РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Библиотека
 
30 июня - неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых
28-06-2013


30 июня - неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых
Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст).

День памяти икон Божией Матери: "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная") и "Нерушимая Стена" (переходящие празднования в Неделю Всех святых ).

МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10;32-33). Это сказал Господь ученикам Своим, которые тогда стояли пред лицом Его; это сказал Всевидящий Господь, взирающий на отдаленное будущее как на настоящее, сказал всем без исключения ученикам Своим всех времен и стран; сказал это Господь и нам, стоящим здесь, в храме Его, вписавшим себя в число учеников Его святым Крещением... Ученики Господа - не те, которые только от имени Его именуются христианами, не те, которые только приняли на себя обеты служения Ему: ученики - те, которые действительно исповедуют Его Господом своим, исповедуют полновластным Владыкою над собою и вечным Царем, последуя Его учению как учению Господа, исполняя Его заповеди как заповеди Господа.
Исповедание должно быть совершаемо умом, словом, делом, всею жизнью. Стыд, робость, колебание - нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения. Оно должно быть торжественное. Оно должно быть исполнено... пред человечеством, пред Ангелами святыми и ангелами падшими, пред взорами земли и неба... Богом установленное, богоугодное исповедание человеком Бога есть знамение избрания Богом того человека. Включение в число избранных есть плод благого произволения человеческого. Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души: необходимо исповедание устами и словом. Недостаточно исповедание словом: необходимо исповедание делами и жизнью.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Из Поучения в Неделю Всех святых


