РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
22-09-2011


Порховский уезд. 3

Погост ДЕМЯНКА (БЕШКОВИЧИ)

Церковь РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

огост упоминается в писцовых книгах под 1581 годом как

Михайловский на Узе погост, здесь находился царский

посланник для заключения мира с поляками. Здесь же на-

ходился монастырь: «В Михайловском же погосте на Узе

монастырь на речке на Демянке. А в нем храм Рождества

Христова, да в приделе Илья Пророк, церковь деревянная, да дру-

гой храм Никола Чудотворец, церковь теплая, и тот храм Николу

воинские люди литовские сожгли в 89 году». Когда был основан

монастырь - неизвестно.

Здесь 3 июля 1352 года, на обратном пути из Пскова, скон-

чался Новгородский епископ Святой Василий, прозванный Кали-

68

ка. В Пскове он был по приглашению псковичей, чтобы развеять

их уныние и поднять дух во время мора (эпидемии). В этот мо-

настырь приходил Преподобный Никандр для принятия Святых

Тайн, здесь же в 1574 году он принял схиму. Монастырь разорен

и сожжен поляками в годы Ливонской войны. В 1686 году его

приписали к Новгородскому дому Святой Софии. Другие доку-

менты свидетельствуют, что здесь в 1685 году была построена

деревянная церковь. На месте этой сгоревшей церкви, прихожа-

нами в 1828 году из камня и кирпича построена новая церковь.

Престол в церкви один. Колокольня также кирпичная, построена

в связи с церковью. На колокольне висели шесть колоколов. Пер-

вый колокол весил 57п. 19 ф., второй - 19 п. 35 ф., третий - 6 п.

12 ф., четвертый - 3 п., пятый - 1п. 10 ф., шестой - 1п. На

первом колоколе было изображение Иисуса Христа и надпись:

«Воспойте Господеви, благословите Имя Его, благословите день

от дне спасение Его. Сей колокол сооружен на средства прихо-

жан церкви погоста Демянка Псковской епархии Порховского

уезда в 1905 году». На втором колоколе также было изображение

Иисуса Христа и надпись: «Лит в городе Валдае в 1905 году в

заводе братьев Усачевых». На четвертом колоколе была надпись

на латинском языке: «Sit nomen Domini benedictum лето 1637».

На шестом колоколе была надпись: «Старец Паисий дал поклон

в Демянский монастырь в дом Рождества Христова». На других

колоколах изображений и надписей нет.

В приходе было шесть часовен: одна каменная в селе Беш-

ковичи и пять деревянных. Одна деревянная часовня находилась

в погосте Демянка при впадении реки Демянка в Шелонь, на том

месте, в древности стоял монастырь, затем приходской храм. Ча-

совня возобновлена в 1889 году архимандритом Свято-Благове-

щенской Никандровой пустыни Никодимом. Вторая деревянная

часовня находилась в поле возле селения Бешковичи. Другие ча-

совни были в деревнях Вир, Житово (построена в 1890 году крес-

тьянином Михаилом Семёновым), Гнилицы. Около церкви было

кладбище, в 1898 году оно обнесено каменной оградой.

Церковно-приходского попечительства, богадельни и больни-

цы не было. В 1879 году в деревне Бешковичи Порховским уезд-

ным земством учреждена школа.

В церкви служили священник и псаломщик. С 5 апреля 1897

года служил священник Иоанн Колиберский. 5 апреля 1897 года

69

псаломщик погоста Опоки Иоанн Колиберский рукоположен в

сан дьякона, 6 апреля в сан священника Рождественской церкви

погоста Демянка. В 1905 г. награжден архипастырским благо-

словением, 23 мая 1907 г. скуфьёй, в 1913 г. - настоятель храма.

С 15 ноября 1914 года служил священник Димитрий Снарев. В

1924 году, ему было уже 70 лет, его лишили избирательных прав.

В начале XX века в погосте служил дьякон-псаломщик Влади-

мир Кудров. На место псаломщика в погост Демянку с 9 февраля

1895 года был определен бывший псаломщик погоста Врев Ост-

ровского уезда дьякон Владимир Мудров. Их дальнейшая судьба

неизвестна. В 1924 году в погосте проживал псаломщик Гавриил

Лебедев, 33 лет, лишенный избирательных прав как «служитель

культа».

В приход входили следующие населённые пункты: село Гни-

лицы; деревни: Бешковичи, Вир, Гнилицы, Дряжжинка (Дряз-

жинка), Житово, Корчилово, Лаз, Печково, Стручково, Стугли

и мельница Панова. Всего числилось 1791 прихожанин.

Ныне деревня Демянка Порховского района. На кладбище

руины церкви.

Погост ДМИТРОВЫ ГОРКИ

Церковь СВЯТИТЕЛЯ и ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ

1733 году на средства помещика надворного советника

Семена Васильевича Чеглокова построена деревянная цер-

ковь Святителя и Чудотворца Николая. В 1812-1813 гг. на

средства помещика статского советника Александра Семе-

новича Чеглокова построена кирпичная Николаевская цер-

ковь. Престол в церкви был один. В церкви хранилось Евангелие,

напечатанное в 1688 году. Колокольня также кирпичная, постро-

ена в связи с церковью, на ней висели шесть колоколов. Первый

колокол весил 24 п. 18 ф.; второй - 7п. 28 ф., третий - 2 п. 7ф.,

четвертый - 1п. 27ф., пятый - 1п. 18 ф., шестой - 30 ф. На

первом колоколе было изображение Святой Троицы и Святителя

Николая Чудотворца, и надпись: «Слит сей колокол в Валдае на

заводе Смирнова». 22-23 августа 1898 года епископ Псковский

70

и Порховский Антонин (Державин) посетил храм и преподал на-

ставление и благословение народу.

В 1830 году помещицей Ольгой Константиновной Нартовой

в полутора саженях от Николаевской церкви на свои средства пос-

троена кирпичная домовая церковь Спаса Нерукотворенного

Образа. Престол в церкви был один. С 1834 года по 1856 год в

церкви были свои священники. 12 марта 1883 года Спасская цер-

ковь сильно пострадала от пожара, но к началу 1884 года была

восстановлена. В 1895 году обе церкви соединены крытым поме-

щением ризницы.

В приходе находились четыре деревянные часовни в деревнях

Телятниково, Жеребцово, Овсянниково, Пожарищи. Часовня в

Жеребцово сгорела в 1898 году. В документах конца XIX - начала

XX века упоминалась часовня в деревне Поречье. В 1890 году по

распоряжению консистории часовни из нее перемещены в Никола-

евскую церковь. С 1888 года существовало церковно-приходское

попечительство. В 1889 году в погосте открыта церковно-приход-

ская школа, в 1900 году в ней училось 32 мальчика и 2 девочки.

Школа была построена на средства прихода и при содействии цер-

ковного старосты и благотворителя помещика С.Н. Ковалевского.

В 1901 году было построено новое школьное здание.

В церкви служили священник и псаломщик. С 1898 года в

церкви служил священник Симеон Васильевич Колобов. В 1905

г. он удостоен архипастырского благословения, в мае 1907 г. на-

гражден наперсным крестом от Святейшего Синода, 29 июня 1917

года награжден саном протоиерея. Когда он приехал в погост, его

поразили пьянство, курение табака, сквернословие, азартные игры

среди прихожан. Священник стал обличать эти недостатки в лю-

дях. Он говорил им, что надо просить помощи у Бога и Его святых

угодников, чаще ходить в церковь, соблюдать уставы ее. Людям со

слабой волей он советовал дать обещание перед храмовой иконой

Святителя Николая на один год или на всю жизнь воздерживаться

от недостатков и слабостей. Через год таких людей, давших обеща-

ние, было около 20. Тогда о. Симеон решил образовать в приходе

«Общество воздержания». Это было тем более необходимо, что

вокруг жили старообрядцы, которые хвалились строгим соблюде-

нием своих уставов и клеймили других православных, как отступ-

ников от веры и благочестия. Епископ Псковский и Порховский

Антонин 18 июня 1899 года утвердил устав. Членами общества

71

могли быть люди любого звания, независимо от пола. Члены об-

щества обязывались воздерживаться от своих слабостей, распро-

странять в приходе книги и брошюры против пороков, в свободное

время устраивать народные чтения под руководством священника.

После молебна перед иконой Николая Чудотворца, вступавший в

общество произносил слова обета. После чего ему дарилась икона

Святителя и Чудотворца Николая. Годовой отчет общества пред-

ставлялся в епархию. Нарушивших обет увещевал священник, с них

взимался штраф в размере 3 рублей. При повторных нарушениях

штраф увеличивался, от неисправимых членов отнималась икона,

они исключались из общества. Если такой человек раскаивался,

старался исправиться, то его могли вновь принять в общество.

Общество действовало до 1917 года. Потом в него вступали даже

старообрядцы. Священник Симеон Колобов для поднятия религи-

озных чувств в приходе устроил сбор пожертвований для того, что-

бы выписать с Афона икону Святого Пантелеимона. Необходимая

сумма была собрана, и 25 августа 1901 года икону торжественно

встречало множество богомольцев. Дальнейшая судьба священни-

ка Симеона Колобова неизвестна.

