РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Библиотека
 
Библиотека
05-02-2007


Новый год и Рождество Христово.

Русская Православная Церковь Рождество Христово и Новый год празднует по древнему юлианскому календарю, который действовал на территории Палестины во время рождения Богомладенца. Поэтому соответственно этому календарю сначала празднуется Рождество Иисуса Христа 7 января - 25 декабря по юлианскому календарю, и 14 января Новый год, 1 января - по юлианскому календарю.

В последние годы особенно чувствуется некоторое раздвоение в представлениях людей о приоритетах в празднествах Нового года – 1 января и Рождества Христова - 7 января. Новая эра началась с Рождества Господа нашего и Бога Иисуса Христа, наше летоисчисление ведется от Рождества Христова, и до революции в календарях была логика и стройность: Новый год следовал за праздником Рождества Христова, но большевики с 1918 года ввели новый календарь, где Новый год отмечается по григорианскому календарю (новому стилю), определив начало года главным праздником страны. Это было политическое решение для того, чтобы народ быстрее забыл свои православные праздники.

Ситуацию с «новыми годами» комментируют священники Псковской епархии:

Руководитель информационной службы Псковской епархии, священник Андрей Таскаев:

«В гражданский Новый год, когда народ преимущественно готовится праздновать, еще продолжается Рождественский пост, который дан нам, православным, для того, чтобы мы могли подготовиться и максимально потрудиться для встречи родившегося Богомладенца. У одной, небольшой части общества – пост, у других – праздник. И это связано не только с тем, что не все люди – верующие, но еще и с привычкой, утвержденной григорианским календарем, по которому у нас в стране сначала празднуют Новый год, а потом Рождество.

Поэтому мы готовимся к Новому году, покупаем подарки, дети ждут Деда Мороза, который в нашей стране, как новогодний атрибут, существует с 1948 года. И забывают, что две тысячи лет назад в Вифлееме в убогой черной пещере родился Господь, хотя Он мог родиться в царских чертогах и порфире.

Но Он рождается в вертепе, показав нам, что пришел для того, чтобы родиться в наших сердцах, таких же убогих, грязных, холодных, но Господь готов вселиться в пещеру нашего сердца, осиять ее светом, украсить и обогреть. Нам только надо приготовиться и ждать Господа с подарками, не ждать их от кого-то, а самим приготовить дары Господу.

Главный праздник нашей жизни Рождество Христово может пройти мимо нас, а мы все силы отдадим на встречу Нового года, который является хорошим «отчетным», праздником, праздником надежд. Наша Церковь служит молебны во всех храмах с 13 на 14 января с призывом благословения Божьего на новый год, и называется это «новый 2007 год благости Божией».

Мы просим, чтобы Господь не лишил нас благости и на новый год. Праздник Новый год – это ориентир, это период, это отсчет летоисчисления. А Рождество Христово – это духовный праздник, начало спасения рода человеческого, за что мы должны, прежде всего, благодарить Господа.

Так уже устроен человек, чтобы выразить свою любовь к людям, любимому человеку, родным, друзьям - мы дарим подарки. Таким образом мы выражаем уважение, свою любовь, показываем ее, удостоверяем. Зная наклонности своих любимых, чтобы порадовать их сердце, мы дарим то, что им приятно и чего они желают получить в подарок.

Это же должно происходить и в наших отношениях с Богом, особенно, в Его Рождество, в день пришествия в мир Иисуса Христа. Он наш Творец, наш Создатель, наш Отец, а мы его дети и хотим преподнести Ему подарок. А Господь от нас хочет одного – любви: «Сыне, даждь Мне свое сердце». Наши слова любви к Богу сегодня, к сожалению, мало значат. Мы можем признаваться в любви к Богу, а делами показывать совершенно противоположное. «Вера без дел мертва есть», - сказал апостол Павел.

