шарово, Язвище, мещане

города Порхова. Всего числилось 108 мужчин и 124 женщины.

Ныне деревня Голубово Дновского района. Церковь не со-

хранилась.

58

Погост ГОРА

Церковь СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

еревянная церковь построена в 1773 году помещиком села

Ручей Иваном Макаровичем Вороновым. Колокольня

также деревянная, построена в связи с церковью, на ней

шесть колоколов. Вес 1-го колокола - 30 п. 30 ф; 2-го -

12 п.; 3-го - 5 п. 7ф; 4-го - 2 п. 36 ф; 5-го - 1п. 20 ф.;

6-го колокола - 30 ф. Престолов в церкви два, главный престол -

Святого Архангела Михаила и в приделе - в честь Святых Му-

чеников Адриана и Наталии. В приходе было шесть деревянных

часовен: в деревнях Гористо, Подлужье, Жабенец, Сверетово,

Дворьково, Кочерицы.

В деревне Подлужье находилась школа Министерства на-

родного образования. В 1914 году в ней обучалось 30 мальчиков

и 22 девочки. Земские школы находились в деревнях Жабенец, в

ней в 1914 году обучалось 26 мальчиков и 18 девочек, Катежно -

обучалось 30 мальчиков и 12 девочек, Заозерье - 30 мальчиков

и 12 девочек, Ростково - число учеников не указано. Еще одна

школа - Петроградского императорского воспитательного дома

- в деревне Гористо. 27 июня 1894 года церковь и церковную

школу посетил епископ Псковский и Порховский Антонин.

Богослужения совершали два священника, дьякон и псалом-

щик. Священник Михаил Николаевич Кукин умер 19 сентяб-

ря 1914 года. С 25 октября 1914 года служил священник Иоанн

Ильич Колиберский (1870 -?). Он уроженец Псковского уезда.

22 июля 1919 г. арестован, осужден Лужской ЧК 1 августа 1919 г.

без статьи и заключен в концлагерь до окончания Гражданской

войны. Реабилитирован 15 ноября 2001 года.

Дьяконом с 16 января 1901 года служил Павел Михайлович

Горский, 28 июля 1917 года он выведен за штат (на пенсию). В этот

же день был назначен дьяконом Николай Горский. Псаломщиком

в начале XX века служил Петр Дегожский, уволен за штат с 24

мая 1910 года. Других сведений о них нет.

Имение Гора в XIX- начале XX вв. принадлежало дворя-

нам Зариным. Подполковник Александр Евгеньевич Зарин был

59

в числе первых членов губернской земской управы, затем миро-

вой судья Порховского уезда, губернский предводитель дворянс-

тва. Николай Александрович Зарин неоднократно назначался

земским начальником в Псковской, Вятской и Ярославской гу-

берниях. В годы Первой мировой войны выбран предводителем

дворянства Ярославской губернии. После 1917 года вернулся в

имение Гора. В 1919 году арестована вся семья, Николай Алек-

сандрович умер в тюрьме 7 февраля 1920 года от воспаления лег-

ких. Тело было выдано матери, Ольге Фёдоровне, для похорон.

Мать просила отпустить дочерей, писала: «Я живу только тем,

что помогают мне добрые люди». Крестьяне приютили бывшую

помещицу. Дочь Ольга была по болезни освобождена из тюрь-

мы, Татьяну приговорили к 10 годам заключения. В 1921 году

по постановлению ВЦИК освобождена Мария, на следующий

год - Татьяна. Их мать скончалась в 1922 году. Усадьба не со-

хранилась.

Приход составляли населённые пункты: Большие Гасницы,

Гористо, Горушка, Дворьково, Жабенец, Жихловичи, Заборье, За-

озерье, Ивановка, Катежно, станция Катежно, Кочерицы, Кебс-

ко, Коратовичи, Липно, Малые Гасницы, Павлюково, Перепутье,

Подлужье, Печеново, Полоски, Ростково, Рубежка, Сверетово,

Цепелька. Кроме того, к церкви были причислены населённые

пункты Псковского уезда: Горушка, Заборовье, Дубоновичи, Ко-

ролево, Погорелка и деревня Негино Новоржевского уезда.

В 1900 году проживало 3682 человека.

Ныне деревня Цапельки Струго-Красненского района.

Церковь не сохранилась.

