РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
22-09-2011


Город ПОРХОВ

Собор СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ

огласно документам, собор построен в августе 1783 года по повелению императрицы Екатерины II на пожертвованные ею для этой цели 7000 рублей в 1780 году, когда она проезжала через Порхов. Предположительно автором проекта собора явился псковский губернский архитектор Иван Титович Парфентьев. В 1819 году с западной стороны на церковные средства пристроены ризница, кладовая с караулкой. Построен собор из камня и кирпича, был холодным, в 1859 году отремонтирован. В связи с собором построена сторожка. В соборе находились древние иконы: Святой Великомученицы Варвары, написанная в 1607 году «обещанием» посадских людей Зарецкого посада; «Скорбящей Божией Матери», особо почитаемая жителями Порхова; Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, написанная и освященная на Афоне, и пожертвованная купцом А.М. Силиным в собор в 1894 году. Также хранились Евангелие 1701 года, кипарисовый Крест 1773 года. Два серебряных Креста были вставлены в иконы с мощами святых. До 1922 года здесь хранилось серебряное позолоченное с чеканными краями, гербом Псковской губернии и надписями блюдо, которое было поднесено от Пскова императрице Екатерине II. Оно былопередано на хранение в Троицкий собор Порхова. В настоящее время блюдо хранится в Псковском музее-заповеднике. Судьба других реликвий после 1917 года неизвестна.

Колокольня построена в связи с собором, каменная, на ней было пять колоколов. Вес первого - 319 п., второго - 87 п., третьего - 26 п. 23 ф., четвертого - 11 п. 2 ф. Пятый колокол был повесточным. Надписи были на четырех колоколах, обозначали вес. Престол в соборе был один, во имя Пресвятой Троицы. На месте придела, рядом с собором, в 1809 году на средства прихожан  построен теплый каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней. Богослужения в Троицком и Благовещенском соборах совершались поочередно по полугодиям. Оба собора в 1905 году ограждены общей железной решеткой на кирпичном фундаменте на церковные средства.

Кладбище находится за версту от города, общее для всех церквей, ограда вокруг него из каменной плиты и булыжника.Церковно-приходского попечительства, богадельни, больницы при церкви не было. Школы в приходе были следующие:

одна церковно-приходская от Министерства народного просвещения, одна от совета Дома трудолюбия, женская Министерства народного просвещения, две школы от земства совместно с городом. Частных школ не было. В школах обучалось 139 мальчиков и 190 девочек. Учителя и учительницы назначены Министерством народного просвещения, законоучители - из причта собора. При церкви существовал хор из певчих-любителей, в чтении и пении в церкви участвовали прихожане. В приходе было 10 часовен. На городской площади стояла чугунная часовня Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1881 году жителями Порхова и крестьянами уезда в память Императора Александра II. В ней богослужение совершалось 23 август (5 сентября). На берегу реки Шелони, на месте ветхой часовни, в 1853 году коммерции советником В.Г. Жуковым построена каменная часовня Живоначальной Троицы. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа и 1 (14) октября - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. На Санкт-Петербургской улице Порхова в 1863 году жители Порхова построили каменную часовню Святителя Тихона. Богослужения в ней совершались 15-16 (28-29) июня - накануне и в день памяти Святителя Тихона. На Санкт-Петербургской дороге жители Порхова построили деревянную часовню Святой Мученицы Параскевы. В ней огослужения совершались 16 (29) июня. При дороге на Остров находилась деревянная часовня Святого Иоанна Предтечи, в которой богослужения совершались 24 июня (7 июля) в день, когда Церковь чтит Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Еще пять часовен находились вокруг Порхова. В деревне Осечище крестьяне в 1871 году построили деревянную часовню, в которой отпевали покойников. Здесь также совершались богослужения 7 (20) января, 23 июня (6 июля) и 8 (21) сентября. В деревне Селище в 1867 году крестьяне построили деревянную часовню для отпевания покойников. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа, 8 (21) сентября и 22 октября (4 ноября). В деревне Опочно находилась деревянная часовня, построенная крестьянами. Здесь также наряду с отпеванием совершались богослужения 18 (31) августа и 29 октября (11 ноября). Возле села Опочно находилась каменная часовня, в которой богослужения совершались 23 апреля (6 мая). В часовне в деревне Попадин Ручей богослужения совершались 20 июля (2 августа) и 15 (28) августа.

