РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
10-11-2009


Раздел 8. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ БРАТСТВА, ОБЩЕСТВА

«Псковские епархиальные ведомости»: Извлечение из отчета Псковского братства во имя Святого благоверного князя Александра Невского за 1894 год [1896,7,106-108; 8,126-128].

Благотворительное общество при больнице Псковского губернского земства благодарит братство Кирилла и Мефодия за пожертвование книг в их библиотеку [1897,2,25].

Общество улучшения народного труда в память Царя-освободителя Александра II - Краткий очерк образования и деятельности до 1 января 1896 г., но Псковская губерния в нем не представлена [1897, 4,218].

Извлечение из Высочайше утвержденного устава общества восстановления православного христианства на Кавказе [1897,13,203; 15,233; 18,280-282].

Санкт-Петербургское славянское общество [1897,17].

Устав Сорокинского братства во имя Покрова Божией Матери. - Противораскольническое братство [1899,21,313-319].

Рапорт священника пог. Дмитровы Горки Порховского уезда С. Колобова об учреждении «общества воздержания» и устав этого общества [1899,13,204-208].

От депутата от духовенства Опочецкого комитета народной трезвости [1899,19,194].

Майские союзы. - «В Псковской епархии, при некоторых земских школах существуют так называемые «майские союзы» детей, имеющие целью распространение полезных птиц» [1899,19, 417-419].

Общество трезвости в Пскове. - В круг деятельности общества входит содержание библиотеки-читальни и проведение народных чтений [1900,7,79-80].

«Кроме Торопецкого благотворительного общества, оказывающего помощь исключительно учащимся Корсунско-Богородицкой ЦПШ г. Торопца, и общества вспомоществования учащимся г. Острова, оказывающего пособие наравне с учащимися других школ, также и ученикам Троицкой ЦПШ г. Острова, общества вспомоществования учащимся во всех вообще местных городских школах, в т.ч. и в ЦПШ, существуют также в г. Порхове и Великих Луках» [1900,15,17-24].

Отчет Сорокинского противораскольнического братства за 1900 год [1901,9,174-185].

Устав общества трезвости при Покровской церкви пог. Двинь Торопецкого уезда [1901,10,193-195].

Общество трезвости: - Торопатское [1901,14,332-333; 1902,8,211]; - Михеевское [1901,15,340-349].

Устав общества трезвости и воздержания от сквернословия при Благовещенском соборе Порхова [1901,22,390-393; 23,405-409].

Отчет о деятельности Порховского общества трезвости и воздержания от сквернословия. - Общество открыто 7 октября 1901 г. [1902,12,165-170; 13,186-188]; - за 1902 г. [1903,10,127-129]; - за 1903 г. [1904,13,208; 15,239].

Из отчета Александро-Невского Братства за 1902 год [1903,19,382].

Отчет о деятельности общества трезвости при Знаменской церкви пог. Торопатца за 1902 год [1903,22/23,127-129].

Пособие учащимся от Александро-Невского братства [1903,23,475].

Отчет о деятельности общества трезвости и воздержания от сквернословия во имя свт.Феодосия Черниговского при Благовещенском соборе г. Порхова за 1902 г. [1903,20,282-288;22,298-300; 23,312-316]; - за 1903 год [1904,13,206-210;15,239-245].

Открытие общества вспомоществования учащимся во Вревской второклассной школе [1905,1,7-8].

От правления Высочайше утвержденного общества для распространения Священного Писания в России [1905,6,138-139].

От воинского благотворительного общества Белого Креста. - О сборе пожертвований в 1907 г. для оказания помощи воинам и сиротам русских воинов, убитых и раненых на Дальнем Востоке [1906,11,194].

Устав православного приходского братства [1906,11,286-290].

Из истории церковно-приходских братств: - братства по своей идее; первохристианское братство; братства на Руси [1907,8,213-218]; - братства на Руси в 60-х годах; братства Лебединцева и Гумилевского [1907,9,242-248]; - Положение о церковно-приходских братствах от 8 мая 1864 г.; 40-летний период деятельности церковно-приходских братств со времени издания Положения [1907,19,475-481].

Отношение Главного управления общества улучшения народного труда высокопреосвященному архиепископу Псковскому. - О деятельности общества и задачах на будущее [1907,9,127-134].

Отчет о деятельности общества вспомоществования учащимся Вревской второклассной школы за 1905-1906 уч.г. [1907,13,203-205].

Церковь в борьбе с пьянством. - Речь высокопреосвященного Арсения, архиепископа Псковского на 8 заседании Госсовета 3-й сессии [1908,1,35-43; 2,35-43].

Александро-Невское братство. - Краткий отчет [1908,10,256].

Отношение председателя распорядительного комитета особой комиссии Главного управления Российского общества Красного Креста от 22 дек.1908 г. на имя высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Псковского и Порховского. - «По приказанию Её Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны, Августейшей Покровительницы особой комиссии по бесплатному размещению больных и раненых воинов, имею честь пре-

проводить при сем в канцелярию Псковского и Порховского епископа рескрипт Её Императорского Высочества на имя Псковоградского духовенства... Приношу Псковоградскому духовенству и лицам, участвовашим в деятельности по уходу за больными и ранеными воинами, мою искреннюю признательность. Мария» [1909,4,94-95].

Отношение Александро-Невского общества трезвости на имя высокопреосвященного Арсения [1909,4,95]; - Обращение общества к приходским священникам [1909,5,108-110].