Населённые пункты прихода: села: Дмитровы Горки, Час-

тково, Черный Ручей, Жуково; деревни: Артюшкино, Базыково,

Большие Волоты, Большой Разлог, Большой Скубец, Борок, Бры-

нец, Валтухово, Волы, Вяльцево, Глазаново, Греченево, Гривы, Да-

нилкино, Дубье, Дроздово, Дружинино, Дягильцево, Евашково,

Ескино, Жеребцово, Жуково, Жужлово, Заблудовка, Зажигино,

Залесье, Замошье, Запольный Ям, Зуйково, Иванцево, Ильюш-

кино, Казюльки, Каменка, Кипрово, Кировка, Конобродово, Кос-

тыгово, Красково, Красная Горка, Крутик, Крылово, Крюково,

Ламово, Липовик, Лисаки, Лисьи Ямы, Лучки, Лысково, Малые

Волоты, Малый Разлог, Машенино, Медведково, Малое Городи-

ще, Маслово, Михайлово, Нестерково, Нива, Нивки, Новинки,

Овсянниково, Огоровастая, Ольховка, Острие, Острый Камень,

Отход, Перелог, Пажарище, Панкратово, Папково, Поддача, Под-

мешкино, Поддубье, Подмошье, Подсевы, Покровское, Поречье,

Птицы, Пустошки, Пустынка, Пушуково, Ровное, Ручьи, Рыби-

но, Рюменец, Середки, Скуйлово, Сорокино, Старики, Стехново,

Столбово, Сукина Нива, Суржево, Телятниково, Топорово, Улас-

ково, Усаниха, Федоровка, Филатово, Хабалково, Харитоново,

Холомки, Шапловка, Шишлово, Шульгино, Шурлово, Яхновка.

72

Сельцо Вяльцево принадлежало помещице вдове Елене Лукиничне

Ермоловой. В пустошах Грязнивицы, Климово жили новоржевские

мещане, в Залесье, Костелево, Лучки жили солецкие мещане. Все-

го в 1900 году в приходе проживало 1797 человек.

Ныне территория Дедовичского района, деревня Дмитро-

вы Горки снята с учета решением облисполкома 31 января 1973

года. Церковь не сохранилась.

Село ДНО

Церковь СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

первые деревни Большое Дно и Малое Дно (Донце Мень-

шое) упоминаются в новгородских писцовых книгах XVI

века. В документах 1552-1553 годов Дно названо сельцом,

в котором стояла деревянная церковь Архангела Михаила.

Владел сельцом князь Михаил Константинович Засекин.

По документам 1576 года, сельцом владел родственник Малюты

Скуратова Афанасий Васильевич Бельский. В XVIII веке здесь

были владения Ададуровых.

Каменная церковь в селе Дно построена в 1752 году Василием

Евдокимовичем Ададуровым (1709-1780). Он учился в гимназии

при Московском университете, в 1731 году издал «Латино-немец-

ко-русский лексикон с краткой русской грамматикой», в 1733 году

стал первым русским адъюнктом по математике. В 1736 году Ада-

дурову поручен надзор за учениками, присланными в Академию из

Москвы, в их числе был М.В. Ломоносов. На немецкий язык им

переведено «Уложение» царя Алексея Михайловича, переводил на

русский язык книги иностранных авторов. В 1740 году Ададуров

попал под подозрение как сообщник А. Волынского, но ему удалось

оправдаться. В 1744 году ему поручено преподавать русский язык

будущей императрице Екатерине II. Между тем, стало известно,

что он готовил манифест об объявлении Екатерины императрицей,

его ждала ссылка. После воцарения Екатерины В.Е. Ададуров

был возвращен из ссылки и назначен куратором Московского уни-

верситета, затем сенатором, президентом Мануфактур-коллегии.

В 1768 году написал «Правила российской орфографии».

73

Его сын Василий Васильевич Ададуров (1765-1845) в 1781

году поступил подпрапорщиком в лейб-гвардии Преображенский

полк, находясь в гребной флотилии в Финском заливе, участвовал

в войне со шведами в 1788-1790 гг. В 1800 году генерал-майор

В.В. Ададуров уволен в отставку Павлом I. В 1812 году вступил в

Петербургское ополчение, с мая 1813 года командовал всем опол-

чением. За заслуги на полях сражений награжден золотой шпагой с

алмазами, орденами Святой Анны 1-й степени, Святого Владими-

ра 3-й степени. После выхода в отставку жил в Петербурге.

В конце XIX века через село Дно прошла линия Московс-

ко-Виндаво-Рыбинской железной дороги, в начале XX века Дно

стала узловой станцией.

14 сентября 1914 года последовало предписание епископа

Псковского и Порховского Евсевия (Гроздов) всем священникам

епархии, в приходах которых находились железнодорожные стан-

ции, посещать их во время остановки поездов с больными и ране-

ными воинами, обходить вагоны, исполнять желания тех воинов,

которые по состоянию своего здоровья хотели бы исповедоваться

и принять Святые Тайны. К этим воинам, и всем, находившимся

в вагонах, священник обращался со словами утешения. Поскольку

станция Дно была узловой, в этом благом деле принимали участие

и священники ближайших погостов Скугры и Гористо. Приходские

священники погостов и сёл, расположенных вдалеке от станции,

присылали иконки, крестики, а также белье и другие предметы,

собранные прихожанами, для раздачи раненым и больным воинам.

Ныне существующая Михайловская церковь построена гене-

рал-майором В.В. Ададуровым на собственные средства в память

об однополчанах, погибших в боях с французами. Её начали строить

в 1818 году, в 1825 году церковь была освящена. Престолов в цер-

кви три. Главный престол - Архангела Михаила, престолы в при-

делах: Пророка Илии и Мучеников Флора и Лавра. Колокольня

также каменная, построена в связи с храмом. На колокольне было

девять колоколов. Вес первого колокола 47п. 6 ф., второго - 16 п.

12 ф., третьего - 10 п., четвертого - 6 п. 7ф., пятого - 3 п. 20 ф.,

шестого - 2 п., седьмого - 1п. 30 ф., восьмого - 1п. 10 ф., девя-

того - 30 ф. Надпись была только на первом колоколе, был указан

год и месяц отлива. 25 августа 1898 года церковь посетил епископ

Псковский и Порховский Антонин (Державин). Он совершил мо-

лебен Господу Иисусу и Царице Небесной, по окончании которого

74

владыка, обращаясь к собравшимся, сказал краткое поучение. За-

тем епископ Антонин осмотрел храм и ризницу. 23 августа 1902

года церковь посетил епископ Псковский и Порховский Сергий

(Ланин). После молебна, обращаясь к собравшимся, владыка ска-

зал, что каждый должен всмотреться в свою жизнь, убедиться,

живет ли он по заповедям Божьим. После этого он благословил

каждого, подходившего к нему. Епископ подробно осмотрел храм,

все иконы, дал некоторые советы причту и прихожанам о ремонте

храма. Затем была осмотрена приписная кладбищенская Возне-

сенская церковь.

В 1900 году в приходе было пять деревянных часовен. В селе

Дно часовня была освящена в честь Святой Великомученицы Па-

раскевы, в Старом Селе, Должицы и Любонег - во имя Святителя

Николая, в деревне Замошки - Преображения Господня. Эта ча-

совня была построена в 1883 году в память мученической кончины

Царя-Освободителя Александра II. В документах 1914 года пере-

числены три часовни: в селе Дно, деревнях Замошки и Гривки.

Церковно-приходского попечительства, богадельни при церк-

ви не было. Двухклассная церковно-приходская железнодорожная

школа при станции Дно Московско-Виндаво-Рыбинской желез-

ной дороги учреждена в 1899 году. Церковная школа помещалась

в здании, принадлежавшем железной дороге, содержалось здание

управлением дороги, в 1914 году в ней обучалось 179 мальчиков и

152 девочки. В селе Дно работали две земские школы, одна с 1876

года, другая с 1905 года. Земская школа была и в деревне Замош-

ки. Здание этой школы принадлежало обществу, земские дновские

школы помещались в наёмных зданиях. Все учителя и учительницы

жалование получали от земства. Во всех земских школах в 1914

году обучалось 115 мальчиков и 110 девочек.

В церкви по штату 1876 года служили священник и два пса-

ломщика. В 1893 году одна псаломщическая вакансия заменена

штатным дьяконом.

С 1891 года до 1906 года служил священник Александр Ми-

хайлович Белявский. В 1894 г. за службу по гражданскому ве-

домству награжден скуфьёй. После ухода за штат (на пенсию) с

28 августа 1906 года он остался жить в селе. Дочь о. Александра

Ольга была замужем за инженером, сын Николай служил настав-

ником в гимназии на Кавказе. С 1906 года в погосте служил свя-

щенник Александр Васильевич Архангельский (1855-?). В погост

75

Дно он был перемещен из погоста Кудеверь Новоржевского уезда

19 октября 1906 г. В 1908 г. удостоен архипастырского благослове-

ния. В 1913 году - настоятель храма. Он был сыном священника,

после окончания духовного училища поступил в Псковскую духов-

ную семинарию, которую окончил в 1876 году. Его дочь Евгения

(1882-?) работала акушеркой-фельдшерицей в Петрограде.

С 14 октября 1898 г. по 1911 г. в погосте Дно служил дьяко-

ном Николай Васильевич Дворицкий (о нём см. в описании церк-

ви погоста Лукомо). Штатный дьякон Гавриил Николаевич Зна-

менский (1886-?) был сыном священника. В 1904 году он уволен

из 3-го класса Псковской духовной семинарии, с 1911 года служил

дьяконом в селе Дно. Псаломщик Василий Николаевич Николь-

ский родился в 1889 году в семье дьякона. Учился в Псковской

духовной семинарии. С 1914 года служил в селе Дно. О дальней-

шей судьбе священника, дьякона и псаломщика сведения не обна-

ружены.

В 1900 году, кроме перечисленных ниже, в приходе числились

деревни: Валуй, Гачки, Должицы, Лукомо, Любонег, Ручейки,

Старое Село. Населённые пункты, составлявшие приход в 1914

году: село Дно, посёлок Дно, деревни Дно, Безсолово, Гривки, За-

мошки, Лядины, Раменье, Чертены, Щильск. Всего в 1914 году

проживало мужчин 1445, женщин 1414.

