РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
11-02-2011


День памяти св.Георгия Победоносца

6 мая празднуется память святого великомученика Георгия Победоносца - покровителя православного воинства.

В воскресение, 6 мая, Русская Православная Церковь будет совершать память святому великомученику Георгию, одному из великих святых покровителей Русской земли, небесного покровителя русского православного воинства и столицы России - Москвы.

Праздник Великого священномученика Георгия Победоносца - праздник святого, прославляемого во всем мире. Его подвиг отмечен тем, что, будучи пред выбором поклонения духом Богу, или сатане, он выбрал Бога.

К нему прибегают в молитвах, чтобы он помог победить зло, быть избранниками Божиими, выбирать во всех жизненных обстоятельствах Бога и служить Ему. Святого великомученика Георгия называют Победоносцем за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности.

Святой мученик терпеливо переносил страшные и изощренные мучения, и император приказал отрубить ему мечом голову, св. Георгий отошел ко Христу в Никомидии в 303 году. Мощи святого положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему, есть святые мощи Георгия Победоносца и на горе Афон.

На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея, что символизирует его главную победу - духовную, победу над дьяволом - «древним змием».

Мы празднуем 9 мая Победу, а война закончилась раньше, 6 мая, на Георгия Победоносца. Господь избрал командующего армией - победительницей маршала Георгия Константиновича Жукова, хотя были не менее заслуженные. Но Георгий Жуков отличался тем, что он имел глубокое религиозное чувство, был благоговейным человеком и всю войну провоевал с иконой - благословением от матери, и Господь избрал его из множества.

И то, что время нашей победы в Великой Отечественной войны пришлось на майские дни памяти св. Георгия Победоносца, а командующий - победитель, маршал Жуков, носил имя, полученное им во Святом крещении - Георгий, говорит о Промысле Божьем. За победу заплачена цена большой крови миллионов советских людей, но свершилась она явно с помощью Божьей.

В Псковской епархии семь храмов освящены в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Два года назад был освящен в Стругах Красных вновь построенный Собор св. Георгия Победоносца, в Пскове есть храм св. Георгия (со Взвоза) около Музыкального училища. В Печерском благочинии, на западных приграничных землях Русского государства, сохранились три храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

Настоятель храма св. Георгия Победоносца в Сенно (Печерский район) протоиерей Владимир Семиндяев сказал о святом великомученике: «Я служу на приходе Георгиевского храма тринадцать лет, но мне не стыдно признаться в том, что еще не до конца знаю этого Святого. Я читал его Житие, знаю его подвиг, но постичь святого великомученика Георгия Победоносца я пока еще не смог. Он - Победоносец! Несущий Победу! У меня были случаи, когда я в жизни одерживал победы, благодаря этому Святому.

Великомученик Георгий Победоносец помогает воинам, помогает крестьянам, и в семейной жизни, когда обращаешься к нему с ходатайством, то тоже одерживаешь победу. Но до понимания этого Святого надо дорасти, а это не всем дано. Даже люди великие духовной жизнью, не все смогли постигнуть великомученика Георгия Победоносца.

Хотелось бы в преддверии великого для России праздника пожелать мудрости в решении житейских, духовных вопросов, в воспитании детей, чтобы нам знать, где есть духовная польза, а где ее нет. Всем желаю победы над своими страстями, победы в получении спасения - самой главной победе нашей жизни».

Напомним: 26 ноября по юлианскому календарю (9 декабря по новому стилю) 1769 года Императрица Екатерина II учредила высший военный орден Российской Империи - орден Святого Георгия Победоносца, имевший девиз «За службу и храбрость». Награду получали воины независимо от своего социального положения, проявившие в бою личную доблесть, отвагу и смелость.

Кавалерами этого ордена были генералиссимус Александр Суворов, фельдмаршал Михаил Кутузов и др. сановные герои, а также простые солдаты, матросы, казаки, награжденные георгиевскими крестами и медалями. Эта традиция сохранялась до Октябрьской революции. Орден св. Георгия Победоносца был восстановлен в 2000 году, как высшая военная награда России.

Сегодня Заговенье на Рождественский пост.

27 ноября в нашей Церкви празднуется память Апостола Филиппа, поэтому пост, который начинается на следующий день - 28 ноября, называется Филипповым постом.

 

Заговенье - это праздник, праздничный обед в православном доме после участия в Литургии, праздничный стол, кушанье. Православные празднуют начало поста, потом усиленно в посту молятся, говеют, а когда пост проходит, его окончание тоже сопровождается праздником - разговенье.

Говеть - славянское слово, значит, подготавливать себя, духовная подготовка к чему - либо. Говение в посту - это усиленная молитва, труды аскетики, милосердие, милостыня, смирение и примирение с ближними.

Рождественский пост не считается «трудным», в нем много полиелейных Богослужений, идет особое почитание ветхозаветных Пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила. Это торжественное воспоминание памяти Святых Пророков связано с Рождеством, перед которым Церковь православным христианам напоминает о том, как Ветхий Завет ждал этого великого дня, как люди Ветхого Завета с надеждой и нетерпением чаяли, жаждали спасения рода человеческого.