Циркулярное отношение благотворительного общества Белого Креста на имя Псковской духовной консистории - Сбор пожертвований [1910,15,255-256; 1910,23,375-376].

Отношение общества для борьбы с проказой в Петербургской губернии на имя Псковской духовной консистории. - Сбор пожертвований [1910,15,256-257].

По поводу запроса об обществах трезвости [1911,1,4-6].

Отношение председателя общества восстановления православного христианства на Кавказе на имя Его преосвященства. - 50-летний юбилей общества [1911,7,92].

Отношение архиепископа Владивостокского и Камчатского на имя Его преосвященства. - Препровождение устава Камчатского православного братства [1911,9,127].

Народно-певческий праздник. - Псковское хоровое общество [1911,10,255-258].

Поход трезвости против пьянства. - Пог. Елины. Островское общество трезвости [1912,12,313-315].

Церковные общества трезвости, епархиальные и всероссийские [1912,17,452-457].

Отношение общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви на имя преосвященного Евсевия, епископа Псковского и Порховского [1913,8,102].

Отношение общества «Русское зерно» содействия подъему земледелия, сельского хозяйства и народной трудоспособности на имя преосвященного Евсевия [1914,8,78-79].

Паломничество трезвенников Островского Казанского общества из г. Острова в пог.Елины [1914,13,308-310].

О сообщении председателя общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины Великого Князя Николая Михайловича [1917,6/7,43-44].

ПСКОВСКОЕ БРАТСТВО ВО ИМЯ СВЯТЫХ УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕНСКИХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ (КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО)

Устав братства утвержден Псковским и Порховским епископом Гермогеном (Добронравовым) 17 декабря 1885 года. Учреждено Кирилло-Мефодиевское братство при Псковском кафедральном Троицком соборе 2 марта 1886 года. При его учреждении владыка выразил пожелание, чтобы «этот младенец», как он назвал создаваемое братство, «готовящийся впоследствии быть кормителем и поителем многих чад, алчущих и жаждущих духовной пищи, стал в своей

юности зрелым не только телом, но и духом; был силен не словом только и языком, но делом и истиной; шел бы вперед к намеченной цели безостановочно и безбоязненно под охраной Божией и водительством своих небесных покровителей, шел бы бодрою и твердою стопою». В задачу братства первоначально входило поддержание материальной помощью епархиального женского училища, открытого 14 октября 1884 года, и церковно-приходских школ епархии. В соответствии с уставом, Псковский епископ являлся попечителем братства. Первое заседание братства состоялось 2 марта 1886 года, на нём был избран председатель совета братства вице-губернатор Леонид Константинович Теляковский. На этом собрании установлен размер членских взносов братчиков. Вскоре в губернии был объявлен сбор средств в пользу епархиальных учебных заведений. За первый год членами братства собраны значительные денежные суммы, большую часть их зачислили в основной капитал, меньшую часть передали учебным заведениям. Основной капитал братства был обращен в процентные бумаги, доход от них также шел на поддержку епархиальных училищ и школ. Кроме членских взносов и сбора пожертвований, практиковались чтения лекций, весь сбор от них шел в пользу братства. На общем собрании членов братства 29 мая 1894 года епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин) внёс предложение об изменении устава братства. Собрание поддержало предложение епископа и поручило совету братства выработать новый устав. 11 июня 1895 года общее собрание членов братства одобрило проект нового устава, который заметно расширил круг его задач.

29 июля 1895 года епископ Псковский и Порховский Антонин утвердил новый устав братства. Согласно п. 2 нового устава братство должно было служить религиозно-нравственному просвещению населения Псковской епархии в духе Православия, ограждать православных от вредных влияний иноверия, раскола и сектантства. Для достижения этих целей братство устраивало внебогослужебные чтения и собеседования в церквах или других, удобных для таких мероприятий, помещениях, а также публичные чтения; устраивались церковные библиотеки и читальни, среди населения распространялись книги релиогиозно-нравственного содержания, иконы, крестики по льготным ценам; в церковные библиотеки приобретались книги противосектантского и противораскольнического содержания. Среди мер, направленных на укрепление Православия, было введение церковного пения среди населения, оказание помощи церковным школам и епархиальному женскому училищу, покровительство бывшим раскольникам, иноверцам и сектантам, принявшим православное крещение. 25 мая 1897 года уездное отделение братства открылось в Порховском уезде.

С самого начала братства была положена традиция накануне общих собраний в Троицком соборе совершать всенощные бдения и панихиды по почившим братчикам. В день собрания, перед его открытием, совершались литургия и молебен небесным покровителям Кириллу и Мефодию. Эта традиция не нарушалась в юбилейные даты существования братства. Так, отмечая в 1911 году 25-летний юбилей, в Троицком соборе после всенощного бдения отслужили панихиду по усопшим членам братства, на следующий день была совершена божественная литургия, затем молебен святым Кириллу и Мефодию. Имена всех членов,скончавшихся на протяжении деятельности Кирилло-Мефодиевского братства, были вписаны в братский синодик для поминовения. В 1896 году в доме при церкви Михаила Архангела в Пскове открыта книжная лавка Кирилло-Мефодиевского братства. Здесь продавались дешевые брошюры, Троицкие листки, крестики, иконки. Лавка взяла на себя оптовую закупку литературы в Синодальной типографии и у издателей, что позволило расширить круг покупателей. Впоследствии, с увеличением доходов, книжная лавка стала оплачивать церкви аренду за занимаемые помещения. Чтения проводились по воскресным дням в Пскове в Троицком соборе, в Паромо-Успенской, Богоявленской, Николаевской единоверческой и Успения с Полонища церквах. Кроме Пскова, чтения и беседы проходили в единоверческой Троицкой церкви в погосте Загорье и на Талабских островах Псковского уезда. Перед началом чтений служился молебен с акафистом Иисусу Христу или Божией Матери, или кому-либо из местночтимых святых, затем давалось объяснение воскресных евангелий и апостолов, Символа веры, житий святых, рассказывалась история праздника, на который приходились чтения. Оканчивались чтения молитвами и песнопениями. Собеседования и чтения в Троицком соборе часто проводились Псковскими владыками.

