РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Интервью
 
Беседы с московским миссионером. «Мы учим детей не брать, а отдавать».
06-05-2008


 

В первой декаде февраля Псков с лекциями посетил известный  московский миссионер диакон Михаил Першин. Миссия - занятие в Церкви особое -  твоим приходом  может стать вся страна. Миссионерский труд  непростой, с коркой, тяжелый физически и, наверное, полный искушений. Миссионеров в нашей Церкви раз-два и обчелся, люди они особенные, блестяще образованы богословски, как правило, имеют высшее и светское, и духовное образование. В 1991 году Михаил Першин поступил на факультет журналистики МГУ, где была создана группа церковной журналистики. Потом параллельно  стал учиться в Российском православном университете на философско-богословском факультете, где деканом был диакон Андрей Кураев. Закончил Духовную костромскую семинарию и получил диплом Московской Духовной академии. Уже восемь лет отец Михаил является  старшим преподавателем кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета и руководителем молодежного издательского отдела Синодального отдела Московского патриархата.  Отцу Михаилу Першину, как большому умнику и редкому собеседнику, мы задавали простые вопросы, очень хотелось узнать побольше о миссионере и миссии, поэтому получился немаленький текст.

 

Отец Михаил, как Вы «дошли» до Церкви?

А я никак не дошел, упирался рогами и копытами, чтобы не попасть в Церковь, но Господь оказался более упрямым и переупрямил. Меня в храм привела крестить бабушка, а она была дочерью священника. Крестил отец Борис Пономарев, настоятель Ильинского храма на Можайке, батюшка перекрестил весь Можайск. Он принял мученическую смерть: его задушили рабочие, которые требовали ключи от алтаря, чтобы забрать золотые сосуды. Это случилось несколько лет назад, отцу Борису было около 80 - ти. Как мне рассказывала моя бабушка, он пришел в Церковь удивительным образом, будучи под Ленинградом, в окопах, в 41-м, при обстреле погибла рота, в которой воевал и он, сам он получил полостное ранение в живот, но выжил, его откопали через два дня. Поняв, что Господь дал ему жизнь, он решил эту жизнь Ему вернуть и служил священником. Это я вам говорю для того, чтобы было понятно, что святых сейчас гораздо больше, чем нам иногда  кажется. Если вернуться к вопросу «как я пришел в Церковь», то родители мои, медики, преподаватели Московского университета, по-моему, обрадовались моему крещению, и когда бабушка водила меня в храм причащать, я смотрел на потолки с ангелами и позже вспоминал это, как самые светлые моменты своего детства. Потом были октябрята, пионеры и не было уже никакой веры, но меня мучили вопросы: если Бог есть, то почему все страдают? И если Бога нет, то в чем смысл жизни? Как возможны страдания и Бог - одновременно? К тому же в жизни моих родителей и моей естественно звучал Высоцкий, «русский рок» тоже ставил эти вопросы о смыслах, и наша литература - все это заставляло размышлять. Потом началась перестройка, и в мою школу заглянул отец Андрей Кураев. В то же время мой друг-одноклассник как-то резко начал меняться, стал светлеть, и я не понимал, что происходит, пока не узнал, что в это время он уже алтарничал, собирался поступать в семинарию. Вот, собственно, благодаря этим обстоятельствам: русскому року и знакомством с отцом Андреем Кураевым моя жизнь стала пролегать внутри церковных стен. Поступил на факультет журналистики в группу церковной журналистики, но мне были необходимы богословские знания, и я стал параллельно учиться в Православном университете.

Вы нашли ответ на вопрос, почему Бог есть, а человечество страдает?

Лучше Алеши Карамазова на этот вопрос никто еще не ответил в русской традиции: Алеша Карамазов на вопрошение брата Ивана  говорит, что Бог страдает вместе с нами и идет на крест ради того, чтобы преодолеть наши страдания и мучения, и Собой закрывает человека от вечной смерти. Бог не просто призывает человека к хорошим поступкам, но Он проходит вместе с ним  этот путь человеческих страданий, и делает возможным для  человека из любых страданий выйти победителем.