В 6 верстах от станции Дно находилось имение Николая

Владимировича Спиридонова Марьина Дуброва. В 1900 году им

открыта в имении Вязье сельскохозяйственная школа в память

А.С. Пушкина. По его ходатайству министром земледелия и го-

сударственных имуществ разрешено с 1 января 1903 года открыть

в имении Марьина Дуброва женскую низшую школу сельского хо-

зяйства и домоводства 1-го разряда с приготовительным классом и

тремя классами по специальностям. Школа была открыта в апреле

1903 года. Из казны на содержание этой школы ежегодно отпуска-

лось до 3000 рублей. Главной целью школы было распространение

в народе знаний по сельскому хозяйству и домоводству, обучение

необходимым для него ремёслам «преимущественно путем практи-

ческих занятий». Для поступления в приготовительный класс надо

было знать общеобразовательные предметы в объеме курса началь-

ных народных училищ. В школу принимались в возрасте не менее

14 лет. В Спиридоновской школе, как её стали называть, давались

основные сведения по естественным наукам, «о вредных для хозяйс-

76

тва растениях и животных», основы правильных способов земледе-

лия, уход за полевыми растениями «с более подробным изложением

таких отраслей, кои доступны женскому труду»: садоводство, ого-

родничество и др. Преподавались основы скотоводства и ветерина-

рии, в частности, молочного хозяйства, птицеводства, свиноводства,

рыбоводства, «припасоведение», счетоводство и церковное пение.

Давались сведения по гигиене и уходу за больными детьми, а также

о главнейших законах, касающихся крестьянского быта. Обучение

было платным, ученицы вносили 75 руб. в год за свое питание. Пос-

ле 1917 года школа прекратила свое существование.

19-20 ноября 1942 года в г. Дно состоялся пастырский съезд,

на котором присутствовали священнослужители 11 районов быв-

ших Псковской и Новгородской губерний.

Церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

ерковь построена в 1818 году на средства крестьянина

деревни Дно Ефима Ильина. Церковь была кирпичной,

с такой же колокольней, построенной в связи с храмом.

Престол в ней был один. Богослужения совершались в

день Вознесения Господня и в дни поминовения умерших.

Причта церковь не имела, богослужения совершали священнослу-

жители Михайловской церкви.

7 мая 1941 года Дновский горисполком принял решение: «Вви-

ду того, что здание бывшей церкви на кладбище совхозом «Днов-

ский массив» эксплуатируется нецелесообразно (под тракторные

мастерские), что в течение всего периода эксплуатации с 1932 года

ремонта не производилось, вследствие чего здание разрушается,

окна, двери не в исправности, штукатурка местами обрушилась,

стены и потолки грязные (закоптелые), территория вокруг здания

загрязнена, местами залита смазочными маслами, ... обязать ди-

рекцию совхоза «Дновский массив» в декадный срок освободить

здание бывшей церкви от тракторных мастерских». Городскому от-

делу коммунального хозяйства предписано разобрать церковь до 1

июня 1941 года, «кирпич использовать как строительный материал

на нужды городского хозяйства».

Ныне город Дно, районный центр. Михайловская церковь

действующая. Приписная Вознесенская церковь не сохранилась.

77

Погост ДОЛГУША

Церковь РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

еревня Долгуша находилась почти на границе со Старо-

русским уездом Новгородской губернии. До ближайшей

церкви отсюда было 10-15 вёрст, да и сообщение с ними,

особенно весной и осенью, было затруднительным. Крес-

тьянин деревни Долгуша Николай Авксентьев обратился к

односельчанам с предложением построить церковь. Его поддержал

староста Бельской волости Иван Федотов. После некоторого ко-

лебания крестьяне согласились строить церковь. Поддержку они

нашли в лице местного земского исправника Николая Матвееви-

ча Володимерова. Крестьяне деревень Долгуша, Юково, Крутец,

Большой Луг и Малый Луг отвели необходимое количество зем-

ли для причта, а приговором домохозяев 11 селений постановили

собирать в течение трёх лет на строительство храма с 640 душ

по одному рублю ежегодно. Кроме того, был открыт сбор добро-

вольных пожертвований по подписному листу и соборной книжке.

Лесной департамент бесплатно отпустил казённый лес, из которо-

го впоследствии было построено более половины здания церкви.

Для наблюдения за строительством была образована строительная

комиссия под председательством Н.М. Володимерова. С Божи-

ей помощью в мае 1901 года началось строительство церкви. 15

августа 1902 года на храм были установлены главы и водружены

золоченые кресты. В ноябре того же года на колокольню были под-

няты шесть колоколов, в декабре был установлен иконостас работы

псковского мастера живописных и позолотных дел В.И. Озелинга.

Постепенно приобрели церковную утварь. Известны имена жерт-

вователей на строительство храма: протоиерей Иоанн Ильич Сер-

гиев (Иоанн Кронштадтский), купеческая дочь Дарья Федотовна

Новосильцева, Мария Афанасьевна Хорошавина. Деревянная

церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в па-

мять священного коронования Императора Николая Александро-

вича и Императрицы Александры Федоровны.

13 января 1903 года в деревню Долгуша прибыл епископ

Псковский и Порховский Сергий. В сослужении настоятеля Ни-

78

кандровой пустыни архимандрита Никодима, семи священников,

трех дьяконов и двух иподьяконов епископ Сергий совершил все-

нощное бдение. 14 января было совершено малое освящение воды,

затем начался благовест и освящение храма. После освящения в

нем совершено архиерейское служение литургии. Во время бого-

служения пел архиерейский хор. После назидательного слова вла-

дыка благословил каждого богомольца, грамотным были розданы

книжки, неграмотным - крестики. В тот же день епископ Сергий

посетил земскую школу в деревне Крутец, затем беседовал со свя-

щенниками, сослужившими ему при освящении церкви. Николай

Авксентьев и Иван Федотов не дожили до окончания строительс-

тва церкви. Указ Святейшего Синода об открытии самостоятельно-

го прихода в деревне Долгуша последовал 25 сентября 1904 года.

Престол в церкви был один. Колокольня также деревянная,

в связи с церковью, на ней висели шесть колоколов. На первом

колоколе были изображения Рождества Пресвятой Богородицы и

Николая Чудотворца и надпись: «Отлит Гатчинских заводах то-

варищества А.С. Лаврова, вес 19 п. 19 ф., сооруженный в память

священного коронования Их Императорских Величеств Государя

Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы

Александры Федоровны сия церкви в селении Долгуша на пожер-

твования крестьян и частных лиц трудами земского начальника 4

участка Порховского уезда Николая Матвеевича Володимерова».

Второй колокол имел надпись: «Завод товарищества А.С. Лавро-

ва. 8 п. 9 ф.». Надписи на других колоколах: на третьем: «Товари-

щества А.С. Лаврова, 4 п. 14 ф.», на четвертом: «Товарищества

А.С. Лаврова, 1п. 8 ф.», на пятом: «Товарищества А.С. Лаврова,

34/2 ф.», на шестом: «Товарищества А.С. Лаврова, 26 ф.».

В приходе было десять часовен.

В 1906 году епископом Псковским и Порховским Арсением

утверждено церковно-приходское попечительство. Богадельни и

больницы при церкви не было. С 1 ноября 1908 года священником

Симеоном Сергеевичем Кудрявцевым на свои средства открыта

приходская школа грамоты. В 1910 году в ней обучалось 10 маль-

чиков и 5 девочек. В одной версте от погоста, в деревне Крутец

находилась земская школа. Некоторые из детей по воскресным и

праздничным дням пели в церковном хоре.

В церкви служили священник и псаломщик. Священником

служил Симеон Сергеевич Кудрявцев (1870-1937). Он окон-

79

чил Псковскую духовную семинарию и был назначен учителем в

Троице-Хлавицкую церковно-приходскую школу (ныне деревня

Подберезье Локнянского района). Здесь был рукоположен в сан

дьякона. В 1898 году рукоположен в сан священника к Георгиевс-

кой церкви погоста Палицы Псковского уезда, преподавал Закон

Божий в школе. 19 ноября 1904 года переведен в погост Долгу-

ша. Священник Симеон состоял членом Кирилло-Мефодиевско-

го братства, на свои средства открыл здесь церковно-приходскую

школу. В 1905 году награжден скуфьёй, ему преподано архипас-

тырское благословение за пожертвование в церковь двух бронзовых

хоругвей, двух полных священнических облачений, напрестольного

Креста и Евангелия. Арестовали о. Симеона 6 августа 1937 года,

15 октября 1937 года «тройка» приговорила его к расстрелу. 22

сентября 1989 года реабилитирован.

Обязанности псаломщика в 1910 году исполнял Азелицкий,

20 января 1912 года он переведен в Михайлов Погост Порховско-

го уезда. О его дальнейшей судьбе неизвестно.

Приход составляли деревни Бельск, Большой Луг, Вилошки,

Долгуша, Загузье, Кислуха, Крутец, Малый Луг, Речки, Селище,

Юково. Всего в 1910 году проживало 2319 прихожан.

Ныне территория Дновского района. Церковь не сохрани-

лась.

Погост ДУБРОВНО

Церковь РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

еревня Дубровно - одно из древнейших сёл на карте нашей

Родины. Впервые в письменных источниках она упомина-

ется в 1135-1137 гг. в связи с походом новгородцев против

Пскова, т.е. ранее первого упоминания о Москве в доку-

ментах. Псковичи «отложились» от Новгорода, пригласили

себе князем Всеволода-Гавриила, изгнанного новгородцами. При-

званный новгородцами на его место князь Святослав Ольгович,

решил наказать Псков. Собрав новгородскую дружину, с братом

Глебом, княжившим в Курске, и половцами, двинулся на Псков.