Церковные библиотеки созданы в погостах Вышгород Порховского уезда, Чистый Торопецкого уезда, Мелётово Псковского уезда. Вышгородская церковная библиотека учреждена по благословению епископа Псковского и Порховского Антонина генерал-майором Михаилом Ивановичем Поповым и его женой Хионией Ивановной. Называлась она «Вышгородская церковная библиотека, основанная по благословению епископа Антонина 5 июня 1894 года в память дочери господ Поповых Александры». В этом погосте были две церкви. Для библиотеки был выработан устав, одобренный советом братства. Совет библиотеки управлял ею. Заведовал библиотекой священник, в состав совета входили местный священник, диакон, псаломщики, учительница, купец и крестьяне.

Книги выдавались бесплатно. По данным 1903 года, книгами библиотеки пользовались 328 человек, в том числе 8 дворян, 16 купцов и мещан, 34 духовных лица и 270 крестьян. Для чтения были взяты 501 книга, в том числе религиозно-нравственного характера 251 книга, 101 по литературе, 38 по сельскому хозяйству, 25 по пчеловодству, 20 по истории, 20 справочников, 20 по медицине, 18 по пению, 7 по географии и 1 по арифметике. В сравнении с предыдущим годом число взятых книг было меньше, но объяснялось это длительной болезнью заведующего библиотекой. Помещалась библиотека в хорошем, сухом помещении, на отопление её крестьяне-любители чтений жертвовали необходимое количество дров.

Чистовская церковно-приходская библиотека основана в 1896 году на средства коллежского советника Петра Александровича Страхова. Ему помогли другие благотворители, особенно дворянин Александр Михайлович Бенуа. Эта библиотека также находилась в ведении Кирилло-Мефодиевского братства под попечением церковно-приходского попечительства. Заведовал библиотекой местный священник, помещалась она в церковно-приходской школе. Книги хранились в шкафу, «составляющем собственность библиотеки». Выдавали и принимали книги священник и учительница местной школы. Пользование книгами было бесплатным, выдавались они на срок не более месяца. В 1903 году в библиотеке было 950 Троицких листков (изданий Троице-Сергиевой лавры), 308 брошюр и книг, в их числе 156 духовных книг, 39 исторических, 29 беллетристики, 15 медицинских, 31 по сельскому хозяйству, 38 поремёслам и другим отраслям знаний. При библиотеке имелся небольшой склад книг и священных изображений для продажи. Вырученные деньги шли на нужды библиотеки. Книгами в 1903 году пользовались 39 человек, в том числе 3 духовного звания, 36 мещан и крестьян.

Взято для чтения 108 книг и 620 Троицких листков. Из числа выданных книг большая часть (84) духовного содержания, 20 исторических и 4 по сельскому хозяйству. Число читателей с 1903 года уменьшилось, т.к. многие стали брать для чтения книги из библиотеки-читальни, открытой в селе Чистое попечительством о народной трезвости. Церковно-приходская библиотека-читальня при Успенской Мелётовской церкви открыта в 1895 году, имела свой устав, утвержденный епископом Антонином 28 января 1896 года. Библиотека-читальня помещалась в церковной сторожке. Существовала она за счет пожер твований, опускавшихся в кружку, которой обносили во время богослужений. Деньги шли на пополнение библиотечного фонда. Церковно-приходское попечительство из своей среды выбирало лиц, которым поручалось следить за книгами, приобретать новые издания. Эти лица составляли совет библиотеки, утверждались епархиальным начальством. Пользование книгами было бесплатным. Всего книг в библиотеке в 1903 году было 572 экземпляра, все религиозно-нравственного направления, только 4 книги по истории. Пользовались книгами 110 человек, ими было взято 185 книг. При Псковском кафедральном Троицком соборе также была библиотека. В основном здесь были книги противораскольнического и противосектантского направления, в том числе журналы «Миссионерское обозрение» и «Миссионерский сборник».

Просветительная деятельность Кирилло-Мефодиевского братства заключалась не только в создании и поддержании церковных библиотек, но и в снабжении книгами, журналами, брошюрами разных лиц, учреждений и организаций. На общем собрании членов Кирилло-Мефодиевского братства 18-25 октября 1905 год по предложению епископа Псковского и Порховского Арсения (Стадницкого) решено устроить в Пскове периодические пастырские собрания для объединения духовенства между собою и прихожанами и для выяснения обязанностей, которые лежат на пастырях в данную историческую эпоху. На этом же собрании заслушан вопрос об организации в Пскове библиотеки для духовенства и церковного музея. Причем, для размещения библиотеки и музея епископ Арсений предлагал помещения в новом доме на Печерском подворье. Ввиду сложности решения этого вопроса на собрании была избрана особая комиссия, которой поручили детально рассмотреть предложение и представить свои соображения ближайшему общему собранию духовенства города Пскова. Музей будет открыт менее чем через год, 9 августа 1906 года.

