Не прикасайтесь к помазанным Моим... (Пс.104:15)
История религии знает следующий назидательный случай: в журнале "Eagle" в 1913 году был опубликован памфлет баптистского пастора Дж. Росса "Некоторые факты о самозваном пасторе Чарльзе Т. Расселе, основателе Общества Сторожевой Башни". Рассел предъявил в суд иск за клевету, но в ходе разбирательства дела вынужден был признать, что его в пасторы никто и никогда не рукополагал. Казалось бы, Росс из зала суда вышел победителем, но ведь сам баптизм был образован Джоном Смитом в 1633 году, т.е. всего лишь на 237 лет раньше общества Чарльза Рассела ("Исследователи Библии", 1870). Невольно возникает, по крайней мере, два вопроса: что такое законное рукоположение в Христианстве, а также: имеют ли баптистские пасторы апостольское преемство? Обратимся к Библии.
После сорокалетнего скитания по пустыне, вывел Моисей сынов Израилевых в землю обетованную. Но по воле Бога не дано было войти в неё Моисею. Умер пророк в земле Моавитской, оставив после себя преемника. Из Библии мы узнаём, что преемство благодати было установлено Самим Богом: "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух и возложи на него руку твою... и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых" (Числ.27:18,29). Так и поступил пророк: "И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею" (Втор.34:9).
Но как в Ветхозаветные времена Бог Сам избирал пророков Израилю, так воплотившийся Бог Иисус Христос даёт власть своим Апостолам: "...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин.20:21-23).
Эту власть Господь дал двенадцати ученикам и, впоследствии, апостолу Павлу. Последний подвизался в Христовой Церкви и не создал другую, скажем, для язычников. Другое дело, что в Пятидесятницу Апостолы были крещены Святым Духом: «...но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Эти же дары получили в тот день ещё около трёх тысяч человек, крестившись во имя Иисуса Христа. Но власть прощать или оставлять грехи, поставлять священство от имени Бога, дана только Апостолам.
Новые религиозные движения в своё оправдание приводят немало сомнительных доводов, равно как и практикуют неправильный перевод или искажённое толкование библейских текстов. Например, перевод "Нового Мира" Свидетелей Иеговы на русский язык Деян.14:23 выглядит следующим образом: "Также они назначили им в каждом собрании старейшин, и после молитвы и постов вверили их Иегове, в которого они уверовали". Обратимся к греческому оригиналу: "положили, возложили" и "руки". Но тогда, безусловно, верен синодальный перевод: "Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали". В других обособленных от истинной Церкви сообществах священство и вовсе избирается-рукополагается членами собрания.
Обычно ссылаются на вырванные из контекста Писания строки, где говорится о том, что в Иерусалимской Церкви всё собрание выбирало себе священнослужителей. Однако эти выборы предложили сами Апостолы и затем: «...их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян.6:6). К тому же, Апостол Павел пишет Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим.5:22). Очевидно, что рукополагать пресвитеров Апостол Павел поручил епископу Тимофею, а не собранию мирян.
С другой стороны, совершать священнодействия, (впоследствии некоторые из них были названы Таинствами) опять же, могли только законно рукоположенные священники, но не миряне: «болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14-15).
Как же определить Апостольскую Церковь, ведь многие лжепророки приходят под именем Христовым и заявляют о своей богоизбранности. Те же баптисты утверждают, что и они имеют апостольское преемство. «Движение веры» и последовавшие за ними неопятидесятники подошли к этой проблеме ещё проще - любому из собрания Бог может «сказать»: «стань пастором или апостолом», женщинам в том числе.
Ответ им предельно прост, ведь ещё в третьем веке Тертуллиан говорил: "Пусть они (еретики) покажут начала своих церквей!" Начала протестантских церквей, в лучшем случае, можно проследить с шестнадцатого века, а неопятидесятники и вовсе возникли в 20-м.
Практически все «учредители» новых христианских групп любят ссылаться на Мф.18:19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Но при этом они забывают о других библейских стихах: «Аарону (же) и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ.3:10), и в Новом Завете: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр.5:4).
