РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Интервью
 
Святый праведный Иоанн Кронштадтский.
02-01-2006


Настоятель храма св. Василия Великого в Пскове, священник Андрей Большанин:

«Подобного Святого вообще в истории Вселенской Церкви никогда не было, и, может быть, уже и не будет. Подвиг его служения был необычаен: чудотворцы, жившие в миру, когда начинались массовые чудотворения, стремились в пустыню, потому что пережить такое огромное почитание православного народа очень трудно, и священник может забыть, что через него действует Господь, когда вокруг тебя исцеляются тысячи, и толпы народа тебе под колеса кидаются.
Иоанна Кронштадтского в то время, когда начались исцеления и чудеса, практически все святые отцы не восприняли. Даже Феофан Затворник писал в одном из писем, что такой подвиг невозможен, потому что такое служение невозможно понести и не соблазниться. Потом он изменил свое мнение.

Читая Житие Иоанна Кронштадтского, можно подумать, что батюшка прожил без скорбей. На самом деле, путь Праведного Иоанна Кронштадтского был настолько трагичен и полон скорбей, что нам трудно это представить. Это был подвиг сплошного мученичества.
Вспомним начало жизни: он плохо учился, как и Преподобный Сергий Радонежский, потом по молитвам ему дано было вразумение. Он хотел быть миссионером, но когда учился в Академии петербургской и посмотрел на наше общество, понял, что никуда ехать не надо: Россия дореволюционная требовала миссионеров, хотя у нас сложилось впечатление, что в России до революции был расцвет Православия – ничего подобного.

Иоанн Кронштадтский выбирает миссионерскую деятельность среди собственного народа. Начинается его служение в Кронштадте, который был тогда уже военной базой, туда же ссылали всякий людской сброд, и он начинает свое служение в месте большой бездуховности. По указанию от Господа он женится, но знает, что жить в подлинном супружестве со своей женой не будет, и объявил об этом жене: «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», - так сказал он в первый же день своей брачной жизни, до конца дней своих, оставаясь чистым девственником.

Раньше была такая традиция, чтобы остаться пастырем в миру, стать настоятелем какого – либо храма, было необходимо жениться на дочке настоятеля, и затем священник получал этот приход. И далее начинаются его скорби: будучи человеком очень ревностным, горя евангельской любовью, он начинает свое сложное и тяжелое служение. Для пастыря великая скорбь заключается в том, если он начинает служить и идет к людям, но он им не нужен. Люди бездуховные, не требуют о себе никакого попечения и заботы. Отец Иоанн каждый день вставал в четыре утра, а засыпал часов в двенадцать, все остальное время посвящено было служению, молитве.
И первое чудо свершилось, когда Иоанн Кронштадтский прослужил двадцать лет: ежедневно все эти годы служил, проповедовал, переносил скорбей, и только через двадцать лет совершилось первое чудо исцеления больного.
Это для наших пастырей: всякий труд без плода не бывает, если мы трудимся – плод будет. Всякое усилие, которое мы совершаем, потом приносит свой плод сторицей. А плод служения Иоанна Кронштадтского был для всей России - вся Россия выслушивала его проповеди, тысячи людей исцелялись. Но скорби не кончались, особенно сильны они были от супруги.

Нет более страшного в жизни человека, кроме как, когда близкие люди тебя не понимают, считают тебя врагом, и когда отец Иоанн возвращался радостный домой после служения, его встречали упреками и ненавистью. Чем больше радости в храме, тем больше скорби в доме. А он любил часто служить и считал, что нужно часто причащаться, чего дореволюционная Россия не понимала: зачем часто причащаться, достаточно одного раза в год. И когда он пытался служить часто, его тесть, отец жены, убирал из храма антиминс, без которого нельзя совершать Богослужение.

Многие полагали, что отец Иоанн Сергиев - сумасбродный молодой священник. Бывая часто в Петербурге, он заходил в любой храм, что был поближе, чтобы совершить Литургию или послужить вместе со священниками храма, причаститься, некоторые священники его просто выгоняли, называли в насмешку «чудотворцем».
Скорбей у него было достаточно, надо было преодолевать препятствия к постоянному служению Господу, исполнению священнического долга. К тому же матушка настроила против него и Архипастыря. Архиерей, пока Господь ему не открыл, не знал необычного подвига отца Иоанна Кронштадтского, отказавшегося жить со своею супругой, у супругов не было детей, которых очень хотела матушка. Архиерей угрожал отцу Иоанну Кронштадтскому отправить под запрет, и есть предание, когда он собрался с него снять крест, то у Архиерея лопнула цепочка на панагии, и он стал слепнуть. Это остановило Архиерея, который понял, что отец Иоанн Кронштадтский - человек необычный. На священника было и покушение, его ударили ножом, о чем мало было известно, но здоровье отца Иоанна было тогда подорвано основательно.

