01-11-2008
Родительская суббота - день поминовения 1 ноября Православная Церковь вспоминает своих усопших.
Этот день поминовения в православном календаре установлен в субботу, выпадающую перед 26 октября. Впервые день был отмечен в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения погибших русских воинов на Куликовском поле в битве с Мамаем. Со временем первое торжественное поминовение погибших воинов совершившееся в обители преподобного Сергия Радонежского приобрело характер православной традиции: "память творити, кто сложил голову свою" .
Церковь установила ежегодное поминовение в субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского, которого славяне считают своим покровителем, "отечестволюбцем славянских народов", и который, в частности, по народным былинам ратоборствовал против Мамая.
«...Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается, - поучает нас святой Феофан Затворник, - Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены они к праведным или грешникам. Это - долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют».
Димитрий Солунский, Мартирий Зеленецкий и Иоанн Златоуст
О том, как должно православному человеку проводить день поминовения, о традициях, церковных и народных, присущих именно этому дню наш корреспондент беседует с настоятелем церкви Анастасии Римлянки священником Евгением Ковалевым.
- Обычно в день поминовения мы все стремимся на кладбище, к могилкам своих близких. В такие дни даже общественный транспорт работает по особому расписанию, столько людей спешит исполнить, как они считают, свой долг. Как правило, такое общение с покойными не обходится без спиртного и закуски. Нередко часть этой снеди оставляется на могилке. Приветствует ли Церковь такую традицию?
- В самом посещении кладбища нет ничего дурного. Лишь бы такой визит не превращался в заурядный пикник и не заканчивался бытовой попойкой. А ведь и такое встречается. Но разве только в этом заключается наш долг перед умершими? Подобное отношение, как и установка дорогих памятников, напоминает попытку откупа от Бога и родственников: были, отметились, вспомнили. Общение с умершими происходит не на кладбище, а в храме. Церковь установила особые дни поминовения для того, чтобы звучала в храмах общая молитва о покойных. Ведь храм - место общения человека с Творцом. Там идет диалог с Богом - через молитву. И наши умершие - они тоже вместе с нами находятся в храме. Пожалуйста, общайтесь. Хочу напомнить, что службы в память об усопших православных будут совершаться 31 октября вечером и 1 ноября - утром.
- В дни поминовения на Руси принято было варить особую пищу - кутью. Но ее же готовят и в канун Рождества. С чем связана эта традиция и одобряет ли ее Церковь?
- Что составляет основу кутьи, или колева? Зерно, верно? А зерно - символ нашей души, живущей на земле. Вот зерно попадает в землю, дает росток, потом созревает плод, а само растение умирает для того, чтобы снова вернуться к жизни - в новом качестве. Так и человек живет земной жизнью, а умирая прорастает в вечность. Кутья - это образное, символичное выражение вечности нашей жизни.
- Очень многие на могилах своих ближних устанавливают памятники немалой величины с портретами, надписями различными, иной раз весьма поэтическими. Идешь по тем же Орлецам и кажется, что попал в музей под открытым небом. Часто люди объясняют свой архитектурный порыв тем, что, дескать, чем заметнее надмогильный памятник, тем большее количество людей, проходя мимо, обратят на него внимание и таким образом, помянут. Это так?
- Если вдуматься чуть поглубже, то кому, для кого ставят подобные памятники? Да для себя, ныне живущих. Ушедшим зачем они?
- А как же быть: надо ведь как- то отметить могилку ближнего, надо облагородить территорию.
- Пожалуйста. Но на могиле должен стоять крест, а не монумент. Причем, без всяких фотографий и надписей. Ведь Крест - символ распятия Христа. А некоторые умудряются на него прикрепить фотографию усопшего. Как это понять?
- Отец Евгений, а для чего Православная Церковь вообще установила особые дни для поминовения? Ведь если разобраться, о близких людях, уже покинувших этот мир, мы помним всегда?
- Если обратить более пристальное внимание на православный календарь, то не трудно заметить, что большая часть поминальных дней выпадает на Великий пост. И - не случайно. Ведь что такое пост? Его еще называют духовной лечебницей. То есть пост излечивает душу. С чего начать такое исцеление? Конечно с добрых дел. Конечно, с молитвы ко Господу.
Именно поэтому в православной церкви существует давняя традиция для таких дней поминовения. По обыкновению в храмах устанавливается особый стол, на котором православные составляют свои дары, обычно это продукты, снедь, как называли в старину. Это - не жертва, не подарки для церкви. Это то, что после службы раздается страждущим: голодным, малоимущим. Православные, выходя из церкви, раздавали милостыню нищим, прося их при этом помолиться за того или иного усопшего родственника, близкого человека, помянуть раба Божьего... Накормить страждущего - это то доброе дело, с которого начинается исцеление духовное. Не усопших надо кормить - накрытым столом, они не голодают. Живым надо помогать, поминая своих умерших. То есть творить добро, проявлять милосердие, сострадание. Вот об этом большинство из нас или вовсе не знает, или забывает.
|