РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
11-02-2011


«Причащай! Пусть люди порадуются благодати».

Протоиерей Владимир Семиндяев: «Отец Иоанн всегда говорил: «Причащай! Пусть люди порадуются благодати».

 

Протоиерей Владимир Семиндяев - настоятель храма св. великомученика Георгия Победоносца в Сенно и благочинный Печерского округа, выпускник Духовной семинарии Троице - Сергиевой Лавры.

Рукоположили отца Владимира Семиндяева в 25 лет, в 27 лет он приехал в Сенно, здесь родились трое его детей. Матушка работает по благословению, потому что приход небогатый, и прокормить семью с тремя детьми - сложно.

В Печерском округе шестнадцать храмов, достраивается большой храм Воскресения Христова в Моложве (Крупп). Печерское благочиние - западная земля Русской земли, как в древности, так и сейчас.

Поэтому здесь, на Изборской земле, три храма из семи в Епархии, освящены в честь святого великомученика Георгия Победоносца - в Печках, Камно и Сенно.

«Часть стен Георгиевского храма «под шубой», - рассказывает отец Владимир, - это такая технология штукатурных работ конца XIX века, когда к Георгиевскому храму пристраивали придел св. Феодосия Черниговского.

Тогда прихожане обратились к Архиерею с просьбой пристроить придел, поскольку древняя церковь не вмещала всех молящихся. Построили громадный придел, но и он не вмещал всех желающих. Храм в честь св. Феодосия Черниговского освятили в Сенно в 1896 году, потому что в этом году его канонизировали.

Обычно храмы белят, а здесь штукатурили «под шубу», выпуклая штукатурка, она до сих пор сохраняется, сам фундамент храма сложен из валунов. Отправили делегацию в город Чернигов, и паломникам из Сенно пожертвовали частицу мощей св. Феодосия, которая хранится в храме.

Храм во имя св. Феодосия Черниговского в нашей Епархии единственный. Феодосий Черниговский был очень кротким епископом, за что и был прославлен. Будучи иерархом нашей Церкви претерпел скорби: его запрещали в служение, но своей кротостью он победил все.

 

Храм в Сенно никогда не закрывался, здесь были земли буржуазной Эстонии с 1920 по 1940 - е годы, рядом - село Адворицы с великолепным собором, но там была большевистская власть, и следа от собора не оставили.

В Сенно древний Георгиевский храм построен в 1562 году, и с этого времени здесь идет литургическая жизнь, идет служба. Для придела св. Феодосия Черниговская благодарная деревня собрала средства на икону святого великомученика Георгия Победоносца в ризе и подарила ее храму. В Георгиевском храме, как рассказывает отец Владимир, служим в день престола, 6 мая, один раз в год, он не отапливается.

Когда я сюда приехал служить тринадцать лет назад, здесь были закрыты все двери в Георгиевский храм, сейчас двери храма открыты, можно прийти и помолиться в Георгиевскую церковь.

Здесь сохраняется уникальный антиминис, который был освящен при императоре Николае II, абсолютно чистый, что является просто чудом. А 9 декабря в Сенно приходской праздник - собирается вся община, весь приход, вся округа праздновать память св. Георгия Победоносца.

На деревенском приходе, наверное, сложнее, чем в городе, но трудности есть везде. Сначала, когда приехал, было сложно по той причине, что очень часто на приходе менялись священники, больше года никто не задерживался.

Отец Владимир побил все рекорды - он служит на приходе Сенно уже тринадцать лет. Бог знает, почему так случилось, может быть, я подошел приходу, - говорит батюшка, - это тайна Божия. Здесь и общины не было, ее невозможно было организовать, если священники менялись так часто. Сейчас у нас есть община, я пытаюсь и людей сблизить друг с другом и сам сблизиться с ними.

Не мне судить - получается или нет, но сейчас есть дружная община, хотя народ здесь непростой, сложный. Территории пограничные, и люди тут живут особенные, но мне на приходе очень нравится.

Если все-таки сравнивать сельского и городского священника, без относительно меня, то, зная историю нашей Церкви, надо сказать, что сельский священник ближе к людям, снисходительнее к их немощам, добрее.

Он живет среди простого народа и наполняется этой простотой сам. Но сейчас нет принципиальной разницы между городским и сельским священником, хотя бы потому, что нет прежней деревни. Вообще священник, безусловно, врач, к которому приходят с одной просьбой: Батюшка, помогите!

Кто может лечить - лечит, кто не может - направляет к более опытному. Как раньше бежали к русскому лекарю с болезнью, так и к нам сейчас приходят люди со своими проблемами: помогите, посоветуйте, помолитесь...По сути, приходят с просьбой о помощи.

 

Я служу на приходе один, у меня нет диакона, нет алтарника, а хор, как определенное явление приходской жизни, на селе не существует. У нас есть певцы, а когда-то в Сенно был знаменитейший хор, в котором было тридцать певчих, были и тенора, и басы, был знаменитый на всю Епархию регент - дьякон, он ныне покойный лежит на нашем кладбище, да и весь хор вымер, никого не осталось.

