РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
14-01-2009


Собор Архистратига Михаила

21 ноября Русская Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

 

 

Начинается праздник прославления Архистратига Михаила и всех безплотных Сил Небесных со Всенощной, которую будет служить Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий в псковском храме Архангелов Михаила и Гавриила в пять часов вечера. Православная Церковь празднует Собор всех девяти Чинов Ангельских 8 ноября (21), в этот день Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий будет совершать Божественную Литургию и праздничный молебен в Михайловском Соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

В древности, до календарной реформы Юлия Цезаря, ноябрь был девятым месяцем года, и Собор Архистратига Михаила праздновался в девятый месяц, восьмой день ноября, что сообразуется со временем Второго пришествия Господа, когда все девять Чинов Ангельских соберутся на Страшный суд Господень, который состоится в «день Восьмой» - «и придет Сын Человеческий во Славе Отца и Ангелами Своими судить»

Все высшие Небесные Силы в Святой Церкви называются Ангелами, и словом Ангел обозначаются не существа, а служения. Церковь особенно чтит Архангелов, их святые имена: Михаил - Кто как Бог, Гавриил - крепость Божия, Рафаил - исцеление Божие, Уриил - свет Божий, Селафиил - молитва к Богу, Иегудиил - славящий Бога, Варахиил - Богом благословенный, и Иеремиил - возвышение к Богу.

На Небе существует иерархия Ангельского воинства: есть девять Чинов Ангельских. К высшей иерархии относятся шестикрылые Серафимы, многоликие Херувимы и Богоносные Престолы, к средней - Господства, Силы и Власти; к низшей - Начала, Архангелы и Ангелы.

Над всеми девятью небесными Чинами Чиноначальником и вождем поставлен Богом святой Архистратиг (вождь, старший воин) Михаил. Он воевода Сил Небесных, борец с дьяволом, путеводитель душ по мытарствам.

Как говорит Священное Писание, мир духовный состоит не только из душ человеческих, он включает в себя безчисленное множество святых безплотных сил: Ангелов и Архангелов.

Мир Ангелов был создан до творения мира видимого: «В начале Бог сотворил небо и землю», говорится в Книге Бытие. Сотворение Неба и есть указание на сотворение Ангельского мира. Поначалу все Ангелы были добрыми, а потом часть ангелов восстала на Бога, и образовался мир злых ангелов, которые стали аггелами.

Возглавил ангелов, низвергнутых с Неба Архистратигом Михаилом, люцифер (светоносный), который был прельщен самомнением о своем совершенстве и красоте, в гордыне объявил войну Богу.

Тогда Архистратиг Михаил явился защитником величия и славы Божией, собрав все воинство Ангельское и Чины, он сказал: «Кто яко Бог», то есть кто равен Богу?

Архистратиг Михаил восстал за Имя Творца Своего в тот момент, когда третья часть ангелов вместе с Денницей (люцифером) перестала хвалить Имя Создателя.

Ангельское воинство, Небесные Силы безплотные - это тот сонм невидимых духов, служителей Божиих, которые прославляют Бога.

Земному человеку трудно говорить о небесном и трудно понимать его. Полное учение об Ангелах оставили нам учители Церкви: святые Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие духовные писатели.

  

Учение об Ангелах является достоверным свидетельством Церкви, и единогласно подтверждено на Вселенских Соборах. Церковь в своем Богослужении и молитвах всегда напоминает нам о тесном союзе Ангелов с людьми.

Ангелы-хранители в иерархии ниже всех других Ангелов и всех ближе к людям, они приставлены Богом для хранения каждого из нас. Господь посылает Ангелов, Своих верных служителей, возвещать Свои веления, поэтому они называются вестниками. Архангелами называются великие благовестники. Два Архангела тесно связаны друг с другом и с Господом: Архангел Михаил и Архангел Гавриил, благовествующий.

 

В Пскове, в центре города - Городце, в 1377 году псковичи построили каменный храм, и ныне храм Архангелов Михаила и Гавриила, что на площади Ленина, является единственным каменным храмом XIV века в городе.

Настоятель храма протоиерей Георгий Быков рассказал:
«После революции Архангельский храм был кафедральным и действующим до 1939 года, на то время, пока в Троицком Соборе служили «обновленцы».

Первая служба в нашем храме состоялась 26 июля 1995 года, по благословению нашего правящего Владыки Евсевия. Раннее там был археологический центр, который располагался и в корпусах прихода.

