РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
08-09-2011


Молебен в честь иконы Божьей Матери "Псково-Покровская".

8 сентября, в четверг,  в Свято-Троицком Кафедральном  Соборе настоятель Собора протоиерей Иоанн Муханов    совершил  праздничный молебен в честь иконы  Божией Матери "Псково-Покровская".

Вечером, 7 сентября 2001 года,  накануне   празднования в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в Москве, в память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле,  на Псковскую землю вернулась икона  Божьей Матери  "Псково-Покровская".

К нам вернулась прославленная псковская святыня - икона конца XVI века "Богородица Псково-Покровская", известная также как "Видение старца (кузнеца) Дорофея" или "Псковский Покров", которая была вывезена из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941 - 1944 гг. Событие это имеет поистине выдающееся историческое значение.

В Пскове считали, что икона погибла во время войны, но в 1970 г. неожиданно стало известно о местонахождении иконы. В Мюнхене в Доме Искусства прошла выставка "Иконы XIII-XIX веков", на которой под номером 234 экспонировалась икона из анонимного частного собрания в г. Берхтесгаден. Икона имела странное название "Псков и его окрестности". Это и была наша "Богородица Псково-Покровская".

Известный московский художник-реставратор и искусствовед Савелий Ямщиков, выдающийся знаток искусства Древней Руси, узнал икону и сразу же обратился к научному руководителю выставки и редактору Каталога Хайнцу Скробуху с просьбой начать предварительные переговоры с владельцем. Оказалось, что коллекционер согласен на обмен, но для разграбленного, опустошенного оккупантами Пскова, потерявшего почти половину богатейшего собрания музея, библиотеку педагогического института, тысячи томов областной библиотеки, многочисленные архивные документы и т.д., выменивать свое достояние у тех, кто его похитил, было просто немыслимо. В 1999 г. немецкие коллеги начали обсуждение возможных вариантов возврата с владельцами иконы. Наконец, профессор Бременского университета д-р Айхведе, который вел эти переговоры, сообщил в музей, что владельцы согласны вернуть икону в Псков, но не в музей, а церкви.

Во время визита Президента России В. В. Путина в ФРГ 16 июня 2000 г. немецкие власти официально заявили о возврате иконы в Россию, с условием ее передачи в действующий храм г. Пскова, а 31 августа 2000 г. посол ФРГ фон Штудниц передал икону Патриарху. Отвечая на вопросы журналистов, Патриарх сказал, что "теперь предстоит выяснить, в каком именно храме находилась икона, и передать ее в ту же самую церковь, если там по-прежнему совершаются богослужения".

И вот - свершилось!  Митрополит Псковский и Великолукский   Евсевий лично доставил икону "Богородица Псково-Покровская" во Псков. Он принял мудрое решение о том, что икона будет находиться в Свято-Троицком кафедральном соборе.

 Это совершенно особенная икона создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы, подвига псковичей, памяти защитников города, героически погибших во время осады.

Эта икона - результат глубоко прочувствованной религиозно-патриотической идеи, впервые творчески оформленной современниками осады, поэтому религиозное, историческое, культурное значение ее для жизни города сейчас так же велико, как и прежде.

Храмовая икона церкви Покрова и Рождества Богородицы Покровского монастыря в Пскове (Покрова от Пролома) была создана на основе "Сказания о видении Дорофея".

"Сказание" повествует о чудесном явлении Богородицы и святых кузнецу Дорофею - монаху Псково-Покровского монастыря. "Сказание" - самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова во время осады его войсками польского короля Стефана Батория в 1581 г.

В устном варианте "Сказание" стало широко известно уже в дни обороны, несколько позже оформилось письменно, еще позже было включено в состав "Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков".

"Лета 7089, августа в 29 день, в осташнем часу дни, видение виде кузнець Дорофей: Пречистую Богородицу, идущу ис Печерского монастыря, мимо Мирожской монастырь. И вшед во град во Псков и вниде во церковь Покрова Святые Богородици у Свиных ворот и бывши во церкви, и взыде на стену градцкую и ста на роскате. А в руках имуще у собя образ Пречистые же Богородици печерские. И ста над нею свет светель неизреченным сиянием".

Теми же днями секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский записывает в своем "Дневнике": "Сегодня в полночь, без всякой причины, неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В Королевском лагере забили тревогу; все в одних рубашках повыскакивали из шатров и бросились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побивши всю стражу, напали на нас... Как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые представляют как бы подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов.  ... Шуйский возбуждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король города не возьмет...".

На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. В соответствии с текстом "Сказания" изображены: Богородица и святые благоверные князья Владимир-Василий Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также сам старец Дорофей, внимающий повелениям Богородицы.

"Старец иди и скажи воеводам, чтобы поставили пушку трескотуху в нижнем бою, котороя ныне вверху стоит, на том же роскате. А вверху бы была та, которая ныне вверху стоит. А пушкаря бы взяли к трескотухе, который на Большом роскате, где ты, старец, приписан, а другой пушки был бы пушкарь тот, который ныне..." "Большие шатры не королевские, королевский шатер ниже всех шатров... А стреляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи воеводам и игумену Печерскому, чтобы носили на стену по вся дни образ Пречистые Богородицы Печерский старый, да хоругвь старую, печерскую. А народу велели беспрестанно молитися Милосердному Богу..."

На иконе выделены Покровский монастырь и Покровская башня-центр происходящего, самое важное место обороны. Именно в память о днях осады монастырь стали называть Покровским от Пролома, т. к. войскам Батория удалось пробить брешь - "пролом" в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город.

В текстах легенд на позднем серебряном окладе иконы (оклад не сохранился, т.к. в 1920-х гг. был конфискован комиссией по изъятию церковных ценностей) упоминались также святые преподобные Ефросин Псковский и Савва Крыпецкий, которые в тексте "Сказания" не упоминаются.

В 1601 г. был учрежден Крестный ход, который совершался в шестую неделю по Пасхе из Свято-Троицкого собора. Когда крестный ход заходил в ограду Покровской церкви, навстречу выносили храмовую икону, изображающую видение Дорофея и заступничество Богородицы, оказанное Пскову в 1581 г.

В седьмое воскресенье по Пасхе совершался Крестный ход из Псково-Печерского монастыря, во время которого две чудотворные иконы Богоматери, Умиления и Одигитрии, приносили в Псков, также в память о событиях 1581 г., а во вторник седьмой недели совершался Крестный ход из Свято-Троицкого собора вокруг города уже с Печерскими и Псковскими Святынями. Во время этого Крестного хода процессия также подходила к Покровской от Пролома церкви, где навстречу выносили храмовую икону Богородицы Псково-Покровской (Видение Дорофея) -сакральный образ Пскова.

Так почитали псковичи память о чудесном заступничестве Богородицы, о подвиге своих предков, так благоговейно любили свой город, что навеки запечатлели его образ на иконе, перед которой возносили свои молитвы к Богу.

Для псковичей Псково-Покровская икона Божией Матери - это не только память об  освобождении Пскова от Стефана Батория, но главное -  знак особого покровительства  Божией Матери над землей псковской.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11