Об этом просто кричали все Пророки, они вразумляли народ, призывали к покаянию, к чистоте веры, к стоянию за веру, запрещали идолопоклонство. Пророчествовали, чтобы народ готовился к пришествию Мессии, Помазанника Божия - Христа на землю. И память ветхозаветных Пророков, которая совершается в нашей Церкви в дни Рождественского поста, нам напоминает, чтобы и мы подготавливались к событию Рождества.

Протоиерей Владимир Семиндяев, настоятель Георгиевского храма в Сенно (Печерский район) о Рождественском посте:

«Сейчас в обществе существует «проблема еды», но, если раньше мы стояли в огромных очередях за едой, получая ее в 70-80-х годах по талонам, то теперь у нас все наоборот: народ есть и пьет даже на улице, на ходу. И все вдруг обратили внимание на диету, а, следовательно, и на пост. Пришло время поститься? В свете нынешнего времени вспомнили о здоровье, но многие постятся, вспоминая только о здоровье телесном, превращая пост в диету.

Даже верующие люди сегодня «садятся на диету», потому что забывают о духовной составляющей этого очень важного делания.

Пост, прежде всего, духовное здоровье. У меня иногда просят благословение на молоко, например, во время поста из-за немощей телесных, при этом, не спрашивают, что делать, как быть, а уже подходят с готовой формулировкой: благословите, батюшка, есть молочное. Я иду на уступки, хорошо понимая, что человек все равно будет есть молочное в пост, только, возможно, с обидой на меня и на всю Церковь, поэтому ставлю условие: не смотрите сериалы, не занимайтесь пересудами с соседками.

И, оказывается, что тогда многие уже готовы отказаться от молока, но от сериалов, от досужих разговоров отказаться не могут.

В любом посту, во все четыре поста, которые определены нашей Церковью, предполагается наше покаяние. Смысл поста и заключается в том, чтобы встретить праздник Рождества Христова с чистым сердцем, с чистой совестью. Тем, кто не очень церковный человек, можно посоветовать только одно - вспомнить о своих грехах, усовеститься и покаяться. Если мы только будет ограничивать себя в еде, а не в грехе, то все посты безполезны.

Есть пять известных правил поста, что касается еды: первое - отказ от пищи вообще, второе - сухоядение, третье - отказ от использования елея, четвертое - использование елея, и пятое правило - можно есть рыбу.

Каждый для себя выбирает возможное. Но строгий пост, как, например, отказ от пищи в определенные постные дни: среда и пятница возможен по благословению духовника, также и с сухоядением. Например, строгий монастырский устав на Афоне разрешает монахам только сухоядение, но мы не монахи, и кто-то не может соблюдать строгости поста - пожалуйста, вкушайте елей, ешьте рыбу.

Церковь никого не заставляет, она предписывает.

А дальше каждый выбирает сам, что ему ближе, прежде всего, по духовной составляющей, но если говение проходит без духовной работы, заметьте, мы все очень злые в пост. Хотя ведь Апостолы призывали особенно радоваться именно в посты. Рождественский пост или «Филипповка», начинается в день памяти Апостола Филиппа, и завершает гражданский год. Мы знаем, что в апостольские времена пост не был утвержден, но Апостолы постились.

Жизнь православного человека всегда должна быть радостной, но в посты особенной оттого, что возрастаем духовно. К сожалению, есть люди, которые постятся со рвением, но без радости.

Рождественский пост не строгий, вообще исключается мясное и молочное, но разрешается вкушение елея и рыбы, кроме среды и пятницы. В эти дни рекомендуется не употреблять елей и рыбу, с другой стороны, Церковь запрещает поститься людям, которым нельзя поститься: больным, занимающимся тяжелым физическим трудом людям. Я вырос в Караганде, вырос в храме, где служил отец Севастиан, ныне прославленный старец. Правда, старца не застал, но знаю его слова, он говорил точно и однозначно в этом шахтерском городе: «шахтерам поститься запрещено».

Сейчас многие готовы жить без «ясти и пития», но без телевизора жизнь для людей не возможна. В посту также надо отказаться от чтения не церковных книг, или сократить чтение. Книги, которые могут отвлечь от делания поста, читать запрещено, и здесь каждый решает сам, что его может отвлечь».

О праздновании Нового года в посту отец протоиерей сказал следующее: «Новый год входит календарно в Рождественский пост, и здесь Церковь определилась и сказала, как быть православным христианам: праздновать новый год можно, поскольку мы живем в такое время, когда на календаре начинается новый год. Слава Богу, если кто-то равнодушен к этому празднику и ждет с нетерпением Рождества Христова.

Но к тем, кто отмечает Новый год, Церковь относится снисходительно, правда ставит тоже определенные условия: если 1 января - не воскресный день, то возможен постный стол. Порадуйтесь в рамках христианского достоинства. А если 1 января - воскресный день, то для православного человека праздничный стол на 31 декабря отменяется, потому что утром идти на Литургию, и нельзя перед Литургией полночи есть и веселиться.

Церковь не запрещает праздновать Новый год, но рекомендует перенести его на праздник Рождества Христова. Людям невоцерковленным хочу посоветовать: попробуйте прийти утром 1 января на Литургию, вы увидите как тихо и прекрасно на Богослужении, оно какое-то особенное в первый день нового года».

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни Успенского и Рождественского постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию, и долженствуем поститься... от 15 дня ноября».

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 28 (15 - по старому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря). Длится сорок дней, и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11