РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
22-09-2011


ПОРХОВСКИЙ УЕЗД

Село АЛЕКСАНДРОВО

Церковь ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

С конца XVIII века усадьба Александрово принадлежалаКорсаковым. Александр Степанович Корсаков первым

браком был женат на Екатерине Петровне Резановой, сестре одного из основателей Российско-американской ком-

пании Н.П. Резанова, который, возможно, бывал у своейсестры. Пётр Александрович Корсаков в 1817 году издавал журнал «Северный наблюдатель», в нем были напечатаны некоторые стихотворения А.С. Пушкина. Его брат Михаил Александрович Корсаков женился на Марии Никитичне, единственной дочери князя Дондукова-Корсакова, ему было разрешено принять княжеский титул и фамилию Дондукова-Корсакова. Николай Александрович Корсаков был одним из первых учеников Царскосельского лицея, учился вместе с Пушкиным, дружил с ним, писал стихи и музыку,

играл на гитаре. После лицея, который он окончил с серебряной медалью, поступил в Коллегию иностранных дел, причислен к Римской миссии. В Италии Николай Александрович скончался от чахотки (туберкулеза). Его памяти Пушкин посвятил стихотворение«Гроб юноши» и одну из строф стихотворения «19 октября»: «Он не пришел, кудрявый наш певец,...» В XIX веке имение дважды меняло владельцев, в конце века оно принадлежало графу Сергею Александровичу Строганову, который перевел сюда из Волышово больницу для крестьян на 36 мест для лиц обоего пола, принимались и бедняки. Больничный городок граф построил и оборудовал самым

современным по тем временам оборудованием в память своей ма-

тери. Доктор медицины Г. Г. Рюккер проводил здесь операции по

трепанации черепа. В 1918 году бежавшего из Порхова от расстре-

ла князя Григория Андреевича Гагарина прятал в церкви фельдшер

Василий Васильев.

Церковь построена в 1791 году на средства помещика Алек-

сандра Степановича Корсакова (Карсакова), каменная. Колокольни

24

не было, пять колоколов висели на деревянной балке, вделанной с

южной стороны в стену храма и колонну. Престол в церкви один. По

штату 1876 года в церкви служили священник и псаломщик.

Было два кладбища, одно возле церкви, другое на некотором

расстоянии от церкви.

При церкви существовало церковно-приходское попечительс-

тво, открытое в 1899 году; действовала церковно-приходская шко-

ла, открытая в 1890 году, в ней в 1910 году обучалось 60 мальчиков

и 24 девочки. В Логиново находилось начальное земское училище.

В чтении и пении в церкви принимали участие некоторые прихожа-

не и ученики школы.

Часовня в приходе была одна, в деревне Логиново, каменная.

По преданию, она построена предками графа С.А. Строганова.

Ежегодно 23 сентября (6 октября) здесь служилось всенощное

бдение Преподобному Никандру, Псковскому пустынножителю,

совершалось водосвятие и крестный ход с иконой Преподобного

Никандра по домам местных жителей.

В 1910 году было 2396 прихожан. Приход составляли:

деревни Анидово, Антаново; села Веретье, Буриско, Высокий

Крест, Великое Село, Дровяни, Захарёво, Июдкино, Логино-

во, Лутково, Могилево, Мечкин Крест, Нижний Уз, Олтухо-

во, Патякино, Пугино, Прусы, Расковякино, Сопищи, Станок,

Строкино, Струково, Токарево, Шилово.

С 6 июня 1897 г. по 1915 г. в погосте служил священник

Антонин Кустов. После него служил священник Алексей Мо-

дестов. 3 марта 1915 года он был перемещен к Спасской церкви

с. Александрово из погоста Хвойна Опочецкого уезда. В 1925

году лишен «активного и пассивного права выборов».

Церковь уникальна по своей архитектуре: круглая в плане,

в виде ротонды, окруженной колоннадой. В Псковской губернии

и епархии такая церковь была единственной. Её закрыли в 50-е

годы XX века. Больница действовала до конца XX века. В 1947

году здесь был госпиталь инвалидов войны. Здания больницы,

построенные графом, еще стоят, парк заброшен, одичал, часть

парка застроена современными домами.

В селе Токарево с 1877 года существовала богадельня на 18 чело-

век обоего пола «убогих и престарелых». Богадельня также содержа-

лась на средства графа Сергея Александровича Строганова.

Ныне деревня Александрово Порховского района. Церковь

в руинах.

25

Погост БЕЛОЕ

Церковь РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

первые погост упоминается в Новгородских писцовых кни-

гах в 1498 году. В древности здесь был центр Бельского

погоста новгородского Юрьева монастыря на реке Белке

с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. По одним

писцовым книгам, в церкви был придел Святителя Нико-

лая, по другим - Святой Троицы. В 1576 году здесь было большое

селение, в нем были две церкви, 8 дворов церковного причта и 24

двора крестьян и бобылей.

Каменная церковь построена в 1838 году на средства прихода.