Но псковичи были полны решимости постоять за свою вольность,

80

свое право приглашать себе князя. Духовенство их поддержало.

Были сделаны повсюду засеки. Решимости же новгородцев хва-

тило только до Дубровно, они увидели, что война будет трудной, и

ещё неизвестно, чья возьмет, потому вернулись с дороги.

В 1239 году князь Александр Ярославич поставил «крепостцы

на Шелони». Предположительно, им была укреплена и Дубровка,

как тогда называлась эта деревня. В 1268 году новгородцы решали:

идти походом на литовцев или на немецких рыцарей. Здесь, в Дуб-

ровно, было принято идти против немецких рыцарей на Раковор

(Раквере). Позднее здесь не раз псковичи встречали и провожали

великих князей московских и их представителей. Погост Дубровно

представлял собой административно-хозяйственную единицу Ше-

лонской пятины Великого Новгорода. В 1460 году здесь псковс-

кие посадники и бояре встречали князя Юрия Васильевича, сына

Великого князя Московского. Вероятно, до Дубровно псковичи

провожали в 1472 году греческую царевну Софью Палеолог, не-

весту Великого князя. Согласно писцовым книгам XV века, здесь,

кроме священно-церковнослужителей, проживали крестьяне и ре-

месленники. В январе 1510 года псковские посадники, бояре, дети

боярские и посадничьи встречали в Дубровно Великого князя Мос-

ковского Василия Ивановича. 15 января 1510 года московский дьяк

Третьяк Далматов провез через это поселение снятый псковский

вечевой колокол. В XVI веке в деревне Дубровно, расположенной

на пересечении дорог Москва - Тверь - Новгород - Псков -

Рига, жили ямщики, здесь был большой ям. По писцовым книгам

1584 года значится «На погосте храм Рождества Пречистей, да на

полатех Никола Чудотворец, каменная церковь».

В XIX - начале XX вв. рядом с погостом находилось име-

ние Высоцко князя Петра Николаевича Мышецкого. В XIX веке

проездом Дубровно посетил император Александр I Павлович, он

останавливался в имении князя Мышецкого. В 1837 году через

Дубровно провезли из Петербурга в Святогорский монастырь

тело А.С. Пушкина. К началу XX века Дубровно - большое

и богатое село, центральная улица была замощена булыжником.

Вскоре после объявления в 1914 году войны с Германией здешний

приход, как, впрочем, и другие приходы епархии, стал заботиться

о раненых воинах. Особенное участие в этом приняла семья по-

мещика П.Н. Мышецкого. В благом деле приняли участие жены

земского врача А.Д. Левитская, начальника почтового отделения

81

М.А. Крылова, полицейского урядника А.К. Иванова. Доче-

ри князя Е.П. и М.П. Мышецкие стали посещать медицинский

пункт с целью научиться правильной перевязке раненых. Вместе с

ними учились и другие девушки. Кроме того, в большом количест-

ве был собран зерновой хлеб и холст для белья и постельных при-

надлежностей. Шили белье и постельные принадлежности жен-

щины - члены семейств священно-церковнослужителей и другие

женщины погоста. В погосте старанием князя был устроен лазарет

со всеми необходимыми принадлежностями на 15 раненых воинов.

Помещение для лазарета безвозмездно уступил А.П. Тодесов,

который сам ушел на фронт санитаром.

В 1727 году помещиком Иваном Алексеевичем Лихаревым

на высоком холме, с которого открывалась красивейшая панорама

окрестностей, построена новая каменная церковь. В церкви были

два престола, кроме главного, был престол Святителя и Чудот-

ворца Николая. Церковь и колокольня были сложены из камен-

ной плиты. Николаевский придел построен из кирпича. В церкви

находились две чтимые иконы: Божией Матери «Тихвинская»

с Предвечным Младенцем на руках, в серебряной ризе. Вторая

икона Великомученицы Параскевы с Крестом в руке, в медной

посеребренной ризе. Хранились также древние деревянные окра-

шенные венцы, древние блюда: медное с изображением креста без

распятия Господа, по бокам креста изображены копие и трость с

буквами «К» на одной стороне, и «Т» на другой. Второе медное

блюдо было с изображением царя Давида и Голиафа, украшен-

ное разными рисунками, и указанием даты: 1651. Было еще одно

блюдо: оловянное с изображением распятого Господа. Летом бо-

гослужения совершались в главном храме, в приделе богослуже-

ния были только 6 (19) декабря и 9 (22) мая. Колокольня камен-

ная, построена в связи с церковью. На колокольне висели восемь

колоколов. Вес первого колокола 104 п. 15 ф., второго - 51 п.,

третьего - 25 п., четвертого - 32 ф. Вес пятого, шестого, седьмо-

го и восьмого колоколов неизвестен. На большом колоколе была

надпись: «Вылит сей колокол в С.-Петербурге, на заводе мастера

купца Михаила Макарова Стуколкина; колокол сей устроен на

доброхотные пожертвования прихожан погоста Дубровны в 1859

году, при усердном старании того же погоста священников Васи-

лия Дмитриева Соколова и Петра Иванова Харлова и церковного

старосты государственного крестьянина д. Готовино Петра Васи-

82

льева». Второй колокол имел надпись «50 п. 19 ф.» и изображения

Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Николая Чу-

дотворца. Согласно устным преданиям, этот колокол был устроен

помещиком Окуневым. При церкви было кладбище, закрытое в

1877 году, оно было устроено на новом месте. 25 сентября 1895

года церковь посетил епископ Псковский и Порховский Антонин.

Владыка при участии местного причта совершил молебствие Бо-

жией Матери, по окончании беседовал в алтаре со священниками

о храме и приходе. Епископ Антонин осмотрел алтарь, иконостас,

весь храм, обратился к народу с наставлением почитать Божию

Матерь, обращаться к ней с молитвами, благословил всех. Крес-

тьянам были розданы крестики и книжки духовного содержания.

Из церкви владыка прошел в церковно-приходскую школу. Было

высказано пожелание построить здание специально для школы.

Владыка также посетил помещика князя Мышецкого.

К церкви была приписана кладбищенская церковь иконы Бо-

жией Матери «Знамение». В приходе в 1900 году было 19 часо-

вен, из них одна каменная, в погосте Дубровно. В полуверсте от

церкви находилась еще одна деревянная часовня. Часовни были в

деревнях: Головицы (1870 г.), Кустерско (1885 г.), Кузово (1888

г.), Лютоголово (1895 г.), Степерино (1885 г.) Болотня, Верх-

ние Горки, Данилово, Деревково, Дуброво, Заболотье, Замошки,

Заречье, Нижние Горки, Путилово, Рык, Ямкино. В документах

1914 года сказано об одной каменной и 24 деревянных часовнях, но

не указано их местонахождение.

Церковно-приходского попечительства, богадельни и больни-

цы в приходе не было. Церковно-приходская школа учреждена 15

октября 1884 года, в 1914 году в ней обучался 41 ученик. С 1871

года существовали три земские школы: в деревнях Путилово (51

ученик), Верхние Горки (40 учеников), Деревково (44 ученика).

Согласно штатам 1876 года, в церкви служили настоятель,

помощник, дьякон и два псаломщика. До 1 мая 1915 года священ-

ником служил Петр Михайлович Мухин. Родился он 10 авгус-

та 1872 года в г. Холм Псковской губернии, духовного сословия.

Закончил Псковскую духовную семинарию. В 1892 г. определен

псаломщиком в погост Виделибье Псковского уезда. На священ-

ническое место в погост Дубровно определен 10 января 1897 г.

Рукоположен в сан священника епископом Антонином (Держави-

ным). Утвержден в должности законоучителя Деревковской земс-

83

кой школы. Награжден за службу по духовному ведомству набед-

ренником в 1904 г., благословением Святейшего Синода в 1905 г.,

от духовной консистории - скуфьёй в 1908 г. В 1915 г. переведен

к Ильинской церкви в городе Сольцы. Семья его: жена Ольга Ни-

колаевна, дети - Клавдия, 1898 г.р. и Николай, 1899 г.р. Перед

арестом о. Петр проживал в Порховском районе. Арестован 24

февраля 1938 г., осужден «тройкой» УНКВД Ленинградской обл.

20 марта 1938 г. к расстрелу. Реабилитирован 4 августа 1989 г.

17 октября 1913 года в погост Дубровно из погоста Рвы того

же уезда переведен священник Иоанн Фаддеев.

Дьяконы: с 1897 г. Николай Алфеев, рукоположен 18 апре-

ля; с 1901 года Владимир Черепнин, рукоположен 18 ноября, слу-

жил до 25 апреля 1903 года; Петр Любимов, служил с 9 декабря

1903 г.; Александр Смирнов - с 3 августа 1907 года.

Гавриил Стефанович Преображенский рукоположен в сан

дьякона 31 августа 1903 г. и служил здесь до 7 апреля 1907 г., в

связи с переводом его на псаломщическое место в Николаевскую

со Усохи церковь г. Пскова. Рукоположен в сан священника и на-

значен настоятелем храма Рождества Иоанна Крестителя погос-

та Апросьево Новоржевского уезда. Преподавал Закон Божий в

Апросьевском министерском училище, заведовал тремя церковно-

приходскими школами и Киселевской школой грамоты. Награжден

набедренником 29.06.1917 г. Имел семью, двоих детей. Священ-

номученик Гавриил был расстрелян 26 февраля 1919 г. временным

военно-революционным комитетом как заложник при подавлении

вооруженного народного восстания в Новоржевском уезде. Место

захоронения неизвестно.