Вы много ездите, что  Вы видите, какая складывается картина? Сложно миссионерствовать в нашей стране?

Картина  загадочная, потому что, несмотря на все наши усилия Россия еще жива. Миссионерам трудно, у нас нет даже финансовой поддержки, и приходится  эти вопросы, к сожалению, решать за счет Епархий, куда мы направляемся. Боюсь, что пока миссионерство держится на энтузиазме одиночек. У католиков  миссионерство поставлено на конвейер, они готовят людей, занимаются этой проблемой очень серьезно, на порядок строят меньше храмов, чем мы, но гораздо больше, чем мы, издают литературы. Меня поразила позиция одного муллы, который выучился в Саудовской Аравии, вернулся в Россию, не построил ни одной мечети, но издает молодежную популярную газету, где не упоминается слово «аллах», только Бог, но она ведет в ислам. Он везде говорит, что он очень рад, что Церковь строит храмы, возрождает монастыри, воздвигает часовни, а в кулуарах добавляет: тем самым, деньги вкладываются не в людей, а в булыжники, через несколько лет мы все у них заберем. Боюсь, что чем больше  у нас будет колоколов, стоящих большие деньги, тем меньше у нас будет миссионеров. Думаю, время колоколов ушло в прошлое, пришло время проповеди, миссии и общения глаза в глаза. Если мы этого не поймем, то действительно дети наших детей будут в наших храмах молиться уже не Христу. Вопреки всему пока находятся люди, и в Псковской епархии в том числе, из духовенства и мирян, Владыки, со стороны  которых есть поддержка, они от храмов переходят  к миссии. Карма миссионера - это многостаночность, не потому что душа просит, а потому что наши дети вымирают, страна наша исчезает на глазах. Например, среди студентов - медиков русских процентов 15, и это показывает, что нас ждет через 10-20 лет,  кто будет у нас в стране во власти, в политике, в бизнесе. Если мы  хотим пережить XXI век как нация и остаться Россией, а не «объединенными московскими эмиратами», мы должны заниматься проблемами детей и молодежи. Вот почему я начал заниматься катехизацией в братстве православных следопытов, а сейчас являюсь заместителем председателя этого братства.

Что это за православное братство?

Детская организация Русской Православной Церкви, в которой используется скаутский метод, она  является общероссийской и работает по благословению Святейшего Патриарха, имеет отделения в 20 Епархиях нашей Церкви от Владивостока до Калининграда. Если говорить о стратегии, то это дает возможность привлекать нецерковные деньги для церковных целей воцерковления детей. Наши подростки уходят из Воскресных  школ в 14 лет, им там становится скучно и неинтересно, наступает пора, когда мир воспринимается практически. Он должен участвовать в жизни, действовать, совершать какие-то подвиги. Воскресная школа дает знание, но не дает практического опыта церковной жизни, и когда в гости приходит искушение, то имея  прекрасные хорошие знания о Православии, но не найдя себя в церковной  жизни, подросток может уйти куда-то, откуда его трудно будет вернуть. Это проблема скорее методического свойства, потому что мы учим сейчас по тем программам, которые были придуманы до революции, или в русском Зарубежье, учебники хорошие, но дети стали другими. Они не знают бытового Православия, не имеют, как правило, опыта общения с Богом, опыта молитвы в доме, опыта предстояния. Опыт общения с Богом первичен,  а у нас все наоборот: первична информация, полученная в Воскресной школе, а  реальной встречи с Богом не происходит, и нам часто приходится наблюдать детей, которые не ходят на Литургию, но ходят на занятия в Воскресную школу. В результате начинает работать школьная схема: сдал предмет - знаешь, и можешь считать себя отличником, но осознания кто я - получатель знаний, или  я участник того, о чем повествует Евангелие?  