Но, может быть, любая группа людей, именующих себя христианами, вправе от имени Бога поставлять себе священнослужителей? Иисус Христос так отвечает своим апостолам и всем христианам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас...» (Ин.15:15-16). Христос Сам был Пастырь (Ин.10:11,16) и поставил иных пастырей (Еф.4:11; 1Пет.5:1-5).
Господь по Своему обетованию, даёт возможность собранным во имя Христа молиться, изучать Библию или исполнять песни о Боге. Но в самочинных сообществах нет той полноты благодатных даров, которая животворит Церковь Апостольскую. При этом Господь разными способами указывает путь к истинной Церкви, которую создал, обещав Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).
Ученики Христовы ушли из земной жизни, передав от славы своей преемникам, как в ветхозаветное время сделал по наказу Господа Боговидец Моисей. Новый Завет не упразднил, но продолжил эту традицию, что подтверждает апостол Павел: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4:14).
ПРЕЕМСТВЕННЫЙ СПИСОК ПРАВОСЛАВНЫХ ИЕРАРХОВ
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1. Андрей Первозванный, апостол - 36 год (здесь и далее - время вступления)
2. Стахий, из учеников Христовых - 37.
3. Онисим - 53.
4. Поликарп - 67.
5. Плутарх - 84.
6. Седекион (Седекия) - 101.
7. Диомен (Диоген) - 110.
8. Елевферий - 125.
9. Феликс - 132.
10. Афиноген - 137.
11. Евзоий - 141.
12. Лаврентий - 157.
13. Алипий - 168.
14. Пертинакс - 182.
15. Олимпион - 201.
16. Марк - 212.
17. Кириак I - 225.
18. Кистин (Кастин или Константин) - 241.
19. Тит (Тарат) - 248.
20. Домитиан (Дометий или,, Димитрий) - 283.
21. Пров (святой) - 308.
22. Митрофан I - 320.
23. Александр I - 330.
24. Павел I Омологит - 353.
25. Евсевий - 353.
26. Павел I (2 раз) - 355.
27. Македоний (арианин) - 355.
28. Павел I (в 3 раз) - 355.
29. Македоний (2 раз) - 356.
30. Павел I (4 раз) - 359.
31. Македоний (в 3 раз) - 359.
32. Евдоксий - 360.
33. Евагрий - 371.
34. Димофил, еретик - 371.
35. Григорий I Богослов - 379.
36. Нектарий I, патриарх Константиноп. - 381.
37. Иоанн I Златоуст - 391.
38. Арсакий - 404.
39. Аттик - 406.
40. Сиссиний I - 425. 41. Несторий, еретик - 428.
42. Максимиан - 431.
43. Прокл - 434.
44. Флавиан Блаженный - 446.
45. Анатолий - 449.
46. Геннадий I - 458.
47. Акакий - 471.
48. Флавитас, Флавиан, еретик - 491.
49. Евфимий Всехвальный - 492.
50. Македоний II - 496.
51. Тимофей - 511.
52. Иоанн II, Каппадокиец - 517.
53. Епифаний - 520.
54. Анфим, еретик - 535.
55. Мина - 537.
56. Евтихий - 552.
57. Иоанн III - 565.
58. Евтихий (2 раз) - 577.
59. Иоанн IV, Постник - 582.
60. Кириак II - 595.
61. Фома I - 606.
62. Сергий I - 610.
63. Пирр I - 629.
64. Павел II - 641.
65. Пирр I (2 раз) - 645.
66. Петр, еретик - 655.
67. Фома I Погонат - 667.
68. Иоанн V - 669.
69. Константин I - 674.
70. Феодор I - 676.
71. Георгий Кипрский - 678.
72. Феодор I (2 раз) - 683.
73. Павел III - 686.
74. Каллиник I - 693.
75. Кир - 705.
76. Иоанн IV - 711.
77. Герман I - 714.
78. Анастасий, иконоборец - 730.
79. Константин II - 754.
80. Никита Кастрат - 766.