Погост ГОРИСТО

Церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

огласно документам, прежде на месте нынешней церкви

стояла деревянная Преображенская церковь с приделом

Святителя и Чудотворца Николая, построенная в 1754

году. По «скудости» прихожан она была принята на со-

держание помещиком, подпоручиком гвардии Михаилом

60

Федоровичем Мягковым из сельца Пневно, «от которого доволь-

ствовалась всем требуемым для священнослужения».

Ныне существующая кирпичная церковь построена в 1808

году на средства Михаила Федоровича Мягкова. Колокольня

построена в связи с церковью. В 1911/1912 году произведен ка-

питальный ремонт, состоящий в пристройке нового алтаря с вос-

точной стороны, 12 ноября 1913 года состоялось вновь освящение

главного храма. Престолов в церкви два, главный в честь Преобра-

жения Господня, в приделе в честь Святителя и Чудотворца Нико-

лая. До 1917 года в церкви хранились почитаемая в приходе икона

Божией Матери «Старорусская», иначе называемая «Тихвинская»

новгородского письма; медное блюдо с латинской надписью «Iesus

Christus, Niciclimus» с изображениями, 1661 года; Евангелие, из-

данное при Патриархе Иоакиме в 1685 году.

Часовен деревянных в приходе шесть, в деревнях: Белошки-

но, Скново, Староселье, Выскод, Телепнево и Заполье. В приходе

были следующие, все земские, школы: в деревне Гористо открыта в

1876 году, в 1914 году в ней обучалось 39 мальчиков и 17 девочек;

в деревне Выскод открыта в 1910 году, в ней обучалось в 1914 году

48 мальчиков, 17 девочек; в деревне Скново открыта в 1912 году,

в ней обучалось в 1914 году 32 мальчика и 17 девочек. Церковно-

приходской школы не было.

Служили священник и псаломщик. С 15 октября 1902 года

до дня своей смерти 12 апреля 1903 года здесь служил священник

Василий Николаевич Успенский. Он скончался в возрасте 28 лет.

Сохранилась его могила возле церкви.

Священник Сергий Иоаннович Карзов (4 июля 1876 - 1937),

сын священника этого прихода Иоанна Карзова, скончавшегося 13

августа 1902 года. В 1896 году Сергий окончил курс Псковской

духовной семинарии. В 1897-1903 годах служил псаломщиком

в церкви Александровского посада Псковского уезда, препода-

вал Закон Божий в Талабском училище Министерства народно-

го просвещения. С 19 июля 1903 года служил в погосте Гористо,

преподавал Закон Божий в земской школе села Гористо, с 1904

года - в Спиридоновской женской сельскохозяйственной школе в

имении Марьино Дуброво Порховского уезда, с 1910 года в школе

в селе Выскод, с 1912 года в школе села Скново. С 1 сентября

1906 года по 15 сентября 1914 года состоял членом благочинни-

ческого совета. В 1909 году о. Сергий открыл в погосте народную

61

библиотеку. В 1908 году о. Сергий награжден набедренником в

воздаяние усердной и полезной службы и отличного поведения. В

1912 г. за заслуги по епархиальному ведомству удостоен наградой

бархатной фиолетовой скуфьёй. Порховским уездным училищным

советом в 1914 году ему выражена благодарность за усердное и

успешное ведение преподавания Закона Божия в начальных учи-

лищах. О его братьях известно следующее: Николай (1880 г.р.)

учился в Харьковском университете, Димитрий был священником

погоста Вышегород, Михаил (1885 г.р.) служил преподавателем в

двухклассном училище в городе Кандава Курляндской губернии,

Нил (1890 г.р.) был учителем Талабского двухклассного училища

Псковского уезда. Впервые о. Сергия арестовали 3 февраля 1930

года, однако дело было прекращено. В 1937 году, 13 августа, его

арестовали вновь. 23 сентября 1937 года о. Сергий приговорен к

расстрелу. Реабилитирован 6 мая 1958 года.

Псаломщиком служил Александр Александрович Опоцкий.

Он учился в Псковской духовной семинарии, уволен по собствен-

ному прошению из V класса. В погосте Гористо служил псаломщи-

ком с 11 августа 1900 года. Был вдов, воспитывал дочь Пелагею

(1894 г.р.). Других сведений о нем не выявлено.

Приход составляли следующие населённые пункты: село

Гористо; деревни: Белошкино, Выскод, Вороново, Глухово, Гри-

вочки, Гарицы, Дуброво, Заполье, Каменка, Клинец 1-й, Кли-

нец 2-й, Могилицы, Мочилки, Скново, Скоченицы, Староселье,

Телепнево, Чернобычье. Всего в 1914 году в приходе было 3033

человека.