На общем собрании братства 26 августа 1908 года отмечалось: «Не умолкая, проповедуют представители иноверия, сектантства и раскола, тем более опасные для деревни, что они имеют образ благочестия, хотя и без его духа; нося с собой дух смущения, недовольства и разрушения, не дремлют и агенты разных политических толков. И посмотрите, наша полуграмотная деревня, там, где она встретилась с ними лицом к лицу, была почти всегда послушною струною, на которой они играли свои песни. Это были песни бури, и эта буря произвела громадные опустошения в душе нашего простолюдина, и много его святых навыков,традиций, освящаемых мудрой стариной, унесла на своих темных крыльях.... Сеяния наших политических новаторов дают обильные всходы: развивается неуважение к личности, непочтение к родителям, легкий взгляд на чужую собственность, учащаются случаи воровства и разбоя; прибавьте к этому уродливое проявление неправильно понятой свободы личности, сказавшееся в упадке нравственности среди молодёжи и получите довольно полную картину духовной жизни деревни». Общее собрание приняло решение содействовать открытию уездных отделений братства. Одним из главных направлений деятельности становилась борьба с растлевающим влиянием безбожия и нигилизма. Было решено придать внебогослужебным собеседованиям систематический характер; всеми доступными средствами бороться с алкоголизмом деревни. Совет ассигновал дополнительные средства на издание и распространение листков и брошюр религиозно-нравственного содержания, признал необходимым открытие народных библиотек, увеличить бесплатную раздачу брошюр и книг среди населения после собеседований и чтений. В том же, 1908 году, были открыты первые десять народных библиотек. В 1910 году 15 июля братством открыта библиотека в губернской тюрьме.

11-16 декабря 1908 года Святейший Синод утвердил Устав Псковского церковного историко-археологического комитета. Председатель совета Кирилло-Мефодиевского братства стал непременным членом комитета, само братство ежегодно выделяло комитету небольшие средства.

Поскольку Кирилло-Мефодиевское братство во многом дублировало деятельность Епархиального миссионерского совета, 30 мая 1910 года произошло их слияние, три члена миссионерского совета вошли в состав братства. В том же, 1910 году, архиепископ Арсений назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. Покидая Псковскую епархию, он пожертвовал 500 рублей в неприкосновенный капитал Кирилло-Мефодиевского братства и церковного историко-археологического комитета.

Подводя итог деятельности братства за 25 лет, председатель совета братства протоиерей Александр Семёнович Иеропольский отметил, что за этот период сформирована епархиальная библиотека, стали формироваться сельские церковные библиотеки, к 1911 году их насчитывалось уже 32. Популярны были внебогослужебные собеседования с народом, чтения для интеллигенции. Для выработки мер к распространению церковного пения проведен съезд учителей пения духовных училищ и второклассных школ. Во время миссионерских бесед бесплатно раздавались брошюры, книги, листки религиозно-нравственного содержания. Благотворительная деятельность братства выражалась в устройстве лавки, в которой церкви и духовенство епархии приобретали по более дешевой цене иконы, крестики, богослужебные книги. Оказывалось денежное пособие церковным учебным заведениям. Епархиальному женскому училищу выделены денежные средства для содержания бедных учениц, Выбутской второклассной женской школе выделены средства на стипендии для бедных учениц, Торопецкой миссионерской школе оказана денежная помощь на дополнительное жалование учительнице. В ознаменование 25-летнего юбилея братства, епископ Алексий (Молчанов) предложил учредить стипендию в епархиальном женском училище и первым сделал запись в подписном листе. Все присутствовавшие охотно поддержали идею владыки. 2 июня 1911 года епископ Псковский и Порховский Алексий предложил организовать богословские чтения для интеллигенции, для простого народа необходимо было проводить противоалкогольные беседы. В августе 1911 года состоялся съезд благочинных, принявший примерный устав общества трезвости. Перед обществом ставилась задача борьбы с пьянством, искоренение подпольной торговли вином, устройство антиалкогольных чтений для народа. Для борьбы с сектантством в 1911 году Кирилло-Мефодиевское братство открыло десять противосектантских библиотек в уездах, увеличилось количество миссионерских кружков. Участники кружков вели беседы с сектантами и старообрядцами, раздавали литературу,убеждали в ошибочности их взглядов.

Общее собрание братчиков 9 сентября 1912 года проходило под председательством нового Псковского епископа Евсевия (Гроздова). Епископ Псковский и Порховский Евсевий стал последним Псковским владыкой, назначенным до 1917 года. Он обратил внимание собравшихся, что за время, прошедшее после принятия новой редакции устава в 1895 году произошли значительные изменения. Возникли новые организации, деятельность которых не предусматривалась уставом: епархиальная библиотека, читальня духовенства, музей. Настала пора выработки новой редакции устава. Проект нового устава рассматривался на собрании 11 августа 1913 года. По нему принято решение разослать проект членам братства для замечаний. В ожидании отзывов на проект устава деятельность братства не прерывалась.