Александр Алексеевич Вехновский - дьякон с 1909 года, свя-

щенник с 1919 г. Родился он в 1884 году в г. Пскове в семье дьякона

Варлаамовской церкви. Закончил Псковское духовное училище и с

1900 по 1902 гг. вместе с отцом служил псаломщиком в Варлаамов-

ской церкви, затем в пог. Ситня Порховского уезда. С 28 ноября

1909 года определен на дьяконское место в погост Дубровно, где

служил до 1919 года. Псковским архиепископом Евсевием (Гроз-

довым) в 1919 г. рукоположен в сан священника Богоявленского

храма погоста Подоклинье Порховского уезда. В 1920 г. был пере-

мещен в погост Виделибье Порховского уезда. Семья его состояла

из жены и троих детей; Анны, Василия и Алексея. В 1922 г. в пе-

риод изъятия церковных ценностей о. Александр вместе со старо-

84

стой Ивановым Михаилом с согласия церковного совета спрятал в

подпол Никольской церкви старинную икону Святителя Николая

в серебряном окладе, пожертвованную помещиком Беклешовым.

Икону имели намерение продать и на вырученные деньги сделать

в храме ремонт. В 1930 г. вместе со священником Петром Мура-

вейским о. Александр перепрятал икону и с ней 4 ценные серебря-

ные ризы, 2 серебрянных венчика и жемчужное ожерелье под пол

Покровской церкви. Однако из-за боязни обыска и возможного за-

крытия церквей через некоторое время ценности были размещены

по домам, как казалось, надежных прихожан. Частично ценности

были спрятаны у Семенова Ивана в д. Выставка, жемчужное оже-

релье у Михайлова Филиппа в д. Подберезье. Однако все стало

известно властям. Священника Александра арестовали. Были про-

изведены обыски во всех домах. Церковные ценности обнаружили

и конфисковали. 21 ноября 1930 г. «тройка» ОГПУ приговорила о.

Александра к ссылке в Восточно-Сибирский край сроком на 3 года.

Дальнейшая судьба о. Александра неизвестна.

Приход составляли населённые пункты: Дубровно, Багров-

ка, Барская Болотня, Берёзка, Большие Озерцы, Борок, Верхние

Горки, Вольная Болотня, Высоцко, Головицы, Данилово, Дерев-

ково, Заболотье, Заречье, Заходы, Кляпово, Кузово, Кустерско,

Лютоголово, Малаховка, Малые Озерцы, Мануйлово, Нижние

Горки, Овинец, Онисимово, Островенка, Подмошье, Подогри-

вы, Подстоженье, Путилово, Пятчино, Радилово, Рык, Степе-

рино, Торчаново, Углец, Ямкино. Всего в 1910 году проживало в

приходе 3776 мужчин и 3827 женщин.

Церковь закрыта в 30-е годы XX века, окончательно её

уничтожили в послевоенные годы. В деревне сохранилось не-

сколько хозяйственных построек дореволюционной поры.

Церковь иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»

ладбищенская однопрестольная деревянная церковь пос-

троена в 1880 году протоиереем Василием Соколовым на

средства прихожан и других лиц. Своего причта церковь не

имела, богослужения совершались причтом церкви Рож-

дества Пресвятой Богородицы в зимнее время. Колоколь-

ня была деревянная, на ней висели шесть колоколов. Вес первого

колокола 21 п. 37 ф., второго - 8 п. 7 ф., третьего - 5 п. 11 ф., чет-

85

вертого - 1п. 2 ф., пятого - 31ф., шестого - 15 ф. Первый коло-

кол пожертвован в церковь крестьянами, имел надпись: «Колокол

сей вылит для кладбищенской церкви Знамения Божией Матери

Порховского уезда Дубровенского погоста в память чудесного

спасения жизни Императора Александра III и супруги его Марии

Феодоровны с Августейшими детьми» и изображения Свято-

го Александра Невского и Знамения Божией Матери. Еще три

колокола были приобретены в Подоклинье от старой церкви. Это

второй колокол, имевший надпись: «Сей колокол слит старанием

вдовы бригадира княгини Анастасии Кирилловны Несвитской, по

обещанию, в 1733 году декабря 10 дня». Третий колокол имел над-

пись: «Сей колокол вылит села Подоклинья в церкви Богоявления

Господня 1746 года марта 12 дня». Надпись на четвертом колоко-

ле: «Вылит сей колокол генваря 4 дня в Боровичи». В церкви не

велись метрические, исповедные, обыскные и приходно-расходные

книги. Кладбище устроено в 1877 году.

В 1914 году усилиями, и в значительной степени, на средс-

тва церковного старосты В.И. Малафеева произведен ремонт

церкви. Священник о. Иоанн Фадеев совместно с прихожанкой

храма княжной Елизаветой Петровной Мышецкой перенесли на

стены храма сюжет картины художника М.В. Нестерова «Хрис-

тос и грешница». Княжной написан был орнамент по всем сторо-

нам. Иконы Святого Николая и Святого князя Владимира напи-

сала для церкви уроженка этих мест послушница Петроградского

Воскресенского женского монастыря А.Д. Дмитриева, остальные

иконы были работы новгородских иконописцев отца и сына Я.И. и

В.Я. Зайцевых. Староста с женой и матерью пожертвовали в цер-

ковь ковер, облачения на святой престол, жертвенник и завесу на

Царские врата. Освящение обновленной церкви состоялось 26

сентября 1914 года.

Церковь сгорела в годы Великой Отечественной войны.

В 2005 году построена деревянная церковь иконы Божией

Матери «Знамение».

Ныне деревня Дубровно Порховского района. Новая Зна-

менская церковь приписана к Никандрову монастырю.

86

Погост ЖАБОРЫ

Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

троительство кирпичной церкви началось в 1792 году,

освящена церковь в 1794 году. Строилась церковь поме-

щиком майором Федором Михайловичем Лавровым. В

1892-1894 годах церковь увеличена в длину на средства

помещика Николая Николаевича Аничкова. Престол в

церкви один. Колокольня также кирпичная, построена в связи с

храмом. На ней висели шесть колоколов. Вес первого колокола 43

п. 32 ф., второго - 25 п 1ф., третьего - 7п. 25 ф., четвертого - 3

п. 10 ф., пятого - 1п. 24 ф., шестого - 1п. 1ф. Надписей на них

не было. В церкви сохранилась мемориальная доска: «Сей храм

Покрова Пресвятые Богородицы... в 1836 году совершенно во-

зобновлен попечением и иждивением гвардии поручика Николая

Ерофеевича Аничкова, в котором и началось опять служение с

1 октября того же года».

В подцерковье похоронены строитель церкви Ф.М. Лавров

(1805 г.), его дочь Анастасия (1802 г.), герой Отечественной вой-

ны 1812 года Н.Е. Аничков (1851 г.), его жена Мария Ильинична,

урожденная Бибикова (1875 г.). В 1909 году был похоронен внук

Н.Е. Аничкова Георгий.

В приходе было шесть часовен, одна каменная, другие дере-

вянные. Каменная часовня находилась в селе Заозерье, деревян-

ные часовни - в деревнях Луг, Дубни, Лядно, Кривоселово и Бо-

лота. Часовня в деревне Луг построена крестьянами в 1890 году

в память спасения в 1888 году Государя Императора Александра

III и его семьи. На расстоянии полуверсты от церкви находилось

кладбище. Другие кладбища были в деревнях Болота, Лезеницы,

Гостена.

С 1895 года при церкви действовало церковно-приходское

попечительство. Богадельни и больницы в приходе не было. В

1884 году на средства земства в погосте открыта школа. В 1910

году в ней обучалось 54 мальчика и 10 девочек. Другая земская

школа находилась в деревне Подсевы. В ней в 1910 году обуча-

лось 32 мальчика и 21 девочка. Прихожане и их дети участвовали

87

в пении и чтении в церкви во время богослужений. В пользу цер-

кви жертвовали помещицы Назимова и Кислинская. Среди жерт-

вователей указана и жена священника этого погоста.

В церкви служили настоятель, помощник и два псаломщика.

С 1868 года по 1906 год в церкви служил Петр Никитич Бороз-

динский. 13 января 1906 года по собственному его желанию, из-за

старости и болезни, уволен за штат (на пенсию). В сане священни-

ка он служил 43 года, с 19 февраля 1863 года. Начинал служить в

погосте Низовицы Великолукского уезда. По поручению начальс-

тва исполнял разные обязанности: член окружного попечительства,

благочиннического совета, депутат училищного съезда, духовный

следователь, духовник округа, законоучитель земских школ и др.

За неукоснительное исполнение своих обязанностей и поручений

священник имел благодарности от епархиального начальства, бла-

гословение Святейшего Синода, награжден наперсным крестом,

орденом Святой Анны. Когда о. Петр приехал в погост Жаборы,

церковь находилась в запустении. Получив разрешение правяще-

го архиерея, он стал лично беседовать с каждым прихожанином о

неблагополучном положении храма, приглашал каждого к посиль-

ному участию в добром деле. Деньги были собраны, церковь от-

ремонтирована. В своем прощальном слове о. Петр, обращаясь

к прихожанам, сказал: «Благодарю вас, что вы на всякое доброе

дело отзывались ко мне с любовью и охотно помогали мне в делах

пастырских...». Его сын Нил стал также священником.