  В храме складывались археологические находки, и за время его использования археологами, пол сгнил, печи рассыпались. Пошли ежедневные труды, которые мы несем более десяти лет, мы провели отопление и восстановили храм для богослужения.

Благоукрашать храм нам помогали разные люди: великолепную икону Смоленской Божией Матери «Одигитрия» мне принесли однажды перед Литургией молодые люди, я спросил их имена, чтобы помолиться за них, но они не назвались, и икона у нас в храме теперь в дубовом киоте. Есть икона Архангела Михаила, ее принес псковский военком, она была с ним в Афганистане и в Чечне. Потом военкома перевели в Санкт-Петербург, и он теперь военком Северо-Западного региона.

 

Резьбу простую, но симпатичную резали в иконостасе псковские студенты. Наш иконостас вновь написанный, и это, конечно, помощь нам Небесных Сил. Он был написан разными мастерами, даже из разных городов: нижний местный ряд икон писали в Москве, Царские Врата, диаконские двери, второй праздничный ряд иконостаса писался в Твери, третий и четвертый - в Пскове.

 

При нашем храме более пяти лет существует благотворительная столовая для беспризорных детей, основную часть расходов несет немецкая сторона, в ней мы кормим обедом до сорока детей пять раз в неделю. Кто из детей голоден, может получить у нас поддержку. При храме работает Воскресная школа, в которой учатся 12 учеников, есть у нас и детский церковный хор».

Отец Георгий обратил внимание на то, что у Архангела Михаила нет «узкой спецификации» для нуждающихся в его помощи. Он - Начальник Небесных Сил, и, обращаясь к нему, все равно, что обращаться к своему Ангелу - хранителю, ко всем Ангелам, которых, как говорит Священное Писание, «есть тьма тем».

Обращаясь к военноначальнику «тьма тем» - Архистратигу Михаилу, мы обращаемся ко всем Небесным Силам, через него мы можем надеяться на их помощь и поддержку. Мы в нашем Архангельском храме находимся под его покровом и защитой, и его помощь ощущается нами постоянно».

Издревле на Руси Архангел Михаил считался покровителем русского воинства и князей в ратном деле, храмы в честь архистратига Михаила Архангела строились как княжеские. Архангельской собор в Москве - второй по величине храм Кремля представляет собой еще и великокняжескую усыпальницу.

Отец Павел Флоренский, изучавший сакральные смыслы имен, писал, что имя Архистратига Небесных Сил бесплотных - первое из тварных имен духовного мира.

Михаил самой этимологией своей указывает на высшую меру духовности, на особенную близость к Богу. «Это имя молниевой быстроты и непреодолимой мощи, имя энергии Божией, полагал отец Павел Флоренский, это мгновенный и ничем не преодолимый огонь, несущий, кому спасение, а кому гибель».

«Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас».

 15 октября память священномучеников Киприана и Иустинии.

 Настоятель храма Архангелов Михаила и Гавриила в Пскове, протоиерей Георгий Быков о священномучениках Киприане и Иустинии:
«Сказание о святых мучениках Киприане и Иустинии существует с конца III века. Священномученик Киприан жил в Антиохиии в начальные времена христианства. Он был волшебник, колдун, занимался волхованием. И жила рядом красивая девушка Иустиния, которая решила посвятить свою жизнь Христу, встать на иноческий, ангельский путь. Один богатый юноша пожелал на ней женится, но Иустиния ему сказала, что у нее есть Жених небесный, и ни с кем на земле она свою жизнь связывать не будет.

Но юноша не отступал, и любыми способами хотел привлечь Иустинию к себе. Пришел просить влюбленный Аглаид Киприана, чтобы чародей своими колдовскими, дьявольскими чарами заставил Иустинию выйти замуж. Святая Иустиния своими молитвами эти чары уничтожила, Киприан был сильным колдуном, но какие бы волшебные действия он не предпринимал, все было безполезно. Видя силу ее молитвы, Киприан сам принял крещение и отказался от колдовских книг и волхования, затем принял сан священника, став потом Епископом.

 

Видимо, Киприан, близко общавшийся с дьяволом, понял, что есть силы более великие, и молитвы Иустинии раскрыли ему глаза на то, кто есть Христос, Который сильнее дьявола, и Богу надо служить, чтобы спастись, отойти от дьявольского учения.