По-прежнему проходили внебогослужебные беседы в храмах Пскова и уездах. В 1914 году епископ Евсевий возглавил миссионерский совет в епархии, под его руководством в уездах стали открываться миссионерские курсы по расколу и сектантству. Многие чтения и беседы  достаточно высоком уровне подготовки священников и мирян. Не остались в стороне члены Кирилло-Мефодиевского братства и с началом Первой мировой войны. Епископ Евсевий обратился к духовенству и верующим с призывом помощи беженцам. Собрание духовенства и церковных старост Пскова постановило отчислять 1 % жалования в пользу беженцев, передать им под жилье помещения приходских школ. Руководил работой помощи беженцам особый комитет братства под руководством председателя совета братства А. С. Иеропольского. Святейший Синод распорядился полностью передать заботу о беженцах Кирилло-Мефодиевскому братству и выделил для этого необходимые средства. Членами братства являлись как духовные, так и светские лица. 12 октября 1886 года почетным членом Кирилло-Мефодиевского братства избран обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, «как лицо, которому церковно-приходская школа во всей России обязана своим твердым положением и который не менее сочувственно относится и к епархиальным женским училищам». Почетным членом статский советник, бывший инспектор Варшавской гимназии Пётр Иванович Жемчужин избран как внесший единовременно 1000 рублей. Псковский вице-губернатор статский советник Леонид Константинович Теляковский избран почетным членом за четырехлетнюю полезную деятельность на пользу братства как председатель совета. Согласно уставу почетными членами избраны Псковские губернаторы тайный советник Константин Иванович Пащенко, князь Борис Александрович Васильчиков. Епископ Нафанаил, настоятель Московского Андроникова монастыря, избран почетным членом как основатель Псковского женского епархиального училища и учредитель кафедры по обличению раскола в Псковской духовной семинарии. С 1886 по 1895 год казначеем братства трудился Псковский протоиерей Иоанн Ник. Аполинский. За свои труды он избран почетным членом братства. Почетными членами избраны также учредители и жертвователи Вышегородской библиотеки Порховского уезда супруги Хиония Ивановна и Михаил Иванович Поповы. Протоиерей Кронштадтского Андреевского собора Иоанн Ильич Сергиев избран почетным членом «как благотворитель всего русского народа», он внес 100 рублей в пользу братства.

Пожизненными действительными членами братства являлись: учредитель братства и первый его попечитель епископ Псковский и Порховский Гермоген, попечители братства епископ Псковский и Порховский Антонин, Сергий, Арсений и Алексий, вдова Псковского губернатора Мария Федоровна Прутченко, потомственный почетный гражданин Пскова Пётр Петрович Калашников, настоятели Псково-Печерского, Мирожского и Вознесенского монастырей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И.Ф. Нильский. Членами братства состояли: протоиерей и законоучитель Псковского кадетского корпуса Александр Космич Березский; купцы Иван Васильевич Апащиков, Михаил Дмитриевич Гурьянов, Иван Иванович Жиглевич, Иван Михайлович Кафельников, Эмиль Карлович Классен, Михаил Петрович Кустов, Василий Яковлевич Сафьянщиков; бароны Вревские:

Степан Борисович (земский начальник Островского уезда), Александр Борисович, Софья Борисовна; дочь тайного советника Параскева Петровна Зубова, директор учительской семинарии Федор Васильевич Кестнер, ректор духовной семинарии Алексей Иванович Лебедев, священник Псковской Георгиевской церкви Георгий Лучебуль, Островский священник Николай Панов, Псковский нотариус Павел Александрович Шеляпин, протоиерей СанктПетербургского Исаакиевского собора Ф. Знаменский, Опочецкий городской голова Василий Костин, преподаватель Минской семинарии Евгений Евгеньевич Лебедев. В списке членов братства архимандрит, ректор Холмско-Варшавской духовной семинарии Тихон, будущий Патриарх. (Н.В. Коломыцева, Государственный архив Псковской области).

Кирилло-Мефодиевское братство прекратило свою деятельность после 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Источники и литература:

ГАПО. Ф. 39 Псковская духовная консистория

Псковские епархиальные ведомости.

«Псковские епархиальные ведомости»:

Журналы общего собрания членов Псковского Кирилло-Мефодиевского братства (ПБКМ)[1895,14/15,208-211].

Устав Братства во имя Свв. Кирилла и Мефодия [1895,14/15,212-218; 23,306-310].

К преобразованию Псковского Кирилло-Мефодиевского братства. - Речь преподавате-

ля Псковской духовной семинарии Е.Е. Лебедева [1895,234-236].

Постановления съездов ПБКМ [1896,3,39-42; 5,67-78; 8,117-121; 10,147-148; 12,178-180; 13,194-199; 14,212-214].

Отчет о деятельности ПБКМ: - за 1895/6 г. [1896,15,232-234; 16,246-251; 17,262-266;

18,281-288; 19,299-304; 21,329-330]; - 1896/7 г. [1898,1,5-7]; - 1897/8 г. [1899,3,39-45]; - 1898 г.[15,237-246; 16,252-261].

Открытие Братского склада книг, икон и крестиков [1896,10,190-192].

Годовое общее собрание Кирилло-Мефодиевского братства [1896,11,205-208].

Журнал Кирилло-Мефодиевского братства от 24 окт. 1896 г. [1897,2,20-25].

Одиннадцатая годовщина Псковского Кирилло-Мефодиевского братства [1897,220-223].

Возобновление религиозно-нравственных чтений от ПБКМ [1897,24,455].

Совет Братства и его деятельность [1898,1,7-12].

Отчет о расходах ПБКМ: - за 1896/7 гг. [1898,2,18-19]; - за 1897/8 гг. [1898,22,335-339];

- по складу Кирилло-Мефодиевского Братства за 1897/8 гг. [1898,23,348-351].

