РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
12-09-2008


19 Неделя по Пятидесятнице. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора.

Проповедь, произнесенная 22 октября настоятелем храма Пророка Илии в Пскове протоиереем Иоанном Лыткиным: «Мы сегодня празднуем память святых отцов Седьмого Вселенского Собора и приносим благодарность Богу за Его великую неотъемлемую божественную любовь. Церковь Божия объединяет всех верующих таинственным общением, единением жизни во Христе.

Объединяет в одно тело вкушающих от хлеба, иже есть Христос, от первого и до последнего, объединяет великого и сильного, немощного и слабого, святого и грешного - всех объединяет Церковь, восполняя недостатки немощных, слабых своей святыней, святостью молитв тех, кто сумел во всей полноте отдаться Богу.

Вот почему так тепло и сердечно молится сердце в особые дни почитания святых отцов, чьи труды и молитвы питают немощь нашу, даруют силы жить в Боге. Следующая, после Бога благодарность, наша память и любовь святым отцам, нашим учителям Церкви.

Молится Господь Богу Отцу и оставляет миру Свою молитву: «Отче Святый! соблюди их во Имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едины, как и Мы. Не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

В этих словах Христа, в этой молитве ясно определена сущность всего христианства: христианство есть общая жизнь, и Христос молится Своему небесному Отцу о жизненном единстве всех верующих в Него.

Жили в первые века христианства, или в последние дни мира - истина Церкви касается жизни каждого христианина, и определяет не только его верования, но и саму его жизнь. Именно поэтому так важно нам знать Церковную историю и Деяния отцов, осиянных святостью. А эту молитву Спасителя, которую мы слышали сегодня в святом Евангелии от Иоанна, чаще и чаще нужно приводить себе на память, чтобы не сбиться с пути во мраке безбожного мира, чтобы не обмануться ярким и крикливым светом богопротивных учений, чтобы быть с Богом всегда, чтобы помнить, что это единение возможно только в Церкви Божией.

Господь обращается в этой последней своей молитве к Богу-Отцу, чтобы Сам Он сохранил веру от искушений и колебаний, чтобы освятил истиной своей Семь столпов, Семь Вселенских Соборов, крепко и неколеблемо держащих церковные своды канонами.

Ограждая истину Божию в мире и прославляя сегодня память святых отцов одного из Вселенских Соборов - Седьмого, мы должны познакомиться с деяниями их, чтобы наша благодарность основывалась на реальном знании того, что они сделали для нас. Всего с момента рождения Церкви было Семь Вселенских Соборов.

Они собирались каждый раз для выяснения вопросов веры, непонимание которых, или неточное истолкование, вызывало смуты и ереси в Церкви. На Соборах решались вопросы выработки правил церковной жизни, а ереси и смущения периодически возникали во все времена жизни Церкви, и всегда претендовали на истинность, стремясь подменить собой богодухновенное учение Православной Церкви. И всегда ереси низлагались на Вселенских Соборах, где Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь отвергала лжеучения, как по существу враждебные, даже самому духу Церкви, домыслы, и силой Духа Святаго ограждала верных от жала соблазна.

Седьмой Вселенский Собор, память которого мы празднуем сегодня, собрался в 787 году в городе Никее. Необходимость созыва этого Собора вызревала давно, ибо враг рода человеческого, враг всякой истины и святыни постоянно всевает плевелы своего мудрования в церковную среду, достиг много, и к концу VIII века в Церкви ясно обозначилась новая ересь иконоборчества. Вопрос о почитании святыни и святых икон разделил в этот период Церковь.

Особой силы иконоборчество достигло в 741 - 745 гг. при императоре Константине Копрониме (т.е. навозоименной). Внешней причиной гонений на иконы были политические соображения правителей-иконоборцев, внутренние же, как всегда, еретическое, дерзкое восстание на Догмат Церкви о Боговоплощении, восстание на Бога и божественные истины. Иконоборцы, будто бы отрицая почитание материи, дошли до отрицания почитания земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников, обвиняли православных в еретическом поклонении тварному созданию - иконе.

Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. В защиту святынь поднялись многие верующие, особенно монахи. Именно на монашество обрушилась вся тяжесть гонения от иконоборцев. Особенно вспоминается в связи с этим судьба святого Иоанна Дамаскина, писавшего многочисленные, и очень убедительные, трактаты в защиту иконопочитания. Адская злоба оклеветала этого монаха-писателя перед правителем, и ему отсекли руку, писавшую в защиту икон.

Но совершается зримое чудо, Царица Небесная, перед образом которой он молился, исцеляет нецельное: отсеченная кисть прирастает, и только шрам свидетельствует о пережитом. Память об этом событии остается на все века - явление образа Матери Божией, именуемого Троеручица.

В 875 году Господь прекращает лютость гонений смертью гонителя императора Копронима, но и после его смерти преследование икон и их почитателей не прекратилось, хотя и поослабло. Иверская икона Матери Божией, получившая на лике своем рану от дерзкой иконоборческой руки, до сих пор напоминает нам об этом страшном периоде в жизни Церкви.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия. Догмат о почитании икон не имеет теоретического выражения, и исповедовался в Церкви самой жизнью, начиная с первых веков христианства.