Этого осознания у наших детишек не происходит, и когда начинается реальная жизнь, наши православные дети начинают увлекаться сатанинской бравадой - готикой и проч. Это наполняет их сердца, хотя и в храм ходят, и крестятся на икону. Поэтому нужно найти инструмент, который позволяет ребенку  увидеть свою душу,  как в «Гамлете»: «ты повернул глаза зрачками в душу и там увидел пятна черноты». В наших учебниках в самом предмете «Основы православной культуры» христианство преподается в обедненном виде, упрощенном. Чтобы помочь детям мы стали включать в наши занятия аскетику, мы обратились к древнему Патерику - сборнику монашеских историй, басен,  суждений о духовной жизни, в котором есть юмор, есть глубина. Это древнее монашество было веселым, там нет унылых, тоскливых интонаций. Такое знание дает подростку ощущение, что и он не чужд духовной жизни, что  эта жизнь не абстракция, и начинает понимать, зачем ему нужна Литургия, знание догматов, канонов, понимать, что символизируют собой детали архиерейского облачения. Мы надеемся, что тогда и общение с Богом становится для подростка не эпизодически случайным выстаиванием служб, а чем-то более серьезным.

Почти невозможно детей оторвать от телевизора, увести из дискотек, досуг сейчас едва ли не цель жизни подростка?

Именно досуговой проблемой занимается наше братство «Православный следопыт» Поэтому очень важно, чтобы все представления, которые подросток получает в Православии,  реализовывались, и он смог пожить в христианском мире, чтобы  у него был опыт нормальной жизни. Наши дети ощущают себя «белыми воронами», но они гораздо лучше, чем их изображают на МТВ и других телеканалах. В этой среде, все опошливающей, ребенку неуютно, поэтому  нужна такая среда, где бы он ощущал себя  самим собой, и для этого мы проводим такие лагеря, где эту среду стараемся смоделировать. Дети взрослеют и входят в общество, и независимо от нашего желания, они или будут сбиваться в стайки и входить в какую-то субкультуру, которая, как известно, делается и разрабатывается не детьми, и эксплуатирует жажду ребенка обрести самостоятельность и независимость. Мы пытаемся им создать  среду, которая их не травмирует, но дает свободу, самостоятельность и ощущение выделенности из окружающего пространства. Наше государство дает немалые деньги, которые до сих пор уходят в пионерские организации, «нашистам», но не охватывают интересы православных налогоплательщиков.

«Православные следопыты» имеет все стандарты качества, необходимые для работы с детьми, и мы можем привлекать для этого все средства, в том числе, и государственные. Устраивая  лагеря, мы столкнулись с проблемой, с которой  еще сто лет назад не сталкивались: мир наших детей городской, и из него выпадают целые пласты реальности. Крестьянским детям ничего не надо было объяснять, они живут в этой  реальности, у наших детей в городе убери  уроки физкультуры в школе - и они будут инвалидами. Дети живут в этих бетонных заасфальтированных муравейниках, их жизнь проходит между школой и домом, они испытывают эмоциональный голод, у них нет чувств, жизни, происходит «мумификация» наших детей, и тогда они  добирают то, чего им не хватает, через компьютерные игры, триллеры и телевизионные страшилки, а такие желания будут эксплуатироваться теми людьми, которые на этом зарабатывают. 

Что делать?

Скаутская программа, которую мы предлагаем, опирается на идею служения, и не в смысле «мы растим бойца», а акцентируем  идею служения на социальном аспекте, чтобы наши православные дети пришли в детские дома, в интернаты и дали другим детям то, что знают сами и чем живут, то есть мы учим детей не брать, а отдавать. Сфера церковной жизни - научить человека жертвовать не только временем и деньгами, но и даже своей жизнью ради ближнего. Обычно дети не всегда понимают, что означает для него войти в Церковь? Отказ от спорта, от развлечений, превращение в монаха  в 12 лет, а если нет, то, как быть со спортом, развлечениями и т.п. Поэтому нужно менять мотивацию: ради чего, для чего? У нас много спорта в лагерях, но мы стараемся менять мотивацию - от идеи победить любой ценой  -  к игре ради игры, учимся уважать себя  и быть мужиками, по-русски это называется так. Здесь надо обязательно давать навыки рукопашного боя, мы живем в криминальной стране, и дети должны уметь анализировать ситуацию, чтобы быстрее «сделать ноги», но это надо понимать, и, кроме того, если нет выбора, нужно уметь защитить себя или кого-то рядом с тобой, и делать это с полной самоотдачей.