В 1865 году к церкви, на средства, завещанные прихожанкой по-

мещицей Крижтановской, пристроен придел. Престолов в церкви

пять. В главной церкви три престола: Святой Троицы, Рождества

Пресвятой Богородицы и Святых Мучеников Мины, Виктора и

Викентия. В приделе два престола: Преподобного Нила Столо-

бенского и Божией Матери Одигитрии. В 1882 году церковный

староста купец Федот Ефимович Новосельцев с сыном Матвеем

на свои средства заменили все три иконостаса в главной церкви.

Колокольня построена в связи с церковью, на ней семь колоколов,

общим весом 292 пуда. На большом колоколе, весом 211 пудов,

была надпись: «Вечер и заутра и полудни повем и услышат глас

мой». Известно имя одной из благотворительниц церкви: помещи-

ца Елизавета Емельяновна Евреинова.

В приходе были 9 часовен, из них каменных 3. Каменная ча-

совня в деревне Оленино построена крестьянами в 1870 году, в

селе Воробьево построена в 1878 году, в деревне Дубно - в 1881

году. Обе каменные часовни построены купцом Федотом Ефи-

мовичем и его сыном Матвеем Федотовичем Новосельцевыми.

Другие, деревянные, часовни стояли с давних времен, построены

жителями тех деревень, где они находились. Богослужения во всех

часовнях совершались в дни местных праздников, при этом совер-

шались особая литургия и водосвятие в каждом селении с молебном

и окроплением скота и полей, а также, по приглашению жителей,

молебны по домам. При церкви были два кладбища, одно возле

церкви, другое на расстоянии 1/4 версты от нее.

26

Церковно-приходского попечительства, больницы и бога-

дельни при церкви не было. В ноябре 1891 года в погосте открыта

церковно-приходская школа, содержащаяся на средства церкви и

епархиального училищного совета. Земля для школы пожертвова-

на порховским купцом М.Ф. Новосельцевым и каменное здание

церковно-приходской школы в погосте построено на средства этого

же купца. В школе обучалось 58 мальчиков и 33 девочки. В ноябре

1891 года открыта и земская школа в селении Хотовань, земская

школа в селении Шилово открыта в ноябре 1912 года.

По штату 1876 года в ней служили три священника, один дья-

кон и три псаломщика. С 1883 года, после окончания Псковской

духовной семинарии, в храме служил священник Фёдор Васильевич

Алмазов (20 декабря 1858 года - ?), сын священника города Тороп-

ца. Отец Федор служил здесь до закрытия церкви, из-за тяжелых

переживаний его разбил паралич, который и спас его от ареста. Из

дома его с семьей выселили, переселили в хибару на краю деревни.

Дети вынуждены были разъехаться, с родителями осталась Вера с

няней Акилиной, которая за многие годы стала членом семьи. Когда

болезнь немного отступила и о. Федор смог ходить, он стал тайно

совершать венчания, крещения, отпевания у верных прихожан, ему

помогала дочь Вера. Церковь открыта в годы Великой Отечествен-

ной войны Псковской Православной миссией. В это время скон-

чалась матушка Мария, и первой службой в открывшейся церкви

было отпевание, которое совершил о. Федор. Вскоре и он отошел ко

Господу. Похоронены супруги Алмазовы у алтаря церкви. Их сын

Валентин родился 30 июля 1886 года, служил дьяконом в погосте

Афанасьева Слобода Опочецкого уезда. Позднее Валентин был

назначен настоятелем церкви в погост Высокое Порховского уезда,

где был арестован в 1935 году и в 1936 году расстрелян.

Второй священник Николай Георгиевич Розанов (26 июля

1871 - ?), сын священника погоста Черницкий Опочецкого уез-

да. После окончания Псковской духовной семинарии в 1891 году

служил законоучителем и учителем в церковно-приходской школе

на родине. 31 мая 1896 года рукоположен в сан дьякона, 2 июня

того же года - в сан священника Рождество-Богородицкой церк-

ви погоста Белое Порховского уезда. 21 апреля 1937 года аресто-

ван, судом Ленинградской области приговорен к 6 годам лишения

свободы. Дальнейшая судьба о. Николая и его семьи неизвестна.

Реабилитирован священник только в 1997 году.

27

Священник Николай Иоаннович Алфеев (6 апреля 1871 - ?),

сын священника погоста Прощаник Псковского уезда. В 1897 году

окончил Псковскую духовную семинарию, служил псаломщиком в

пригороде Печеры Псковского уезда, дьяконом в погосте Дубров-

но Порховского уезда, священником погоста Дубков Островского

уезда. С 1906 года служил в погосте Белое. В июне 1917 г. на-

граждён камилавкой. Родственник священника Николая Розано-

ва. Судьба его после 1917 года неизвестна.

До 3 октября 1910 года псаломщиком, затем до 1913 года дья-

коном служил уроженец этого же погоста Павел Александрович

Полистовский, В 1914 году псаломщиком в церкви служил Ва-

силий Прокофьевич Протопопов, сын пономаря этого же погос-

та, ему было 70 лет. Кроме того, в церкви служили исполняющие

обязанности псаломщиков: до 25.10.1912 г. - Василий Панов,

перемещенный в Псковскую Николаевскую со Усохи церковь пса-

ломщиком, а после него, с 13.11.1912 г. - Иоанн Васильевич Па-

нов, сын дьякона Ильинской православной церкви города Сольцы,

выпускник Арсениевской епархиальной псаломщической школы и

Василий Федорович Богачев, сын крестьянина Псковского уезда.