Сейчас у меня два человека певцов, и ситуацию я считаю не безнадежной, потому что у меня поет девушка, которая хорошо знает Устав, и еще девочкой слышала этот старый церковный хор, ее научили петь, она хорошо поет, и мне с моим хором легко. Но у нас в благочинии есть приходы, где вообще нет певчих.

Здесь нет традиции чтения Акафистов в храме, и обычно мы служим воскресенье Литургию, субботу, праздники, всегда - Всенощное бдение, его раньше не служили, и люди не знали, что такое Всенощное бдение, теперь мы служим Всенощную. Во все посты все субботы и воскресенье - Литургия. Раньше, когда совершал требы, со мной расплачивались деньгами и водкой, и вот теперь, могу с радостью сказать, что приучил своих прихожан давать кагор батюшке на Литургию. Правда, с кагором тоже есть проблемы, у меня стоит два ящика «вина» - не знаю, что с ним делать, это спирт с краской, а не кагор. В Православной Церкви сейчас, в основном, только женские приходы, особенно у нас на Северо-Западе. Что- то сделать надо в храме, отремонтировать - мужиков нет. Боюсь, что мы скоро перестанем говорить: «Братия и сестры!», когда я так говорю, вижу, что в храме «брат» - один я.

Нет мужчин в храме, но что поделаешь? Я забыл, когда последний раз отпевал дедушку, отпеваешь либо молодых мужчин, либо трагически погибших, либо от пьянства, но чтоб похоронить благообразного дедушку, благородного в своей старости, как это было еще лет пятнадцать назад, такого уже не происходит. Отпевание сейчас самая востребованная треба на приходе.

В нашей церковной округе где-то около тринадцати деревень, но это номинально существующие деревни, жителей в них нет, или остались одна-две бабушки. Есть еще народ в Кривске, в Новом Изборске, он в полтора километре от Сенно, в Сенно еще есть люди.

Раньше Сенно было самым крупным поселением, поэтому к древней Георгиевской церкви и пристроили большой придел в конце XIX века во имя св. Феодосия Черниговского, но и его было мало прихожанам, а сейчас у нас на Литургию приходят помолиться тридцать-сорок человек.

Весной начинаются огороды - храм пустой. Сколько не призывал людей не работать в воскресение, а идти в церковь молиться, безполезно. Дети с внуками приезжают в воскресение помочь - вот они и выбирают тленное, если бы выбрали нетленное, то тленное само бы пришло, и были бы урожаи. Но так не происходит: дружными семьями сажают в воскресение картошку, а в храме два-три человека.

Говорят, иначе не получается, пока дети могут помочь, приходиться в воскресение работать. Тоже можно понять такие причины.

В этом году на Пасху к кресту подошли где-то около пятидесяти человек. Это те, кто пришел помолиться и встретить Светлое Христово Воскресение. Тех, кто был на Крестном ходу, а потом ушли, я не считаю. После Крестного хода обычно собираю бутылки пустые вокруг храма, и даже шприцы.

По приезде на приход, более десяти лет назад, попытался прийти в Новоизборскую школу и поговорить с детьми, но мне не разрешило руководство школы, упрекнув в том, что посмел подумать, что двери школы могут быть открыты для священника. И вот уже второй год сейчас преподаю «Основы православной культуры» в Новоизборской средней школе, и двери для священника открыты.

Об особенностях преподавания этого предмета в сельской школе можно сказать следующее: «Нет у меня программы преподавания, но мне сказали в школе: «Батюшка, что хотите, то и говорите, мы знаем, что Вы ничего плохого не скажите нашим детям». И меня не контролируют, мне доверяют.

С детьми я просто разговариваю: мы берем какую-то тему, например, идет разговор о животных - самое большое, самое маленькое, потом - откуда животные на Земле? Господь сотворил. А в какой день?

Вот так примерно идет разговор, я их хочу просто чем-то «купить», заинтересовать. У меня был печальный опыт с преподаванием Основ, когда я думал, что приду в класс, открою Книгу, и будем читать, а они будут меня слушать. Не тут - то было!

Теперь я начинаю разговаривать с маленькими школьниками, со второклассниками. Это - мое. Я их веду с начала, потому что ходить в шестой - восьмой классы безполезно, они уже не слышат. Начинать преподавать «Основы православной культуры» нужно с младших классов.

Я уже их всех знаю, кому что интересно и как говорить с ними, и они меня знают, и мы друг друга понимаем. Причем, у нас договор: я не просто пришел в класс, мы поговорили и до свидания - нет. Мы договорились с ними, что надо причащаться, хотя бы раз в месяц, ходить в храм, пусть не каждое воскресение, но бывать на богослужении. Я не просто пришел в школу - поговорил и ушел, но я сразу сказал детям: «Давайте учиться быть церковными людьми, не просто знающими, а церковными».

Не все получается, не все гладко. Дети маленькие, а от поселка до храма полтора километра - ходить маленьким одним нельзя. Иногда они собираются у школы в сопровождении взрослого, до храма и после храма до дома их сопровождают. Зимой паломничали в Никандрову пустынь: два класса. Все купались в святом источнике, зима, холодно, но искупались все: девчонки отдельно, мальчишек всех искупал с троекратным погружением.