Думаю, те ребята, которые были с Александром Невским на льду Чудского озера, умели драться и учились рукопашному бою, и для нас это пример. Так же как ты печешь просфоры, молитвенно предстоишь Господу в монашеском делании и молишься, также с молитвой можно и играть в волейбол. Есть проблема, так называемого, полового воспитания в наших лагерях, и мы делаем все, чтобы  избежать дискотек, но учим танцевать. Танцевальная культура - это форма жениховства, и мы преподаем нашим девочкам аэробику, даем им настоящую интересную спортивную программу, в которой учат девочек владеть телом, они этого не умеют вообще. Необходимые решения мы стараемся принимать не на уровне запретов, а на раскрытии талантов спортивных и прочих... Любопытно, что скаутское движение охватывает всего 6-7 % детей в Европе, но дает 70% элиты той же Европе.

Не просветите ли, отец Михаил, что такое «половое воспитание»?

Это реальная проблема современной жизни, а то, что называется  «сексуальным просвещением в школе» - это статья 242 и 135 УК - то есть сексуальное  растление ребенка, которого можно растлить просто, показывая ему порноиздание. Для нас очень важно искать свои пути. Семьи стали малодетными, и дети не вынянчивают своих младших брата или сестру, и, как результат, они не понимают, что такое брак, и сами не рожают. Эта однодетность и бездетность становятся кармой современной России, вычеркивающая нас уже сейчас из человеческой цивилизации. У нас в лагере один священник, многодетный папочка, в Рождество Христово после спектакля  сказал детям:  «Давайте, научу вас петь колыбельные песни, пеленать младенцев» - и 80 детей разного возраста  из российских Епархий  сидели около стола, а батюшка пеленал  младенца. Показывал им, куда  и что надо заворачивать - вот она правильная мотивация:  что такое семья?  Ребенка пеленать. И отсюда уже, почему надо поберечь себя до брака, потому что любовь - это дарение себя другому, а что ты можешь подарить, если ты уже руины? С чем ты придешь к любимому? Раньше было домоводство, где учили пеленать, но не давали православной основы, не было четкого понимания важности  и значимости этого умения.

В январе у вас прошел очень необычный следопытский лагерь?

Да, мы были в лагере под Костромой, где  учили наших детей выживать, чтобы городской ребенок мог самостоятельно прожить в лесу целые сутки, найти еду, укрыться, выжить без помощи взрослых, которые только наблюдают. Чтобы потом, оказавшись к сложной ситуации, он не растерялся и смог принимать верные решения в нестандартной ситуации. Мы были в костромском лесу целый день, и желающие остались ночевать при минус 25 градусах. В группе была девочка 9 лет. Мы заранее подготовились, проверили место, сложили стену из бревен и зажгли костер, спали возле костра, без палаток, ногами к костру, в спальниках на валежнике и лапнике. Натянули тент под углом 45 градусов, он отражал огонь, и дети спали как в натопленном помещении. 

Вы женаты?

Нет, Господь хранит Русскую Церковь. Но если серьезно, мое служение такое же, как и у военных священников. На Руси в войска ставили священников из монахов, но какой монах без монастыря? А женатых священников жалко - можно погибнуть в горячей точке и оставить сиротами детей. Поэтому оптимальный вариант не монашество и не брачный священник, а целибат - я всю жизнь на колесах, читаю лекции, езжу, провожу православные лагеря.

В Пскове Вы впервые?