Он также был выпускником Арсениевской епархиальной псалом-

щической школы. Судьба всех этих людей после 1917 года неиз-

вестна.

Приход церкви составляли: село Белое; деревни: Белая, Бере-

зово, Бойницы, Большой Крутец, Быково, Ветчи, Великуша, Врев,

Вишенка, Городище, Головино, Горки, Гривы, Воробьёво, Гремячи,

Гаврово, Дроздиха, Дубино, Житенницы, Заполье, Заячья Гора,

Зеленка, Замостье, Куровка, Крутец Татищев, Ласкатуха, Липно,

Лук, Малый Крутец, Могилево, Новинка, Ново-Александрово,

Николаевка, Олешня, Одеришино, Осье, Овинец, Пуково, Под-

болотье, Пруды, Погиблово, Речино, Симоново, Старец, Селищи,

Тютьково, Тресно, Хотовань, Шелелеги, Шилово, Ярилово. Все-

го в 1914 году числилось 9734 прихожан обоего пола.

В одном из документов 1925 года отмечено, что все члены

правления Бельского единого потребительского общества пьянс-

твуют. 18 апреля 1940 года Дновский райисполком принял реше-

ние: «... Подтвердить решение Хотованского сельсовета о закры-

тии церкви с целью передачи здания в распоряжение областной

школы механизаторов сельского хозяйства». При уничтожении

церкви прихожанам удалось спасти фрагменты чудотворной Ивер-

28

ской иконы с ликом Младенца, сейчас он вставлен во вновь напи-

санную икону. В годы Великой Отечественной войны благодаря

усилиям Псковской Православной миссии церковь была открыта.

Народ с воодушевлением храм отремонтировал и украсил. После

войны почти 20 лет здесь служил священник Николай Лебедев. С

1972 года в церкви служил о. Павел (Григорий Павлович Кравец).

Он приложил много усилий для того, чтобы отремонтировать и ук-

расить церковь. В церковь потянулся народ не только из ближних

сёл. Впоследствии о. Павел стал служить в поселке Дедовичи, но

не оставлял без внимания и Бельскую церковь.

В деревне сохранился двухэтажный дом купца Васильчикова.

Ныне деревня Белая Дновского района. Церковь действу-

ющая.

Село БЕЛЬСКОЕ УСТЬЕ

Церковь ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

ерковь построена в 1797 году помещиком, владельцем села

Бельское Устье, гвардии полковником Автономом (Арта-

моном) Иосифовичем Кожиным на собственные средства.

Церковь кирпичная, колокольня тоже кирпичная, пост-

роена в связи с храмом, над входом. Престолов в церкви

три. Главный престол - Вознесения Господня, южный придел -

Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1874 году, освящен

в 1891 году, северный - Апостола Петра и Мученицы Натальи

построен и освящен в 1874 году. Приделы построены на средства

помещицы и владелицы села Бельское Устье, вдовы полковника

Марии Петровны Новосильцевой, урожденной Кожиной. Авто-

ром проектов иконостаса, дверей, пилонов, алтаря, портала входа,

лампад в 1859 году был предположительно архитектор Н. Шеста-

ков. Возможно, он был и автором проекта перестройки храма.

Рядом с церковью находится кладбище. В приходе было 9

деревянных часовен. Церковно-приходское попечительство су-

ществовало с 8 октября 1898 года. С 15 ноября 1887 года откры-

та церковно-приходская школа. Попечителем школы был местный

помещик, губернский предводитель дворянства Николай Иванович

29

Новосильцев. Он же выделил участок земли для строительства

школы, которая была построена в 1903 году на средства Синода

и частично собранные местными жителями. В 1910 году в ней обу-

чалось 42 мальчика и 14 девочек. Некоторые из учеников читали и

пели в церкви. Земская школа помещалась в специально построен-

ном доме, содержалась Порховским земством. В 1914 году училось

40 мальчиков и 17 девочек.

По штату 1876 года в церкви определены священник и пса-

ломщик; в 1889 году открыта дьяконская вакансия; в 1905 году

дьяконская вакансия закрыта и открыта вновь в 1912 году.