Крестные ходы совершались 15 (28) мая навстречу иконе преподобного Никандра, 16 (29) мая - вокруг города с иконой Святого, 23 мая (5 июня) проводы иконы Преподобного Никандра. Атакже в день Пятидесятницы, вокруг Порхова 21 июня (4 июля) и24 июня (7 июля) в кладбищенскую церковь и к Иоанно-Предтеченской часовне. Все они совершались «издревле».До введения штатов 1876 года было 7 членов причта. Поштату 1876 года полагалось: настоятель, помощник, дьякон и 2 псаломщика. Фактически в начале XX века штат следующий: 2протоиерея, дьякон, 2 псаломщика и 1 сверхштатный.С 30 сентября 1865 года священником, а затем и настоятелем собора, был протоиерей (с 9 мая 1883 г.) Евгений Александрович Лебедев (9 декабря 1836 - ?), уроженец Бежецкого уездаТверской губернии. После окончания Тверской духовной семинарии, служил вначале в сельской церкви в Кашинском уезде Тверкой губернии. С 13 сентября 1863 года - в Ильинской церкви осада Сольцы Порховского уезда, затем переведен в Троицкий собор г. Порхова. Здесь он преподавал Закон Божий в школе артиллерийской батареи, был законоучителем в уездном училище, в женской прогимназии. Перед заседаниями суда в Порхове священник Евгений Лебедев «увещевал» и приводил к присяге. С 10 ноября 1868 года утвержден благочинным Порховского округа, надзирал за богослужением, благочестием, нравственностью, хозяйством церквей своего округа, приводил в исполнение распоряжения правящего архиерея и духовной консистории, обладал некоторыми правами в наложении дисциплинарных наказаний. Кроме того, Лебедев был членом правления Порховского духовного училища, уездного училищного совета, депутатом духовно-училищного съезда, председателем уездного отделения епархиального училищного совета. Отмечая заслуги протоиерея Евгения в деле расширения сети церковно-приходских школ, ему присвоено звание почетного попечителя церковно-приходских школ уезда, епархиальный училищный совет назначил его также уездным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты в уезде. Напряженный труд протоиерея получил должное со стороны церковных властей. Он награжден набедренником за активную проповедь Слова Божия, бархатной фиолетовой скуфьёй «за усердное прохождение должности законоучителя», ему вынесена благодарность с внесением в послужной список за исполнение должности благочинного, епархиальным начальством вынесена признательность за добросовестное и точное исполнение поручения по передаче Никандровой пустыни новому игумену Серафиму. В 1872 году «за отлично усердную службу» пожалован бархатной фиолетовой камилавкой. В 1876 году Святейшим Синодом награжден наперсным крестом. За добросовестное отношение к делу образования в качестве законоучителя Порховского уездного училища, а в особенности в качестве члена Порховского училищного совета, священнику Лебедеву в 1877 году выражена искренняя благодарность попечителя С.-Петербургского учебного округа. За заслуги по гражданскому ведомству в 1889 г. он удостоен благословения Святейшего Синода, за заслуги по духовному ведомству определением Святейшего Синода от 3 апреля 1903 года награжден палицею.

