РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Храм Свято-Георгиевский в Печках.
27-03-2008


 18 февраля память святителя Феодосия Черниговского.

В 1896 году святитель Феодосий Черниговский, которого очень почитали в русском православном мире, был канонизирован, и прихожане храма св. Георгия Победоносца в Сено (Печерский район) обратились к Архиерею с просьбой пристроить придел, поскольку древняя церковь не вмещала всех молящихся.

Построили громадный придел, во имя св. Феодосия Черниговского, но и он тогда не вмещал всех желающих. Пристраивали придел, используя технологию штукатурных работ «под шубой» - выпуклая штукатурка, вроде стенной лепнины, которая  до сих пор сохраняется, а сам фундамент храма сложен из валунов.

Тогда же, как рассказывает благочинный Печерского района и настоятель Георгиевского храма, протоиерей Владимир Семиндяев, отправили делегацию в город Чернигов, где паломникам из Сенно пожертвовали частицу мощей св. Феодосия, которая хранится в храме.

Храм во имя святителя Феодосия Черниговского в нашей Епархии единственный, а иконы свт. Феодосия Черниговского есть почти в каждом храме нашей Епархии. Это был очень кроткий епископ, за что и был прославлен: будучи иерархом нашей Церкви претерпел скорби, его запрещали в служение, но своей кротостью он победил все.

Будущий святитель родился в XYII веке около 30-х годов на Украине, в семье священника из рода Углицких. Окончив духовную школу в Киеве, Феодосий постригся в монахи и стал великим подвижником. Со временем был поставлен в диаконы, затем в священники, впоследствии он стал архиепископом Черниговским, много потрудился на благо Православной Церкви. Примерная жизнь и смирение обратили внимание киевского митрополита Дионисия, и он поставил Феодосия архидиаконом Киево-Софийского собора. Влекомый любовью к подвигам благочестия, Феодосий оставил Киев и поселился в небольшом Крупицком Батуринском монастыре, где был посвящен в сан иеромонаха. Позже был назначен игуменом Корсунского монастыря, а затем - настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря. Он возобновлял монастырские здания и храмы, заботился о благочинии и благолепии богослужения. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович назначил Феодосий своим наместником по митрополии. Феодосий был вызван в Чернигов и определен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря.

В 1668 году вместе с другими игуменами святой Феодосий был обвинен епископом Мстиславским и Оршанским Мефодием в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. Святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу, клевета была обнаружена и святой Феодосий вместе с другими игуменами получил прощение. В 1692 году святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.

Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и поддержание в пастве духа истинно христианского благочестия. Он ревностно заботился о созидании храмов Божиих и об устроении иноческих обителей. Дух его несказанно радовался при виде благолепия этих мест славы Божией и спасения ближних. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам и приглашал в них из Киева ученых монахов. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других вероисповеданий.

Управление Черниговской епархией святителем Феодосием продолжалось недолго, чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 5 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе за правым клиросом в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни.

5 июля 1895 года мощи святителя были обретены в пещере Борисоглебского храма нетленными, и даже не отличающимися сухостью. Тогда же были выявлены 49 чудотворений совершенных над мощами святителя. В 1896 году по определению Священного Синода святитель Феодосий был причислен к лику святых. Празднование памяти его было установлено в день его преставления (5 февраля) и в день открытия его мощей (9 сентября).

Духовник Рождества Богородицы Снетогорского монастыря архимандрит Гермоген (Муртазов), отметил, что таких святителей как Тихон Задонский, Питирим Тамбовский, Иоасаф Белгородский, Феодосий Черниговский, православные почитают как молитвенников, как аскетов. Годы жизни их были небольшие, это были молодые святители, они горели верой и все силы отдали Церкви, народу и для спасения своей души.

27 сентября Русская Православная Церковь отмечает двунадесятый
непереходящий праздник – Воздвижение Честного Животворящего Креста.