В 1938 году церковь закрыли, сбросили колокола. Вновь от-

крыта церковь в годы Великой Отечественной войны Псковской

Православной миссией. С 1944 года по 1983 год в ней служил

священник Кронид Александрович Яхонтов (7 апреля 1882 -

21 декабря 1983). Его могила находится в церковной ограде.

Ныне деревня Гористо Дновского района. Церковь дейс-

твующая.

62

Погост ГОРОДОВИК

Церковь БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ

ервоначально была построена в 1761 году деревянная цер-

ковь. В 1853 году на месте сгоревшей во время грозы де-

ревянной церкви на средства помещика тайного советника

Адама Иоанновича Ноинского построена кирпичная цер-

ковь. Престол в церкви был один.

В приходе 4 часовни: три каменные часовни находились в

ограде церкви, еще одна, деревянная, стояла на приходском клад-

бище. Церковно-приходской школы в приходе не было. С 1879

года в погосте существовало земское училище, 1 октября 1904

года преобразованное в одноклассную школу Министерства на-

родного образования. Здание для школы построено на средства

Порховского уездного земства и Министерства народного обра-

зования. Еще два земских училища находились в деревне Гни-

лицы с 1908 года и Бродки с 1909 года. В Марьино Дуброво с

1903 года находилось Спиридоновское училище, субсидируемое

Министерством народного образования. В 1910 году в училищах

обучалось соответственно 41, 26, 42 и 23 ученика.

Священником в церкви с 1905 года служил Александр Бра-

гин. В 1905 г. он награждён скуфёй. В 1913 г - настоятель храма.

Должность псаломщика с 29.03.1900 г. исполнял Василий Вос-

кресенский, дьяконом служил Петр Копылов, умер 21.01.1904 г.

После него служил Михаил Розанов. 9 января 1905 г. за литур-

гией в кафедральном соборе епископ Арсений рукоположил в сан

дьякона погоста Городовик псаломщика погоста Прощаник Пор-

ховского уезда Михаила Розанова. Об их судьбе сведений нет.

В приход входили населённые пункты: села: Городовик,

Крутцы, Мартыниха; деревни: Агороваста, Батуриха, Большие

Гривы, Броды, Бродки, Бельково, Высокое, Ветошка, Гнилицы,

Городня, Городовик, Гривино (оно же Яшкино), Дубовая, Дуб-

ровы, Еленина Хиона, Еловцы, Зеленый Клин, Зуево, Ключи,

Колотилово, Луговастая, Макариха, Малое Заполье, Новая

Слобода, Парли, Пасеки, Петровка, Подберезье, Подмогилье,

Поповы Острова, Рог, Ручьи, Сосонка, Спиридонково, Стре-

63

лицы, Престянка, Трофимов Ручей, Углы, Усовы, Хлеборадово,

Чернецово, Шутки, Энарьево, Юфимово, Юхарино, Яловцы.

Всего в 1910 году проживал 1701 человек.

Ныне деревня Городовик Дедовичского района. Церковь не

сохранилась.

Погост ГОРОМУЛИНО

Церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

о документам XV века деревня еще не имела церкви. Кир-

пичная церковь построена в 1796 году на средства помещи-

ка статского советника Николая Семёновича Пантелеева.

В церкви три придела: главный - Вознесения Господня, в

приделах - Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя

и Чудотворца Николая. Ремонт церкви в XIX веке производил-

ся на средства помещика штаб-ротмистра Николая Николаевича

Пантелеева. Колокольня построена в связи с церковью, на ней

было шесть колоколов. Первый - весом 29 п. 13 ф.; второй -

13 п. Вес остальных не указан. В храме находилась местночтимая

икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В ризнице

хранилась древняя фелонь, сшитая из домотканого белого холста с

вытканными на предплечье цветами. Рядом с церковью находится

кладбище.

В приходе были две деревянные часовни в деревнях Городня

и Лаптево. В 1895 году открыто церковно-приходское попечи-

тельство. Богадельни и больницы в приходе не было. Церковно-

приходская школа открыта в октябре 1895 года, в 1906 году от-

крыта земская школа. В церковной школе в 1910 году обучалось

52 ученика.

В церкви служили священник и псаломщик. 27.03.1905 г.

дьякон погоста Мелётово Псковского уезда Иоанн Иоаннович

Танаев рукоположен в сан священника погоста Горомулино и

служил здесь до 27 октября 1916 года, т.к. был перемещен в по-

гост Печани Опочецкого уезда. После него с 17 ноября 1916 г.

