01-03-2007
О трудностях пути к Божественному Свету
Cвященник Максим Горшков, настоятель храма Рождества Христова в Новоржеве:
Этот Божественный Свет мы получаем во время Святого причастия, и если не приумножаем и не возгреваем в себе, то, обычно, сразу же теряем после причастия.
Божественный свет то, что мы не видим, но должны к этому стремиться. Надо переживать, надо осознавать свое падение, что из-за своей гордыни и безчувствия, безсердечия, лицемерия мы Его не видим. Как говорил, преподобный Силуан: серчать на себя надо за это.
В нас нет этой жизни, нет переживания, мы останавливаемся на дороге к Божественному Свету и думаем, что проделали уже весь путь. Если не будет в нас постоянного покаяния, Свет Божественный человек не увидит. Покаяние есть в каждом человеке – это наша совесть, которая нам все время говорит о наших грехах, но голос совести надо слышать, и покаяние тогда будет выходить из глубины совести, охватывая всего человека, чтобы человек переродился. В нас нет жара покаяния, и из-за этого мы не видим Свет Божественный. Он дается не за заслуги, а милостью Божией, если Бог соблаговолит, Он покажет свет, Он обожит человека, осветит. Путь к Божественному Свету – путь через покаяние и переживание своего падения. Чем человек смиреннее, тем он больше переживает свое падшее состояние. Здесь нет предела покаянию и молитве, потому что глубина нашего падения велика, и оно продолжается. Даже, когда мы испросили у Бога прощения за все наши прегрешения, мы все равно переживаем, что оскорбили любимого Бога, своего Творца, Жизнодавца, Спасителя, Отца Небесного.
Любой человек: мирянин, монашествующий, священник, любой человек, живущий в чистоте, у всех равные условия и у старого, и у молодого – мы все стоим перед Чашей. Мы все причастники Крови и Тела Христовых, мы подходим к Чаше, причащаясь великих и страшных Тайн, а священник говорит: Со страхом Божиим и верою приступите. Благословен, Грядый, во Имя Господне, Бог Господь и явися нам - это Богоявление, это тоже явление Божественного Света в Святых дарах, которое мы не видим, но которое все время есть. Наша цель – Царство небесное, Царство Божие, и праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Алтарь во время Божественной Литургии становится Царством Небесным». Царство Небесное на земле – в Алтаре, и мы приобщаемся за Литургией Царству Небесному, Божественному Свету, но вследствие своей безчувственности мы не видим Света, который у нас всегда перед глазами.
Господь показывает как Он воскрес: на воскресной службе Апостол Петр, вбежав, припав ко Гробу, увидел Свет Божественный и ушел, удивляясь. Когда мы присутствуем в храме Воскресения Христова в Иерусалиме в субботний день при схождении Благодатного Огня, или видим это событие по телевизору – мы видим Божественный Свет. Преподобный Симеон Новый Богослов разъясняет о Божественном Свете, что человек видит в меру своих возможностей. И преподобный Силуан говорит, что надо научиться различать Свет, когда Господь посещает Своим светом, а мы не понимаем, что это не тварный Свет, не созданный, и когда происходит посещение, мы начинаем различать, что этот Свет – Божественный. При схождении Благодатного Огня человек сразу знает, что это от Бога. Люди, видевшие схождение Благодатного Огня говорят, что нет такой радости на земле, которая в это время переживается и охватывает людей, видевших и чувствующих схождение Благодатного Огня.
Кто бы мы ни были, повторюсь, мирянин или монашествующий, старый или молодой, священник, надо осознавать, как мы далеки от Бога, и просить у Бога этого Огня, этого Света. Феофан Затворник приводит пример, когда можно видеть людей, соблюдающих идеально посты, молящихся, но перед Богом такие люди могут быть ничтожеством, если нет Огня, ревности к Богоугождению. Если нет такого в православном человеке, то он живет фарисейской жизнью, а не христианской. Близость к Богу зависит от того, кто больше Его любит, тот и будет ближе. А как можно любить Бога, Которого не видишь, если ты не любишь брата, которого видишь.
Великий пост прекрасная возможность либо умалить в себе Божественный Свет, либо приобрести. Умалить за осуждение брата, за превозношение над братом, а приумножить за любовь ко Господу, то есть за любовь к брату, ближнему».
|