РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Интервью
 
Протоиерей Александр Савельев (Снетогорский монастырь) рассказал о Святителе Николае
19-12-2005


Протоиерей Александр Савельев (Снетогорский монастырь) рассказал о Святителе Николае следующее

: «На Псковской земле Изборск называют «Домом Святителя Николая» не потому, что в самой крепости стоит Никольский храм XV века, а еще и на древнем городище, возле Труворова креста был поставлен Никольский храм, и некоторые специалисты утверждают, что это вообще один из первых христианских храмов на Руси. Святитель Мирликийский Николай Чудотворец один из величайших и самых почитаемых святых христианского мира. Несмотря на разницу христианского облика в разных частях мира, например, не все святые почитаются у нас также, как в Палестине, или Греции, Святитель Мирликийский почитается везде и всегда почитался.

И на православном Востоке, и на Западе - во всем христианском мире (Святой IVвека, до разделенной церкви) - колоссальное почитание. Западный мир невозможно представить без Санта Клауса – Святого Николая, приносящего радость и подарки. Но почитание Святителя не ограничивается христианским миром.

Святитель Николай широко почитаем и в инославном мире. В буддистской, синтоистской Японии, в Индии, арабском мусульманском мире знают Святителя Николая и обращаются к нему за помощью. И значение своего имени «победитель народов» полностью оправдывается им. Христианство наднациональная религия, но в случае со Святителем Николаем, его популярностью в мире – здесь есть еще и преодоление конфессиональных границ.

В опыте Церкви известно, что Святой проживает три жизни: реальную, фактическую жизнь; жизнь, зафиксированную в Житии, где образ Святого несколько идеализируется и дается «словесная икона» святости, что не всегда может совпадать с реальными данными, но представляет завершенный облик святого в Церкви. И третья жизнь, которую проживает Святой, это жизнь посмертная. Она выражается в исцелениях, чудесах, помощи конкретным людям, которые обращаются к Святому непосредственно.

Нам очень мало известно о жизни Святого в ее исторической, фактической части. По преданию Церкви известно, что на Вселенском Соборе Святитель Николай присутствовал при обсуждении ереси Ария и дал пощечину Арию, «заушил» еретика за его дерзкие глаголы, оскорбляющие естество Божие. Но западные историки говорят, что подписи под актами Собора Святителя Николая нет, потому, наверное, и нет, что Епископам не разрешалось рукоприкладствовать, за это наказывали, Святителя лишили омофора и удалили с Собора, его подписи и не могло быть.

Сведений о жизни Святителя Николая немного, а посмертная слава огромная. В результате получается, что идеализированный образ в Житии, реализуется многократно в последующей жизни Святителя. Существуют тысячи и сотни тысяч случаев, когда люди обращались лично к Святителю за помощью в дороге ли, в беде…сколько угодно таких случаев в живом опыте Церкви, который не кончается со смертью Святого, продолжается его жизнь и она восполняет образ житийный. Значение и величие Святителя Николая заключается в том, что он преодолел и преодолевает границы времени и пространства, помогая каждому человеку, который к нему обращается.

Его народное имя Никола Угодник и свидетельствует о том, как он близок и доступен каждому верующему человеку. Два раза празднуется дни памяти Николая Мирликийского, в мае 22 – перенесение мощей Святителя в город Бари (Италия), а зимой, 19 декабря – мирская кончина Святого Епископа. Русская православная традиция сразу «усвоила» Святителя Николая, и образ Николы Можайского - совершенно русский образ: с храмом в одной руке и мечом – в другой. Грозный «наказатель обидимых» и «скорый помощниче и преславный Чудотворче».

Достигнув глубокой старости, Святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 - 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где находятся и поныне.

Святая Равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм Святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Москве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Чудотворца Николая почитали, как покровителя всех странствующих на суше и на море. В Пскове несколько храмов, посвященных Святителю: Николы со Усохи, Николы от Торгу, Николы от Каменной ограды, Николы в Любятове. В день памяти Святого в церкви Николы со Усохи в 12 часов дня настоятелем храма священником Александром Ермолаевым был совершен праздничный молебен Святителю Николаю Мирликийскому.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11