Поэтому в день появления Господа на свет, в день Его Преславного Рождества в мироспасительный праздник – в этот день, когда Он благоизволил смириться до человеческого естества, спуститься на землю, стать человеком и пожить на земле нищим и отвергнутым, в этот день Его Рождества произошло спасения мира. И такой день всякий православный человек, всякий здравомыслящий человек хочет отблагодарить Бога, встретить Его.

Волхвы, мудрецы Ветхого Завета, астрономы, изучающие звезды, искавшие Бога, в чем, собственно, и был смысл древней науки, пришли в Вифлеем к яслям Богомладенца с дарами. Господь смилостивился над исканиями их ума и привел мудрецов к Себе, открыв тайну Боговоплощения. Им было открыто, что родился Спаситель мира, о Котором были все пророчества Ветхого Завета, и волхвы принесли Младенцу Иисусу Христу символические дары золото, ливан (ладан) и смирну.

Золото - как Царю, подтверждающее Его царское достоинство, и поклонились Ему как Царю. Преподнесли смирну – масла, которыми умащались мертвые, чем было подчеркнуто человечество Иисуса Христа, Который, как любой человек умрет, и Ему преподнесли драгоценную смирну. На смирну собирали деньги, копили, она была очень дорогой, и без нее не обходилось погребение.

Ливан или ладан сжигается только в храмах и алтарях Божиих, это благоуханное каждение Богу, и его мы преподносим Богу на богослужении как фимиам нашей души. Таким подарком, как ладан, волхвы подчеркнули, что они поклоняются Богомладенцу как Богу, и почитают Его как Бога сошедшего с неба.

Их подарки означали, что Рожденный в пещере есть Бог, воплотившийся в человека, которому суждено умереть, и Он становится царем Израиля. Подарками они показали свою веру в Него как в Бога, Царя и человека.

И мы все-таки будем готовить себя к встрече Рождества Христова, преподнесем нашему Богу золото своих добрых дел, ладан фимиам своего сердца, своей души и смирну своего смирения, своей кротости. Когда мы встречаем гостей, мы украшаем дом, накрываем столы, приготавливаем подарки. По-особому мы должны встретить Бога, тогда станет нам для самих себя ясно, любим мы Бога, или не любим, нужен Он нам или не нужен».

Благочинный, протоиерей Петр Нетреба:

«Я думаю, и православные и не православные встречают Новый год с трепетным волнением: открывается новый год, и человеку всегда интересно, что новый год несет. Воцерковленные люди, христиане идут в церковь и испрашивают благословение на предстоящее время. В новогоднем праздновании есть основание и молиться, и переживать, заглядывая в будущее, которое неизвестно для человека.

Самое важное в этот момент довериться Богу, попросить прощение за прегрешения, и, тем самым, возможно избежать каких-то неприятных изменений, как в нашем обычном бытии, так и духовном. Такое умиротворенное состояние души в праздник Новый год будет благотворно влиять на будущие страницы нашей жизни.

Всем читателям, предлагая встретить Новый год так или иначе, угодить одновременно и однозначно, невозможно. Каждый находится на определенном духовном развитии, и пожилой старушке, или молодому человеку один и тот же рецепт не пропишешь. Старушка может благоговейно в своем сердце помолиться Богу и поблагодарить за те радости, которые были в прошедшем году в ее жизни и сказать: «Господи! благослови на предстоящее время».

Молодой человек, если он на пути к Богу и воцерковлению, не должен быть смущен ограничениями Церкви. Но в то же время, если молодой человек выпьет бокал шампанского, это не будет являться каким-то грехом. Если ввели в нашу жизнь календарный стиль, когда мы празднуем сначала Новый год, а потом Рождество, то надо постараться провести это время без греха.

У нас Новый год – семейный праздник, и отмечать его надо в кругу семью. Можно приготовить множество постных блюд, которые удовлетворят праздничное событие, и не будут нарушать поста. Новый год все-таки семейное торжество и радость от того, что мы дожили до нового года, что Господь нам снова открывает новые страницы нашей жизни. И Новый год надо встретить так, чтобы утром не стыдно было встать перед иконами».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11