02-10-2009
В 21 Неделю от Пятидесятницы, 13 ноября, в Церкви читают Евангелие
от Луки (8. 26-29),где рассказывается о человеке, одержимом бесами,
который жил в гробах (в пещерах), не носил одежду, избегал людей, и
нечистый дух мучил его. В стране Гадаринской произошла встреча Христа с
этим человеком, и Иисус спросил у него: как тебе имя? – "легион", был
ответ, потому что много бесов вошло в этого несчастного. Господь
повелел нечистому духу выйти из сего человека. Вышедшие из человека
бесы были отправлены Христом в свиней, и свиное стадо бросилось в воду,
утонув в озере.
Настоятель храма Успения с Пароменья в Пскове, священник Виталий Скнар говорит о сути события: "Евангельский отрывок рассказывает об одержимости человека нечистой
силой. И когда читаешь эти строки, может показаться, на первый взгляд,
особенно нашей современной интеллигенции, что это невозможно, что это –
метафора, аллегория. На самом деле, это не так. Бесы реально существуют
и достигли сейчас больших результатов, внушив людям, что их нет. А
логика сатаны такова: если нет дьявола, то нет и Бога, и дьяволу
выгодно, чтобы люди жили в атеистическом мировосприятии.
Если мы считаем, что дьявол аллегория, метафора, не личность, мы, тем самым, обезоруживаем себя перед силами зла.
Простой
пример: представьте, воры всей страны внушили гражданам, что их не
существуют, и бедные граждане не стали бы закрывать своих квартир,
домов, в надежде на то, что вокруг живут только честные люди… На войне,
чтобы бороться с врагом, надо знать его в лицо, а если боевые действия
ведутся ночью и врага не видно, то непонятно, с кем сражаться. Врага
надо знать в лицо, если мы дьявола считаем реальной личностью, а не
мифом. Дьявол – дух, обладающий личностным самосознанием.
Самосознающий
себя субъект, который владеет своей собственной природой, и люди, и
ангелы являются личностями в этом смысле. Дьявол погряз в грехе, он
любит грех и проповедует его, пытается ввергнуть в него человека.
Причем, по зависти. Он очень завидует. И, прежде всего, он позавидовал
Адаму, потому что Адам восполнил место отпавшего Денницы, который был
когда – то высшим ангелом, одним из красивейших, самым близким к Богу,
и был сотворен одним из самых лучших, а стал падшим, сатаной. И гордый
дьявол не мог смириться с тем, что несовершенный человек занял его
место, и решил его уничтожить, смести человека с лица земли, как своего
соперника, как конкурента со своего пути. И воспользовался запретным
плодом с Древа, о котором предупредил Господь Адама: "если съешь с сего
древа, то смертию умрешь". То есть лишишься бессмертия, и дьявол
полагал, что, съев плода с запретного древа, Адам умрет, а он займет
его место. Но, ввергнув в смерть Адама и Еву, он не смог действительно
уничтожить человечество как таковое. Бог сохранил человека.
Смерть
вошла в мир после греха Адама, но человек не исчез с лица земли. А
дьявол лишился сладости Божией, отпав от Бога. И теперь он в аду в
страшном состоянии, в состоянии полного безумия, ужасной
опустошенности, он мучается, страшно мучается духовно и мучает всех.
Что является признаком великой гордости: если мне плохо, то пусть также
будет плохо и другим.
Дьявол – гордец, он считает себя богом, и
когда он видит смирение Божье рядом с собою, это вызывает в нем
бешенство, он не может его переносить. В житие моего святого Виталия
Александрийского рассказывается история, как он, будучи монахом, шел
однажды, и один бесноватый человек ударил его по щеке, он же подставил
ему другую, и бесноватый не смог ударить. И из него сейчас же вышел
бес, который не вынес смирения. Гордость – мать всех пороков. Мы себя
любим и предпочитаем своим ближним, пытаемся возвыситься над ними, и
все злобы, распри и ссоры, недоброжелательство – все происходит отсюда.
А если человек смиряется, дьявол не может выносить такого человека и
бежит от него.
