РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Библиотека
 
Библиотека
27-03-2008


В Неделю 37 по Пятидесятнице

В воскресение, 10 февраля в Неделю 37 по Пятидесятнице в нашей Церкви на Литургии читается Евангелие от Луки глава XIX, 1-10. Называется это чтение  «Неделя о Закхее», в котором можно найти ответ на вопрос о праведности, или неправедности богатства.

Святой Евангелист Лука говорит, что Закхей был мытарем, сборщиком налогов, и не простым мытарем, а начальником мытарей, то есть на современном языке - начальником налоговой инспекции. Налоги  в Иудее собирались в пользу Рима, в пользу поработителей. 

 И тех, кто собирал эти налоги, в Иудее презирали и ненавидели. К тому же мытари часто злоупотребляли своим положением и брали подчас больше, чем полагалось, и это тоже вызывало по отношению к ним и раздражение, и гнев. 

В переводе с еврейского имя Закхей означает «праведность», «справедливость», а жизнь начальника мытарей, человека богатого, совершенно не соответствовала его имени. Но вот пришел какой-то час, и этот человек, чья жизнь была так уродлива, была в таком противоречии с его именем и как бы его глубинным призванием, вдруг оказался лицом к лицу со Спасителем Христом. Он захотел Его видеть и для этого не побоялся подвергнуться глумлению, насмешкам своих сограждан: человек, вероятно, пожилой, богатый, взбирается на дерево, потому что был слишком мал ростом, чтобы через головы других людей увидеть Спасителя.

И Спаситель, проходя мимо, как говорит Евангелие, его видит; разве Он не видел других людей? Конечно, видел, но в тот момент Христос заглянул в глубины этого человека и увидел, что не напрасно он назван святым именем справедливости, святым прозвищем праведности. И Он его подозвал к Себе; Он поверил самому святому, что в этом человеке было где-то зарыто - зарыто всей его жизнью, затуманено всем; и Он вошел в его дом. Вот  что сообщает об этом событии Евангелист:

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что был мал ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя это, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он - сын Авраама, ибо  Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

 Один из вопросов современных взаимоотношений Церкви и общества - праведность пожертвований богатых людей на нужды Церкви. Возможно, в комментарии на Евангельское чтение «о Закхее» клирика Троицкого Кафедрального Собора Пскова священника Владимира Саввина вы найдете ответ:

 «Возлюбленные о Господе! Отцы, братие и сестры! Евангелие - это, прежде всего, Богооткровенная книга, которая учит нас, как поступать в тех или иных случаях. Хочется предостеречь, что не все люди, которым Господь дает богатства, являются злыми и скверными, есть богатые добродетельные люди, и свое богатство устремляют на добрые дела, на созидание и устроение Церквей, помогают нуждающимся. Такие богатые люди уподобляются Закхею мытарю, который, по слову Самого Господа, будет спасен.

Но и не всякий богатый человек бывает рад гостю, особенно нищему и убогому, когда он приходит и просит милостыню. Многие из таких богатых людей, увидев нищего, или убогого убегают от него, убегают, чтобы не помогать, и боятся пустить его в свой дом, чтобы накормить. В нынешнем Евангелии, прочтенном за Литургией, Закхей, старейший мытарь, приглашает Господа к себе в дом.

С каким сердцем он это делает? Закхей  осознает, что он грешен и неправильно жил, ибо неправедно собирал свое богатство.  Господь, призрев на его душевное раскаяние, говорит, что «сегодня надо Мне быть в твоем доме». И Закхей принимает Его с радостью. Потом уже мы слышим слова Господа: «ныне пришло спасение сему дому». Происходит нечто удивительное: Господь ведь Сам говорит о богатых людях: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». А здесь мы видим, что Царство Небесное получает богатый Закхей, да еще и мытарь.

Но получает он Царство Небесное, сумев отказаться  от своего имения одним только словом, говоря Господу: «Господи, половину имения моего раздам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Святой блаженный Феофилакт, толкуя эти слова, говорит,  что  Закхей половину имения, нажитого праведно, отдаст людям, которые нуждаются, а половину того, что нажил неправедно, обидев кого, отдаст вчетверо.

Мы с вами видим из Евангельских притч, что богатые люди, прежде всего, служат идолу богатства. Когда в притче богатый собрал большой урожай и построил большие хранилища, то стал говорить своей душе: «пей, душа, веселись, я заготовил тебе на многие годы блаженства, чтобы ты ни в чем не нуждалась». Господь же, видя этого человека, говорит ему: «безумный, сегодня твою душу истягнут и ты умрешь. Для кого ты это все оставляешь, для чего ты живешь»? Для богатства, которое в течение времени померкнет и превратится в нечто, или для вечности, вечного спасения?

Но будут ли спасены нищие и убогие, терпящие нужду в отличие от богатых? Дело в том, что каждый человек, неправедно живущий, богат он или беден, если он ворует, если он лжет, если обманывает других людей, не сможет наследовать Царство Небесное.

Быть может, кто-либо из нас скажет: почему в этом  Евангельском чтении Христос принял половину имения от мытаря, от начальника мытарей, сказавшего, что половину имения моего отдам нищим, а, собранное в неправде, возвратит четверицею? По иудейскому закону полагалось за невольно нанесенный ущерб платить половину, а за злонамеренный ущерб воздавать  вчетверо. Закхей сам решил так заплатить обиженным  им. Постараемся же, братья и сестры, искать Господа, чтобы и нам с радостью принять Его в свой дом, чтобы Он сказал каждому из нас: «ныне пришло спасение дому сему». И да будет так. Аминь!»




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11