РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Собор Святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
09-02-2009


11 февраля Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий  служит всенощное бдение  в Свято-Троицком Кафедральном соборе, 12 февраля  Владыка служит Божественную Литургию  и праздничный молебен  в Спасо-Елеазаровском  женском монастыре.12 февраля в этой обители престольный праздник - день памяти Собора  Святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория  Богослова и Иоанна Златоустого.

Спасо-Елеазаровский монастырь - один из древнейших монастырей России,  основан пострижеником Снетогорского монастыря прп.Евфросином в 1425 году. В 1447 году в обители был построен каменный Трехсвятительский собор, который ныне  имеет придел в честь Рождества Богородицы и нижний храм - в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

  Игумения Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета (Беляева) говорит:

 «Как всякий подвижник, устрояя обитель, преподобный Евфросин молился Господу, какой же соборный храм построить в обители и в честь кого он должен быть? После долгой молитвы Преподобному было видение Трех Святителей на том месте, где стоит наш Трехсвятительский Собор. Причем удивлен был Евфросин, удивлена была и братия: место было показано за пределами пустыни, на берегу реки, в неудобном месте. Но Господь указал именно так. При жизни преподобного Евфросина на том месте, где явились ему Три вселенских Святителя, началась постройка  Трехсвятительского Собора.

Есть монастырское предание, что и сам Собор был показан в видении Евфросину.

Дивны пути Божии! Все Три Святителя были епископами Константинопольской Церкви, прославляемы и почитаемы в своих приделах, но то, что они духом и явлением своим отметили это Святое место, и говорит о его вселенскости. Именно Спасо - Елеазаровский монастырь является  родиной идеи Третьего Рима, сформулированной старцем, учеником преподобного Евфросина - Филофеем.

Россия есть символ вселенскости Православия, и является  для всего мира тем самым сокровищем, тем самым ковчегом, в котором будет совершаться спасение всего человечества. Иначе не было бы здесь и знамения такого, и такого явления Трех Святителей, столпов Православной Церкви. Объяснение этому может быть только одно:  Россия  действительно является Третьим Римом, тем самым государством, в господство которого входит сам Иисус Христос.

И место Спасо - Елеазаровского монастыря, избранное этими светильниками веры, отмечено Господом как центр,  не государственный и общественный, а духовный.

Тайна здесь великая  есть, и мы не можем проникнуть в нее и постичь ее. Но через этот монастырь устроялась Русская государственность в  XVI веке, потому что в этом монастыре появилась государствообразующая идея: Россия - Третий Рим. А какое слово изречет эта Святая обитель миру на конец веков, мы еще не знаем, но предназначение у этого места великое. Здесь не просто пребывает Господь и Матерь Божия, но это еще и дом Трех Святителей. И название у монастыря  первое было: Трехсвятительский».

Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур - гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых - анафоры (Евхаристический канон) составлены  Иоанном Златоустом и Василием Великим.

Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Святители Григорий Богослов и Василий Великий получили классическое образование в Афинском университете и были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье...испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля...», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление.

Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий - величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования - возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) - боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст - золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.

По дарам, которые  Господь дал Святителям, это были величайшие учители вселенские. Если апостолы просветили весь мир и созиждили Церковь, камень которой есть Христос, то Три учителя и Святителя Василий, Григорий и  Иоанн - для всей вселенской Церкви стражи истинного Православия. И величие этих Святых, наверное, никогда никем не будет превозойдено из тех, кто подвизался на земле ради Христа. Их свет веры виден на всю Вселенную: «Василий божественный ум, Григорий божественный глас, Иоанн воскресный светильник, три высочайшие угодницы Троицы и служителие да прославятся» - величает  Святая Церковь дивных Святителей.

 В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11