Отец Иоанн Кронштадтский – личность феноменальная, и все в его жизни оправдывается простой истиной, весь его жизненный путь – путь самоотречения. Такой путь должен пройти каждый христианин, в тех или иных масштабах – у каждого свой, у отца Иоанна Кронштадского - один, у других – меньший. Не может быть христианин христианином, тем более пастырь пастырем, если он пытается в своей жизни выкраивать как можно больше для себя. Эту истину мало кто сейчас понимает.
Любой начальник становится начальником для того, чтобы занять более высокую ступень, которая обещает блага. Но по христианской совести, как только человек становится начальником, занимает высокий пост, его личная жизнь просто оканчивается. Он должен жить ради своих подчиненных, и если надо - пойти на смерть. Все государства, в которых были такие люди, были могущественными. И в России такая жертвенность была распространена. Если это требуется от начальников, то от пастырей церкви это требуется в первую очередь. Как только христианин выбирает путь священства, он должен себе умереть. И для Господа пастырю надо забыть все радости, все на свете, и тогда он получает огромную отдачу.

Отец Иоанн Кронштадтский и храмы строил с монастырями, и Дом трудолюбия у него был построен, и другие стройки велись, но ежедневно, до самой смерти, когда он ложился спасть, у него денег не было ни копейки. Он все раздавал, а на следующее утро его Бог никогда не посрамлял: приходили множество переводов, приносили пожертвования. Пока шел батюшка до дома, он бывало, все раздавал нищим и приходил домой в рясе и босиком. Конечно, супруга сердилась, в доме денег нет. Потом, правда, она была обеспеченной женщиной, и всего у нее было в достатке.

Праведный Иоанн Кронштадтский, став всероссийским пастырем, как жил в своей квартире, когда начинал служение, так в ней и умер. Он ничего не изменил в своей жизни, никаких сокровищ не собрал. Он носил богатые рясы и шубы, что некоторых возмущало, но он говорил, что люди ему подарили и хотят видеть ее на мне. Свою любовь к пасомым он так проявлял, чтобы люди видели, что их подарок дошел по назначению, и порадовались.

У него одного из первых была машина, она была очень нужна батюшке, и он на ней ездил. Когда он из Собора в Кронштадте, где служил, уезжал на молебны, его встречали огромные людские толпы, все бросались под колеса к батюшке, чтобы получить по его молитве и благословению исцеление, и все знали, что колеса батюшкиной машины, или кареты никого не задавят и не покалечат. Как только открывались ворота, кучер начинал гнать лошадей, иначе было бы не выехать, народ кидался под колеса, но никто не был поврежден, а исцеления происходили прямо на глазах по молитве батюшки. Его однажды спросили в Семинарии: Что Вы, батюшка, делаете в свободное время? - Как что? Молюсь, - ответил Иоанн Кронштадтский.

Дай Бог, чтобы у нас такие пастыри появились, но они получаются только их тех людей, которые приносят себя в жертву своему обществу, своей Церкви. Каждый человек на своем месте должен об этом подумать: надо жить жертвенно для своей Церкви, для своей Родины, военный ли, рабочий, крестьянин. К сожалению, этой жертвенности нам сейчас не хватает. Наше общество – общество потребителей, и потребительство развивается все больше и больше, и мы начинаем походить на паразитов, которые могут только паразитировать на человеке или животных.
Поэтому у нас даже ученые наблюдают, что появляются новые виды паразитов, все люди болеют паразитами, потому что человек стал безблагодатен.

Там, где есть благодать Божия, там всякая нечисть не развивается. А подвиг Иоанна Кронштадского - это подвиг человека, священника, умершего для себя. Для себя он не жил. Отрекаясь от себя, он получил сотни тысяч людских благодарностей, признательности, любви почти всей России. Священником становятся для того, чтобы служить Богу, совершать Богослужения, приносить безкровные жертвы за пасомых. За пастырем стоят люди, за которых он приносит жертвы Богу, а за эти жертвы Бог будет принимать молитвы этих людей. Мы все христиане живем Христом, и отец Иоанн Кронштадский написал замечательную книгу «Моя жизнь во Христе», а другая христианская жизнь невозможна. Жизнь во Христе совершается вокруг Причастия, принятия Святых Христовых тайн, Самого Господа, Тела Его и Крови. И нет большего единения с Богом, как принятие Его Тела и Крови.

Поэтому надо и пастырям и пасомым чаще служить, причащаться, жить активной христианской жизнью. Господь сказал для всех нас «без Меня не может твориться ничесоже». Надо совершать над собой усилие и чаще прибегать ко Христу, и Господь совершит великое чудо: каждый человек может стать святым силой Христовой. А найти ее можно только в причастии и молитве.

Подвиг Иоанна Кронштадтского неизречен, но принес такой плод, который мы до сих пор пожинаем. Можно много служить, много трудиться, много исповедовать, много причащаться, много давать милостыни, но если за всем этим стоит не прославление Имени Божьего, а себя самого, наше тщеславие, то с каждым разом Господа в нас становится все меньше, а себя все больше, значит и подвиг наш остается ложным.

Батюшка любил свою паству, а она была разной – от очень бедных до очень богатых, и говорил: «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем».

Праведный Иоанн Кронштадтский умер ради Христа для этого мира, и его служение принесло великий плод, великую радость. Те, кто живет для себя, в результате у него - ни устройства в жизни, ни удовлетворения, одна скорбь. Живем мы для того, чтобы достичь Царства Небесного, и должны сначала позаботиться о Боге, и тогда Господь позаботится о нас».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11