РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Интервью
 
12 февраля Русская Православная Церковь чтит Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
10-02-2006


О Трех святителях рассказывает игуменья Спасо – Елеазаровского монастыря Елисавета (Беляева):

«Три великих вселенских учителя, три светильника веры Православной: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст были современниками. Самый старший из них – Василий Великий, самый младший – Иоанн Златоуст. Все трое в своей жизни претерпели много искушений, понесли величайшие труды. Это были люди одаренные, люди высокого духа, духоносные.

Они получили блестящее образование в самых лучших учебных заведениях того времени, все они вышли из благочестивых семей, а в семье Григория Богослова много святых, прославленных нашей Церковью. Святители были защитниками Истины Православия, потому что в то время еще не были до конца обозначены догматы нашей Веры, еще до конца не был составлен Богослужебный Устав.

И они явились основоположниками Православного догматического учения, они сумели все обобщить, сумели все систематизировать, отстоять догматы, пребывая в гонениях и скорбях от неправедных и неверных, от тех, кто искажал Православное вероучение. Уникальной была судьба каждого из них.

Василий Великийне просто называется великим - это был великий человек по духу, по мысли, по своему миростоянию в мире. Стоял пред очами Божиими, исполненный величия.

Григорий Богослов был Патриархом Константинопольском, и не случайно назван Богословом. Он начинал служить проповедником, миссионером, воспитывая в чистоте Православной веры свою паству. Его отец был Епископом, и в 30 лет Святитель Богослов принимает крещение. Потом его рукополагают во пресвитера, потом в Епископа а когда надвигалась угроза ереси в Константинополе, Император выдвинул его на сан Патриарха. Однако, его восшествие на Патриарший престол сопровождалось скорбью: ученик Григория Богослова впал в ересь и стал противником учителя, желая быть Патриархом, чтобы утвердить ересь.

Но указом Императора на Патриарший престол был возведен Григорий Богослов. Будучи Патриархом, он не почивал на лаврах, ереси будоражили Константинополь, и Патриарх Григорий в рубище странника ушел из Константинополя, понимая, что он ничего не может сделать. Он уходит с Патриаршей кафедры к больным и нищим, и трудиться, чтобы их прокормить. Такая высота сана и такая простота: оставшуюся жизнь Григорий Богослов провел в глубоких аскетических подвигах, прожил жизнь странником и странником ее закончил.

Иоанн Златоуст был назван в народе Златоустым. И, надо сказать, он совершил на земле подвиг Предтечи Иоанна Крестителя. Иоанн Златоуст в начале своего поприща выступил как миссионер, не имея сана, он был глубоким философом и богословом. Ему было поручено в одной из церквей Константинополя вести катехизаторскую деятельность, читать слово Божие для оглашенных, готовить их к крещению. И долгое время он пребывал в этом служении.

Но народ заметил в нем дар благодати от Господа – слово, и Иоанна Златоустого воздвигли в сан пресвитера, а потом - в сан Епископа Константинопольского. Будучи Епископом при царском дворе он увидел, как императрица Евдоксия обидела одного из приближенных, Иоанн Златоуст вступился за обиженного и пострадал. Императрица исполнилась гнева и ярости, открыла гонения на Святого. Иоанн Златоуст был изгнан с кафедры, отправлен в ссылку, бедствовал, и при переходе из одного места в другое, не вынеся трудностей пути, скончался в местечке Команы (Абхазия).

Перед его кончиной ему явился мученик Василиск и сказал: «Скоро будешь с нами». Последними словами святителя Иоанна Златоустого были:
«Слава Богу за все».

Через сорок лет сын императрицы, понимая, как тяжело согрешила его мать, и какая вина может лежать на нем самом и его роде, стал хлопотать о канонизации Святого. Из Коман тело Иоанна Златоустого было перенесено в Константинополь, положено в серебряную раку, когда открыли гроб, то увидели нетленное благоуханное тело, а Иоанн Златоуст поднял руку во гробе и благословил свою паству.

И по жизни, с человеческой точки зрения, и по служению, и по дарам, которые Господь им дал, это были величайшие Учители вселенские. Если Апостолы просветили весь мир и созиждили Церковь, камень которой есть Христос, то Три учителя и Святителя Василий, Григорий и Иоанн – для всей вселенской Церкви стражи истинного Православия. И величие этих Святых, наверное, никогда никем не будет превзойдено из тех, кто подвизался на земле ради Христа. Их свет веры виден на всю Вселенную.