В празднике Крестовоздвижения прославляется сам Крест - как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Празднование Воздвижения Креста Христова и есть празднование победы Креста над миром, над державами, над царствами, культурами и цивилизациями, которое заключается не во внешней победе, а в свободном и добровольном принятии Христа как страдальца и мученика, как Искупителя на позорном столбе казни – кресте.

И через это свободное принятие возможно возвеличение, которое не будет являться внешним, а будет внутренним принятием – это и есть настоящая победа христианства. Христиане утешаются обетованием Христовым: «Мужайтесь, ибо Я победил мир». Эта победа Христа над миром пришла через поражение – единственное поражение в истории человечества, которое обернулось победой, и Святая Церковь торжествует и празднует ее в день Воздвижения Креста Христова – 14 сентября.

Все двунадесятые праздники отмечают события евангельского круга, а в Воздвижение Креста вспоминается то событие, которое произошло значительно позднее, когда мать императора Константина Великого св. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы поклониться святыням и обрести Крест, на котором был распят Спаситель. Во время раскопок на Голгофе были найдены три креста: Господь был распят вместе с двумя разбойниками. Узнан и определен был Крест Спасителя в присутствии Патриарха Иерусалимского Макария, когда поочередно три креста возлагались на умершего человека, и он воскрес после приложения к нему Креста Господня.

Мгновенно весть об этом страшном и великом чуде разнеслась в народе, и Патриарх Макарий при всеобщем воодушевлении восходит с Крестом Спасителя и воздвизает его, как можно выше, чтобы увидели все, осеняя этим Крестом народ на все четыре стороны. Народ в воодушевлении произносит «Господи, помилуй!». Через десять лет после события был воздвигнут храм Воскресения Христова на Голгофе, 13 сентября в 335 году освящен, а 14 сентября устанавливается празднование в честь Воздвижения Креста Господня, который был обретен здесь же. Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста в честь знамения смерти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. В древних месяцесловах этот праздник назывался еще праздником «Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня».

Проповедь протоиерея Григория Секретарева о Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня:
«Дорогие братия и сестры! Крест Христов, как человек, несет на себе все: и поношения, и клевету, и злобу, и биения, и презрения и прочее. Именно, как живой человек. Это подтверждается и живым опытом христианина. Сколько разнообразных жизненных крестов у верующих людей! И как важно, чтобы человек осмыслил, прочувствовал, осознал, полюбил свой жизненный спасительный крест, свое крестоношение.

Одна благочестивая христианка рассказывала мне, как однажды она видела сон, как множество людей несут свои кресты, и у всех разные: большие и маленькие. А свой крест как бы несет она на высоком-высоком древке, и очень ей неудобно его удержать в вертикальном, прямом положении. Ей много приходится делать усилий, чтобы нести его прямо. Вот такой жизненный крест этой благочестивой души.

В утешение семейным людям хочется напомнить, что во время браковенчания Святая Церковь молится о них, брачующихся, о том, чтобы «пришла на них радость оная, имяше Блаженная Елена, егда обрете Честный Крест». Эти слова молитвы Церкви говорят нам, что обретение своего жизненного креста приносит душе радость и утешение, надежду и благодарность, спасение в Боге. Все Святые любили Крест Господень. Все они с глубоким благоговением, со трепетом лобызали Его. Крест Христов освящал и их жизненный крест.

Мы все прекрасно знаем о том, что наш жизненный крест может быть бесполезным, а не спасительным. Пример тому нам дан в Святом Евангелии: разбойник по левую сторону от распятого Христа. Ведь и он страдал, ему голени перебили, его сожгли в «геене огненной», и, однако, он стал наследником ада и вечных мук. Почему? За свое неверие, непокаянность, ропот и Богохульство. Наш жизненный крест тоже может быть безполезным и неспасительным, если мы его будем нести с ропотом и завистью, с Богохулением и нетерпением – какой бы он ни был! Господи! Помоги нам всем осмыслить, прочувствовать, осознать, переживать свой, Богом данный нам, жизненный крест, и с разбойником благоразумным каяться в своих грехах прошедшей жизни, чтобы Господь помянул бы и нас в Царствии Своем Небесном. Аминь».