Иконы Спасителя и Матери Божией появились еще при их жизни. Первой иконой было изображение Лика Спасителя, благословенное эдесскому князю Авгарю Самим Христом, названое Спас на Убрусе или Спас Нерукотворный. За этой иконой появились иконы, изображающие лик Царицы Небесной с Ее Божественным Сыном на руках. Согласно преданию, первые Ее образа написаны Апостолом и Евангелистом Лукой. Апостол Лука также стал молитвенным предстателем за тех, кто благословляется на иконописание.

В первые века христианства иконы распространялись медленно в виду особого положения Церкви, а именно, частых гонений на христиан. Но первые иконы показали миру чудодейственную божественную силу, сокрытую в них, силу незримую, но ощутимую. Иконы, как и облагодадтствованные люди, принесли в себе благодать откровения Божия и силы Божией. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание дело не живописцами выдуманное, но есть одобренное законоположением и преданием Церкви, и поминается оно и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви.

Изобразительность икон неразлучна с Евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения божественности реальности. Через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих, нашим достоянием. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, но и познаем Бога. Через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни. Через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

Мы с вами молимся и реально переживаем разные молитвенные состояния, иногда мы испытываем такое, когда душа явно освящалась молитвой, испытывая близость чего-то неземного. Все наши чувства в этот момент, и вся душа, и даже тело влечется к Богу. Мы не видим, кто и что прикоснулось к нам, но мы знаем эти небесные прикосновения и восхищаемся блаженством переживаемых моментов долго.

Митрополит Филарет Дроздов говорил о воздействии на нас святыни следующее: «Когда мы в жизни встречаем святого человека, мы не знаем его святости, ибо нет никаких признаков ее, но сердце наша и душа влекутся к нему, а мы можем и не понимать, почему это так, но иногда мир не видит святых, подобно тому, как слепые не видят света. И тогда нам надо искать причину слепоты нашей именно в нашем удалении от Бога в нашей греховности».

Иконы сейчас не уничтожают, их собирают, за ними охотятся: одни видят в них лишь красоту старины, экзотику, другие пленяются профессиональным совершенством изображения, третьи святотатственно простирают к ней руки, чтобы превратить ее в серебро или золото. И держат они в руках своих и на стенах своих иконы, но не ведают они, что Дух Святый, ища в обладателях икон живых одушевленных храмов, достойных вселения святости, и, не найдя таковых, отступает и произносит о них горестный приговор: «несть разумеваяй, несть взыскаяй Бога; вси уклонишася вкупе непотребны быша, и гнев Божий пребывает на них».

Имея святыню в доме, икону, не забудем об этом, и ежедневно обратим к ней взор, поговорим с ней или словами молитвы, или тропарь прочитаем, или просто, молча постоим, душой прильнув к ней, и почерпнем в иконе просвещение и жизнь души, силы на каждый день. Это есть истинное воплощение в мире трудов Святых отцов Седьмого Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей, одна только победа над иконоборчеством и восстановлением иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия, а вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

Сейчас страшнее волн всемирного потопа, истребившего в свое время человеческий род, идут снова на мир волны лжи и тьмы, готовые поглотить вселенную и истребить веру во Христа, извратить Его учение. И единственное наше спасение - это Святая Церковь, руководствующаяся на пути своем, силами Небесными, писаниями Святых Божиих угодников.

Не будем пренебрегать этим ковчегом - Святой Церковью. Не будем уклоняться в самомнение и гордость от смиренного повиновения истинам Церкви, не будем садиться на другие корабли, поврежденные лжеучениями, не будем отпадать холодностью и двоедушием от руководства Священным Святым Писанием - так и спасемся! Аминь!»

В воскресном чтении Евангелия от Луки VII. 11-16. на Литургии 22 октября рассказывается о воскрешении Господом сына вдовы из Наина.

 

«Когда Господь приблизился к воротам города Наина, из них «выносили умершего, единственного сына матери, а она была вдова». Так, навстречу друг другу шли две процессии: и за Иисусом «шли многие из учеников Его, и множество народа»; и за покойником и его матерью «много народа шло... из города». Вот эти две процессии соприкоснулись своими главами: впереди одной - Иисус Христос, впереди другой - мертвец.

И разве могли они так и разминуться? Даже если бы Иисус был просто одним из очередных учителей человечества, Он все равно не имел бы права обойти смерть, эту главнейшую проблему человеческой жизни. Он все равно должен был остановиться и сказать на эту тему хотя бы несколько слов. Только разве бедной вдове нужно философское осмысление смерти? - Ей нужен ее единственный сын! И только Сам Бог мог его вернуть.

И Иисус «подошед, прикоснулся к одру». «Несшие остановились». «И Он сказал: юноша! Тебе говорю: встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Но прежде, чем вернуть сына, Господь потребовал от вдовы: «не плачь»!.. Зачем бы это? Верни сына, и плач сам претворится в радость. Но Господь, ранее сказавший «блаженны плачущие» (Мф. V. 4), теперь сказал так, потому что «естественные», «природные» люди, которых Господь называет «язычниками», и плачут и радуются не так, как Божьи люди. Вдова лишилась сына, и - неутешно плачет.

Но если мы хотим участвовать в грядущем воскресении мертвых и принять воскресшими наших родных и близких, то, расставаясь с ними на время, мы должны хоть в какой-то мере услышать это властное «не плачь», сказанное нашим Господом Иисусом Христом, владычествующим над живыми и мертвыми.

 

 

 

Из проповеди:




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11