Награды и поощрения следовали не только со стороны епархиального начальства. В знак признания служения «с особенным усердием 12 лет подряд в должности благочинного» о. Евгений 16 мая 1881 года награжден орденом Святой Анны 3-й степени, 15 мая 1892 года последовало награждение тем же орденом 2-й степени. В 1882 году Главным управлением общества Красного Креста для ношения на груди выдан знак Красного Креста. 6 мая 1898 года последовало награждение орденом Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени. Наконец, постановлением сковского дворянского депутатского собрания протоиерей Евгений Лебедев и члены его семьи 12 ноября 1898 года причислены к дворянству Псковской губернии и внесены в третью часть дворянской родословной книги. Это постановление было утверждено Сенатом.Сын Евгений (1860 г.р.) в 1910 году преподавал в Новгородской духовной семинарии, имел чин статского советника. В печати им опубликованы статьи о церковно-приходских школах в Псковской епархии, об истории Церкви, о Псковской епархии. Главным его трудом можно считать книгу «Порхов и окрестности. Исторический очерк». Книга вышла из печати в 1915 году в Новгороде. Евгений Евгеньевич Лебедев скончался накануне великих потрясений - 30 ноября 1917 года. Его похоронили в Порхове. Другой сын, Михаил (1879 г.р.), в 1910 году служил помощником столоначальника в хозяйственном управлении Святейшего Синода. Как и брат Евгений, он много занимался исследованиями по истории Псковской епархии, Порховского уезда.

Им написана «История Порховского духовного училища (1814-1914 гг.)». С.-Петербург, 1914. После 1917 года Михаил стал священником, вернулся в Порхов, был репрессирован (далее о нём см. очерк о Никандровой Пустыни). Протоиерей Евгений Лебедев служил в соборе еще некоторое время после 1917 года.

Вторым священником служил протоиерей (с мая 1907 г.) Василий Алексеевич Доманский. Он родился 18 января 1850 года в Порхове, был сыном причетника, служил в соборе более  25 лет. «Примерный, любящий семьянин, он был примерным и любящим пастырем, примерным и любящим учителем Закона Божия». С марта 1911 года заштатному протоиерею назначена пенсия 300 руб. в год.

Перед 1917 годом священником в Троицкий собор назначен Пантелеимон Иоаннович Богоявленский. Он родился около 1881 года в семье псаломщика Богоявленского собора в г. Великие Луки, в раннем детстве остался сиротой. После окончания в 1903году Псковской духовной семинарии его определили псаломщиком в Николаевский храм Александровского Посада на Талабских островах. 3 июня 1907 года он возведен в сан дьякона церкви погоста Сенно Псковского уезда. Спустя год, 30 сентября 1908 года, Пантелеимон посвящен в сан священника и определен в церковь Казанской иконы Божией Матери Благовещенского Воронцовского монастыря Холмского уезда Псковской губернии. Летом 1911 года о. Пантелеимон перемещен служить на Верхний остров, а осенью того же года - в погост Карачуницы Порховского уезда. Отсюда его, предположительно в тот же год, перевели в Троицкий собор г. Порхова. За свое служение в 1914 году его наградили камилавкой, 12 июня 1917 года утвержден в должности благочинного 1 округа. Пришедшие к власти большевики расстреляли священника весной 1918 года без суда и следствия. В журнале «Еженедельник ВЧК» в мае 1918 года напечатано сообщение: «Пантелеимон Богоявленский, благочинный Порховского округа, расстрелян за распространение слухов посредством проповедей». В 2003 году священник Пантелеимон Богоявленский прославлен в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых.

В 1910 году в приходе жило 1323 человека мужского пола и 1381 человек женского пола. Родилось 75 мужского пола, 84 женского пола, умерло 64 мужского пола, 67 женского пола. Согласноисповедным росписям, в приходе числилось 30 (9 м. и 21 ж.) человек духовного звания, штатских - 22 человека, «купцов, мещан и прочих обывателей» 1588 человек, крестьян 998 человек. Приход Троицкого собора составляли не только горожане, но и жители деревень Большая Киевка, Заполье, Заходы, Малая Киевка, Опочно, Осечище, Попадин Ручей, Селище.

Собор закрыт в годы советской власти, в конце 60-х годов XX века взорван.

