РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
14-02-2013


15 февраля  Святая Церковь отмечает  двунадесятый праздник Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В Свято-Успенском Псково-Печерском мужском монастыре находится Сретенский храм. В 1870 году устроена Сретенская церковь, примыкающая с западной стороны к ризнице. На сем храме три главы. Внутри стены его украшены священными изображениями, как и потолок. В Сретенском храме находятся чудотворные иконы Божией Матери "Троеручица" и "Взыскание погибших".

С 1 апреля 2003 года в храме находятся рака со св. мощами преподобного Симеона Псково-Печерского.

О празднике

CРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

«Видеста очи мои...»

Один из самых известных псалмов - 90-й: «Живый в помощи Вышняго». У нас он читается в чине шестого часа, на панихидах и погребении. Его мы также читаем, желая оградить себя Божественной помощью в сложных или даже опасных обстоятельствах. Подобным образом он использовался и в иудейской традиции. Его читали на погребениях, в утренних молитвах и в молитвах субботы. Это, кроме прочего, значило и то, что псалом был хорошо известен всем сынам Израиля. Псалом составлен так, что речь в нем ведется от лица наставника, перечисляющего наставляемому различные блага, проистекающие из надежды на Бога. А заканчивается псалом тремя стихами, произнесенными уже от лица Самого Бога. Последний стих звучит так: «Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».

Вчитываясь в рассказ евангелиста Луки о событии, называемом Сретение, можно заметить, что Божественное обещание 90-го псалма исполнилось на старце Симеоне. Этот «праведный и благочестивый» (Лк. 2: 25) муж был стар и «насыщен днями» (Пс. 90). И было ему обещано Духом Святым, что он не умрет ранее, нежели увидит собственными глазами Христа Господня.

А ведь это и было заветным чаянием всех древних праведников. Они хотели жить как можно дольше не для того, чтобы наслаждаться благами этой грустной земли, а для того, чтобы дождаться Искупителя и увидеть Его собственными глазами. Поколение сменялось поколением, праведники с печалью закрывали глаза и с верой уходили в смертную тьму. Свои надежды они препоручали своему потомству. И именно поэтому бездетность ощущалась как проклятие. Ведь в этом случае не только ты не дожил до пришествия Христа, но и семя твое не укоренилось на земле и не стало причастным радости.

Шли столетия. Вера оскудевала и засорялась земными мечтами о могущественном царе, который должен дать Израилю политическую свободу и земную славу. Только некий «священный остаток», слишком малый числом, чтобы его заметить, жил чистой надеждой и терпеливой молитвой. Первым среди этого остатка был Симеон. До него многие праведники «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались» (Евр. 11: 13). А рядом с ним, в одно и то же время, жило множество нечестивых и суетных людей, которые, хотя и дожили до пришествия Мессии, не ощутили дня посещения из-за черствости души. И это - урок для всех. Мало жить во времена Праведника. Мало находиться вблизи Праведника. Все это не будет на пользу, если не будет веры, которую подает Дух Святой.

О Симеоне сказано, что «Дух Святой был на нем» (Лк. 2: 25). Сей Дух предсказал старцу о будущей встрече с Мессией. И Сей же Дух повел Симеона в храм, когда Мать Иисусова с Сыном на руках пришла для исполнения законного обряда. Храм Иерусалимский никогда не был пуст. Это было одно единственное святилище, кроме которого нигде и никем не мог быть создан иной Храм. Весь многолюдный народ Израиля исполнял свои обеты и приносил жертвы в этом Храме. Для этого туда со всех сел и городов ежедневно, не говоря уже о праздничном многолюдстве, стекались людские толпы для принесения жертв: жертв повинности, жертв благодарственных, жертв по обету. И в этом многолюдстве Симеон, ведомый Духом, без труда различил Тех, Кого он так долг ждал - Мать и Дитя. Он подошел к Матери, взял Младенца-Христа на руки и произнес ту молитву, с которой теперь мы заканчиваем прожитый день и надеемся закончить жизнь.

В этой молитве он исповедал, что обещанное ему исполнилось. «Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов». Исполнились и слова 90-го псалма: «Явлю ему спасение Мое».

Симеон видел прозорливым внутренним взором будущую Голгофскую Жертву. Того, Кто лежал у него на руках, он видел уже распятым за грехи мира. Поскольку именно Крест с распятым на нем Праведником - это и есть «спасение, которое Бог уготовал».