До 27 января 1903 года священником служил Александр

Юпашевский, перемещенный к Николаевской церкви г. Новор-

жева с назначением настоятелем церкви. После него, с 1903 года,

в церкви служил священник Сергий Нилович Васильков (4 июля

1876 - 14 декабря 1937). Будучи псаломщиком Преображенской

церкви г. Порхова, он был рукоположен 2 февраля в сан дьякона,

8 февраля 1903 года в сан священника Вознесенской церкви погос-

та Бельское Устье. Сын протоиерея погоста Болчино Порховского

уезда. Его жена Евгения Ивановна происходила из потомственных

дворян Псковской губернии. Священник Сергий избирался членом

ревизионного комитета Порховского духовно-училищного округа,

был инициатором сбора средств на нужды Псковского отдела Рос-

сийского общества Красного Креста в годы Русско-японской вой-

ны. Духовенство его благочиния жертвовало по 2% из братских

доходов и личного жалования. В мае 1911 г. за заслуги по духов-

ному ведомству награждён скуфьёй, 23 мая 1916 г. награждён ка-

милавкой. С 26 июня 1916 г. назначен на должность благочинного

5-го округа. В 1924 году его лишили избирательных прав. 12 ок-

тября 1937 года о. Сергий был арестован, «тройкой» УНКВД Ле-

нинградской области приговорен к расстрелу, 14 декабря 1937 года

расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1989 году.

По свидетельству Юрия Нечитайлова, правнука священника

П.А. Утретского, в 30-е годы настоятелем церкви назначен свя-

щенник Павел Алексиевич Утретский (1873-1941). Он с 1900

года по 1928 год служил священником в церкви погоста Смолино

Псковского уезда. В 1928 году о. Павла арестовали по ложному

доносу одного из прихожан и приговорили к высылке в Сибирь.

Восемь лет он провел в ссылке. 1 июля 1936 года он послал пись-

мо в прокуратуру СССР с просьбой выделить ему хоть какие-ни-

30

будь средства на пропитание, хотя бы на хлеб. Видимо, в ответ

на это письмо его назначили настоятелем Вознесенской церкви в

Бельском Устье, и служил он здесь до февраля 1941 года, когда

его арестовали вновь. Священник Павел Утретский погиб в заклю-

чении в июле 1941 года, в начале боевых действий на территории

Псковской области, при невыясненных обстоятельствах.

Дьяконом в церкви с 1913 года служил Александр Владими-

рович Орлов (2 марта 1885 - 14 декабря 1937), уроженец г. То-

ропца, сын надворного советника. Учился в Псковской духовной

семинарии, но уволен из 2 класса за неимением средств. Служил

псаломщиком в Михайло-Архангельской церкви г. Торопца. 25 ав-

густа 1913 года епископ Евсевий (Гроздов) за литургией в Псков-

ском кафедральном соборе рукоположил его в сан дьякона Возне-

сенской церкви погоста Бельское Устье. До какого времени он слу-

жил в Вознесенской церкви, неизвестно. Арестован он был в сане

священника в д. Жарок Дедовичского района 6 ноября 1937 года,

расстрелян 14 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1966 году.

Обязанности псаломщика исполнял Павел Николаев (12 де-

кабря 1891-?), сын крестьянина Псковского уезда. В 1911 году

окончил курс Арсениевской псаломщической школы и определен

в церковь села Бельское Устье. Судьба его неизвестна.

В 1924 году в селе жили дьякон Феодор Ильинский, 46 лет,

«церковный служитель» Павел Востоков, 30 лет. Они были ли-

шены избирательных прав.

Церковным старостой с 1895 года был тайный советник сена-

тор Николай Иванович Новосильцев. Поскольку он постоянно в

имении не жил, в том же году был назначен доверенный от церков-

ного старосты крестьянин деревни Турово Иван Неофитов.

Приход составляли следующие населенные пункты: в 1 вер-

сте от церкви поселение на церковно-усадебной земле Бараново;

сёла Бельское Устье, Жар; деревни Бредно, Бунятино, Большой

Вировик, Горный Вировик, Малый Вировик, Воротницы, Голова,

Земские Горки, Демьяново, Залужье, Захонье, Исаково, Коков-

кино, Клинок, Кшоты, Любастицы, Молодошково, Федотино,

Опаркино, Ново-Петровское, Пирожок, Турово, Рисково, Углы,

Тимоново. Всего числилось 1302 мужчины и 1347 женщин.

Имением Бельское Устье в XVIII веке владели Кожины, в на-

чале XIX века оно перешло во владение Новосильцевых, которые

владели им до 1917 года. В 1901 году супруга предводителя дво-

31

рянства Елизавета Дмитриевна Новосильцева на три летних меся-

ца привезла в имение детей из Псковского приюта Святой Марии.

