17-05-2013
Календарные заметки: Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть - после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть - после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных - кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.
Полунощница без поклонов.
Стояние Марии Египетской
18 апреля 2013 года, накануне четверга 5-й седмицы Великого поста, в Православных
храмах будет совершена утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея
Критского и жития преподобной Марии Египетской, как образец того, каким
глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью
перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.
Некоторые христиане,
которые мало знакомы с богослужебным строем и уставом Православной Церкви,
жалуются на утомительную продолжительность богослужений. В наше время
богослужения, которые совершаются в приходских храмах и даже в монастырях
сегодня, значительно короче уставных образцов.
За столетия церковной
истории богослужение изменялось в сторону сокращения и некоторого упрощения,
при том, что его духовный смысл и историческое ядро оставались неизменными и не
подлежащими никакому изменению.
По-настоящему
продолжительным богослужением в современной литургической практике Православной
Церкви является утреня четверга 5-й недели Великого Поста. В народе это
богослужение принято называть "Марииным стоянием". Во время утрени
прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского,
который, разделенный на четыре части, читали в понедельник, вторник, среду и
четверг первой седмицы Великого Поста. Его смысл в том, чтобы теперь, уже в
конце великопостного пути, когда до Пасхи остается две с половиной недели,
подвести итог Поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих
грехах и покаяния в них.
|