Люди, переживающие неполадки, проблемы в семье и на работе, иногда думают, что их «сглазили» или еще что, и идут к колдунам - экстрасенсам. В современном мире, в нашей жизни сейчас сплошные волхования, в любой газете можно прочитать о снятии порчи, о приворожении и т.п. Сейчас человек, нуждающийся в помощи, не может сказать, что он не понимает, как опасно посещение гадалок и экстрасенсов - целителей. Можно привести яркий пример Кашпировского, известного всей стране, когда ему предложили креститься, он отказался, сказав, что потеряет силу. Какой же тогда силой обладает некрещеный человек?

Мы знаем, что денница, свергнутый с неба, падший ангел, имеет огромную сатанинскую силу, намного выше человеческой, и волен делать чудеса, но эти чудеса ведут к погибели. Обычно к экстрасенсам бегут за помощью в восстановлении здоровья, но только Господь Бог может дать, ничего ни у кого не отнимая, создать из ничего что-то, а все остальные от кого-то берут силу и дают. Обратишься к экстрасенсу с небольшой болячкой, а потом можешь потерять и разум, и жизнь. Временное облегчение, которое они могут дать, потом несет большие потери. За помощью надо обращаться только к Богу. В Церкви есть все таинства, которые помогут болящему. Таинство Соборования совершается в постах, или по просьбе больного человека, и с этим таинством совершаются чудеса: больные люди встают с постели.

В наш храм ходит старенькая бабушка, которая стояла в очереди на операцию на глаза, но постоянно приходила на соборование, глазки ей помазывали, а когда подошла очередь, и она пришла на обследование, врачи сказали, что операция не нужна, зрение улучшилось. Она обратилась с молитвой к Богу, и Господь ей дал, ничего и ни у кого не отнимая, и этот дар Божий останется у нее. У Бога есть все - берите.

Все может только наша молитва к Богу. Как говорит Священное Писание, молитва матери о ребенке может со дна моря достать ее дитя. Наши псковичи так сильно молились в 1581 году, когда человеческих сил не хватало, что Матерь Божия явилась на стенах Пскова и помогла одолеть Стефана Батория. Молитва спасает, и ее сила не имеет обычных человеческих параметров. Силу молитвы невозможно измерить, как невозможно измерить силу Божию, поэтому, когда мы обращаемся ко Господу с молитвой, мы знаем, что Господь в силах нам помочь.

Ни в коем случае нельзя отчаиваться, ни в каких наших напастях. Житейских проблем очень много, и будем прибегать к силе молитвы и обязательно находить помощь и поддержку у Самого Господа, у Святых, которые уже угодили Господу и стоят у престола Божия».

Одушевленные пламенной любовью к Богу, Киприан и Иустиния много послужили распространению и утверждению христианского учения. Это навлекло на них гнев противников и гонителей христианства. Получив донос о том, что Киприан и Иустиния отвращают народ от богов, правитель той области Евтолмий схватил их и повелел истязать за веру во Христа, которую они непоколебимо исповедали. Затем он отослал их к римскому императору, бывшему в то время в Никомидии, по приказанию которого они были усекнуты мечом.

 

 Протоиерей Георгий Быков:«Все воинство пришло к Преподобному Сергию просить благословение».

 Русская Православная Церковь 8 октября (25 сентября по старому стилю) отмечает Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).

Преподобный Сергий Радонежский - светильник Русской православной истории, родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии, и был назван в Святом Крещении Варфоломеем. В1337 году принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия и положил начало монашескому жительству во славу Живоначальной Троицы близ Радонежа.

Претерпевая искушения и страхования бесовские, постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков.

Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. И сам Преподобный, и его ученики основывали скиты, монастыри по всей Русской земле. Людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды во время Литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»

Настоятель храма Архангелов Михаила и Гавриила в Пскове протоиерей Георгий Быков, в прошлом выпускник Московской Духовной семинарии в Сергиевом Посаде рассказывает о событии: «Преподобный Сергий Радонежский - избранник Божий еще во чреве матери своея. Его мать носила во чреве, а он подавал знаки, что чувствует молитву и присутствие Духа Святаго на Богослужении. И все детство Варфоломея отмечено благодатью, отмечено проникновением в него этой благодати, этой печати Духа Святаго, которую он носил всю свою жизнь, на протяжении своего служения Богу, Церкви, людям. Но, прежде всего, он был послушником своим родителям, и все поступки совершал по благословению, только после их смерти, он смог посвятить себя молитве, уединению, созерцанию Господа и беседы с Ним.