После казенного городского дома дети наслаждались деревенской

свободой, чудной природой, пели в церкви. В 1912 году у своего

родственника Н.И. Новосильцева часть имения купил князь, про-

фессор, один из основателей и первый ректор Санкт-Петербург-

ского политехнического института Андрей Григорьевич Гагарин и в

2 км от него построил усадьбу Холомки. Усадебный дом построен

по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина. Строи-

тельство было завершено в 1914 году, но началась война, Вторая

Отечественная, как её тогда называли. Семья Гагариных сразу же

обратилась к губернатору с предложением устроить за свой счет в

доме лазарет на 15 коек для раненых и больных воинов, который и

был открыт. Сохранился список служащих лазарета: княгиня Ма-

рия Дмитриевна Гагарина (супруга Андрея Григорьевича, заведу-

ющая), Густав Густавович Рюккер - врач, Василий Григорьевич

Проскуряков - фельдшер, княжна Софья Андреевна Гагарина

(дочь Андрея Григорьевича) и дворянка Наталья Владимировна

Соколовская - сестры милосердия, крестьяне Григорий Васильевич

Денисов и Михаил Семёнович Попов - санитары. Имение Ново-

сильцевых было разгромлено после 1917 года, Холомки избежали

этой участи, поскольку тогда в имении жил с семьей А.Г. Гагарин,

которому была дана «охранная грамота» от Ленина, разрешавшая

им жить «в Народном доме моего (т.е. Ленина) имени». Всё же

в той или иной степени посягательства на усадьбу были. Сын кня-

зя Григорий Андреевич бежал на пути к месту расстрела, и неко-

торое время прятался в церкви в Александрово. 22 декабря 1920

года профессор умер и был похоронен на кладбище возле церкви в

Бельском Устье, притеснения семьи усилились. В 1921 году в Хо-

ломках жили спасавшиеся от голода писатели, художники, поэты из

Петрограда. Однако это только отсрочило выселение Гагариных, в

1925 году семью выселили. В Холомках был открыт туберкулёзный

санаторий, в годы войны там был госпиталь для немецких солдат и

офицеров, потом опять санаторий, потом усадьба была брошена и

разрушалась. В память о своём первом ректоре Санкт-Петербург-

ский государственный политехнический университет (так он теперь

называется) принял усадьбу в свое ведение для организации учеб-

но-исторического заповедника «Холомки», восстановил усадебный

дом, ведет работы на прилегающей территории и в парке.

32

8 мая 1926 года комиссия в составе начальника уездной ми-

лиции, представителя ГПУ, уездного инженера и в присутствии

священника Сергия Василькова осмотрела церковь. Нужна была

причина для того, чтобы закрыть церковь. Снаружи отметили тре-

щины, «идущие от карниза до цоколя», внутри также нашли тре-

щины. Было решено наклеить на трещины «маяки» с целью вы-

явления подвижек в трещинах. Почти через месяц, 12 июня 1926

года, президиум Псковского губисполкома постановил «считать

необходимым» на время наблюдения за маяками церковь закрыть

«ввиду возможности обвала». Открытие церкви было поставлено

в зависимость от наблюдения и от результатов ремонта церкви

религиозным объединением. 2 июля 1926 года административ-

ный отдел также выдал предписание о закрытии церкви на время

наблюдения за маяками, «дальнейшее собрание масс народа, без-

условно, опасно. ...считать церковь ... закрытой, и дальнейшее

производство служения воспретить, предложив церковному со-

вету произвести необходимый ремонт». Однако 28 декабря 1926

года приходской совет направил в губисполком свое решительное

заявление, к которому прилагалось заявление верующих деревень

Тимоново, Большая Яровня, Аленино Захонье, Новопетровское,

выселка Александрово, Воротницы, Кшоты, Голово, Пирожок,

Бельское Устье, Исаково, Любосницы, хутора села Бельское

Устье, Залужье, Углы, Коковкино, Знаменка, Молодково, Ту-

рово, Жарки, Федотино, Апаркино, выселка Лагерево, Бредно,

Рисково, Демьяново. Как писал властям председатель приход-

ского совета Василий Фёдоров, «из него вы должны видеть не-

преклонную волю народа, каковая не только не удовлетворяется

при всей ея законности, но как-то попирается властью на месте.

... Еще раз убедительно просим сделать немедленное распоря-

жение Порхову о немедленном открытии хотя бы одного при-

дела храма ко дню праздника Рождества Христова по старому

стилю». Далее он требовал ответить, почему не назначена новая

комиссия, которая рассмотрела бы объективно состояние храма;

почему не рассмотрены архивные документы, в которых «дело о

пресловутых трещинах еще 50 лет тому назад инженерами ликви-

дировано»? 10 января 1927 года Псковский губисполком поста-

новил: «ввиду того, что по техническому заключению состояние

приделов церкви в с. Бельское Устье общественно опасным не

является, разрешить группе верующих использование таковых. В

33

отношении центральной части церкви предложить Порховскому

уисполкому возобновить наблюдение за дальнейшей деформаци-

ей обнаруженных трещин...».

В годы Великой Отечественной войны в церкви служил свя-

щенник Николай Беляев. Был убит партизанкой во время бого-

служения 30 января 1944 года. Скрываясь от преследования не-

мецкого отряда, несколько партизан вбежали в церковь, просили

укрыть их от преследователей. Мужчин священник проводил в

алтарь, но женщине находиться в алтаре по церковным канонам

невозможно, о. Николай предложил спрятать её среди сложенных

в углу старых вещей. Видя непреклонность священника, не пускав-

шего её в алтарь, партизанка выстрелила в священника, который

скончался на месте. Вместе со священником был убит и староста

церкви Иван Нефедов. Их похоронили рядом у северной стороны

алтаря церкви.

Церковь закрыта в 60-е годы XX века. До недавнего вре-

мени она являла собой печальное зрелище. В настоящее время она

восстанавливается, шефствует над её реставрацией Псковское от-

деление партии «Единая Россия».

В здании бывшей церковно-приходской школы на территории

психоневрологического интерната открыта церковь иконы Божией

Матери «Неупиваемая Чаша».