Смирение очень хорошо показывается в исповеди, в
исповедание грехов. Когда человек действительно осознает свои грехи и
не пытается их утаить, себя оправдать, а несет их на суд Божий, в
церковь и высвечивает мрачные темные уголки своей души, и туда попадает
свет Божий. И дьявол, который любит темноту, темные закоулки в нашем
сердце, не находит там укромного уголка для себя: все высветилось во
время внутреннего обнажения, все высвечивается благодатью.
Дьявол
же укореняется в сердце, которое находится во мраке. Если человек
признает себя грешником, видит свои грехи, приходит исповедовать их
Богу, тем самым он смиряет себя и наносит дьяволу страшный удар,
страшное поражение. После хорошей, настоящей, покаянной исповеди дьявол
теряет свой абсолютный контроль и власть над человеком. И это очень
серьезный способ борьбы с нечистой силой – покаянная исповедь со
слезами Господу Богу в присутствии священника. Очень помогает
постоянная молитва, а молитва есть дыхание души.
Пока человек
молится, в нем теплится молитвенный огонек и согревает душу, а когда
потухает, то вокруг сгущается тьма и дьявол может с легкостью напасть
на человека. И он так силен, что может скрутить в бараний рог и
физически, и духовно. Поэтому молитва не должна угасать в сердце
христианина, чему способствует аскетическая дисциплина нашей Церкви,
утренние и вечерние молитвы, и постоянная молитва в продолжении дня:
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Ее нужно читать
беспрестанно про себя, особенно, когда помыслы наши бесовские и
страстные неотступны и навязчивы. Когда человек начинает молиться, то
гнев и злоба, которые точат его сердце, сразу отходят. И тогда
становятся понятно, что все это не от человека, а от врага рода
человеческого – дьявола. Очень сильно опаляет дьявола Таинство Святого
Причащения. Тогда приходит в наши мысли, в наше сердце и душу Господь и
приносит мир, покой и тишину.
Наши святые подвижники знают, как
сопротивляется дьявол, когда человек встает на особый путь духовной
жизни. Начинается духовная брань, идет тяжелая борьба. И на высоких
ступенях духовного подвижничества молитвенники сталкивались воочию с
этими разрушительными, демоническими силами. Наши святые нас
предостерегают и говорят о том, что дьявол, сатана действительно
существует. И вся его деятельность направлена на разрушение, на
уничтожение всего светлого, Божьего, доброго в этом мире.
Мы же,
в большинстве своем, частично одержимы внешне, дьявол приступает к нам
с помощью помыслов и возбуждения страстей. Мы эти бесовские помыслы
принимаем, принимаем в себя демонов. Здесь не нужна отчитка, а нужна
постоянная, регулярная, духовная жизнь. Регулярная молитва, регулярная
исповедь, регулярное причастие. Дьявол больше всего боится добродетели
смирения. Гордыне дьявола человеческое смирение наносит сильнейшее
поражение. Существуют два вида одержимости: внешняя, поверхностная и
внутренняя, когда уже бес поселяется в тело человека и овладевает им.
Бесноватого человека, когда бес получает полную власть над его телом,
видно.
Тогда уже может и психика повреждаться, что является
следствием бесовской одержимости. Но дьявол не может властвовать над
душою и над жизнью человека, потому что душа и жизнь, даже бесноватого
человека, в руке Божией, а попускает Господь мучить дьяволу
человеческое тело. Как правило, психическое заболевание и одержимость
существуют вместе. И лечить таких людей надо и медикаментозно, и
духовным способом. Их необходимо, если возможно, регулярно исповедовать
и причащать, подводить к Чаше, чтобы Господь постоянно входил в их
сердце. А когда Господь входить в сердце бесноватого, сердце
освящается, и дьяволу это очень не нравится. Были случаи, когда от
частых причащений бесы выходили от людей. В особо тяжелых случаях у нас
из древней традиции Церкви сохраняется чин отчитки (экзорцизм –
изгнание бесов). И для этой тяжелой духовной работы благословлен нашим
Архиереем у нас в Пскове протоиерей храма свв. Константина и Елены отец
Пантелеимон (Ледин).