Все великие люди начинали с того, что оставляли мир и посвящали свою жизнь необыкновенной молитве, которую мы, живущие в мире, не знаем и не видим. Наша мирская суета почти полностью заслоняет нас от той духовности, которую видели и ощущали избранники Божии, посвящая себя, свою жизнь служению Богу. Преподобный Сергий ушел в лес вместе с братом Стефаном, который не смог вынести всей строгости такой уединенной жизни. Но в уединенной молитве преподобный Сергий стал известнее, и был видим многим, как светильник, и все стали приходить на этот свет.

Стали принимать его учение, его традицию монашеского жития. И сегодня мы видим, что место, выбранное Преподобным среди лесов Радонежа, от маленькой избушки и храмика в честь Живоначальной Троицы, срубленного в лесу, превратилось в Троице - Сергиеву Лавру всея Руси. Это плод большого молитвенного подвига, и ученики Преподобного Сергия Радонежского, приходя на это место, просят его помощи и заступничества в том, чтобы как - то приблизиться к подобию святого Сергия. Из этой Лавры выходили затем многие пастыри нашей Церкви, особенно духовные и мудрые люди, которым все эти дары давались по молитвам преподобного Сергия.

Наш Владыка Евсевий в 1977 году Святейшим Патриархом Пименом утвержден благочинным Лавры, а с 1982 года по март 1984 года исполнял обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры. И мы, служа при нем, смотря на его жизнь и Богослужение, ощущаем, что преподобный Сергий Радонежский дал ему духовную благодать и мудрость, которую мы чувствуем с каждым годом больше и больше. Нам нужно помнить, принимая сан, а у нас сейчас много молодых священников, что это огромная ответственность и перед Богом, и перед людьми. Поэтому надо учиться и смотреть на старших, а особенно на Его Высокопреосвященство Владыку Евсевия, который нам показывает на протяжении двенадцати лет своего управления Псковской епархией, как вся его жизнь посвящена молитве, Богу.

У нашего Владыки часто бывают дни, когда в неделе нет ни одного дня без службы. Помнится, мы утром, например, уезжали на Литургию на остров Залита, по воде, а вечером с парохода Архиерей спешит в Троицкий Собор на акафист. И видно воочию, как он посвящает свою жизнь не себе, не собственному самоутверждению, а единственно великому служению, которое понимают только духовные люди. Светским людям, прожившим десятилетия атеистической жизни, это трудно объяснить, светскому человеку на Богослужение выстоять и часа невозможно, тяжело. Молиться трудно, поэтому лучше всего, когда с детства ребенок приучается ходить в храм с родителями. Как преподобный Сергий Радонежский, которому не давалась грамота, и он даже ночью вставал и молился, просил у Бога помощи. Как Господь такого не услышит и такому не даст? Господь Всемогущ и может сделать все, что мы у Него просим. ,p>Какая - то часть сегодняшнего поколения теряется, в них не заложена искра Божья, но через скорби, болезни кто - то начинает задумываться и приходит в церковь. Но пока они более похожи на «захожан», чем на прихожан. Хочется, чтобы наши люди обратились к нашим светильникам, к преподобному Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, нашим псковским святым: Снетогорским и Спасоелеазаровским, Крыпецким преподобным, Псково - Печерским святым. А чтобы люди открыли Бога, наш Господь чудеса совершает постоянно для укрепления нашей веры. Разве освящение Святой воды в Крещение это не чудо? Или схождение Святого Благодатного Огня? А нетленные тела сотен усопших в пещерах Богозданных Псково - Печерского монастыря? А мы этого не замечаем. И нашу историю так пишем, что нет в ней Бога. И Куликовская битва у нас была описана без молитвенного подвига Преподобного Сергия Радонежского, который дал войску схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию.

Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Попущением Божиим было татаро - монгольское иго, но во времена бедствий и гонений народ исправляется. Как Господь наставлял свой избранный народ - евреев и возвращал их через беды к вере в Единого Бога, так и в России народ обратился к Богу, и все воинство пришло к великому светильнику Сергию Радонежскому просить благословение. И Господь встал на сторону нашего воинства. Благоверному Александру Невскому, мы знаем, являлись псковские святые и вставали на его защиту, и помогали всему русскому народу, нашей Отчизне, чтобы не было притеснения нашей веры, чтобы оставить нас в той чистоте веры, которую мы сохранили, благодаря нашим светильникам. Наши святые молятся за нас и оставили нам завет, чтобы мы держались веры Православной до конца дней своих».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11