Алфавитный список членов ПБКМ за 1896/7 гг. [1898,2,19-28]; - за 1897/8 гг. [23,351-352].

Общее собрание членов Кирилло-Мефодиевского братства [1898,11,196-197]

Отчет о деятельности Братства за 1897/8 гг. [1898,21,315-324; 1899,3,39-45]; - за 1898 г.[1899,15,237-246;16,252-261].

Постановления общего собрания членов ПБКМ [1900,23,339-342].

Отчет о деятельности Псковского Кирилло-Мефодиевского братства: - за 1886-1900 гг.

[1900,11,165-170; 12,176-181; 14,207-209; 15,217-226; 16,232-234; 17,242-246; 18,259-265; 19,

276-280; 20,291-294; 21,309-310; 22,325-330; 23,342-345; 24,357-363]; - 1900/1901 гг. [16,288-

292; 18,325-333; 19,339-345; 20,355-361; 21,371-375; 22,394-397; 23,410-415]; - 1901/1902 гг.

[1903,14,188-190; 15,200-204; 16,214-219; 17,224-229; 18,238-245; 19,250-255; 20,263-270];

- 1902/1903 гг. [1904,17,270-277; 18,283-291; 20,319-325; 21,350-353; 22,370-374]; - 1903/

1904 гг. [1905, 2,43-47; 3/4,74-79; 5,111-115;6,133-138]; - Алфавитный список членов Братства

[1905,7,150-156] - 1904/1905 гг. [1906,2,21-24; 3,38-40; 4,53-56; 6,85-97]; - Алфавитный список

членов Братства [1906,7,103-110]; - Пожертвования от церквей и монастырей [1906,6,110-113];

- 1905/1906 гг. - [1906,22,326-332; 24,349-362; 1907,1,23-24]; - 1906/1907 гг. [1908,23,314-

327,338]; - 1908 г. [1909,15,18,328-334; 18,328-334; 19,344-348]; - 1909 гг. [1910,17,282-28;

18,301-305]; - 1910 г. [1911,14,223-232; 17,339-342]; - 1911 г. [1912,20,245-254; 21,262-266;

1913,19,221-228; 20,233-244; 21,359-360]; - 1912 г. [1913,19,221-228; 20,233-244; 21,359-

360]; - 1913 г. [1915,3,36-39].

Постановления общего собрания членов Братства Свв. Кирилла и Мефодия [1901,13,230-О преобразовании ПБКМ [1903,4,94-101; 5,107-112]; - «Поступит молодой батюшка на приход куда-нибудь в захолустье, в погост, окруженный болотами, мхами и лесами; вблизи нет ни одного образованного человека, псаломщик с училищным образованием, а и то менее; школы нет, учителя нет; прихожане безграмотные... не понимают пользы просвещения, со своего же батюшки, желающего построить школу для их же детей, но на их земле, просят арендные деньги, почитают великой услугой со своей стороны для священника и даже великим одолжением, подающим повод просить с него «на чай», если посылают своих детей к нему учиться. А с кем у нас при настоящем положении дел будет советоваться приходской священник? - Соседний священник за 20 верст. Если бы наше Братство Кирилла и Мефодия с её живой просветительной деятельностью проникло во все уголки нашей епархии... При нашей обширности приходов, нередко в 2-4 тыс. душ обоего пола, при разбросанности их, при неудобствах путей сообщения, трудно и приходскому батюшке, и всему причту уследить за всем, что происходит в приходе» [1903,6,126-137];

Журналы общего собрания членов ПБКМ [1904,21,337-343; 1905, 21,464-469].

К вопросу о современных потребностях церковных братств. - О собрании ПБКМ 18

окт. 1905 г.; Манифест 17 октября. Ответ владыки Арсения: «Пусть же день отечественного

ликования по поводу Манифеста будет и для нашего города днем радости и мира, а не печали

и вражды». О созыве епархиального съезда 15 декабря 1905 г. [1905,19/20,375-385].

Журнал совета ПБКМ от 27 февраля 1906 г. [1906,7,100-102].

Устав Псковской епархиальной библиотеки. - Церковный археологический музей и при них читальня с отделением книг псковоградского духовенства при ПБКМ [1906,20,312].

Отчет о деятельности ПБКМ за 1905-1906 гг. [1907,2,23-28]; - Список членов Кирилло-Мефодиевского Братства [2,28-32]; - Пожертвования от церквей и монастырей [2,32-34].

Заседание совета Братства [1907,5,135].

В Кирилло-Мефодиевском братстве. - Общее собрание [1907,6,166].

Журнал общего собрания членов ПБКМ от 12 марта 1907 г. [1907,8,103-110].

Отчет о приходе и расходе по устроению духовного концерта 12 апреля 1907 г. Псковским Кирилло-Мефодиевским Братством [1907,9,124].

Речь высокопреосвященного Арсения, архиепископа Псковского, на общем собрании членов ПБКМ 26 августа 1907 г. - «Значение Братства как союза живых личностей в деле возрождения церковно-приходской жизни... Цели Братства велики - служить религиозно-нравственному просвещению народа и ограждать его от иноверия и сектантства..., в оживлении и возрождении церковно-приходской жизни. К настоящему собранию Братства приурочено мною и открытие Епархиальной библиотеки... и, хотя она существует фактически давно, но юридически еще не была утверждена и открыта. Теперь я объявляю епархиальную библиотеку открытой» [1908,18,393-399].