Слава Богу! Я очень доволен своими встречами с детьми, я ими воодушевляюсь. А они, когда прихожу в класс, просто бросаются на меня, и, как говорят мне преподаватели, когда дети увидят, как я подъезжаю, кричат: «Ура! Батюшка приехал! Ура!» Если приходится задерживаться, или отменять урок, то дети выражают величайшее разочарование от этого известия. А когда кончается урок, звенит звонок, тут же поступает предложение: «Давайте еще один урок проведем!» Преподаватели в школе мне сказали, что дети меняются: если раньше они были неуправляемыми, то сейчас поведение стало другим.

Директор школы говорит: «Я не ожидала такого эффекта, я думала, что это просто так, разговоры. Что Вы с ними сделали? - спрашивает. - Да это не я, Господь начинает свои действия показывать, потому что дети этого желают, они хотят этого, они стремятся к Богу. Для них стал меняться и образ священника, который был в детском восприятии, да и не только в детском, как инопланетянин, экзотика какая-то.

Священник - это тоже человек, оказывается, вот мы в Никандровой пустыни в снежки играли, на снегу вместе валялись. У детей меняется представление не только обо мне, но вообще о духовенстве. Они теперь смотрят на священника по-другому. Слава Богу! Для меня большое счастье работать с детьми.

О причастии:

Причастие - Таинство, которое совершается, прежде всего, «во исцеление души и тела». Если человек находится в телесной, или душевной немощи ему необходимо причаститься. Таинство Евхаристии - зов души, хочет человек причаститься - причащать надо.

Причастие - потребность человека, потребность христианской души. Существует большая подготовка к причастию, которая занимает немалое время: чтение канонов с акафистом, последование ко Святому причащению, говение. Правило занимает часа два, и не каждый и не всегда имеет такую возможность - так тщательно приготовиться к причастию, поэтому у меня подход такой: если человек пришел в храм, и я вижу, что он хочет причаститься, но он не совсем к этому готов, я непременно разрешаю, понимая, что это не будет ему во вред.

Непременно. Я советовался с отцом Иоанном (Крестьянкиным), он был моим духовником, и я у него спрашивал о причастии: «Как быть, если человек не готов, но хочет причаститься?» - Он всегда отвечал: «Причащай!» Был спорный момент, если человек курит - разрешать или не разрешать?

Если человек покурил перед причастием, наверное, причащать не надо, и я не разрешаю, но, если я знаю, что человек больше не придет никогда - причащаю. В этом случае и отец Иоанн не запретил.

Единственное, что я в таком случае прошу перед крестом и Евангелием - полное обещание не мне одному, а и Богу, что, хотя бы, сегодня причастник весь день не будет курить. Дает обещание - с Богом, иди, причащайся. Потому что я знаю, если ему сейчас запретить идти к Чаше, он может никогда больше к ней не подойти.

Я старался руководствоваться советами отца Иоанна, он меня вел, и когда возникали положения, при которых я не знал, как мне быть, особенно сразу после рукоположения в сан, был молод, находил ответы у отца Иоанна.

И о причастии он мне всегда говорил: «Причащай! Пусть люди порадуются благодати». Действительно, по-честному подготовиться сейчас к причастию очень сложно. Знаю, в нашей Епархии и, наверное, в других, есть священники, которые со мной не согласны и полагают, что некоторое послабление людям в подготовке к причастию можем разбаловать людей.

Но как относиться к проблеме причастия, я доверяю полностью словам отца Иоанна (Крестьянкина), он для меня непререкаемый духовный авторитет. Можно быть грамотным священником и исполнять все каноны, но надо еще понимать и видеть людей, любить, чтобы не взять грех на душу и не оставить страждущего человека без причастия. О периодичности причастия отец Иоанн говорил, что, если человек живет христианской жизнью и не болеет, чувствует себя хорошо, ему можно причащаться раз в месяц. Причащаться можно и чаще, но по благословению священника.

Допустимо причащаться и раз в неделю, если у человека есть на это необходимость, а не просто какой-то заведенный порядок жизни, привычка. В некоторых случаях, опять же по благословению, православные причащаются и чаще, чем раз в неделю. Для того и существует Таинство, чтобы порадовать человека, а не для говения и чтения правила. Таинство - для радости.

Не вычитал правило, завтра вычитаешь. Что же из-за этого человека не допускать к Чаше? В следующий раз наверстает, большее обязательство возьмет на себя: Господи, прости! Неужели Господь так суров, что не поймет наше желание идти к Нему, и не пустит к Себе из-за непрочитанного по какой-то причине правила?

Это не просто мое мнение: оно сформировано на основе духовничества отца Иоанна (Крестьянкина). Я преподаю Катехизис в Духовном училище, и у нас по Уставу Православной Церкви написано, что полагается причащаться минимум пять раз в год: четыре поста и день Ангела. Это элементарные требования православной жизни, и, если этого нет, значит, человек не церковный.

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11