05-02-2007
6 января Рождественский сочельник.
Вспоминая великое событие Рождества Христова, мы знаем, что тогда не нашлось места в гостинице для Того, Кто пришел спасти человечество, Кто был Сын Божий и Царь мира!
Наплыв народа в Вифлееме был слишком велик, все спешили туда для того, что казалось им самым важным в эту минуту – совершить, определенную римским цезарем, перепись, и это вытеснило из этой людской среды Самого Спасителя!
Ныне христиане уже две тысячи лет встречают Рождество Христово и ждут этот праздник, чтобы вновь пережить его со Христом. Поэтому канун (навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы. Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи.
В наше время многие почему-то думают, что навечерие (сочельник) начинается вечером, когда люди приходят на Рождественскую службу. На самом деле, служба навечерия начинается утром 6 января и заканчивается где-то после полудня. До революции считалось обязательным ходить на эту службу, ведь без сочельника какое Рождество? Служба навечерия Рождества совершается по тому же образцу, что и навечерие Крещения Господня. Это вызвано тем, что в глубокой древности Рождество Христово праздновалось вместе с Богоявлением (Крещением). Вспоминалось в целом явление Бога во плоти, откровение во Христе и через Христа Божественной благодати. Ныне два великих праздника разделяют двенадцать дней, но их кануны остаются прежними.
Издревле в навечерии Рождества и Крещения совершаются Царские Часы. Называются они так потому, что греческие императоры, а впоследствии и русские, всегда присутствовали на них и во время этих часов возглашались многолетия царям. Но основное содержание Царских Часов - это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях. В праздничное навечерие служатся все часы первый, третий, девятый друг за другом. Утром в храме открыты Царские врата - начинаются Царские Часы. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие в ознаменование того, что Господь пришел на землю для спасения всех народов. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Царю Иудейскому. Затем следует вечерня в соединении с Литургией. Во время вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета. Эта торжественная служба наполняет души молящихся благоговейным предчувствием приближающегося великого события.
В навечерие Рождества Христова после отпуста вечерни и Литургии совершается чин «славления». На середину храма выносится свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и певцы впервые поют «велегласно» тропарь и кондак праздника. Вечером верующие собираются в храм, как в вертеп, чтобы поклониться новорожденному Божественному Младенцу Христу - Спасителю.
Канун праздника Рождества Христова называется и Рождественским сочельником: по монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название. В Рождественский Сочельник не употреблялось пищи и питья до первой звезды. Как только показывалась звезда, ужинали сочивом.
На вопрос одного из многочисленных корреспондентов Митрополита Московского Филарета (Дроздова): для чего в навечерие Рождества Христова учреждён так называемый «сочельник», Владыка письменно отвечал: «на вопрос Ваш устав церковный не даёт письменного ответа, но Вашему любознанию полезного могут удовлетворить следующие соображения: образец поста пред Рождеством Христовым есть пост пред Пасхой. Образец сочельника есть Великая суббота. Протяжный пост Великой субботы, совместно с Великим пятком (пятница - ц.-сл.), есть точное исполнение слов Господних: «егда отымется от сынов брачных Жених, тогда постятся в тыя дни». Притом протяжный пост предпраздничного дня полезен для того, чтобы вступить в духовное торжество праздника в воскрилении духа, а не в тягости плоти. По этой последней причине, день пред Рождеством Христовым устроен по дню Великой субботы, тем более, кстати, что в оба дня, в древние времена, многие были крещаемы, и для них благопотребна была прилежная молитва и пост церкви; да и богослужение, распространённое Таинством Крещения, так пополняло дни, что время приёма пищи посему приходилось в вечер. Наши предки, чтобы продолжить пост сочельника и тогда, когда богослужение окончилось довольно рано, благочестиво вспомнили звезду, благовестницу Рождества Христова, и изрекли правило: не вкушать до появления звезды».
|