служил священник Нил Черепнин, который был до этого в по-

госте Новая Уситва Островского уезда.

64

Псаломщиками служили: до февраля 1895 года Григорий

Яхонтов. В этом году он был рукоположен в сан дьякона и

перемещен в погост Опочецкого уезда Рождество. После него

служил Василий Яхонтов, перемещенный в Горомулино из по-

госта Жуковичи Холмского уезда. В 1904 году псаломщик Ва-

силий Яхонтов рукоположен в сан дьякона в Преображенскую

церковь погоста Великие Пустыни Псковского уезда. Затем, до

января 1911 г. в Горомулино был псаломщик Иоанн Дегожский.

С 14 января 1911 года псаломщиком служил Кронид Яхонтов,

перемещенный в Горомулино из пог. Жаборы Порховского уез-

да. Других сведений о них не выявлено. 24 августа 1898 года

церковь посетил и совершил богослужение епископ Псковский и

Порховский Антонин.

В церкви был похоронен строитель церкви Н.С. Пантелеев,

который скончался 24 января 1814 года, и его сын Н.Н. Панте-

леев, скончавшийся 21 сентября 1875 года. Николай Николаевич

умер бездетным, имущество завещал родственникам. Почти мил-

лион рублей он завещал употребить на выкуп земельных наделов

тех крестьян, которые на момент его смерти еще выкуп не совер-

шили. От родственников Пантелеева имение перешло к Аннен-

ковым. В 1924 году началось так называемое выселение бывших

помещиков и землевладельцев из пограничной полосы Псковской

губернии. Последняя из дворян Анненковых Наталья Федоровна,

родившаяся 15 октября 1883 года, состояла в сельскохозяйствен-

ной артели. Она раздала всё крестьянам и добровольно уехала в

Ленинград, где работала преподавателем.

Уроженцем погоста Горомулино был Иван Фёдорович Ниль-

ский (1832 - 11 августа 1894). Он учился в Порховском духов-

ном училище, затем в Псковской духовной семинарии. Как лучший

воспитанник семинарии в 1853 году направлен за казенный счет

на учебу в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую

окончил в 1857 году и оставлен преподавать в ней в качестве бака-

лавра (доцента). Со временем Иван Фёдорович стал профессором

Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре истории и

обличения русского раскола, доктором богословия, действитель-

ным статским советником.

Приход составляли село Горомулино; деревни: Большое

Платишно, Голубково, Городня, Горушка, Дунево, Залесье, Ив-

65

цево, Каменец, Котово, Кузнецово, Курышкино, Лаптево, Ма-

лое Платишно, Морково, Новосельцы, Павлово, Перново, Пес-

ки, Погорелово, Раково, Черник, Четверть, Шилово. Всего в

приходе числилось в 1910 году 2501 человек.

Ныне деревня Горомулино Порховского района. Церковь

действующая.

Погост ДЕГЖО

Церковь СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ

еревянная церковь построена в 1769 году помещиком села

Дегжо Кондратом Семёновичем Косицким на собствен-

ные средства. В церкви были два престола, кроме глав-

ного престола в честь Святой Живоначальной Троицы, в

приделе был престол Рождества Пресвятой Богородицы.

Колокольня деревянная, построена в 1867 году отдельно от цер-

кви. В церкви хранились напрестольный Крест 1803 года, оло-

вянный ковчег для хранения Святых Даров, оловянное блюдо

для благословения хлебов, железный большой сквозной Крест с

якорем внизу, предположительно, ранее украшавший церковную

главу. Также хранились жестяные венцы, железный подсвечник,

два деревянных подсвечника, стеклянное (разбитое) паникадило,

две хоругви, написанные на холсте, плащаница, написанная на

холсте, 1803 года, фелонь из набивной ткани, большой колокол с

надписью: «Куплен в Москве в погост Дегжо в 1798 году Код-

ратом Семионовичем Косицким». Весил колокол 17п. 30 ф. Были

древние иконы Святой Троицы, Апостолов Петра и Павла, Свя-

того Благоверного князя Гавриила Псковского, Преподобного

Антония Римлянина, Преподобного Михаила Клопского (новго-

родского святого), Святого архидьякона Стефана, двое царских

дверей. В приходе были восемь деревянных часовен. Две часовни

были в деревне Чернево, по одной в деревнях Заходы, Зуевка,

Коложа, Мухарево, Устье. В 1900 году часовни указаны в дерев-

нях Паревичи и Татищево, не указана часовня в деревне Зуевка.