В настоящее время деревни Бельское Устье и Холомки

Порховского района.

Погост БЕРЁЗА

Церковь СВЯТОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА

ерковь построена в 1764 году помещиком села Берёза кол-

лежским асессором Иваном Ивановичем Крекшиным и

его женой Екатериной Крекшиной. Известно, что в 1800

году они еще проживали в погосте. Престолов три. Глав-

ный престол - в честь Святого Архистратига Михаила

и прочих Честных Небесных Сил Безплотных, в теплом приделе

престол в честь Святителя и Чудотворца Николая, в холодном -

в честь Святой Мученицы Девы Александры. Церковь и коло-

34

кольня были построены из кирпича. Колокольня построена в связи

с церковью. Близ церкви находилось кладбище. В приходе было

14 часовен.

Церковно-приходского попечительства, богадельни и больни-

цы при церкви не было. Церковно-приходская школа учреждена

в 1897 году, помещалась в собственном доме. В 1914 году в ней

обучалось 45 мальчиков и 42 девочки. Земские школы учреждены:

в деревне Мокрицы - в 1871 году, в деревнях Коломна и Морицко

- в 1911 году.

По штату 1876 года в церкви положены должности священ-

ника и двух псаломщиков, с 1886 года состояли священник, дьякон

и псаломщик. С 1906 года священником в церкви служил Николай

Михайлович Мухин (1878-1938), уроженец г. Холм Псковской

губернии. Будучи учителем образцовой школы при Духовной се-

минарии, определен на священническое место в погост Берёза с

27 октября 1906 года. Арестован 28 августа 1930 года, и уже 1 но-

ября 1930 года приговорен к расстрелу, реабилитирован посмертно

в 1989 году. Его брат, священник Петр Михайлович Мухин, так-

же служил в Порховском уезде, арестован 24 февраля 1938 года,

также приговорен к расстрелу 20 марта 1938 года, реабилитирован

в 1989 году.

С одного года с о. Николаем в погосте служил дьякон Вла-

димир Алексеевич Павлинов. Он в 1892 году окончил Велико-

лукское духовное училище. Позднее был рукоположен в сан свя-

щенника. Перед арестом жил в д. Костыжицы Дновского района

(бывший Порховский уезд), арестован 17 августа 1937 года, рас-

стрелян 21 сентября 1937 года, реабилитирован в 1989 году. Его

прославили в сонме новомучеников и исповедников Российских от

Тверской епархии.

С 1868 года вначале пономарем, а с 1887 года - псалом-

щиком служил Пётр Андреевич Дубровский. О его судьбе пос-

ле 1917 года неизвестно. Сын Александр с 1902 года служил в

Покровской церкви села Бежаницы Новоржевского уезда, внача-

ле псаломщиком, затем дьяконом, с 1904 года - священником. В

1937 году арестован и 24 ноября 1937 года расстрелян.

В приходе были следующие населённые пункты: сёла Берёза

и Желыни; деревни Берёза, Большое Радоменье, Гридино, За-

черенье, Залужье, Замошье, Заколенье, Замогилье, Иванько-

во, Краснодубово, Коломна, 1-е Козловичи, 2-е Козловичи, 3-е

35

Козловичи, Калиновец, Малое Радоменье, Морицко, Мокруши,

Немени, Рогачево, Студенец, Степково, Татарск, Шишниково,

Язовки. Всего в 1914 году прихожан обоего пола 3539 человек.

Ныне село Берёза Порховского района, церковь не сохрани-

лась.

Село БЕРЁЗКА

Церковь СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ

ерковь построена в 1714 году помещиками Гавриилом

Крекшиным и Петром Косицким на собственные средства.

Раньше на этом месте стояла такая же деревянная церковь,

построенная в 1690 году. Новую церковь построили также

из дерева, на каменном фундаменте. Колокольня также де-

ревянная, построена в связи с церковью. Престолов в церкви три.

Главный престол - Святой Живоначальной Троицы, правый пре-

стол - Покрова Божией Матери, левый престол - Святых Муче-

ников Флора и Лавра.

В приходе были 4 часовни, все деревянные. Церковно-при-

ходская школа в приходе открыта в 1898 году, помещалась в цер-

ковном доме. Земская школа в Карельской Щиленке открыта в

январе 1911 года.

В церкви служили священник и псаломщик. Священник Ни-

колай Павлович Попов, родом из погоста Дубки Островского

уезда, сын псаломщика. Окончил Псковское духовное училище,

в селе служил с 1883 года. В феврале 1896 года ему препода-

но архипастырское благословение с выдачей свидетельства, в мае

1905 года награждён скуфьёй. В 1883 году у него родился сын

Михаил. Он служил псаломщиком, дьяконом. После 1917 года

Михаил возведен в сан священника. Первый раз его арестовали

в 1930 году и приговорили к 5 годам лишения свободы. Повторно

о. Михаила арестовали 17 сентября 1937 года, 3 декабря 1937 года

расстрелян. Обязанности псаломщика в начале XX века исполнял

Михаил Гаврилович Лебедев. О судьбе священника о. Николая

и псаломщика Лебедева после 1917 года неизвестно. В 1924 году

в погосте проживали священник, до февраля 1917 года - дьякон,

36

Виктор Ильич Прушинский, 32 лет, и псаломщик Михаил Ко-

пылов. Они были лишены избирательных прав.