Сегодня 26 сентября Свято – Троицком Кафедральном Соборе Пскова в 18 00 на Всенощном бдении Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий будет совершать чин Воздвижения Креста Христова, осенять им народ, а православные будут многократно петь: «Господи, помилуй!».

Икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина».

17 (4) сентября в нашей Церкви чтится образ Божией Матери «Неопалимая Купина».

Одна из наиболее чтимых икон «Неопалимой Купины» находилась в Благовещенском Соборе Московского Кремля. Принесенная в Москву палестинскими иноками в Третий Рим в 1390 году, она, по преданию, была написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина - тот куст, который Моисей видел на Синае горевшим в огне, но не сгоравшим.

Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого. «Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырехугольников.

Один окрашивается в красный цвет - во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, - в зеленый. В углах иконы четыре символа, упоминаемые в Откровении Иоанна Богослова: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), а также Архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание: Михаил с жезлом, Рафаил с алебастровым сосудом, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадильницей, Варахиил с виноградными гроздьями и Гавриил с веткой благовестия.

Настоятель храма cорока мучеников Cевастийских в Печерах, протоиерей Григорий Секретарев о празднике:

«Эта святая икона Божией Матери одна из самых таинственных по своему изображению. Можно получить душевную пользу даже при простом изучении этого святого Образа. Здесь и Пророки, и множество Ангелов, и надпись по периметру четырехугольника со словами Богородична из службы Первого часа: «Что тя наречем, о Благодатная?»

Есть изображение и четырех символов Святаго Евангелия. Опытные священники советуют своим прихожанам иметь у себя этот святой Образ Богородицы. Обычно им ограждают свое жилище при грозе, при пожаре, при всяком внезапном бедствии. И еще нужно отметить об этом Образе следующее: если внимательно почитать Службу на этот праздник, и акафист Божией Матери «Неопалимая Купина», то там есть молитва, обращенная к Богородице о том, чтобы она сохранила нас от воспламенения наших страстей. Ведь живущий в нас грех, разжигаемый нами самими, или по зависти врага нашего, может воспламеняться до больших, и даже глобальных, размеров.

По собственному опыту христианин знает, как воспламеняется в нас та, или иная греховная страсть, и как трудно, а порой невозможно, с ней сладить или погасить ее: страсть к винопитию, блудное возбешение, печаль, уныние, гнев необузданный, зависть, неумеренные заботы житейские, которые ни днем не оставляют, ни ночью не дают заснуть – все будоражит душу и сердце. Все эти страсти и их разновидности, как огнем опаляют душу человека.

Но самое страшное, когда бывает «слияние страстей», когда внезапно на бедную душу восстают все страсти вместе. Ужасное состояние, кто переживал его. Недаром после одной из кафизм Церковь молится об избавлении от этого состояния: «рабски ныне притекаю к Покрову Твоему Пренепорочная, избави мя Богородительнице, слияния страстей, яко безстрастия Виновнаго родшая».

Можно посоветовать страдающему от или иной страсти иногда почитывать канон или акафист Божий Матери «Неопалимая Купина: «Матерь Божия, сохрани нас от огненного запаления внешнего и внутреннего – страстей наших». Аминь.

«На иконе зряща Тя в подобии Неопалимая Купины изображенную», «Пламень страстей наших угашаеши молитвою Твоею, Богородице Дево», «Залог благотворения Твоего роду христианскому даровала еси, в покров и защиту от огненного запаления и молниеносного грома» (из стихир).

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир - силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лестница, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери, - знамение того, что Она возвела человечество от земли на небо. Пишут иногда еще врата и жезл - символ Спасителя, называемого в церковных песнопениях «Жезлом от корня Иессеева».

14 Неделя по Пятидесятнице. Притча о брачном пире.

17 сентября, в воскресенье, за Божественной Литургией читается евангельский отрывок рассказывающий о брачном пире.
Один господин устроил брак сыну своему и послал слуг пригласить гостей, но званные стали извиняться и отказываться, приводя причины. Кто вола купил, кто поле вспохал, а кто сам женился. Тогда господин стал звать бездомных и нищих, сказав: много званных, но мало избранных!