81. Павел IV - 780.
82. Тарасий - 785.
83. Никифор I - 806.
84. Феодот, иконоборец - 815.
85. Антоний I, иконоборец - 821.
86. Иоанн VII Синкел - 832.
87. Мефодий Омологита - 842.
88. Игнатий - 846.
89. Фотий - 858.
90. Игнатий (2 раз) - 867.
91. Фотий (2 р.) - 877.
92. Стефан I Порфирородный - 886.
93. Антоний II - 893.
94. Николай I, мистик - 895.
95. Евфимий I Синкел - 906.
96. Николай I (2 раз) - 911.
97. Стефан II - 925.
98. Трифон - 928.
99. Феофилакт - 933.
100. Полиевкт - 956.
101. Василий Скамандрин - 970.
102. Антоний III Студит - 974.
103. Николай Хрисоверг - 984-996.
Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого Митрополита Киевского Михаила I - (988-991 годы).
Словосочетание «с возложением рук священства» указывает на то, что апостола Тимофея рукополагали несколько священных лиц. Этот канон сохранился и в Православной Церкви: в рукоположении епископа обязательно участвуют не менее двух архиереев. Представим, что в истории человечества не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Церковь перестала существовать или стала «отступнической», но тогда обетование Христа: «...Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18) оказалось бы неисполненным - Церковь одолел бы диавол.
Что касается церковной иерархии. Она была установлена ещё в Древнем Израиле, поэтому вопрос «все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы?» (1Кор.12:29) у первохристиан не вызывал недоумения - все знали и не подвергали сомнению следующее: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершенствованию святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф.4:11-12). Отметим: для созидания, а не расчленения тела Христова!
Со стороны неапостольских церквей мы слышим: за две тысячи лет учение Церкови первых христиан было искажено и, потому, дескать, потребовались новые церкви, которые не запятнаны грехами. Особенно подобные утверждения характерны для неохаризматических общин, возникших в конце 20-го - начале 21-го веков. Что можно ответить подобным ревнителям благочестия?
Во-первых, Церковь - непорочное Тело Христово (Кол.1:24; Еф.5:27), грехи совершают её отдельные представители. Во-вторых, самым весомым аргументом в этом споре служит Родословие Господа нашего Иисуса Христа - и до, и после царя Давида в нём были и грешники, и нечестивые цари. Даже наимудрейший Соломон поддался страстям, взял жен иноплеменнических и «...жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» (3Цар.11:4). Из Писания нам также известно, что первым пастырем, согрешившим пред Богом, был ни кто иной, как первосвященник Аарон: по просьбе народа он собрал золотые украшения, отлил из них тельца и соорудил жертвенник для поклонения идолу (Исх.32:2-5). Грешили и Апостолы Христовой Церкви, ведь нет человека, который поживёт и не согрешит (3Цар.8:46; 2Пар.6:36; Еккл.7:20).
Поэтому законно поставленное священство не зависит от соотношения числа грешных или благочестивых людей, но определяется апостольским преемством. Священники - это люди из нашего человеческого общества, а не поставленные из Рая ангельские существа. Хулителям же священноначалия, поставленного Богом в Церкви Христовой, ещё в ветхозаветные времена дал достойный ответ боговдохновенный псалмопевец Давид: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс.104:15).
Литература.
Библия (синодальный перевод), М., Российское Библейское общество, 1999.
- Библия (Перевод Нового Мира), Watchtower Bible, New York, 2001.
- «Меч духовный. Основы Православной веры в толкованиях Нового Завета. Книга против сектантов. В помощь заблуждающимся». М, «Ковчег», 2003.
- Свящ. Олег Стеняев «Диспут со Свидетелями Иеговы», М. «Лепта-Пресс», 2004.
- Стороженко А. И., Макарова А. М. «Свидетели Иеговы. Псевдохристианский деструктивный культ», СПб, ООО «Анонс», 2004.
- Диак. Джон Уайтфорд «Только одно Писание?», Н. Новгород, 2000.
http://missiaspb.narod.ru/
|