О народных библиотеках при церквах Псковской епархии [1908,18,399-401].

От совета ПБКМ. - Об открытии 10 народных библиотек при церквах [1908,20,259]: - 8 библиотек [1909,5,108].

Доклад совета ПБКМ. - К журналу Псковского епархиального съезда [1908,24,124-125].

Журнал общего собрания ПБКМ от 26 августа 1908 г. - Доклад председателя Братства иером. Германа о народных библиотеках при церквах Псковской епархии [1908,21,272-292].

Отчет о деятельности Псковского Братства во имя Свв. первоучителей Словенских Кирилла и Мефодия за 1906 и 1907 год [1908,23,314-331].

Кирилло-Мефодиевское братство. - О небходимости: 1) объединиться духовенству в религиозно-нравственном просвещении народа и приходской благотворительности; 2) ввести по всем приходам внебогослужебное оглашение народа; 3) существующие в приходах беседы ввести в систему по образцу чтений в Пскове; 4) собеседование сопровождать общенародным пением [1909,13/14,239-240].

Журналы общего собрания членов ПБКМ в 1909 г. [1909,15,244-250; 18,318-328].

Епархиальная библиотека. - Историческая записка [1909,15,246-253;16,271-275].

В Кирилло-Мефодиевском братстве [1910,11,145-147; 1911,11,287-288; 1914,20,440-441].

Журналы общего собрания членов ПБКМ за: - 1910 г. [1910,13/14, 207-212; 17,282-305]; - 1912 г. [1912,19,234-238]; - 1913 г. [1913,19,217-221].Алфавитный список членов ПБКМ: - за 1906/1907 год [1908,23,331-338] - 1908 г.[1909,20,386-389]; - 1909 г. [1910,19,315-319]; - 1910 г. [1911,18,359-364]; - 1911 г. [1912,22,272-276]; - 1912 г. [1913,21,360-363].

Праздник ПБКМ [1911,10,258-260].

Журнал общего собрания членов ПБКМ от 2 июня 1911 г. [1911,13,197-199]; - от 9 сентября 1912 г. [1912,19,234-238]; - от 14 октября 1914 г. [1914,24,261-264].

По поводу отчета ПБКМ за 1910 год [1911,20,474-475].

ПСКОВСКИЙ ОТДЕЛ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА (ИПП общество)

Основание Палестинского общества тесно связано с именем Великого князя Сергея Александровича. Еще до женитьбы, во время путешествия по Палестине, у него возникла идея создания специального общества, которое бы занималось изучением библейского наследия и ранней историей христианства. Первым председателем общества с момента его возникновения стал Великий князь. По предложению Сергея Александровича и на пожертвованные им деньги общество в 1883 году провело успешные археологические раскопки в Иерусалиме.

После свадьбы Сергей Александрович и Елизавета Федоровна посетили Святую Землю. Будучи в Иерусалиме, Елизавету Федоровну потрясла удивительная благодать тех мест.Она мечтала быть похороненной на Святой Земле. Трагическим и вместе с тем чудесным образом её желание осуществилось впоследствии. Великий князь Сергей Александрович был убит в Москве революционером-террористом 4 февраля 1905 года. Елизавета Федоровна приняла решение посвятить всю оставшуюся жизнь служению Богу и людям. По её докладу 12 мая 1911 года Императору Николаю при Палестинском обществе учрежден Барградский комитет, на который возложены обязанности по сооружению в итальянском городе Бари, где почивают мощи святителя Николая Мирликийского, храма во имя Святителя и при нём странноприимного дома для русских богомольцев. При этом Император взял Барградский комитет под своё покровительство. Елизавета Федоровна убита захватившими власть большевиками в ночь с 17 на 18 июля 1918 года, она канонизирована Русской Православной церковью за границей 1 ноября 1981 года, Архиерейский собор Русской Православной Церкви прославил её 4 апреля 1992 года.

После гибели Сергея Александровича, с 1905 по 1915 год президентом Палестинского общества был Великий князь Константин Константинович (поэт К. Р.), а почетным председателем - Великая княгиня Елизавета Федоровна.Палестинское общество ставило своей задачей сбор, разработку и распространение в России сведений о Святых местах в Палестине, оказание помощи паломникам, учреждение в Палестине больниц, школ, странноприимных домов и т.п. Псковский отдел Палестинского общества состоял под председательством епископа Псковского и Порховского. Его деятельность регламентировалась утвержденным 2 марта 1885 года Императором Александром положением об отделах общества: распространение среди православного населения епархии знаний о настоящем и прошлом Святой Земли, о христианских святынях на Ближнем Востоке, исполнение поручений общества. Все документы,поступавшие в отдел общества, предварительно просматривались председателем и с соответствующей резолюцией передавались для исполнения делопроизводителю. Денежные средства общества и отделения формировались в основном от сбора, который ежегодно проводился во всех православных церквах Российской Империи во время богослужения в день входа Господня в Иерусалим. Сбор осуществлялся по подписным листам, в церквах проводился кружечный сбор. Ревизионная комиссия ежегодно проверяла отчет по денежным средствам отделения общества. Одним из источников пополнения финансов отделения было распространение журнала «Сообщения Императорского Православного Палестинского общества». Для более широкого распространения изданий Палестинского общества по просьбе отдела на местах в периодике бесплатно печатались объявления о вышедших в свет новых изданиях общества, о подписке на журнал «Сообщения Императорского Православного Палестинского общества». Некоторые монастыри выписывали его в свои библиотеки. С 1911 года Псковское отделение стало осуществлять сбор пожертвования для Барградского комитета. Членами общества были настоятели монастырей Псковской епархии, священники. Среди них друг будущего Патриарха Тихона настоятель Торопецкого Корсунского собора протоиерей Владимир Щукин. Члены общества устраивали в епархии народные чтения о Святой Земле, для этого обществом издавались листки и брошюры. Чтения проводились в основном приходскими священниками, диаконами, псаломщиками, учителями в храмах и школах, как правило, в дни Великого поста. В храмах чтения устраивались на вечерне или перед ней, а бесплатно раздавали «Палестинские листки» и виды Святой Земли. Чтения привлекали большое количество слушателей, вызывали живой интерес к истории Палестины и современным её нуждам.