СЛОВО ПАСТЫРЯ

В нынешний воскресный день, который именуется 1-й Неделей по Пятидесятнице, Святая Христова Православная Церковь совершает память всех святых от века угодивших Богу. Для мира жизнь и подвиги святых всегда - непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая или слыша о людях, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;... испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых мир весь не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11,33-34, 36-38). Так апостол Павел писал о подвигах, которые совершали все святые апостолы, да и он сам. И не случайно эти слова читались сегодня за Божественной литургией - они очень точно и справедливо свидетельствуют о тех подвигах, которые совершали святые подвижники веры и благочестия, живя на этой бренной, земной и плачевной юдоли.
Очень часто можно слышать такие недоуменные вопросы, которые задает мир: «Зачем это все нужно, к чему весь этот фанатизм, да и возможно ли это на самом деле?» Для того чтобы понять тайну святых, чтобы понять всю глубину их подвига, а их подвиг, прежде всего, заключался в той любви, которой они возлюбили Господа, необходимо вслушаться в слова Христа Спасителя, которые сегодня мы слышали в евангельском чтении. Иисус говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10,32). «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (ст. 33). И далее Господь произносит слова, которые часто вызывают не только непонимание, но и недоумение в нашем сознании и в сердце: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (ст. 37,38). В этих словах находится ключ к пониманию той тайны, которая является тайной всех святых. Я еще раз повторяю, их подвиг - это подвиг неизреченной любви ко Христу, самоотверженного, безропотного несения своего креста вслед за Христом.
Кто-то сейчас может с упреком сказать, что в сегодняшний праздничный день, когда Святая Церковь совершает память не одного, не десяти, даже не тысячи, а всех святых, неужели нельзя не говорить о кресте, о скорбях, болезнях и прочих невзгодах и трудностях, а поговорить о приятном, к примеру, о том блаженстве, которое уже получили все эти люди? Нет, нельзя не говорить о кресте. Нельзя не говорить потому, что именно крестом, именно скорбями, именно болезнями достигалась святость теми, кого мы ныне именуем святыми. Очень красноречиво рассуждает на эту тему святитель Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский: «Труды и печали, болезни и скорби, бедствия и страдания суть родовое наследие наше от первого праотца, которое мы преумножаем непрестанно собственными грехами нашими. Засеяв сами всю землю терниями, можем ли не уязвляться ими? Призвав сами бедствия на мир Божий, можем ли избежать их? Привлекая грехами своими проклятие правды Божией на всю землю, можем ли уклониться от сей тяжести? Сделав себе крест из древа преслушания, можем ли не нести его? Посему-то вся земная жизнь наша, по выражению пророка, есть труд и болезнь, печаль и воздыхание, есть не иное что, как одно непрерывное крестоношение. Крест для нас - самая плоть наша, в которой, по слову Апостола, не живет доброе;... плоть с ее страстями и похотями, противовоюющими закону ума нашего, с ее немощами и болезнями, изнуряющими не только тело, но и душу. Крест - самый дух наш, с его самолюбием и гордостью, с его непостижимой жаждой мирских сокровищ и удовольствий. Крест - наши обязанности семейные и общественные, исправление которых требуют трудов и усилий, самоотвержения и жертв. Крест - вся наша жизнь, и домашняя, и общественная, в которой так много неприятного, горького, тяжелого и прискорбного. Крест - наши нужды и недостатки, болезни и скорби, потери и бедствия, без которых не обходится земная жизнь человека, в каком бы он ни был поставлен высоком или низком состоянии. Недостатка в крестах нет ни для кого, для каждого готов свой крест: и в самой природе его, и в тех обстоятельствах, среди которых суждено провести жизнь, но здесь-то, братия мои, и является различие между крестоносцами Христовыми, которые идут со крестом своим во след Господа Иисуса, и поклонниками мира, которые несут не менее тяжелый крест во след похоти своей - «похоти очес, похоти плоти и гордости житейской», царствующих в мире. Чтобы быть со Христом в Его славе, должно идти со крестом своим за Ним, т. е. и внутреннею, и внешнею жизнью должно уподобляться Ему как своему Главе и Господу, Началовождю и Учителю, «иже не приимет креста своего и вслед не грядет, несть Мене достоин».