Собор БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

10 сентября 1791 года живший в Порхове подполковник Александр Воронов обратился к архиепископу Псковскому и Рижскому Иннокентию с просьбой разрешить ему построить при Троицком соборе, на отведенном месте, «его иждивением», теплую церковь во имя Благовещения Пресвятой

Богородицы. 18 октября 1791 года резолюцией преосвященного

Иннокентия дано благословение на строительство такой церкви.

Было решено, что церковь должна строиться при входе в собор,

под одной кровлей с ним.

Теплый каменный Благовещенский собор с колокольней построен в 1809 году на месте придела Троицкого собора. Богослужения в соборах совершались поочередно, по полугодиям, причтом Троицкого собора. Оба собора в 1905 году на церковные средства ограждены общей железной решеткой на кирпичном фундаменте.

Приход Благовещенского собора составляло то же население, что и

Троицкого собора.

2 (15) октября 1901 года епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин) утвердил устав Общества трезвости и воздержания от сквернословия в честь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, учрежденного при Благовещенском соборе г. Порхова. 7 (20) октября общество начало свою

деятельность. Задачей общества было «внедрять в народную среду начала трезвости и воздержания от сквернословия, а также оказывать материальную помощь своим бедным членам». Члены общества должны были подавать пример своим образом жизни, распространять в народе сведения о вреде пьянства и сквернословия через беседы, внебогослужебные собеседования, раздачу книг и брошюр. Общество состояло из православных членов обоего пола, без различия звания и состояния. Не принимались в члены общества лица, торговавшие спиртными напитками, исключая служащих казенной винной монополии и сидельцев казенных винных лавок, а также ограниченные в правах по суду, несовершеннолетние и учащиеся. Средства общества складывались из членских взносов, который составлял 1-2 рубля в год, но многие члены общества этой суммой не ограничивались. Председателем совета общества был избран законоучитель Мариинской женской прогимназии священник Владимир Лебедев, товарищем(заместителем) председателя избран преподаватель городского училища Михаил Николаевич Рейтенборд, казначеем - Николай Петрович Зацкой, кандидатом в его преемники - Яков Александрович Буланов, секретарем общества стал преподаватель духовного училища Владимир Дмитриевич Никольский, кандидатом в его преемники - Сергей Петрович Поляков. Членами совета общества стали: Михаил Алексеевич Малиновский, Егор Петрович Перин, Николай Александрович Кокорев, Василий Алексеевич Алексеев. Почетными членами общества состояли епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин), настоятель Псково-Печерского монастыря Мефодий, протоиерей Иоанн Кронштадтский, ректор Псковской духовной семинарии протиерей Алексий Иоаннович Лебедев, священник Воскресенской церкви у Варшавского вокзала Петербурга, основатель аналогичного общества в столице, Александр Рождественский, городской голова Порхова и церковный староста собора Петр Петрович Зацкой, торговец Григорий Иванович Крюков. Рядовых членов

общества насчитывалось около 80 человек. Деятельность общества поддержали дворяне, купцы, мещане, крестьяне, жителиПорхова. Были, конечно, и нарушители устава, но в основном члены общества, несмотря на праздники, свадьбы, дни рождения, именины, похороны, поминки, не нарушали взятого на себя обета, ограничивались чаепитием. Списки горожан, давших обет

воздерживаться от употребления вина в течение полугода, года

или на другие сроки, публиковались в «Псковских епархиальных

ведомостях».

Собор закрыт в годы советской власти, в конце 60-х годов

XX века взорван.

Церковь иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ»

ерковь устроена в 1864 году в камерах тюрьмы на средства

директора тюрьмы Якова Павловича Пашкова. Колоколь-

ня построена отдельно, на деревянных столбах, с кровлей,

на ней четыре колокола, вес их неизвестен. Престол в цер-

кви один. Богослужения совершались во все воскресные,

праздничные, «Царские» дни и дни Великого поста. По штату

причта в церкви не положено, но в церкви служил штатный свя-

щенник и псаломщик. Свыше 20 лет трудился священник Михаил

Федорович Ильинский ( ? - 05.03.1912 г.), после него, с 1912 года,

священник Сергей Дориомедов. Содержание священника оплачи-

вали Порховское уездное земство и Порховская городская управа,

псаломщик содержался на средства земства. В пользу причта тю-

ремной церкви имелся капитал, завещанный разными жертвовате-

лями на вечное поминовение родителей, а также пожертвованный

горожанами, в домах которых причтом совершались различные

требы в праздничные дни.