Нет, бываю часто, раза три четыре в год выбирался в ваши края. Псков для меня - символ России, уникальное явление. Город, народ, люди в течение всей истории нашей страны были щитом, и что очень важно, были воинами не потому, что их к этому принуждали, а вопреки тому, что предлагали им наши западные соседи: вопрос шел не о политике,  а о большем - о смысле существования - о вере. И ради этого люди, отказываясь от самостоятельности, от выгод, от денег, иногда от экономики, делали выбор, и это вызывает большое уважение. В наши дни ситуации ползучей глобализации, думаю, это знаковый город в Русской истории. С другой стороны, для меня Псков большая боль, столько сколько претерпел Псков, наверное, мало кто претерпел: и советская власть поработала, и немцы разрушили, и сейчас не все хорошо.

Псков - ваша душевная привязанность?

Нет, не душевная и не духовная, а Псковские Печеры - единственный монастырь, который сохранил традиции русского монашества, единственный монастырь, который не закрывался в России, и мне важно было прикоснуться к этой традиции, и к традиции старчества, которое прославило монастырь. К тому же Печеры - уникальное место в Российской Федерации, где советская власть началась на  26 лет позже революции. Ленин этот кусок русской территории передал эстонцам, и хотя эстонцы душили Православие, но не уничтожали. Это русская Атлантида, которая сохранила бабушек, то поколение, выросших не при советской власти, когда люди учились в Воскресных школах, жили церковной жизнью. К сожалению, их внуки и правнуки уже адаптировались  к нашей духовной разрухе. Общаясь со старыми печерянами, понимаешь, какой могла бы быть Россия, если бы не эти эксперименты над ней. Люди не ругаются матом, они приходят на церковные службы как на молитву, а не на обряд, они сохранили душевную теплоту и ясность ума - для меня все это было открытием.

Некоторые священники полагают, что идти с проповедью бесполезно: Господа распяли, апостолов убили...Господь ждет нас в храме, и туда надо идти, там молится, а не проповедовать по классам и аудиториям?

Они правильно полагают, и нас должны, по - хорошему, убивать, об этом и Господь говорит, а то, как  к нам спокойно относятся, говорит о том, что мы не очень мешаем этому миру, его путям, и это тревожный симптом. Мы начали бояться мученичества, и это печальное явление.

Существует ли, отец Михаил, статистика  в нашей медицине увеличения количества замерших беременностей, выкидышей и внутриутробной диагностики  синдрома Дауна? Раньше такие явления были крайне редки, сейчас это встречается гораздо чаще.

Статистика патологий существует, но  насколько часто встречаются случаи замершей беременности, я не могу вам сказать, синдром Дауна встречается редко и стабильно. У нас в России с синдромом Дауна рождаются около 2 тысяч детей в год, и из них половина вполне дееспособны и сохраняют интеллект, потому что синдром Дауна бывает разный, и часть рожденных с этим синдромом могут обслуживать себя. Но вот те, кто является сторонником абортов младенцев с синдромом Дауна, объясняют это тем, что 150 миллионам будет трудно прокормить  две тысячи больных детей, если учесть еще что с таким заболеванием многие не доживают до годика. Если нам скинуться, то мы сможем прокормить не один миллион детей, имея в виду то количество детей, которое  живет в детских домах. Синдром Дауна диагностируется внутриутробно, и можно говорить только о совершенствовании методов, которые помогут в борьбе за жизнь этих детей, пока же в результате ранней диагностики это превращается в борьбу с этими детьми. Их причисляют к вирусам, к каким-то инфекционным заболеваниям, с которыми пытаются бороться, но это уже вопрос чиновников от медицины, они определяют подобные стандарты, а не практикующие врачи. У нас врач-гинеколог не может отказаться делать аборт, потому что у него нет такого права по закону, а на Западе такой закон есть, соответственно которому врач, не желающий делать аборт, от этой операции освобождается. Надеюсь, что наша страна уйдет от  количественной статистики деторождения по типу количества холодильников на душу населения, и научится любить своих детей, пусть слабеньких, пусть больных, научится бороться за них.

