РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Библиотека
 
Библиотека
03-11-2008


Явление иконы Пресвятой Богородицы

День 4 ноября (а по старому стилю - 22 октября) православная церковь посвящает памяти о не простых, драматических событиях в истории России и с особым почтением и любовью обращается к святому образу Казанской Божией Матери.

14 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский. Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским и Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. И особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.


Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

 

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.


Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону.

 

Казанский Собор

На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича, увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты.   Собранное народное ополчение против захватчиков возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.


Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.


22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. Сегодня этот день приобрел общегосударственное значение, став Днем Единства.

После революции 1917 г . богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров. Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в., был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г . В 2003 г . смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.  В праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г . за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан Русской Православной Церкви, принял ее первосвятитель, Святейший Патриарх Московского и всея Руси Алексий II.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Казанская икона - незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

Будем достойны своих святынь!

Существует множество списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить. Немало построено и храмов, посвященных Святому образу. Своя история, имеющая прямое отношение к Казанской иконе Божией Матери есть и на псковской земле. В   городе Острове есть православный женский монастырь - Спасо-Казанский.

Основана  обитель  семьей  Симанских. Это был  древний знатный род, к которому принадлежал Патриарх Московский и  Всея Руси Алексий I.

Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, ставшей в последствии основой Спасо-Казанского монастыря.


     По свидетельствам современников Спасская церковь выглядела величественно и красиво на фоне окружающей деревянной застройки. Внутреннее помещение храма казалось объемным, наполненным воздухом и светом. Здесь удалось собрать ценные иконы. Одна из них - икона Казанской Божьей Матери, обретенная после наводнения жителями Пскова в 1851 году, а также чудотворная икона св. мучеников Флора и Лавра, от которой получила исцеление дочь Владимира Симанского. Брат деда Алексия I, священник Павел Владимирович Симанский, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 году земли, храм, а также 15000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике.


Через год, 17 августа 1897 г. состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.


     За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году - состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью.


     В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя Равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось - во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми. Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку.


     Но, Господь поругаем не бывает и 100 лет спустя, 13 октября 2003 г., по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери.

А в феврале 2004 года владыка Евсевий благословил собирать сестер в возрождаемую Обитель и поручил это монахине Маркелле (Павловой). У нее уже есть богатый опыт восстановления храмов и монастырей. В 2000-2002 гг. м. Маркелла возглавляла строительство самой дальней женской обители - Женского монастыря Казанской иконы Божией Матери - первого монастыря на Камчатке.


     Многим людям матушка знакома еще по тому времени, когда она была настоятельницей Камчатского монастыря. И что знаменательно: оба монастыря - Камчатский и Симанский - посвящены Казанской иконе Божией Матери, которая так дорога и почитаема всеми русскими людьми.

23 августа 2007 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершил чин освящения закладного камня на месте восстанавливаемого храма в честь Спаса Нерукотворенного. Такие события Владыка Евсевий называет весной возрождения нашей Церкви. Владыке Евсевию в чине освящения сослужили благочинный Островского округа архимандрит Сергий (Сосновский) и духовенство благочиния.

Вместе с духовенством молились о Божьем благословении на "начаток строительства" мать игумения Симанской обители Маркелла с сестрами, представители властей Островского района, офицеры Центра переподготовки летчиков морской авиации и гости обители. Архиепископ  Евсевий по церковной традиции заложил в фундамент будущего главного храма обители капсулу с текстом, обращенном к православным потомкам, с указанием даты начала восстановления храма и духовных лиц, с чьего благословения и руководства восстанавливается Спасский храм.

 Обращаясь к присутствующим, Архипастырь напомнил, что даже в самые трудные времена, прежде всего, строили школу, больницу и храм. Владыка сердечно поблагодарил мать Маркеллу, сестер обители и участников события. "Как долго мы ждали закладки камня на месте нового храма, и этот день сегодня пришел", - сказал Владыка.

 "Наши святыни были уничтожены из-за того, что все делатели Виноградника Божия не давали, видимо, плодов, нужных Богу, от Которого они получили этот Виноградник, и трудились не с полной отдачей и не с чистым сердцем. Потому святыни Виноградника были отданы в руки нечестивых. Виноградник был порушен, разграблен и почти уничтожен, и только молитвой, слезами, терпением и муками наших отцов и матерей, тех, кто окончил свою жизнь в лагерях, рудниках и Соловках, их кровью Господь нам ныне возвращает этот святой Виноградник. Мы снова утверждаем этот фундамент для того, чтобы наши святыни возродились. Мы совершаем это для того, чтобы все знали: мы дети Божии, а не животные. У нас есть сердце, душа и разум - эти дары Божии, и этими дарами мы должны пользоваться и славить Бога. Другого пути для человека нет. Если он изменяет Богу, если он изменяет вере наших предков, наших отцов, то этот Виноградник, как дом нечестного хозяина разрушается, и мы должны об этом помнить. Теряем веру, теряем верность Богу и совесть, значит, мы не достойны наших святынь, которые строились и украшались нашими предками. Да не будет этого с нами!" - сказал Архиепископ Псковский и Великолукский.

Весть о том, что в городе Остров возрождается Симанский Спасо-Казанский женский монастырь, основанный предками Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского), уже успела облететь всю Россию, об этом узнали даже далеко за ее пределами. И сразу потекла народная помощь из разных городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Тольятти и даже с Камчатки - монастырь действительно строится всем миром, на народную копеечку.

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11