Приход составляли населённые пункты: село Берёзка; де-

ревни Берёзка, Высотск, Водский Путь, Гойкино, Должицы,

Мгарь, Малышево, Молоди, Росстани, Бабурино.

Всего прихожан в 1914 году было 3581 человек.

В настоящее время деревня Берёзка Порховского района.

Церковь не сохранилась.

Село БОГОРОДИЦКОЕ

Церковь ГРУЗИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ервоначально здесь находилась деревянная на каменном

фундаменте церковь, построенная в 1761 году на средс-

тва полковника, воеводы города Тула Егора Дементьевича

Скобельцына, освященная 22 июля (4 августа) того же

года. Существующая церковь построена в 1895 году, тоже

деревянная. Престолов в церкви два, главный - Грузинской ико-

ны Божией Матери, придел посвящен Святителю Димитрию мит-

рополиту Ростовскому. В 1800 году в селе жил помещик Алек-

сандр Скобельцын. До 1917 года в церкви хранился «Апостол»,

церковный устав 1749 года и напрестольное Евангелие 1760 года.

Колокольня также деревянная, на ней висели семь колоколов, их

вес был следующим: 43 п. 25 ф., 17 п. 5ф., 5 п. 20 ф., 5 п. 13 ф.,

4 п. 20 ф., 1п., 22 ф.

В приходе было 11 часовен: каменная часовня за селом Бо-

городицкое построена в 1868 году; в д. Поддубье - в 1902 г.;

в д. Гнилки - в 1901 г.; в д. Гусли - в 1898 г.; в д. Шилы - в

1893 г. В деревнях: Сивково, Малые Замошки, Злятино, Козья-

не, Банино и Борзилец часовни построены неизвестно когда.

7 апреля 1896 года при церкви открылись внебогослужебные

собеседования по праздничным и воскресным дням. Темы их были

разнообразные: о молитве, ее свойствах и необходимости, при

этом объяснялась суть начальных молитв «Трисвятое», «Царю

Небесный», «Слава Тебе, Боже» и др.; читались жития святых;

об истории храма и др. Церковно-приходская школа помещалась в

37

селе Богородицкое, в деревянном собственном доме, построенном

в 1902 году на синодальные средства. Школа грамоты находилась

в д. Козьяне. Земская школа - в д. Поддубье. В 1914 году в них

обучалось соответственно 42, 30 и 38 детей.

14 апреля 1916 года император Николай II разрешил Грузин-

ской церкви в селе Богородицкое принять в дар участок земли, по-

жертвованный в собственность церкви потомственным дворянином

Александром фон дер Роппом.

По штату 1876 года в церкви служили священник и псалом-

щик. С 1894 года служил священник Иоанн Матфеевич Рать-

ковский. О нем после 1917 года ничего неизвестно. Псаломщиком

в 1900 году служил Петр Троицкий, 28 июля 1905 года он пере-

веден за штат. Позднее он посвящен в сан священника, служил в

Солецком районе Новгородской области. Арестован 23 октября

1937 года, расстрелян 3 декабря 1937 года. Реабилитирован пос-

мертно.

Приход составляли следующие населённые пункты: село

Хохловы Горки, Запольский Ям; деревни: Большие Замошки,

Большое Колотилово, Борзилец, Батино, Вышково, Гнилки, Гу-

бошино, Гусли, Заполье, Злятино, Козьяне, Малые Замошки,

Малое Колотилово, Петрищево, Поддубье, Сивково, Шилы.

Всего в 1914 году проживало 2514 прихожан.

В селе Запольский Ям был заключен мир с ливонцами.

В 20-е годы XX века в церковь властями был назначен свя-

щенник обновленец Дружинин. Прихожане выступили против

него, 31 декабря 1924 года председатель губисполкома направил

в Порховский уисполком секретное послание о том, что «президи-

уму губисполкома продолжают поступать и письменные и устные

заявления крестьян с указанием на явную защиту священника Дру-

жинина (обновленца) как представителями милиции, так и упол-

номоченными ГПУ. ... президиум ГИК (губисполкома - НК)

предлагает категорически устранить эти явления, предоставив пра-

во собрания верующим и определения по их усмотрению того или

иного религиозного течения, что противные действия, неумело про-

водимые, являются совершенно недопустимыми».

В настоящее время деревня Хохловы Горки Порховского

района. Церковь действующая, является приписной к Троицкой

церкви деревни Болчино.

38

Погост БОЛЧИНО

Церковь СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ

о документам 1799 года в погосте действовали две дере-

вянные церкви. Первая церковь - Святой Живоначальной

Троицы с приделами Святого Великомученика Димитрия

Солунского и Великомученицы Параскевы построена в

1670 году. Вторая церковь - Покрова Пресвятой Богоро-

дицы с приделами Святителя Николая Чудотворца и Святой Ве-

ликомученицы Анастасии, дата её строительства неизвестна.