Да, действительно, братья и сестры, к сожалению, очень часто мы ропщем, протестуем и проявляем недовольство, когда какие-то нестроения, лишения, болезни, тяжести, потери и скорби встречаются в нашей жизни. Но сегодняшний день, день Всех святых, и те слова, с которыми обращается к нам Сам Господь и Его ученик - апостол Павел, свидетельствуют о том, что все это необходимо переносить каждому человеку без ропота, без сожаления, но с упованием на милосердие Божие и, если хотите, даже с благодарностью Богу за все, что Он ниспосылает нам в нашей земной жизни. Может возникнуть вопрос, как можно благодарить Бога за скорби и болезни, страдания и лишения? Другое дело - благодарить Бога за Его милости, которые Он дарует. Но давайте задумаемся о том, о чем мы с вами неоднократно говорили: о той простой истине, которая открыта нам Самим Богом - Бог жаждет нашего спасения. Он Сам говорит: «Я не хочу, чтобы кто-либо погиб, но хочу, чтобы каждый человек имел жизнь вечную» (см. Ин. 3,15;10,10). И если Бог жаждет моего спасения, если Он хочет, чтобы я обязательно был святым, то я как верующий человек должен сознавать: все, что ниспосылается мне, ниспосылается Самим Богом, а, значит, милостью Божией является не только мое здоровье, благополучие и счастье земное, которое приятно всем, но милостью Божией для меня и для каждого человека являются и болезни, и нестроения, и невзгоды, и потери, и те многие трудности, с которыми приходится встречаться в этой жизни. Все это Господь посылает мне, чтобы я стяжал спасение. Эту истину, в отличие от нас, очень хорошо понимали святые подвижники веры и благочестия, и поэтому всю жизнь они стремились к тому, чтобы изжить из себя грех и ни при каких ситуациях не роптать, не сожалеть, чтобы любые невзгоды и нестроения принимать как волю Божию. В сложнейшей борьбе, терпении и целеустремленности, конечно не сразу, им все же удавалось побеждать. И посмотрите, какую награду, какой венец славы получили святые подвижники веры и благочестия за свою безграничную любовь ко Господу, за безропотное несение своего жизненного креста вслед за Христом.
В Откровении апостол Иоанн Богослов рассказывает о том, как однажды увидел он «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле......... И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7;9-10,13-17). И святитель Димитрий, архиепископ Херсонский, которого я уже цитировал сегодня, как бы продолжая эту мысль Апостола, говорит: «Предложите кому угодно из сих блаженных чад Божиих все богатства мира, все радости света - он не отдаст за них своей нищеты и убожества, своих скорбей и бедствий, своего креста и поругания, которые претерпел он в земной жизни. И, напротив, кто из нечистых пленников ада не согласился бы с радостью терпеть всевозможные бедствия и страдания жизни временной, чтобы избавиться от страшных и нескончаемых мучений жизни вечной». Нам, братья и сестры, здесь есть над чем задуматься.
Действительно, те скорби, те страдания, тот крест, который мы несем в этой жизни - все это временно! Это не будет продолжаться вечно, как нам иногда кажется; все это закончится с нашей земной жизнью. А после этой жизни для всех нас, для каждого человека откроется жизнь вечная, жизнь нескончаемая, та жизнь, у которой не будет конца. Мы своим ограниченным человеческим разумом сейчас не можем объять и понять это. Что есть вечность?.. Но мы должны довериться Богу, обещающему верным Своим последователям вечное блаженство. И неужели ради этого мы не можем потрудиться и потерпеть те трудности и болезни, которые посылает нам Бог как испытания, пройдя достойно которые, мы получим в награду радость вечного сопребывания со своим Господом! Неужели мы всегда будем роптать и стонать, плакаться и жаловаться на свою судьбу, на те неудачи и нестроения, которые встречаются нам? Нет, не так жили святые. А, значит, и мы с вами, если хотим уподобляться им, должны жить не так, как живем. Святые однажды выбрали путь своей жизни и, пройдя его, находятся уже в Царстве Небесном, а мы все колеблемся и колеблемся на этом пути. Святые уже дошли, а мы еще идем своим жизненным путем. Святые уже восстали совершенным восстанием, а мы падаем и встаем, встаем и падаем. Но, как пишет об этом апостол Павел в Послании, которое предлагалось нам сегодня за Божественной литургией, «имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12,1-2).
Вот какой урок нам, братья и сестры, преподает сегодня Святая Христова Православная Церковь в день памяти всех святых от века угодивших Богу. В своих молитвах к святым подвижникам пусть каждый из нас постоянно просит крепости веры, крепости духа, той же неизреченной любви, которой они возлюбили своего Господа, и, как пишет апостол Павел, чтобы ни настоящее, ни будущее, ни смерть, ни жизнь - ничто не могло отлучить нас от любви Божией (см. Рим. 8,38-39). Дай Бог, чтобы это было действительно так! Пусть каждый из нас возлюбит Господа всем сердцем своим, всею крепостию своею, всем помышлением своим и, взяв свой жизненный крест, безропотно, с надеждой на помощь Божию несет его в своей жизни, уподобляясь тем святым, память которых сегодня совершает наша Святая Христова Православная Церковь. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г.