В селе Тучино находилась каменная усыпальница, построенная

помещиком сенатором Василием Андреевичем Цеэ.

66

Церковно-приходского попечительства, больницы и богадель-

ни в приходе не было. Церковно-приходская школа в погосте Дегжо

учреждена в 1884 году. В 1886 году для этой школы графом Серге-

ем Александровичем Строгановым построено специальное здание.

В 1900 году в ней обучалось 48 детей. Церковно-приходские шко-

лы учреждены в деревне Паревичи в 1875 году, в деревне Хохлово

- в 1899 году, в селе Железница - в 1901 году. В деревне Устье в

1910 году учреждена школа Министерства народного просвещения,

в деревне Нивки такая же школа учреждена в 1913 году.

В церкви служили два священника и два псаломщика. Свя-

щенник Пётр Павлович Кукин родился 28 июня 1882 года, сын

псаломщика. В 1904 году окончил Псковскую духовную семина-

рию. В погосте служил с 1905 года. Будучи дьяконом погоста Вла-

димирец Островского уезда, был рукоположен в сан священника

погоста Дегжо 19 июня 1905 года. С 1906 года был настоятелем

церкви. У него было шестеро детей. Второй священник, Пётр

Алексеевич Носов, родился в 1869 году, тоже сын священника.

Учился в Псковской духовной семинарии, по собственному про-

шению уволен из 1 класса в 1888 году. С 9 апреля 1908 года дья-

кон погоста Навережье Островского уезда определен на священ-

ническое место в погост Дегжо, где и служил священником до 7

февраля 1916 года. У него было шестеро детей. Известно, что дочь

Мария (1894 г.р.) служила учительницей в церковно-приходской

школе в погосте Вехно Новоржевского уезда. Сын Федор (1896

г.р.) служил псаломщиком в погосте Смолино Псковского уезда.

Другие дети, Ольга, Иоанн, Варвара, учились в учебных заведе-

ниях, дочь Александра жила с родителями. Дальнейшие судьбы

священников и их детей неизвестны.

Псаломщик Павел Васильевич Смирнов родился в 1854

году, сын священника. Учился в Псковской духовной семинарии,

по собственному прошению уволен из 1 класса в 1874 году. В

погосте служил с 1876 года. Дочь Мария родилась в 1878 году,

жила с мужем в Петрограде. Сын Александр родился в 1883 году,

служил псаломщиком в погосте Пруды Псковского уезда. Другой

сын, Пётр, родился в 1894 году, служил псаломщиком в погосте

Ратча Холмского уезда. Евдокия родилась в 1891 году, жила с

родителями в погосте. Дочь Ольга родилась в 1896 году, училась

в Петрограде. Второй псаломщик Тимофей Архипович Смирнов

родился в 1891 году, сын крестьянина. Учился в церковно-приход-

67

ской школе погоста Елины Островского уезда, в погосте Дегжо

служил с 1910 года. Был холост.

Населённые пункты в приходе: села Дегжо, Болотня; дерев-

ни: Акулиха, Апросово, Базлово, Барановка, Березовка, Болотня,

Бычкариха, Выскочка, Городок-1, Городок-2, Горная, Городище,

Гостеж, Гористая, Дровяное, Дроздиха, Дружилино, Дубовка,

Дудышкино, Заблудовка, Заборец, Заверняевка, Заходы, Зеле-

ная, Зуевка, Иванцево, Изебная, Каменка, Клочково, Козловка,

Коложа, Коноплюха, Костыгово, Круглово, Кряжная, Лешино,

Лямиха, Маковье, Малышево, Мартюхово, Мухарево-1, Муха-

рево-2, Нивки, Никитино, Ольгино, Острый Камень, Паревичи,

Пезово-1, Пезово-2, Песчивая, Плещевка, Погиблая, Погребняя,

Пустошка, Пустошечка, Пустынская (Пустынька), Райки, Руси-

но, Ручьевая, Север, Снигиревка, Староселье, Станки, Сукино,

Татинец, Тишанка, Трифониха, Тучино, Тюриково, Устье, Фила-

ново, Хилкино, Хохлово, Чернево, Шейкино, Широково, Ябло-

нец-1, Яблонец-2, Яблоново. Всего в 1914 году числилось мужчин

2138, женщин 2168.

Ныне территория Дедовичского района. Церковь не сохра-

нилась, деревня снята с учета решением облисполкома 11 фев-

раля 1987 года.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11