И что удивительно, на Псковщине, в нашем убогом местечке Господь отметил это место, где совершается поклонение Трем Святителям. Когда Преподобный Ефросин (Елеазар) был в Константинополе, у него были определенные цели и задачи путешествия - выяснение некоторых вопросов обряда Православного Богослужения. А миссия оказалась другой: Патриарх Геннадий II, дав ему в дар икону Божией Матери Цареградская, благословил собрать учеников и на этом месте создать Святую обитель.

Преподобный Ефросин пришел на пустынное место, где уже была немногочисленная братия, поселился на Святой горе. Мечтая провести свою жизнь наедине, безвестно, построил первую церковку Онуфрия Великого, дав понять, что это будет пустынный монастырь, где монахи будут искать только духовной жизни и единения с Богом, как можно дальше пребывая от мира.

И как всякий подвижник, устрояя обитель, он молился Господу, какой же соборный храм построить в обители и в честь кого он должен быть? После долгой молитвы Преподобному Ефросину было видение Трех Святителей на том месте, где стоит наш Трехсвятительский Собор. Причем удивлен был Ефросин, удивлена была и братия: место было показано за пределами пустыни, на берегу реки, в неудобном месте. Есть и такое монастырское предание, что сам Собор был показан в видении Ефросину. При жизни Преподобного Ефросина на том месте, где явились ему Три вселенских Святителя, началась постройка Трехсвятительского Собора.

Дивны пути Божии! Почему это место посетили три светильника вселенских, почему они его отметили, почему именно здесь соблаговолили, чтобы на этом месте было поклонение. Конечно, до сей поры это остается тайной, думаю, до поры. Господь откроет миру эту тайну и явит ее нам, когда придет время пришествия Господня. Но то, что здесь три Святители явили великое знамение свое в России на этом месте – это великое благо для всей Псковской земли. Мы пока до конца не осознаем величие и святость, а проводником знамения, блюстителем, хранителем и созидателем был избран у Господа Преподобный Ефросин.

Он, по сути дела, как слуга Святителей, который по их воле воздвиг здесь Собор в их имя. Похоже, что у этого места какое – то особое предназначение пред Господом. Возможно, смысл того, что здесь задумано Господом, еще и не совершилось до конца. Даруя такое знамение маленькому пустынному монастырю, Господь, возможно, предполагает особое значение этого места не только для нас, но и для Вселенной. Все три Святителя были епископами Константинопольской Церкви, прославляемы и почитаемы в своих приделах, но то, что они духом и явлением своим отметили это Святое место, и говорит о его вселенскости. Именно Спасо – Елеазаровский монастырь является родиной идеи Третьего Рима, сформулированной старцем, учеником Преподобного Ефросина Филофеем.

Россия есть символ вселенскости Православия, и является для всего мира тем самым сокровищем, тем самым ковчегом, в котором будет совершаться спасение всего человечества. Иначе не было бы здесь и знамения такого, и такого явления трех Святителей, столпов Православной Церкви.

Объяснение этому может быть только одно: Россия действительно является Третьим Римом, тем самым государством, в господство которого входит сам Иисус Христос. И место Спасо – Елеазаровского монастыря, избранное этими светильниками веры, отмечено Господом как центр, не государственный и общественный, а духовный. Тайна здесь велика есть, и мы не можем проникнуть в нее и постичь ее.

Но через этот монастырь устроялась Русская государственность в XVI веке, потому что в этом монастыре появилась государствообразующая идея: Россия - Третий Рим. А какое слово изречет эта Святая обитель миру на конец веков, мы еще не знаем. Здесь не просто пребывает Господь и Матерь Божия, это еще и дом Трех Святителей. И первое название у монастыря было: Трехсвятительский».

Спасо –Елеазаровский монастырь – один из древнейших монастырей России основан пострижеником Снетогорского монастыря Ефросином в 1425 году. В 1447 году был построен каменный трехсвятительский Собор, который имеет приделы в честь Рождества Богородицы, и нижний храм – в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.

12 февраля в день памяти трех Святителей в Спасо–Елезаровском монастыре будет совершаться Божественная Литургия Архиерейским служением.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11