С 5 августа 1899 года здесь служил священник Василий Ми-

хайлович Успенский, в 1905 году ему преподано архипастырское

благословение. В 1913 г. - настоятель храма. Дальнейшая судьба

неизвестна. С 1906 года служил священник Василий Григорьевич

Чернозерский (1883-?). В 1911 г. за заслуги по духовному ведомс-

тву награжден скуфьёй. В 1913 г. он служил вторым священником

Покровской церкви. В 1931 году у него произведен обыск, во время

которого обнаружили 47 рублей 20 копеек мелочью. Часть денег

священник получил за исполнение треб, часть дал взаймы брат для

уплаты налога на церковь. Выездная сессия коллегии ОГПУ 13 ап-

реля 1931 года обвинила о. Василия в незаконном хранении монет

советской чеканки, его приговорили к принудительным работам на

6 месяцев. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Псаломщиком-дьяконом с 23 октября 1906 года служил Ва-

силий Копылов. Псаломщик Стефан Мухин, с 14 мая 1895 г.

88

дьякон, умер 20 ноября 1907 г. Псаломщиками трудились: Иоанн

Троицкий, 1895 г.; Пантелеимон Королев 1900-1905 гг.; До 14

мая 1911 г. служил Кронид Яхонтов, его сменил Иоанн Дегожс-

кий. Других сведений о них нет.

С конца XIX века и в веке XX здесь было имение купцов

Боговских. В 20-х годах бывший купец Василий Фаддеевич Бо-

говский из имения выселен. По некоторым сведениям он работал

смотрителем аттракционов в Петрограде. Дальнейшая его судьба

неизвестна.

Населённые пункты прихода: села Заозерье, Молочищи; де-

ревни: Александровка, Барашково, Беклешовка, Болота, Борови-

чи, Веретье, Горы, Гостена, Деревково, Дубни, Дубск, Журавка,

Клин, Колпищи, Копыловка, Красицы, Кривоселово, Лезеницы,

Луг, Луневка, Лядно, Патриково, Печково, Подосье, Подокли-

нье, Подсевы, Полховец, Пустой Бор, Рассадники, Ситовичи,

Туготино, Щекино, Щучно, пустошь Заольшаг. Всего в 1910 году

проживало 4434 человека.

При отступлении немцы хотели уничтожить церковь, но свя-

щенник упросил немецкого командира оставить церковь.

С февраля 1988 года в церкви служил игумен Серафим (Сер-

гей Иванович Шаньков). Большую часть своей жизни о. Серафим

посвятил служению Богу. В 1968 году, в возрасте 16 лет, он был

пострижен в монашество митрополитом Софронием Мелитополь-

ским. В 1974 году был принят послушником в Псково-Печерский

монастырь. 8 марта 1975 года епископом Курским Хризостомом

он был рукоположен в сан иеродьякона, 9 марта - в иеромонаха.

С 1975 года по 1981 год о. Серафим служил за пределами псков-

ской епархии. В 1981 году он принят в штат Псковской епархии,

до 1988 года служил в разных приходах. Как уже сказано, с 1988

года о. Серафим служил в деревне Жаборы. Его усердное служе-

ние отмечено наперсным крестом в 1983 году, возведением в сан

игумена в 1988 году. С именем о. Серафима связан расцвет духов-

ной жизни в приходе, ремонт храма и дороги к деревне. К нему с

уважением относились местные власти. 13 сентября 1998 года, на

47 году игумен Серафим скончался. Похоронили его на кладбище

возле церкви, за алтарем. Прошли годы но прихожане до сих пор

вспоминают о. Серафима.

Ныне деревня Жаборы Порховского района. Церковь дейс-

твующая, богослужения бывают редко.

89

Погост ЖЕДРИЦЫ

Церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

огласно преданию, название погоста произошло от явления

на этом месте или рядом с ним на жердях иконы Преобра-

жения Господня. В память этого события здесь была пос-

троена Преображенская церковь. Древний храм и погост

были разорены и сожжены литовцами. Поэтому в 1756

году церковь была построена на новом месте. Построена она из

соснового леса. Судьба явленной иконы неизвестна. Одни счита-

ли, что икона хранилась у Бибикова, помещика села Петрово близ

Вышегорода, другие считали, что икона перенесена в Псков. В

документах начала XX века дата строительства отнесена к 1773-

1775 гг. Кроме главного престола, были приделы Покрова Божией

Матери и иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», Тихвинской

иконы Божией Матери. В церкви находились древние почитаемые

иконы Тихвинской Божией Матери, Святителя Николая Чудот-

ворца Можайского, Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

Николаевская икона почиталась как уцелевшая икона из первона-

чального храма. На обратной её стороне были видны следы горе-

ния. Еще хранились венчальные венцы из луба, обвитые желтой

тесьмой. Колокольня построена из соснового и елового леса в свя-

зи с храмом. На ней было шесть колоколов. Вес первого колокола

32 п. 4 ф., вес остальных колоколов неизвестен, надписей на коло-

колах не было. В ночь с 4 на 5 января 1912 года церковь и все доку-

менты, хранившиеся в ней, сгорели, видимо, из-за неисправности

печки. Были спасены три престола с принадлежностями, ризница,

часть богослужебных книг, утварь, люстры, хоругви, иконы. Бого-

служения совершались в доме, принадлежавшем церкви. Часовен

в приходе не было. При церкви находилось кладбище, вокруг него

в 1896 году построена ограда из булыжника. Указом Святейшего

Синода от 12 мая 1914 года на строительство новой церкви в погос-

те Жедрицы было выделено 2000 рублей.

Всё доброе, нужное нам, мы получаем от Господа Бога, Ему,

нашему Благодетелю, во славу Его святую, должна идти и первая

лепта от наших трудов. Вследствие неурожая в начале XX века,

90

жители погоста стали заниматься отхожим промыслом. Осенью,

после уборки хлебов, они с взрослыми детьми отправлялись на за-

работки в Петербург, где работали на заводах и фабриках. Воз-

вращались весной, к празднику Пасхи. Труд на предприятии по

древнему христианскому обычаю они начинали с испрашивания

Божьего благословения, часть своего первого заработка посвящали

Богу. Отходники избирали из своей среды почетного прихожани-

на, которому поручали в день первой получки провести денежный

сбор между односельчанами в пользу приходского храма. Зная

нужды своей церкви, они покупали на собранные деньги что-либо

нужное храму. Возвращаясь на родину, они свой дар приносили в

церковь. Таким образом, за 6 лет Жедрицкий храм получил полное

священническое облачение из парчи, Евангелие в металлическом

окладе, серебряную дароносицу, завесу для Царских врат, два пол-

ных священнических и дьяконских облачения из полушелковой ма-

терии, 13 икон двунадесятых праздников с киотом, одежду на пре-

стол и жертвенник, два ковра и воздухи, два паникадила, выносной

подсвечник, металлическое кадило, икону Божией Матери «Всех

Скорбящих Радосте», запрестольный металлический Крест.

Церковно-приходское попечительство образовано в 1895 году,

богадельни и больницы не было. В 1892-1895 годах в погосте су-

ществовала церковно-приходская школа, содержавшаяся на средс-

тва причта. В деревне Занево находилась земская школа.

По штатам 1876 года в церкви должны были служить священ-

ник и псаломщик. Служили в церкви священник, дьякон и псалом-

щик. До 20 февраля 1897 г. священником служил Николай Пок-

ровский, его сменил с 17 марта 1897 г. Константин Вознесенский.

Он награжден скуфьёй в 1907 г., трудился до 6 апреля 1909 г., до

перевода его в погост Кухва Островского уезда. После него с 6 ап-

реля 1909 года в церкви служил Сергий Никифоровский, переве-

денный сюда 1 января 1912 г. из погоста Новая Уситва Островского

уезда и назначен вторым священником этой же церкви. В 1912 году

он был переведен в другую церковь. Известно, что 19 марта 1929

года его арестовали, 26 июля 1929 года особое совещание ОГПУ

приговорило его к высылке в Северный край на 3 года. Его даль-

нейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 31 марта 2000 года.

С 6 марта 1912 года служил священник Иоанн Григорьевич

Назаров. Он уроженец Санкт-Петербурга. 29 июня 1917 г. на-

гражден набедренником. В 1921 году он еще служил в Жедрицах,

91

ему отказано в отсрочке от призыва. Позднее о. Иоанн переведен

в погост Кривовичи, где арестован 30 апреля 1928 года. Особым

совещанием ОГПУ 7 сентября 1928 года осужден на 3 года вы-

сылки в Сибирь. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован

24 декабря 1999 года. В 1913 г. с ним служил дьякон Александр

Николаевич Смиречанский. Псаломщиками трудились до 1905 г.

Михаил Ивановский, с 16 июня 1905 г. - Николай Зверев.

Приход составляли населенные пункты: Подгорье, Пруды,

Радунка, Рытица, Самсоново, Северик, Смехово, Съезд, Тара-

сово, Телегина Гора, Тухново, Хвастиха, Хозаново. В 1910 году

проживало 3305 человек.

Ныне деревня Жедрицы Дедовичского района. Церковь не

сохранилась.

Село ЗАКЛИНЬЕ

Церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

ирпичная церковь построена в 1811 году помещиком Васи-

лием Софроновичем Шубиным на месте ветхой деревянной

церкви. В церкви были три престола. Главный престол -

Преображения Господня, в приделах - Святителя и Чудот-

ворца Николая и иконы Божией Матери «Знамение». Кир-

пичная колокольня построена в связи с церковью. На ней висели

шесть колоколов. Вес первого колокола 27п. 24 ф., второго - 9 п.

22 ф., третьего - 7п. 7 ф., четвертый и пятый колокола весили по

2 п., вес шестого колокола - 1п. 2 ф. Надписей на них не было.

Церковь находилась вблизи села, на открытом месте. В 1905 году

по благословению епископа Псковского и Порховского Арсения

в церкви по воскресеньям начали служить вечерни с акафистами

и проводить религиозно-нравственными чтения. Цель их, с одной

стороны, в противостоянии расколоучению, с другой стороны, - в

утверждении православных людей в вере и благочестии. На собе-

седования стекалось много народа, все усердно молились и слуша-

ли предлагаемые чтения.