В церкви велись метрические книги с марта 1903 года.

К церкви была приписана каменная часовня, соименная церк-

ви, построенная в 1889 году. Часовня построена директором Пор-

ховского уездного отделения тюремного комитета купцом Степа-

ном Абрамовым. Богослужения в ней совершались 17 (30) и 24

октября (6 ноября). Школы церковь не имела. После 1917 года

церковь закрыта.

16

Церковь СВЯТОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ

и КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

ерковь построена из каменной плиты и кирпича на кладби-

ще в 1804 году на средства купчихи Фёклы Никифоровой

Киркиной. Богослужения в ней совершались в «родитель-

ские дни», а также по просьбам отдельных лиц. Престол в

церкви один.

Колокольня каменная, построена в связи с церковью, на ней 5 ко-

локолов. Вес 1,3,4 и 5 неизвестен, вес 2-го колокола - 2 пуда 36

фунтов. На расстоянии 10 саженей от церкви находилась каменная

сторожка.

Церковь была приписана к Троицкому собору, своего причта

не имела, богослужения в ней совершались священнослужителями

Троицкого собора. По этой же причине в церкви не велись обыск-

ные, метрические, исповедные и приходорасходные книги.

В годы советской власти церковь была закрыта, затем воз-

вращена верующим, была единственной действующей церковью в

Порхове.

Церковь СВЯТИТЕЛЯ и ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ

ервоначально церковь в честь Святителя и Чудотворца

Николая в Порхове в крепости была построена в 1412

году. Существующая ныне церковь построена из извест-

няковой плиты в 1770 году и освящена в том же году 27

сентября (10 октября). До строительства и освящения

Троицкого собора это был соборный храм Порхова. Престолов

в ней два: главный в честь Святителя и Чудотворца Николая и

придельный в честь Святого Архистратига Михаила. Колокольня

до конца XVIII века находилась на крепостной стене, в начале

XIX века устроена на крепостной башне, по-прежнему отдельно

от церкви. На колокольне висели семь колоколов. Вес их был сле-

дующим: 1-й колокол - 82 п. 15 ф., 2-й колокол - 30 п. 10 ф.,

17

3-й - 18 п. 34 ф., 4-й - 7 п. 10 ф., 5-й - 7 п., 6-й - 3 п. 35

ф., 7-й - 8 ф., надписей на них не было. До 1917 года в церкви

находилась древняя икона Святителя Николая, почитаемая всеми

жителями Порхова. По их ходатайству с 1848 года икону торжес-

твенно носили по домам и совершали с ней молебствия. С 1717

года хранился также серебряный Крест с частицами мощей святых

Киево-Печерских угодников: Моисея Угрина, Исаакия и Афана-

сия затворников. Крест был устроен в том же году, 4 мая, по бла-

гословению архимандрита Киево-Печерского монастыря Аникия.

В 1706 году, 9 декабря, начальник Порховской инвалидной ко-

манды комендант Иерофей Исаакович Ладеженков подарил Ни-

колаевской церкви требник. Здесь же хранился октоих, подарен-

ный монахом Феодосием в 1698 году в Порховскую Покровскую

церковь. В настоящее время икона Святого Николая хранится в

Псковском музее-заповеднике, судьба других святынь после 1917

года неизвестна. Крупных перестроек не было. В 1830 и 1834 го-

дах пробиты окна в стене и алтаре придельной церкви. В 1913 году

торжественно отмечено 500-летие основания храма. К этой дате

на средства, выделенные Святейшим Синодом и собранные горо-

жанами, отремонтирован храм и крепостные стены.

