РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
12-03-2010


Служение Владыки. Блаженный Николай Псковский

13 марта Святая Церковь  отмечает день памяти блаженного  Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576).  Память его празднуется 28 февраля (13 марта)  в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых. В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая Псковского, который «плотски в юродстве быв,... горняго Иерусалима гражданин явися.., царску державу и смысла свирепство на милость обратив».

13 марта, в субботу, утром, Правящий Архиерей, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершит молебен  блаженному Николаю Псковскому в Свято-Троицком кафедральном соборе г.Пскова.

14 марта, в воскресенье, Владыка Евсевий совершит Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый», и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.

В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити».

Разгромив Новгород, царь Иоанн Грозный с тем же намерением подступил ко Пскову. В субботу на 1-й седмице Великого поста (см. 20 февр. - житие прмч. Корнилия) царь остановился на ночлег в 5 верстах от города. Странная борьба происходила в душе его: предсмертные слова прп. Арсения (память его 8 мая): "Я буду неотступен от тебя во Пскове" - звучали в ушах его. "Теперь во Пскове все трепещут, - говорил он приближенным, - но напрасно: я не сотворю И вот когда царь, окруженный опричниками, вступил в город, он увидел, что перед каждым домом поставлены столы с хлебом и солью, а рядом со столами - на коленях граждане с женами и детьми.им зла". Действительно, в городе происходило смятение; вести об участи Новгорода уже достигли до него, и жители не знали, что им делать: бежать всем в леса? сопротивляться? В то же время между местным архиепископом, воеводой - князем Юрием Токчаковым - и Христа ради юродивым Николаем Салосом происходило совещание. По совету юродивого решено было устроить торжественную встречу. Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта) «умилившись сердцем, сказал своим воинам: «Иступите мечи о камень, да престанут убийства»».

Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. Злоба опять закипела в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. В это время на палочке, как дитя, будто скача на коне, на одной из улиц, навстречу царю выбежал блаженный Николай  и закричал царю: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город.  Царь вошел в Троицкий собор, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля), и там начался молебен. После молебна блаженный опять подошел к нему и пригласил его в свою келью: он жил под соборной колокольней. Царь, который успел немного успокоиться, согласился.

В чисто убранной келье на лавке была разостлана скатерть, а на ней лежал кусок сырого мяса и блаженный сказал: «Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати». Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса: "Покушай, Иванушка", - ласково сказал блаженный. - "Я христианин, - сказал царь, - мяса постом не ем!" - "Ты делаешь хуже, - строго возразил ему блаженный, - ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!" Злоба опять закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. "Оставь нас, прохожий человек, - строгим голосом сказал тогда блаженный, - ступай скорей от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда". Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. И в это самое время поспешно входит опричник и докладывает, что любимый царский конь пал. Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: «Могущественный тиран... ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов».  Однако же награбленную добычу отвезли в Москву.

Когда же 28 февраля 1576 г. блаженный Николай скончался, то благодарные граждане погребли его в Троицком соборе, где хоронили только князей и архипастырей. Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри.

Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В 1581 г., при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай,  согласно этому видению, была написана икона Пресвятой Богородицы с предстоящими вышеупомянутыми угодниками (см. 20 февр., житие прмч. Корнилия), среди которых был изображен и блаженный Николай. Празднование этой святой иконы было установлено 1 октября, и с того же времени стала праздноваться и память св. блаженного Николая. Запись чудес его, существовавшая еще в XVIII в., утрачена неизвестно когда.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11