В приходе числилось восемь деревянных и одна каменная ча-

совня. Кладбище находилось вдали от церкви. Церковно-приход-

92

ского попечительства и приходского совета не было. Больницы и

богадельни также не было. Прихожанами был создан попечитель-

ный совет. Певчих при церкви не было, в пении и чтении участво-

вали многие прихожане.

Церковно-приходская школа в погосте учреждена в 1896

году. В ней в 1914 году обучалось 38 мальчиков и 14 девочек.

Школа помещалась в церковном доме, содержалась Шевницким

волостным правлением. Здание построено трудами и личным по-

печением над ней земского начальника Володимерова и священ-

ника Иоанна Троицкого в память священного коронования Импе-

ратора Николая II Александровича и Императрицы Александры

Федоровны. Земская школа в деревне Шевницы учреждена в

1894 году, еще одна земская школа, в деревне Глазково, учреж-

дена в 1910 году.

В соответствии со штатами 1876 года в церкви служили свя-

щенник и псаломщик.

Священник Пётр Александрович Троицкий, сын дьякона, В

1884 году он окончил Псковскую духовную семинарию, служил

дьяконом в погосте Котельно Островского уезда, назначен на свя-

щенническое место к данной церкви с 22 июня 1909 года. В 1913 г.

числился первым священником церкви. Предположительно, в 1913

году его перевели служить в другую церковь. По некоторым све-

дениям, это был погост Ретно. Арестован о. Петр 23 октября

1937 года. Место ареста, по одним документам, деревня Рет-

но, по другим - деревня Заклинье. 25 ноября 1937 года особой

«тройкой» священник приговорен к расстрелу. Расстреляли его

3 декабря 1937 года. Реабилитировали 28 сентября 1989 года.

В 1913 году служил священник Константин Васильевич

Безсребренников, он числился вторым священником. Его дальней-

шая судьба неизвестна.

Исполняющий должность псаломщика Николай Спиридо-

нов, сын крестьянина, служил в погосте с 1913 года. В 1892 году

он окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщи-

ческую школу. Позднее он стал священником и в 1943 (?) - 1944

годах служил в этой церкви.

Населённые пункты прихода: село Заклинье; деревни: Вя-

зовно, Глазково, Голубово, Глебово, Горки, Дубенка, Духанево,

Заробочье, Лысово, Марково, Межничек, Осиновицы, Остров,

Скрылево, Твердилово, Телинниково, Шевницы. Всего прожи-

93

вало мужчин 1042, женщин - 1157. В селе Голубово проживали

в основном староверы. Со временем здесь был образован едино-

верческий приход, построена церковь Преображения Господня.

(Подробнее об этом см. выше о Преображенской церкви в селе

Голубово).

18 апреля 1940 года Дновский райисполком принял решение:

«...Подтвердить решение исполкома Заклинского сельсовета о

закрытии церкви, находящейся в д. Заклинье и переоборудовать

здание церкви под сельский клуб».

Ныне деревня Заклинье Дновского района. Церковь в ру-

инах.

Погост ИЛЕМНО

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

погосте Илемно есть упоминания в писцовых книгах 1584

года. Кирпичная церковь построена в 1838-1843 годах на

средства княгини Голицыной (село Горки), помещиков дво-

рян Мордвинова (село Никольское) и Дмитрия Балавенс-

кого и церковного старосты крестьянина Петра Антонова.

Внутри церковь была выкрашена масляной краской под мрамор.

Престолов в церкви было три. Главный престол - Успения Пре-

святой Богородицы, правый престол - Святителя Николая, левый

- Преподобного Сергия Радонежского. В церкви находились ико-

ны Святой Великомученицы Параскевы, именуемой Пятница, и

Святой Анастасии, особенно почитаемые и прихожанами, и други-

ми богомольцами. Празднование в честь иконы Святой Анастасии

совершалось в первую пятницу Петрова поста. Колокольня также

кирпичная, построена в связи с церковью. На колокольне были

шесть колоколов. Большой колокол весил 50 п. 5 ф., вес остальных

неизвестен, надписей на колоколах не было. При церкви были три

кладбища, одно рядом с церковью, второе при Казанской (старой

Успенской) церкви, и третье недалеко от погоста.

В 1900 году в приходе было десять часовен в деревнях Вы-

тебское, Городище, Заполье Дорогостицкой волости, Заполье

Нижне-Шелонской волости, Иваньково, Клин, Любяницы, Лю-

94

тец, Новодети, Петрово. Часовня в деревне Петрово построена в

1893 году в память чудесного избавления Императора Александ-

ра III и его семьи во время крушения поезда на Московско-Харь-

ковской железной дороге. В документах 1910 года перечислены

часовни в погосте Илемно и в деревнях Абрамково, Вытебское,

Городище, Заилеменье, Заполье Дорогостицкой волости, Запо-

лье Нижнее-Шелонской волости, Клин, Лютец, Петрово.

Церковно-приходского попечительства, богадельни и больни-

цы при церкви не было. В погосте с 1897 года находилась церков-

но-приходская школа, в 1905 году для нее построено специальное

здание. Содержалась школа только на средства прихода. В ней в

1910 году училось 31 мальчик и 23 девочки. Земские школы нахо-

дились в деревнях: Городище - с 1907 года, Вытебское - с марта

1906 года.

По штатам 1876 года в церкви служили два священника и два

псаломщика. После открытия 22 марта 1894 года церкви в погосте

Ситня, в Успенской церкви служили священник и псаломщик. По

распоряжению епархиального начальства от 3 сентября 1896 года в

штат церкви введен дьякон, однако вследствие ходатайства причта

о невозможности содержать трёх членов штата, с июля 1907 года

служили священник и псаломщик.

В начале XX века в церкви служил протоиерей Иоанн Ин-

нокентьевич Соловьев (1853-?). Он происходил из духовного

звания, в 1873 году окончил Псковскую духовную семинарию, с

1880 года служил псаломщиком в погосте Шушелово Порховского

уезда. В марте 1881 года рукоположен в сан священника погоста

Шушелово. В 1888 году перемещен священником в погост Илем-

но. За свое служение на духовном поприще награжден набедрен-

ником, скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом, орденом Святой

Анны 3-й степени, удостоен благословления Святейшего Синода

и архипастырского. 27 октября 1905 года епископом Псковским и

Порховским Арсением назначен благочинным, 14 мая 1914 года о.

Иоанн возведен в сан протоиерея. О дальнейшей судьбе протоие-

рея Иоанна Соловьева неизвестно. Сведения о его детях, исклю-

чая сына Василия, относятся к периоду до 1917 года. Валентин

(1882-?) служил псаломщиком в церкви Рождества Богородицы

в уездном городе Торопце Псковской губернии. Елена (1884-?)

была замужем за священником погоста Русски Псковского уезда.

Константин (1887-?) служил дьяконом Псковского кафедраль-

95

ного собора. Павел (1891-?) служил псаломщиком в Ильинской

православной церкви в городе Сольцы Порховского уезда, Нико-

лай (1893-?) служил псаломщиком в погосте Опоки Порховского

уезда. Антонин (1897-?) учился в Псковской духовной семинарии,

Сергий (1904-?) учился в Порховском духовном училище. Василий

(1895-1949) учился в Псковской духовной семинарии, после 1917

года оказался в эмиграции, в 1926 году окончил Пражский универ-

ситет, в том же году епископом Пражским Сергием рукоположен в

сан священника и направлен в Восточную Словакию в приход За-

рубежной Русской Православной Церкви Межилаборцы, с 1930

года до своей преждевременной кончины в 1949 году служил в селе

Лютина в Восточной Словакии, много потрудился для возрождения

Православия в Восточной Словакии.

С 1896 г. по 29 марта 1905 г. дьяконом в церкви служил

Константин Гроздов. Его сменил дьякон Никандр Гривский.

Псаломщик Успенской церкви г. Торопца, он 29 мая 1905 г. ру-

коположен в сан дьякона Успенской церкви погоста Илемно.

6 июля 1907 г. Никандр Гривский перемещен на дьяконское мес-

то к Покрово-Николаевской церкви г. Торопца. Впоследствии

он стал священником, служил в Торопецком уезде. Был репрес-

сирован советской властью: вначале его приговорили к 10 годам

лишения свободы. Содержался священник в Соловецком лагере,

здесь он тяжело заболел и получил инвалидность. В 1932 году

заключение в лагере было заменено на ссылку до окончания срока.

В 1938 году последовал новый арест, приговор к 5 годам лише-

ния свободы за «контрреволюционную деятельность». 2 октября

1940 года священник Никандр Гривский скончался в Обозерском

лагере Архангельской области. Священномученик Никандр Грив-

ский прославлен в лике Святых новомучеников и исповедников от

Тверской епархии.

Дьякон Сергий Иоаннович Скоропостижный (1878-?) ро-

дился в семье дьякона погоста Камно. В 1885 году окончил Псков-

скую духовную семинарию, с 1896 года служил псаломщиком в

погосте Сырковичи Порховского уезда, с 1898 года - псалом-

щиком Ильинской церкви погоста Кривовичи Псковского уезда.

С июля 1903 года служил дьяконом Ильинской церкви погоста

Верхолино Псковского уезда, с ноября 1904 года - в погосте

Илемно. В 1913 г. служил дьякон Вячеслав Федорович Колосов

вместе со священником Иоанном Соловьевым.

96

В 1910 году должность псаломщика исполнял Владимир

Николаевич Кудрявцев (1878-?), происходивший из духовного

звания. В 1899 году он окончил Порховское духовное училище,

исполнял должность псаломщика погоста Вышгород Островского

уезда, с марта 1907 года служил в Илемно.