Что Вы можете сказать о моде в женской одежде: джинсы, брюки носят сейчас женщины от девочки до бабушки?

Джинсы - одежда рабочих изначально, они удобны, не снашиваются. Это, собственно, то же самое, что и юбка, сарафан. Существуют моды, которые создаются не девочками и мальчиками, а бизнесменами, зарабатывающими на  спросе. Они создают идеологию образов, которые продаются, реализуются в одежде, что приносит большие деньги. Такому сегменту рынка, как дети, подростки и молодежь, как выражаются специалисты в этом деле, просто «впарить», по другому навязать, какие-то товары, наколки, шипы, одежды и они купят это, потому что такая одежда  делает их старше, взрослее. Но это может разрушать. Если говорить о голых животах, то эта одежда, которая предлагается рынком сейчас, одежда блудниц, женщин легкого поведения, которую предприимчивые люди решили превратить в моду, и это сказывается  на осознании души. Православие понимает это лучше, потому что оно знает о связи души и тела - такая связь есть, отсюда культура молитвы, коленопреклоненных молитв. Одно дело: банка с пивом, а в другой руке сигарета - это одна душа, или на коленочках молюсь, читаю канон покаянный Андрея Критского - другая душа. Поэтому надо учить нашу молодежь правильно пользоваться своей одеждой и не путать пляж с городскими улицами и общественным транспортом. Сейчас есть возможность прекрасно одеваться, при этом, не превращаясь в жриц любви, покоряя автобус своими обнаженными прелестями. Эта проблема для нашей Православной миссии, потому что мы не занимаемся детскими модами, молодежной модой, мы не предлагаем элегантной красивой одежды, вот начал сейчас журнал «Наследник» для отрочества пытается на своих страницах показывать молодежную моду. Но выгонять из храма девочек, которые как-то не так одеты, излишне обнажены, как кажется нашим церковным бабушкам, нельзя. Нам нельзя сетовать, что кто-то ворует наших овец... Чтобы молодежь оставалась в нашей церковной ограде, надо создавать хорошие пастбища. Обозначать даже такую проблему, как мода, надо, но она должна решаться с помощью более интересных предложений. Мое открытие: совершенно отличные нормальные у нас дети, какую бы одежду они не носили, души у них открытые к тому, чтобы услышать и пойти, но никто не зовет. Наше время - время «макдональдсов», время ширпотреба, поэтому надо учиться у них, как они привлекают людей. Например, Макдональдс сделал бесплатный Интернет в каждом своем общепите, если у нас будет трапезная при храме, православное кафе,  где православные люди могут, заплатив деньги, пообедать, попить кофе, чай, и там же Интернет, где можно будет почитать посмотреть Православные сайты - наши дети пойдут гораздо активнее в храм.

Отец Михаил, что бы Вы сказали о нашей русской миссии?

Я бы оценивал ситуацию как крайне успешную: для нас XX век - век успешной миссии, когда русская эмиграция разнесла наши иконы   по всему миру, и в католическом храме мы видим иконы Рублева. Русская богословская мысль стала предметом изучения в вузах Запада, на теологических факультетах Европы изучают наших священников Шмемана и Мейендорфа, Сергия Булгакова и многих других. Нам есть, что сказать миру. Наших авторов Достоевского и Толстого читают до сих пор, повсеместно - мы можем подарить это миру. И превосходство русской христианской традиции не есть попытка превозношения, а нормальное культурологическое понятие, которое означает, что в данное время, на данный момент,  данная мысль лучше выражена в Русской Православной Церкви. Был период, когда имело место превосходство культурной традиции Запада, у которого были Бах, Гендель, но появились русские композиторы, и мы можем подарить миру великую православную музыку наших композиторов гениев. Христос сначала дарит Себя: Он говорит, что «Царство Небесное внутри вас есть», и только потом говорит, что надо делать, чтобы  его не растратить. Поэтому православная миссия, апологетика должна начинаться с радости,  которую мы и стараемся нести нашим людям.

Спаси Господи!




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11