С 1788 года к Николаевской церкви приписана Покровская

церковь. В 1876 году она вновь оставлена приписной. В ведении

Николаевской церкви находилось Георгиевское кладбище в полу-

тора верстах от церкви.

В 1897 году при церкви учреждено приходское попечительс-

тво. На его средства содержались школа грамоты в деревне Бель-

ково, учрежденная в 1897 году, в 6 верстах от города, и регент цер-

ковного хора. Богадельни и больницы при церкви не было. В 1888

году при церкви учреждена церковно-приходская школа, средства

на её содержание отпускались Синодом и городской управой. В

школах обучалось 54 девочки и 17 мальчиков. При церкви сущес-

твовал хор.

В приходе находились пять часовен (три каменные и две

деревянные). Одна часовня была устроена в крепости под коло-

кольней, построена в 1855 году купцом Тимофеем Порфирьевым.

Богослужения в ней совершались 9 (22) мая и по просьбам бо-

гомольцев. Еще одна каменная часовня находилась на Духовской

улице, построена в 1842 году порховским мещанином Илларионом

Фуфаевым. В ней в день Святого Духа совершалось освящение

18

воды. На кладбище находилась деревянная Георгиевская часовня,

построенная в 1852 году порховским купцом Петром Ардамацким.

В ней совершалась всенощная служба 23 апреля (6 мая). Сведения

о двух других часовнях не выявлены.

Известны имена только двух жертвователей в пользу цер-

кви: купеческая дочь Устинья Новосильцева и мещанка Варвара

Петрова.

По штату 1876 года в церкви должны были служить свя-

щенник и псаломщик. Фактически в церкви служили священник,

штатный дьякон и псаломщик. С 1868 по 1893 год в церкви слу-

жил протоиерей Александр Андреевич Красноумов (1838-1893).

Помимо своих прямых священнических обязанностей, о. Алек-

сандр много времени посвятил изучению истории Порховской

земли, он начал первые внебогослужебные собеседования в Пор-

хове, 30 октября 1888 года открыл церковно-приходскую школу,

составил «Синодик государей, новгородских и псковских архи-

ереев, священнослужителей, благотворителей и прихожан Ни-

колаевской церкви», «Церковную летопись о церкви Святителя

Николая, что во граде Порхове в крепости, и о приписанной к ней

Покровской с 1873 г., а равно и о других погостах Порховского

уезда» и многие другие труды, местонахождение которых ныне

неизвестно. В 1893 году им устроено отопление в Николаевской

церкви, ставшей с этого времени теплой.

После протоиерея А.А. Красноумова священниками в церкви

служили Василий Александрович Красноумов (с 17.11.1905 г.) и

Григорий Беляев (до 18.12.1916 г.). Дьякон Алексей Лукич Ма-

линовский (преставился 06.10.1914 г.), после него служил дьякон

Сергей Никольский. Псаломщик Тимофей Рудаков.

Прихожанами церкви были жители Порхова и деревень: Алек-

сандровская, Бельково, Борок, Воронцово, Вятчи, Долгуша, Забо-

лотье, Слепое Заполье, Острицы (она же Симоновка и Теребуни).

Церковь была действующей и в послевоенные годы. С 1961

года по 1968 год церковь реставрировалась. В 1963 году в приде-

ле, а потом и во всем помещении был открыт районный краеведчес-

кий музей. В конце XX века церковь возвращена верующим, здесь

начались богослужения.

19

Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (приписная)

ерковь построена из кирпича в 1853 году вместо сгорев-

шей деревянной церкви уроженцем Порхова коммерции

советником, санкт-петербургским купцом Василием Гри-

горьевичем Жуковым. Престол в церкви был один. Бого-

служения в ней совершались с вечерни Великого пятка по

1 (14) мая и с 1 (14) июня по 8 (21) ноября. Колокольня устроена

над притвором, под одной крышей с колокольней. Колоколов было

семь, известен только их суммарный вес - 67 п. 6 ф.