Судьба дьякона и псаломщика после 1917 года неизвестна.

Приход церкви составляли населённые пункты: село Илемно;

деревни: Абрамково, Веретье, Веретейская Роща, Вытебское, Го-

родище, Дубищи, Заилеменье, Заполье Дорогостицкой волос-

ти, Заполье Нижнее Шелонской волости, Заречье, Иваньково,

Илемно, Клин, Корытно, Любяницы, Лютец, Мошницы, Ни-

кольское, Новодети, Петрово, Порожки, Строкино, Теребони,

Шелонск. В 1910 году проживало 3788 человек.

После 1917 года церковь закрыли, главки разобрали. Пос-

ле войны в здании устроили клуб. Ныне церковь продолжает

разрушаться.

Церковь КАЗАНСКОЙ иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Успенской церкви была приписана церковь Казанской ико-

ны Божией Матери, построенная в 1632 году. Это перво-

начальная Успенская церковь погоста. После сооружения

новой кирпичной Успенской церкви эта церковь стала при-

писной. По архитектуре она, по словам современников, на-

поминала известный храм Василия Блаженного в Москве на Крас-

ной площади. С 1891 года по 1909 год в ней производили ремонт

на средства купца Андрея Ивановича Бычкова, благодаря чему в

ней стало возможно вновь совершать богослужения. Главный пре-

стол освящен 9 октября 1909 года теперь уже в честь Казанской

иконы Божией Матери, 14 октября 1910 года освящен левый при-

дел в честь Преподобного Серафима Саровского, 18 октября 1911

года - правый придел Преподобного Никандра Псковского Чу-

дотворца.

С 1927 года деревня Илемно Солецкого района Новгородс-

кой области. Успенская церковь в руинах. Казанская не сохра-

нилась.

97

Погост КАРАЧУНИЦЫ

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

древности Карачуницкий погост был важным администра-

тивным центром Новгородской земли, в него входило около

100 деревень. Издревле это была вотчина князей и бояр. В

числе владельцев деревень писцовые книги называют Бу-

турлиных, Мещерских, Воронцовых, Елагиных, Овцыных

и других. Населенные пункты погоста упоминаются еще в новго-

родских берестяных грамотах второй половины XII века, рубежа

XIV-XV веков. В писцовой книге 1576 года сказано: «Погост

Каратюнитской. На погосте храм Успенье Святей Богородицы, да

в приделе Пятница Великомученица, церковь камена, да Никола

Чудотворец, теплая церковь деревянная». В 1581 году, во время

польского нашествия, папский посол в письме польскому канцлеру

указывает: «Из монастыря Пресвятой Богородицы, который уже

больше не монастырь, в Карачуницах, 5 декабря 1581 г.». Русские

источники не упоминают существование монастыря в погосте, ви-

димо, посол решил, что величественная церковь не может не быть

монастырской. Из Карачуниц посол отправился в деревню Бешко-

вичи (ныне Демянка), когда он со свитой проезжал мимо Порхо-

ва, жители встретили их сильным обстрелом с башни. В 2002 году

случайно найдена вислая свинцовая печать архиепископа Новго-

родского Климента (1276-1299), первая свинцовая печать, обна-

руженная в Порховском районе.

В документах XVIII века об Успенской церкви сказано: «пос-

троена из древних лет, которой описания нигде не находится». В

последующем, в XIX и XX веках о дате строительства церкви

указывалось «неизвестно». В 1901 году, по словам очевидца, в по-

госте церковь каменная, предположительно, сложена из каменной

плиты, древней архитектуры, одноглавая. Внутри храм был немно-

го тёмным, т.к. освещался только с южной стороны. Иконостас

был старинным. В церкви было четыре престола. Кроме главного,

были престолы Святой Мученицы Параскевы, иконы Пресвятой

Богородицы «Знамение». В 1846 году помещиком Михаилом Ба-

рановым на собственные средства построены колокольня и притвор

98

из кирпича. Колокольня была высокой и красивой. В притворе в

1848 году помещицей Ушаковой устроен теплый придел Рождества

Христова. На колокольне было семь колоколов. Большой медный

колокол весил 97 п. 5 ф., второй - 25 п. 20 ф., третьего - 14 п.

32 ф., четвертого - 6 п. 26 ф., пятого чугунного - 3 п. 15 ф.,

шестого медного - 1п. 32 ф., седьмого - 1п. 10 ф. Надписей на

них не было. В 1900 году священник так описывал церковь: «...

построена в виде продолговатого квадрата с тремя выдающимися

полукружиями на восток и узорчатыми углублениями в стенах. На

четырехскатной крыше поверх сводов устроена пустая каменная

шея с тремя узкими окнами, большой главой наверху овальноко-

нической формы. На главе массивный железный восьмиконеч-

ный крест с резным изображением в середине Распятия Господа и

предстоящих Божией Матери и Иоанна Богослова. Внутри церкви

стены и пол ниже уровня земли к южной стороне. Стены внутри

церкви около пятидесяти лет назад были бугорчатые, неровные,

что указывает на глубокую древность храма и древнее мастерс-

тво. Свод церкви и шея устроены на четырех массивных плитяных

столбах, окруженных (скругленных - НК) в позднейшее время.

В трех выдающихся алтарных полукружиях устроены три ниши:

в северной - жертвенник, в средней - Святой престол с иконой

Спасителя и плащаницей на горнем месте, в южной - престол во

имя Мученицы Параскевы. В настоящем состоянии храм по всем

частям твердый и не требует перестройки». В церкви находилась

почитаемая прихожанами икона Успения Пресвятой Богородицы.

«На поддержание и украшение храма» деньги жертвовала поме-

щица села Щенец Анна Михайловна Семенская.

Вокруг церкви находилось кладбище, окруженное каменной

оградой. Здесь были захоронения многих псковских дворян: Зари-

ных, Барановых, Ганнибалов и других. В 1887 году кладбище было

закрыто. В том же году открыто новое кладбище для Лопухинско-

го инвалидного дома, на нем же хоронили и прихожан.

В 1914 году в приходе было девять часовен, в деревнях За-

хонье, Липки, Малитино, Мехи, Поляны, Страшница, Требеха,

Требешница и в сельце Каменка. В деревне Страшницы была

каменная часовня, построенная в 1894 году в память чудесного

спасения Государя Императора Александра III и его семьи. При

церкви существовала приходская богадельня, открытая 12 сентяб-

ря 1899 года, она помещалась в бывшей церковной сторожке. На

99

средства доброхотных жертвователей в ней содержались от трех

до пяти немощных крестьян и крестьянок. Церковно-приходская

школа открыта в 1884 году, она находилась в специально постро-

енном для нее доме. В 1900 году в ней обучалось 41 мальчик и 14

девочек. Земская школа находилась в 5 верстах от церкви в де-

ревне Требешница, помещалась в здании, построенном для нее на

общественные средства. В 1900 году в ней училось 36 мальчиков

и 11 девочек. В 1902 году в деревне Малитино открыта церков-

ная школа грамоты. В храмовой библиотеке, кроме богослужебных

книг, были книги исторического и «учительного» характера.

По штатам 1876 года в церкви служили настоятель и два пса-

ломщика, но в последующем в церкви были священник, дьякон и

псаломщик. 26 апреля 1901 г. умер священник Симеон Безсреб-

ренников, многие годы служивший в Успенском храме. После него,

с 2 мая 1901 г. по 31 октября 1905 г. служил Николай Красного-

родский. Он перемещен в погост Печани Опочецкого уезда.

Со 2 декабря 1905 года в церкви служил священник Феодор

Николаевич Кудрявцев, переведенный из погоста Владимирец

Островского уезда. Он родился в 1878 году в д. Кетово Вели-

колукского уезда. Закончил Псковскую духовную семинарию, с

1892 года служил законоучителем в школе грамоты в д. Шелешни

Островского уезда. В 1905 году рукоположен в сан священника и

стал служить в погосте Карачуницы. В 1906 году о. Феодор на-

гражден камилавкой, в 1909 году избран членом Порховского учи-

лищного округа от духовенства. После 1917 года служил в Успенс-

кой церкви. 24 марта 1938 года его арестовали. 25 июля 1938 года

священник Феодор Кудрявцев умер в тюрьме. «Причина смерти

не установлена». Реабилитирован 6 апреля 1959 года. Его сын

Владимир учился в Варшавском университете, более о нем ничего

неизвестно.

Дьякон Николай Петрович Беляев родился в 1871 году, в

семье священника этого же погоста. Служил дьяконом в погосте

Бродовичи, с 28 января 1904 г. переведен в Карачуницы. В 1913 г.

служил вместе со священниками Федором Кудрявцевым и Вик-

тором Ивановым. Его дальнейшая судьба неизвестна.

В погосте Карачуницы в 1878 году, в семье священника, ро-

дился священник Тимофей Семенович Рудаков. Священник рас-

стрелян в 1937 году в Ленинграде, причислен к сонму новомучени-

ков и исповедников Российских.

100

Приход составляли населенные пункты: села Жирно, Мики-

шево, Плеснино; деревни: Гнилоха, Заклинье, Заозерье, Захонье,

Каменка, Карачуницы, Липовицы, Липотяги, Малитино, Мехи,

Новые Липки, Пестово, Поляне, Репище, Рытица, Рябиновка,

Соколиха, Старые Липки, Скатово, Страшницы, Требеха, Тре-

бешница, Федково, Фролово, Шилово. В 1910 году в погосте

проживало 1954 мужчины и 2006 женщин.

Ныне деревня Карачуницы Порховского района. Церковь

действовала до 50-х годов XX века, затем закрыта и уничто-

жена.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11