О Святой Троице*

Более завуалированы в Ветхом Завете указания на бытие Духа Святого как особой Ипостаси Божией, например, в Бытописании - «Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1,2). Яснее же указывается в Ветхом Завете на особенность Личности Духа Божия, когда говорится о Нем, что от Него зависит водительство людей «в землю правды» (Пс. 142,10), что Он был посылаем Богом к пророкам для их наставления (Зах. 7,12), так что слова их были Его словами (2Пар. 23,2), а наиболее ясно - в связи с пророчествами о Мессии у Исаии: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (т. е. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня), благовестити нищым посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение» (Ис. 61,1).
Тайна о Святой Троице была открыта в ветхозаветные времена сообразно с духовным состоянием ветхого Израиля (в этом случае слово «ветхий» очень точно характеризует духовное обнищание и обветшание человека в древнем Израиле), совершенно ложно поэтому утверждение позднейших иудеев о том, что учение о Святой Троице - новое учение, не имеющее подтверждения в Ветхом Завете. Доказательством этому служит и само новозаветное Откровение. Ведь Господь наш Иисус Христос, когда излагал учение о троичности Лиц, излагал его не как новое учение, доселе не слыханное, а как более или менее известное, и даже ссылался при этом на свидетельства ветхозаветных писаний в подтверждение Своего учения о Себе - Сыне Божьем и о Святом Духе. Это подтверждается и тем, что те же самые иудеи, которые не принимали другие аспекты учения Спасителя, ничего не имели против Его учения о Святой Троице, т. е. не воспринимали его как нечто новое, неприемлемое, а уверовавшие в него (например, Иоанн Креститель, апостолы, Никодим, самарянка с жителями г. Сихаря и др.) не находили в нем ничего противного учению ветхозаветных писаний. Другими словами, в Ветхом Завете вера в троичность Бога только не имела такого всеобщего и обязательного значения, какое получила в Новом Завете.
После того, как многочисленными и многообразными Откровениями ветхозаветных времен Бог подготовил ума и сердца людей к восприятию тайны о Святой Троице, в новозаветное время Он через воплотившееся вечное ипостасное Слово благоволил открыть ее людям в более ясном свете. Учение об этой тайне есть главнейший предмет всего новозаветного учения о Боге. Места, в которых утверждается, что Бог действительно троичен и эта троичность состоит в том, что в Боге три Лица, можно разделить на два класса: в одних указывается действительность троичности Божией и личность всех трех Лиц Божества вместе, в других - личность определенного Лица в частности и отдельность Его от других Лиц.
Одним из главных и бесспорных свидетельств о Святой Троице является Богоявление при Крещении Иисуса Христа во Иордане. В великий день Крещения Господня Троическое Единство открылось со всей явственностью: с неба раздался глас Отца, указавший, что в струях Иордана был воплотившийся Бог Сын, на которого сошел Дух Святой в виде голубя (Мф. 3, 16-17). Второе главнейшее свидетельство - это свидетельство Самого Иисуса Христа в последней Его беседе с учениками перед крестными страданиями (Ин. 16-17). Утешая их перед предстоящей с Ним разлукой, Он говорил им: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век... Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам» (14,16,26). В данных словах Спасителя еще яснее различаются все три Лица Святой Троицы: Сын, Который говорит о Себе, что умолит Отца, Дух Святый, Который называется иным Утешителем, следовательно, отличен от Сына, послан для апостолов, чтобы заменить Сына и научить их всему, т. е. Он предстает как такое же Лицо, как Сын. Все это такие свойства и действия, которые не могут быть приложимы к одной безличной силе или свойству Божию, а необходимо заставляют признать в Духе Утешителе личное Существо, действующее с самосознанием и волею. Но самое главное свидетельство, составляющее основу всего учения об этой величайшей тайне христианской веры - в заповеди Спасителя о Крещении: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28,19). Явные свидетельства о Святой Троице обнаруживаются и в Посланиях апостольских, особенно у апостола Павла. Он, например, пишет: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13,13). В данном случае все три Лица Божеские различны и именами, и пожеланием верующим от каждого из Них особого блага и милости.
Действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается во всех тех изречениях Писания, где говорится о личных свойствах Троицы и отношении Их к миру. Их личные свойства таковы: Отец рождает Сына, Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца. Отношение же Лиц Святой Троицы к миру Откровение изображает так: Отец посылает Сына в мир для спасения человеков; Сын воплощается, совершает тайну спасения, возносится к Отцу и умоляет Его ниспослать Святого Духа; Дух Святый приходит в мир и действием благодати довершает дело спасения, совершенное Сыном, прилагая его к каждому человеку.
Научая веровать в троичность Божества, исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, как три особые Лица, Церковь учит исповедовать вместе Божество каждого Лица: Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог, потому что каждый из Них есть Лицо самостоятельное и обладающее всеми Божественными совершенствами. В обладании каждым из Лиц Святой Троицы одинаковыми Божественными совершенствами и состоит Их равенство между Собою. Будучи равными и самостоятельными Божественными Лицами, Они, однако, не три бога, а Единый Бог, имеющий единое Божественное Естество и обладающий Божественными совершенствами нераздельно. Т. е. Лица Троицы единосущны, потому что Они существуют не отдельно и независимо друг от друга, но имеют единое и нераздельное Божественное Естество, а поэтому и всеми Божественными совершенствами обладают нераздельно, имеют единую волю, единую силу, единую власть, единое величие, единую славу. Сам Спаситель говорил о Своем единосущии Отцу: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10,30); «Веруйте Мне, яко Аз во Отце. И Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми» (Ин.14,11). Единосущие Божеских Лиц понимается в том смысле, что каждое из Лиц Святой Троицы обладает Божественным Естеством вполне и всецело, при этом Оно остается безусловно единым и нераздельным. Лица Троицы слагают нераздельную и неразлагаемую Единицу Божества, и как Сын неразлучно соединен с Отцом, так и с Сыном соединен Дух Святой. И нет ничего такого, чтобы рассекло или разделило это вечное соединение. От Отца нельзя отделить Сына, а от Сына - Духа Святого, по словам св. Григория Богослова, «каждое из Лиц Божества, по тождеству Сущности и силы, имеет такое же единство в Соединенном, как и с Самим Собою. Единица в Троице и Троица, в Единице покланяемая, - это тройственный свет, заключенный в Едином Естестве, ...Единый Бог, в трех Озарениях управляющий миром». Единство Божие при троичности Лиц в Божестве сохраняется следующим образом: хотя в Боге и три Ипостаси, но Он Един, так как в основе Их бытия лежит одно и то же Божественное Естество, и каждое из Них одинаково и всецело обладает единой и нераздельной Сущностью, но разными личными качествами. Различие Их, как трех Лиц, основывается не на различии Божеского Существа и общих свойств Существа Божия, которыми Они обладают нераздельно, а на различии свойств личных. «Во всех трех одна и та же Сущность», - говорит Григорий Богослов, - а Ипостаси означают «Трех разделяемых не по естествам, но по личным свойствам».
При полном равенстве по Божеству и единстве и тождестве природы Отца, Сына и Святого Духа, Лица Единосущной Троицы имеют и Свои особенности, которыми отличаются друг от друга, иначе Они не были бы три, и мы неизбежно смешивали бы Их между Собой. По учению нашей Церкви, отличительные свойства Святой Троицы таковы: Отец ни от кого не рожден, не происходит ни от какого другого начала, - безусловно безначален, но Сам служит началом или виною (причиной) по личному бытию Сына и Духа Святаго, Сына - чрез рождение из Своего Существа, Духа - через изведение; Сын вечно рождается от Отца, а Дух Святый вечно исходит от Отца.

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11