Как – то я был в Печерском монастыре, когда
там еще отец Адриан отчитывал, вошли в Сретенский храм и увидели ужас,
который там творился. Батюшка тихо читает молитву и произносит:
"сатана, изыди"! И тут началось и хрюканье, и кашель, и лай, чего
только там не было, как в аду. Сидели две бесноватые: у них у обеих
были закрыты уста, а бесы говорили внутри них, из них вполне полноценно
произнесенными грязными словами. То, что понятно простому верующему
человеку, простой бабушке в храме, то невдомек, к сожалению, грамотному
и необразованному безбожнику, неверующему человеку.
Духовная
природа не терпит пустоты, если в сердце у нас нет Бога, то его
занимает дьявол. Это и есть причина одержимости в наше время. Не
столько грехи какие – то определенные, их может и не быть, а просто
люди живут без Бога, и это становится причиной одержимости. Но бесы не
имеют власти над человеком, потому что Господь дал каждому человеку
свободную волю, и так просто овладеть человеком бес не может. Бог ему
это не разрешает без воли человеческой. И если бы человек исполнял волю
Божию, он бы был неприступен для дьявола, но в том и беда, что бесы
овладевают людьми, как говорит Афонский старец Паисий, потому что мы
сами даем над собой власть демонам. И тогда они научают нас всякому
лукавству, всякой лжи и греху. Наши страсти у всех одинаковы, и это
бесы видят, правда, наших мыслей они не знают, но по движению нашего
зрачка уже хорошо их угадывают.
Если ум человеческий бродит по
всему свету и пропускает через себя все, что ни попадя, пропускает
через свое сердце, все что можно, он из своего сердца устраивает
проходной двор. И со всей информацией, пущенной в сердце, туда входят и
бесы. Если ты принял помысел бесовский – ты принял беса самого. Вот
таким образом они входят в нас, в человеческое сердце, если человек не
бодрствует духовно, не призывает Имя Божьего, если ум человека не занят
размышлениями о духовном, не занят Господом. Но мы не обладаем духовным
рассуждением и не отличаем, какие помыслы от беса, какие нет. Мы думаем
эти помыслы от нас, а на самом деле принимаем самого сатану. Начинаем
беседовать с ним " в уме", мысленно и потом пожинаем плоды. Помыслы и
посылают людей на греховные дела. Поэтому надо не вдаваться в пустые
измышления и больше думать о Господе, принимать в себя Христа,
соединяться с Ним. И тогда в сердце войдет такая духовная радость, с
которой ничто не может сравниться в этом мире, верующие люди ее знают.
Злая
воля, цель которой уничтожение человека в мире, зло – это реальная сила
в мире. И демоны, может быть, и уничтожили бы все, смели бы все на
своем пути, поскольку это падшие ангелы, и ангельская природа, ее сила
у них сохранилась, они намного сильнее человека. Только Бог не дает им
это сделать. Бывает, бесноватую подкидывает так, что она падает на пол
затылком, плашмя о каменные плиты, и с ней ничего не случается
страшного.
Господь не дает дьяволу нанести непоправимого
смертельного удара человеку. Господь попустил дьяволу приступить к
человеку и мучить его, как правило, за грехи, за жизнь без Бога, но
убить человека Господь дьяволу не разрешает, не попускает, хранит всех:
и праведников, и грешников, и больных, и бесноватых, и здоровых.
Серафим Саровский говорил об этом, что самый малейший бесенок мог бы
одним своим когтем сдвинуть с траектории нашу землю, но Господь ему это
не разрешил. Вот такая у них страшная сила, и какой немощный хрупкий
перед этой страшной силой человек. И если человек не будет прибегать к
Богу, не будет защищен Божественной благодатью, Божественным
покровительством, мы можем представить себе тогда, в лапах какого
страшного зверя, немилосердного и злобного, может оказаться бедный
беззащитный человек.
Это особенно касается детей. Детки ни в чем
не виноваты, им достается по грехам родителей, которые живут безбожной
жизнью, детей в храм не приводят. Дьявол приступает и к их чистым
невинным душам, и мучает такой поверхностной одержимостью даже
маленьких детей. Вот почему плохо они спят по ночам, кричат, лунатят,
болеют. Раз зло реальная сила, недостаточно защищаться от этого зла
какими – то умными книгами и т.п. Защищаться надо от него молитвой и
причастием.
"Всякий род бесовский изгоняется молитвой и постом",- сказал Господь в Евангелие.
|