Существующая ныне церковь построена прихожанами в 1828

году вместо деревянной «при особом содействии» помещиков села

Вязье Павла Ивановича Чихачева и князя Владимира Алексан-

дровича Шихматова, и церковного старосты крестьянина дерев-

ни Гривы Карпа Ивановича. Церковь и колокольня кирпичные,

престолов в церкви три. Главный престол Святой Живоначальной

Троицы, правый - иконы «Всех Скорбящих Радость», левый -

Великомученика Димитрия Солунского.

Часовни в приходе: одна каменная на приходском кладбище

и десять деревянных в деревнях. Первая построена в 1902 году, а

остальные неизвестно когда.

В погосте Болчино в 1901 году в церковном здании открыта

церковно-приходская школа. В 1914 году в ней обучалось 65 уче-

ников. Поблизости от церкви в деревне Гривы Тишинской волости

школа открыта в 1897 году, в ней в 1914 году обучалось 55 детей.

После 1876 года в церкви служили священник и псаломщик.

С 1913 года священником в церкви служил Владимир Ива-

нович Дегожский. Будучи дьяконом погоста Овсищи Велико-

лукского уезда, 25.03.1902 г. был рукоположен в сан священника

погоста Сырковичи Порховского уезда. С 18.10.1906 г. служил в

погосте Молочково и 3.12.1913 г. он был перемещен в Болчино.

В 1895 году, 25 июня, скончался псаломщик Иван Васи-

льевич Троицкий. Он служил в Болчино более 50 лет, с 1839

года. Ему предлагалась более выгодная и почетная должность в

Риге, но он отказался вследствие сознательного христианского

убеждения, поскольку на блага мира смотрел свысока, без завис-

39

ти и злобы, как взрослый смотрит на игрушки детей. Приятный

в общении, благодушный, доброжелательный, Иван Васильевич

много читал. Будучи еще молодым псаломщиком, он с церковным

хором приветствовал викария Псковской епархии Платона, когда

тот посетил погост Болчино. Должность псаломщика с 1911 года

исполнял Александр Васильевич Протопопов. Сведений о судь-

бе священника и псаломщика после 1917 года не выявлено.

Населённые пункты прихода: деревни Болчино, Березовец,

Большая Храпь, Выгор, Вязье, Гавшино, Гребло, Дар, Дубишня,

Дубечонок, Жадиновичи, Каменка, Мишурино, Нивы, Поло-

зовник, Поколотово, Сварыж, Сухарево.

В начале XVIII века село Болчино принадлежало сподвиж-

нику Петра Великого графу, генерал-фельдмаршалу Якову Вили-

мовичу Брюсу, который продал его в 1714 году Евстрату Перфи-

льевичу Ладыженскому.

В имении Вязье существовала школа молочного хозяйства «с

прекрасным скотным двором и полным молочным инвентарем».

С 1 октября 1900 года с разрешения министра земледелия и госу-

дарственных имуществ статским советником Николаем Влади-

мировичем Спиридоновым в имении Вязье открыта низшая сель-

скохозяйственная школа 1 разряда. Школа находилась в ведении

Министерства земледелия и государственных имуществ, готовила

«низших деятелей по сельскому хозяйству путем практических и

теоретических занятий», кроме того, учеников обучали кузнечному,

слесарному и столярному ремёслам и «управлению паровой маши-

ной». Учились в школе 4 года, один класс был приготовительным,

три класса - специальные. Преподавались следующие предметы:

Закон Божий, русский язык с чистописанием, география, русская

история, арифметика, геометрия с черчением, землемерие, физика,

химия, зоология, ботаника, скотоводство, «скотоврачевание», земле-

делие, сельскохозяйственная экономия с бухгалтерией, «главнейшие

законы, относящиеся до крестьянского быта», молочное хозяйство,

садоводство, огородничество, пение. Принимались дети в возрасте

13-14 лет. В школе учились дети не только Псковской губернии, но и

из Лифляндской, Курляндской, Эстляндской, Ковенской губерний.

Ученики содержались «за счет учредителя», т.е. Н.В. Спиридонова,

губернского и уездного земства, благотворителей, в частности, про-

фессора Петербургского университета Н.Д. Сергеевского. Ученики

получали пищу, учебные пособия, медицинскую помощь.

40

В 1901 году Министерство земледелия и государственных

имуществ официально разрешило «землевладельцу Порховского

уезда Псковской губернии, статскому советнику Николаю Влади-

мировичу Спиридонову, учредить в принадлежащем ему имении

Вязье Вязьевскую, в память А.С. Пушкина, низшую сельскохо-

зяйственную школу 1 разряда с однолетним приготовительным

классом и с пособием от казны по 3000 рублей в год». Школа

работала до 1917 года. Ныне от нее сохранились некоторые пост-

ройки, которые ветшают и гибнут на глазах.

Ныне деревни Болчино и Вязье Дедовичского района. Цер-

ковь действующая, к ней приписана церковь Грузинской иконы

Божией Матери деревни Хохловы Горки.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11