В годы советской власти церковь была закрыта и разрушена.

Церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

а этом месте первоначально находился Спасский мужской

монастырь, иногда называемый Тихвинским, по наиме-

нованию придела монастырской церкви, упраздненный в

соответствии с указом императрицы Екатерины II от 26

февраля 1764 года. Существующая церковь построена из

каменной плиты в 1772 году, после закрытия монастыря, теплая,

двухпрестольная. Главный престол - Преображения Господня, в

приделе - Тихвинской иконы Божией Матери. Колокольня пос-

троена из плиты одновременно с храмом и в связи с ним. На ко-

локольне было семь колоколов. Вес первого колокола 40 п. 16 ф.,

второго - 10 п. 25 ф., третьего - 6 п. 4 ф., четвертого - 3 п.

10 ф., пятого - 3 п. 6 ф., шестого - 1 п. 20 ф., седьмого - 1 п.

10 ф. На втором колоколе была надпись: «Сей колокол по приказу

С.-Петербургского купца Ивана Чиркина лит мастером Мехром.

Стокгольм. Марта 1 дня 1747 года». Этот колокол поначалу был

в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, видимо, до того, как

она была приписана к Преображенской церкви. Кладбища при

храме не было. В церкви были захоронения неустановленных лиц.

Одно из них считалось местом захоронения князя Романа Юрье-

вича, погибшего в битве на реке Шелони в 1399 году.

До 1917 года в церкви хранилось Евангелие, напечатанное в

1635 году и подаренное архимандритом Макарием в Спасский мо-

20

настырь на поминовение душ его родителей. Надпись гласила: «В

дом Преображения Господа нашего Иисуса Христа, что в Пор-

хове на посаде, Пресвятыя Богородицы Тихвинского монастыря».

В Тихвинском приделе находилась древняя, почитаемая в народе

икона Тихвинской Божией Матери в посеребренной ризе. Судьба

святынь неизвестна.

По штатам 1876 года в церкви положено служить священни-

ку и псаломщику. В действительности служили священник, пса-

ломщик-дьякон, затем священник, дьякон и псаломщик. В начале

ХХ в. служили священники Александр Горский (умер 11.03.1905)

и после него с 23.05.1905 г. Тимофей Арсениевич Смирнов (уволен

за штат 02.08.1917 г.). Дьяконы - Иоанн Муравейский, 17 апреля

1907 г. перемещен на дьяконское место в Николаевскую церковь

г. Холма, после него служил Дмитрий Георгиевич Королев.

Приходского попечительства, богадельни, больницы и цер-

ковно-приходской школы при церкви не было ввиду отдаленности

деревень от нее. В приходе были две школы: Министерства народ-

ного просвещения в селе Нестрино с 1908 года и земская школа

в селе Сосонье. При церкви с ноября 1909 года существовал хор

любителей пения.

К Преображенской церкви были приписаны церковь Рож-

дества Пресвятой Богородицы и домовая церковь Всемилостивого

Спаса в селе Нестрино.

В приходе было восемь часовен в деревнях: Корж, Красуха,

Переровня, Симоново, Сосонье, Тосныборок, Турицы деревянные

и в селе Хилово каменная. В какие годы они были построены -

неизвестно. Часовня в Хилово построена помещицей Ирецкой,

остальные часовни построены крестьянами.

Прихожанами церкви были жители города Порхова, помещи-

ки сел Нестрино и Хилово, крестьяне деревень Веснино, Горели-

цы, Железно, Заборовье, Загорье, Замошки, Корж, Красуха, Пе-

реровня, Симоново, Скрылево, Сосонье, Тетеркино, Тосныборок,

Турицы. В 1799 году прихожан было 1296, в 1910 году - 2221

человек.

Село Хилово считалось Порховским окологородьем со вре-

мен новгородской самостоятельности. Тогда село принадлежало

Ивану Кислякову. В XIX веке были две усадьбы Хилово, при-

надлежавшие, соответственно, Корсаковым и Балавенским. По-

21

мещику Петру Петровичу Балавенскому принадлежало лечебное

заведение при источнике серных вод в селе Хилово.