Общество и отделения в епархиях прекратили свою деятельность после 25 октября (7ноября) 1917 года. (

Н.В. Коломыцева, Государственный архив Псковской области).

Литература:

Псковские епархиальные ведомости.

Годовые отчеты Псковского отдела Палестинского общества.

«Псковские епархиальные ведомости»:

Открытие в Пскове отдела Императорского Православного Палестинского общества[1895,8,43-148].

Объявления Псковского отдела Палестинского общества [1895,16/17,232; 19,250-251;

1896,3,48; 4,64; 5,80; 9,144; 1897,4,64; 5,80; 6,94-95; 1899,7,112; 8,147-148; 9,163-164; 1900,20,

302; 1901,6,125; 6,128; 7,151-152; 1902,1,16; 21,268; 1903,6,88; 21,290; 1904,6,102; 17,281-282;22, 383].

О деятельности Псковского отдела Императорского Православного Палестинского

общества за 1895-1896 гг. - Открытие отдела ИПП общества состоялось 26 марта 1895 г.[1896,9,130-134; 10,149-152].

О деятельности Императорского Православного Палестинского общества [1897,11,162-166; 12,178-179].

Отчет о деятельности ИПП общества за 1897-1898 гг. - «Систематическое ведение чтения брошюр о Святой земле для народа по воскресеньям, после вечернего богослужения,начиная с недели мытаря и фарисея... Трехлетний опыт ведения этих чтений убедил, что народ наш весьма любит читать и слушать такие книжки, содержание которых поучительно для него, которые сообщают ему истинные сведения о дорогих для всего христианского мира святынях» [1898,14/15,221-226; 16,241-244; 17,255-257].

Для чтений о Святой земле Императорским православным Палестинским обществом изданы брошюры под общим заглавием «Чтения о Святой земле» [1901,6,128]. Рескрипт Его Императорского Высочества Великого князя Сергия Александровича, Московского генерал-губернатора, Председателя Императорского Православного Палестинского общества, на имя преосвященного Арсения, епископа Псковского и Порховского [1904,12,107-109].

Собрание членов ИПП общества. - Отчет за 1903-1904 гг.: «Деятельность отдела состояла в ознакомлении населения епархии с высокими задачами Императорского Православного Палестинского общества через чтение о Святой земле и в сборе пожертвований потребных для сих задач» [1904,11,271].

Отношение от ИПП общества. - После безвременной и мученической гибели основателя и Председателя общества, Великого князя Сергия Александровича, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, приняла на себя звание Председателя общества [1905,5,95-96]. От Православного Палестинского общества. - О сборе средств [1905,5,106; 6,139].

Отчет ИПП общества за 1904-1905 гг. [1905,6,469; 20,451-458; 21,469-474].

От Псковского отдела ИПП общества. - О сборе пожертвований в неделю Ваий [1905,9,175-176; 1906,5,62-63].

Собрание членов Псковского отдела ИПП общества[1905,9,181-182].

Годичное собрание членов Псковского отдела ИПП общества [1906,17,422-423].

Отношение от ИПП общества на имя Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Псковского и Порховского. - Благодарность за проведение тарелочного сбора на нужды православных в Иерусалиме и Святой земле [1908,3,31-32; 1909,4,93-94; 1910,6,71].

От Псковского отдела Палестинского общества [1908,5,60].

Палестинское общество. - О собрании Псковского отдела ИПП общества. Отчет общества за период: с 1 марта 1908 г. по 1 марта 1909 г. Деятельность общества главным образом была направлена на просветительные цели: организацию чтений для народа, раздачу брошюр, листков и воззваний. Несмотря на нехватку средств, собрание решило, кроме обычных чтений в г. Пскове, вести еще чтения в Доме трудолюбия [1909,16,276].

Отношение Председательницы ИПП общества на имя Его преосвященства. - О проведении тарелочного сбора в церквах в неделю Ваий [1911,6,78-79; 1912,5,65; 1914,6,41].

От совета ИПП общества [1911,19,374-375].

О проведении тарелочного сбора в церквах Псковской епархии в праздник Входа Господня в Иерусалим на нужды русских богомольцев у Живоносного Гроба Господня и на поддержание Православия в Святой земле [1915,4,47-49].

Воззвание совета Палестинского общества. - О пожертвованиях [1915,4,54-55].

Рескрипт Её Императорского Высочества Августейшей Председательницы Императорского Православного Палестинского общества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, на имя Его Преосвященства [1916,4,39-40].

По благословению Святейшего Синода в праздник Входа Господня в Иерусалим производится тарелочный сбор в церквах на нужды русских богомольцев у Живоносного Гроба Господня и на поддержание Православия в Святой земле [1917,4/5,30-31].

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11