Настоятель храма cорока мучеников Cевастийских в Печерах, протоиерей Григорий Секретарев о празднике:

«В воскресном Евангельском чтении, Господь наш Иисус Христос, обращаясь ко всем, говорит: «Уподобися Царствие Небесное Царю, который сотворил брак сыну Своему», и далее – «Вся готова: приидите на браки».

Эти слова Божии звучат, для нас, как ежедневное напоминание на каждый вечер, при отходе ко сну, вспоминать прошедший день: что сделано, что сказано, о чем помыслено, что прочувствованно, какие погрешности случились в прошедший день. Чтобы все это вспомнив, если Бог даст, «прослезиться на ложи своем», памятуя, что день прошел, и мы еще ближе стали к смерти, к переходу от временной жизни к жизни вечной.

«Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» - учат нас Святые Отцы. Память смертная есть как бы неусыпный страж, постоянно напоминающий душе о том, что придет время, и за все нужно будет дать ответ Богу Испытателю.

Каждый вечер завершает день и уходит в вечность. Наступает утро, и приходит новый день, и мы должны молиться о том, чтобы в течение дня не забыть Бога, чтобы все свои дела сделать с молитвой и по заповеди Божией, чтобы не согрешать, чтобы при погрешностях каяться.

Одним словом, чтобы почаще возноситься умом и сердцем к Богу, Спасителю нашему. «Придите!» - какое утешительное слово Христа Спасителя, каким миром оно овевает душу, как оно отрадно: «Придите!». И как не хочется быть среди тех, кто по тем или иным причинам стал отказываться от приглашения Христова: кто-то пренебрег, кто-то пошел на село свое, кто-то по другим делам. А некоторые даже стали бить и поносить приглашавших их.

Нет, не хочу быть среди таких! И если иногда, при захвате греховными мыслями и чувствами, хочется сказать Господу: «Господи! Не смотри на меня, не суди меня. Выйди от меня, Господи, потому что я сейчас такой некрасивый и безобразный, такой скверный, потому что грешу», - даже при таких мыслях и чувствах все равно понимаешь душой, что Господу очень жаль нас, что он сожалеет о нас и не оставляет нас. Стыдно и горько бывает после.

А Господь снова говорит: «Придите!». Исповедуешься и молишься, слезишь и поклоны кладешь, чтобы снова быть с Господом в мире. Такие благочестивые мысли и чувства рождает сегодняшнее воскресное Евангельское чтение».

Село Печки располагается недалеко от Псковского озера, в двадцати километрах от Пскова.

По преданию, как рассказывает настоятель храма Преображения Господня в Печках протоиерей Владимир Сергеев, храм в Печках был возведен в честь св. великомученика Георгия Победоносца в 1483 году.

В 1905 году было совершено полное его переустройство, которое длилось до 1910 года, и церковь обрела оригинальную планировку - были построены два четверика – храма, объединенные общей стеной: Георгиевский храм и придел в честь Преображения Господня.

На храмовой колокольне четыре колокола: 40 пудовый и колокол в 30 пудов, два маленьких колокола по два пуда, но самый большой колокол и один из «маленьких» – треснули. Говорят, что колокола храму дарил Царь Иоанн Васильевич Грозный. Есть в храме чудотворная икона «Всех скорбящих радость», которая раньше находилась в Ильинском храме в Корлах.

Рядом с храмом Преображения Господня старое кладбище.
На воскресной Литургии собираются немного, до десяти человек, а на Преображение Господне собираются прихожане из ближних деревень: Криушино, Листовка, Калки, Корлы, Кривска, Иваново Болото.

Служба совершается только в воскресный день, но храм открыт ежедневно - уже два года он ремонтируется на пожертвования прихожан, и на средства Сергия и Александра, чьи родные покоятся на кладбище возле церкви, сделали косметический ремонт «зимнего» Георгиевского храма.

Теперь через Печки проходит Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Умиление из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который следует далее на древние городища сел Сенно и Камно, где стоят древние Георгиевские храмы.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11