Источники минеральных вод в селе открыты в 1865 году, в

1868 году Петром Балавенским по договору с Военным министерс-

твом построены лазареты для военнослужащих, ставшие прообра-

зом будущего санатория. В 1889 году указом императора Алексан-

дра III министру государственных имуществ повелено: «Признав

нужным объявить находящиеся в Порховском уезде Псковской

губернии Хиловские минеральные источники имеющими обще-

ственное значение, повелеваем принять для охраны сих источников

от порчи и истощения». Постепенно курорт «Хилово» приобрел

всероссийскую известность, не забыт он и в наши дни.

С 1990 года в церкви совершаются богослужения.

Село НЕСТРИНО

Домовая церковь ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

омовая церковь устроена по просьбе помещицы, жены

полковника, Анны Александровны Бибиковой в соответс-

твии с указом Святейшего Синода от 16 апреля 1820 года.

Церковь находилась на верхнем этаже деревянного двух-

этажного дома. Священника при церкви не было, богослу-

жения совершались священником Преображенской церкви города

Порхова, к которой домовая церковь была приписана. В клировой

ведомости за 1910 год сказано, что «богослужения изредка совер-

шаются монашествующими Никандровой пустыни», в дальнейшем

богослужения в ней не совершались по причине ветхости дома.

В 1884 году сын первых владельцев имения Василий Петро-

вич Бибиков продал имение Нестрино штаб-ротмистру в отстав-

ке Николаю Николаевичу Бухарову, сыну командира эскадрона

лейб-гвардии гусарского полка, в котором служил корнет Миха-

ил Юрьевич Лермонтов.

После 1917 года в имении была устроена коммуна, но как

только все припасы были съедены, коммунары разбежались. По-

том здесь находился детский дом. Последним владельцам имения

удалось уехать во Францию. Усадьба уничтожена в годы Великой

Отечественной войны.

Ныне деревня Нестрино Порховского района. Церкви нет.

22

Церковь РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

а этом месте находился Рождественский девичий монас-

тырь, упраздненный в соответствии с указом императрицы

Екатерины II от 26 февраля 1764 года. После упразднения

монастыря церковь приписана к Преображенской церкви.

Существующая Рождественская церковь построена из ка-

менной плиты в первой половине XIV века, перестроена в XVIII

веке, холодная. Престолов в церкви было два, главный - Рождест-

ва Богородицы, придельный - Святых князей Бориса и Глеба. Ко-

локольня построена также из плиты, в связи с церковью. Колоко-

лов на ней было пять. Первый колокол весил 15 п., второй - 12 п.,

третий - 4 п., четвертый - 3 п. 10 ф., пятый - 1 п. 10 ф. Надписей

на колоколах не было. Первоначально на колокольне Рождествен-

ской церкви висел колокол с надписью: «Сей колокол по приказу

С.-Петербургского купца Ивана Чиркина лит мастером Мехром.

Стокгольм. Марта 1 дня 1747 года», позднее он перенесен в Пре-

ображенскую церковь. Были еще два колокола со следующими над-

писями: «Вылит сей колокол 1759 года августа 1 дня в Порховский

девичий монастырь к церкви Рождества Богородицы ... Семена

Митрофанова сына Лаврова усадища Дунова вечное поминовение

роду по мне...» и чугунный с польской надписью «жена S.W.A.

Ганна Сергеева Ковалевич Костылянка справила году 1647».

Судьба этих колоколов неизвестна. Кладбища при церкви не было.

Своего причта церковь не имела, богослужения совершались свя-

щеннослужителями Преображенской церкви 2 (15) мая, 24 июня

(7 июля) и 8 (21) сентября.

В годы советской власти церковь была закрыта. В 1984-1986

годах её отремонтировали для приспособления под молодежный

клуб. В настоящее время церковь возвращена верующим, однако

требует большого ремонта.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11