РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Библиотека
 
Библиотека
01-11-2008


Родительская суббота - день поминовения

1 ноября Православная Церковь вспоминает своих усопших.

Этот день поминовения в православном календаре установлен в субботу, выпадающую  перед 26 октября. Впервые день был отмечен  в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения погибших русских воинов на Куликовском поле в битве с Мамаем. Со временем первое торжественное поминовение погибших воинов совершившееся в обители преподобного Сергия Радонежского приобрело характер православной традиции: "память творити, кто сложил голову свою" .

Церковь установила ежегодное поминовение в субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского, которого славяне считают своим покровителем, "отечестволюбцем славянских народов", и который, в частности, по народным былинам ратоборствовал против Мамая.

«...Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается, - поучает нас святой Феофан Затворник, -  Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены они к праведным или грешникам. Это - долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют».

 

Димитрий Солунский, Мартирий Зеленецкий и Иоанн Златоуст

О том, как должно православному человеку проводить день поминовения, о традициях, церковных и народных, присущих именно этому дню наш корреспондент беседует с настоятелем церкви Анастасии Римлянки священником Евгением Ковалевым.

- Обычно в день поминовения мы все стремимся на кладбище, к могилкам своих близких. В такие дни даже общественный транспорт работает по особому расписанию, столько людей спешит исполнить, как они считают, свой долг.  Как правило, такое общение с покойными не обходится без спиртного и закуски. Нередко часть этой снеди оставляется на могилке. Приветствует ли Церковь такую традицию?

- В самом посещении кладбища нет ничего дурного. Лишь бы  такой визит не превращался в заурядный пикник и не заканчивался бытовой попойкой. А ведь и такое встречается. Но разве только  в этом заключается наш долг перед умершими? Подобное отношение, как и установка дорогих памятников,  напоминает попытку откупа от Бога и родственников: были, отметились, вспомнили. Общение с умершими происходит не на кладбище, а в храме. Церковь установила особые дни поминовения для того, чтобы звучала в храмах общая молитва о покойных. Ведь храм - место общения человека с Творцом. Там идет диалог с Богом - через молитву. И наши умершие - они тоже вместе с нами  находятся в храме. Пожалуйста, общайтесь. Хочу напомнить, что службы в память об усопших православных будут совершаться 31 октября вечером и 1 ноября - утром.

- В дни поминовения на Руси принято было варить особую пищу - кутью. Но ее же готовят и в канун Рождества. С чем связана эта традиция и одобряет ли ее Церковь?

- Что составляет основу кутьи, или колева? Зерно, верно? А зерно - символ нашей души, живущей на земле. Вот зерно попадает в землю, дает росток, потом созревает плод, а само растение умирает для того, чтобы снова вернуться к жизни - в новом качестве. Так и человек живет земной жизнью, а умирая прорастает в вечность. Кутья - это образное, символичное выражение вечности нашей жизни.

Очень многие на могилах своих ближних устанавливают памятники немалой величины с портретами, надписями различными, иной раз весьма поэтическими. Идешь по тем же Орлецам и кажется, что попал  в музей под открытым небом. Часто люди объясняют свой архитектурный порыв тем, что, дескать, чем заметнее надмогильный памятник, тем большее количество людей, проходя мимо, обратят на него внимание и таким образом, помянут. Это так?

- Если вдуматься чуть поглубже, то кому, для кого ставят подобные  памятники? Да для себя, ныне живущих. Ушедшим зачем они?

- А как же быть: надо ведь как- то отметить могилку ближнего, надо облагородить территорию.

- Пожалуйста. Но на могиле должен стоять  крест, а не монумент.  Причем, без всяких фотографий и надписей. Ведь Крест - символ распятия Христа. А некоторые умудряются на него прикрепить фотографию усопшего. Как это понять?

- Отец Евгений, а для чего Православная Церковь вообще установила особые дни для поминовения? Ведь если разобраться, о близких людях, уже покинувших этот мир, мы помним всегда?

- Если  обратить более пристальное  внимание на православный календарь, то не трудно заметить, что большая часть поминальных дней выпадает на Великий пост. И - не случайно. Ведь что такое пост? Его еще называют духовной лечебницей. То есть пост излечивает душу.  С чего начать такое исцеление? Конечно с добрых дел. Конечно, с молитвы ко Господу.

Именно поэтому  в православной церкви существует давняя традиция для таких дней поминовения. По обыкновению в храмах устанавливается особый стол, на котором православные составляют свои дары, обычно это продукты, снедь, как называли в старину. Это - не жертва, не подарки для церкви. Это то, что после службы раздается страждущим: голодным, малоимущим. Православные, выходя из церкви,  раздавали милостыню нищим, прося их при этом помолиться за того или иного усопшего родственника, близкого человека, помянуть раба Божьего...  Накормить страждущего - это то доброе дело, с которого начинается исцеление духовное. Не усопших надо кормить - накрытым столом, они не голодают. Живым надо помогать, поминая своих умерших. То есть творить добро, проявлять милосердие, сострадание. Вот  об этом  большинство из нас или вовсе не знает, или забывает.

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11