То, что Симеон предчувствовал тайну Креста, видно и из слов старца к Марии. «Тебе Самой, - сказал он, - оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Эти странные слова исполнились, когда Мать-Дева стояла под Крестом, терзаясь сердцем о страдании Своего Сына. Так очи, слепнущие от старости, приобретают орлиную зоркость в вещах духовных, если сердце человека очищено верой и терпеливым ожиданием.

Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он - слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала их полностью.

Увидев все, чего так долго дожидался, и сказав все необходимое тем, кто продолжал земное странствование, Симеон покинул землю. Покинул без страха и сожаления. Он видел Мессию! Он шел теперь в темноту шеола, чтобы рассказать Давиду и Соломону, Исаие и Иеремии о том, что обетование исполнилось и время всеобщего освобождения близко. Мария с Иисусом на руках осталась за его спиной. Старец медленно и твердо шел к черте, отделяющей этот мир от мира иного. И об этих его шагах нельзя сказать лучше, чем уже сказано:

Он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

(И. Бродский. Сретение)

Протоиерей Андрей Ткачев  

Два таинственных события Сретения

В празднике Сретения Господня мы видим два таинственных события - принесение  Перворождённого в жертву Богу и обрядовое очищение Божией Матери после рождения Её Сына. Эти события имеют начало в далёкой истории Израиля. Чтобы вывести Свой народ из плена, Бог предал смерти всех перворождённых Египта - от человека до скота. Устрашённый этим бичом Бога, фараон отпустил израильтян. Это не было последним испытанием, которым Бог заставил подчиниться народ Египетский, но это было напоминанием, что Бог - Господин вселенной.

В это время финикийцы, как и прочие хананеи, приносили в жертву своих перворождённых. Финикийцы полагали их на руки идола Молоха, и младенцы падали с этих рук в огонь, горящий внутри статуи. Ныне человечество, оставив Христа, возвращается к горшему, принося своих детей в жертву новым идолам. Но Господь Бог показывает, что Он не такой, как языческие божества. Он - Творец неба и земли, Он создал человека по образу и подобию Бога, Который любит Свой народ, и всё делает для Своего народа. Вот почему Он говорит Моисею: «Когда Господь введет тебя в землю Ханаанскую... отделяй Господу все, разверзающее ложесна. А каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай» (Исх. 13:11,14).

Чтобы исполнить этот закон, Божия Матерь и праведный Иосиф Обручник приходят в Храм, чтобы посвятить Богу Перворождённого. И они приносят жертву нищих - две горлицы, как сказано в Евангелии, или два птенца голубиных. Христос не нуждается в искуплении. Он, согласно слову Архангела Гавриила - «Сын Вышнего», Он от начала Сущий - «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:2-3).

Единородный Сын Божий подчиняется ветхозаветному Закону, чтобы приобщиться богоизбранному народу в полноте. Он пришел в мiр, чтобы приобщиться этому народу до конца и чтобы стать приношением человечества Богу. И в этом смиренном принесении Богомладенца в Храм открывается торжественное посвящение Его на служение спасения рода человеческого.

Второе событие, о котором сообщает Евангелие от Луки, - очищение Матери после рождения Младенца. Что надо было очистить в Той, Которая до Рождества, и в Рождестве, и по Рождестве - Дева? Той, Которую Дух Святой соделал святилищем Божиим в Благовещении? Как Младенец Христос приносит Себя Богу ради нашего приношения Ему, так Божия Матерь смиренно исполняет ветхозаветный обряд ради нашего очищения.

Смысл участия в празднике, говорит святой Иоанн Златоуст, - приобщение тайне праздника. Да будет дано нам узнать чистоту в наших телах и душах в день Очищения, совершаемого Пречистой Божией Матерью. Пусть станет жизнь наша всецелым приношением Господу нас и наших детей. Но это может исполниться только нашим смирением и послушанием Господу - даже до Креста Его. Ныне Духом Святым Церковь вновь открывает нам, что слава и страдания неотделимы друг от друга. Смирение и возвышение Господа показывают одновременно путь, каким должен идти каждый из нас к Сретению с Богом.

Матерь Божия, Пречистая Дева несёт на Своих руках истинный Свет в сретение тех, кто пребывает во тьме. Свет воссиял для всех. Поспешим все навстречу Богу. Пусть никто из нас не останется вне этого света, пусть никто не вырывается из его объятий, погружаясь в ночь. Будем все идти в свете крестных заповедей Христовых, чтобы встретиться с Богом. Вместе с праведным Симеоном и Анной пророчицей мы приносим сегодня хвалу Богу, Отцу светов, Который послал нам истинное просвещение, прогоняя мрак и приобщая нас Божественной жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.russdom.ru/node/3697

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11