РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
21-10-2010


Часть 6.

В Псков 13 апреля 1731 года епископом Псковским и Нарвским назначен Варлаам (Леницкий, Левицкий, [Линицкий]). Указом от 31 июля 1731 года (по другим данным 10 августа 1732 года) он возведен в сан архиепископа. Варлаам родился в Киеве, во второй половине XVII века, происходил из польского дворянского рода, обучался в Киевской духовной академии. По окончании академии в Киево-Печерском монастыре был пострижен в монашество, управлял монастырём в Полтавской епархии. В мае-июне 1711 года, во время Прутского похода, Варлаам служил в качестве капеллана главнокомандующего русской армии Б.П. Шереметева. Затем он участвовал в посольстве в Константинополь вместе с П.П. Шафировым и М.Б. Шереметевым. В 1712 году совершил путешествие в Святую землю и написал об этом сочинение. После ареста русских послов в Константинополе тайно пробрался на Кипр, где был пойман и выдан турецким властям. 1 марта 1714 года Варлаам был освобожден и вернулся в Россию. Затем он вновь находился в армии Б.П. Шереметева. В 1716 году откомандирован в Ригу. С 1716 года Варлаам - игумен Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. 31 мая 1719 года (по другим данным 24 мая) возведен в сан епископа Суздальского и Юрьевского. По поручению Синода в 1721 году им проводилось расследование по делу бывшего митрополита Крутицкого Игнатия, обвиненного «в оказании чести и разных услуг» инокине Елене (бывшей царице Евдокии Федоровне, супруге Петра I), находившейся в одном из суздальских монастырей. 5 июля 1723 года Варлаам определен викарием к Псковскому архиепископу Феофану (Прокоповичу). Это перемещение, по-видимому, было следствием ходатайства Феофана Прокоповича об облегчении управления Псковской епархией и для надзора за состоянием епархии в его отсутствие. Варлаам просил отсрочить поездку. Осень и зиму 1723/1724 года он провел в Москве. Здесь 19 августа 1723 года Варлаам встречал мощи Святого князя Александра Невского при перенесении их в Санкт-Петербург, 7 мая 1724 года Варлаам присутствовал на коронации Екатерины I. В 1724 году Варлаам назначен епископом Коломенским и Каширским, в феврале 1725 года участвовал в погребении императора Петра I. В 1726 году он был вызван на череду богослужений в Санкт-Петербург, по назначению Синода Варлаам присутствовал в мае 1727 года на отпевании императрицы Екатерины I. В 1727 году указом императора Петра II Алексеевича он назначен епископом Астраханским и Ставропольским, в 1730 году епископом Переяславльским и Бориспольским, викарием Киевской митрополии. Епископ Варлаам 29 июня 1731 года направил в Синод прошение о разрешении спора о церковных вотчинах и доходах. Решение Святейшего  Синода о том, что построенные ранее посадскими людьми церкви в Пскове и за городом должны состоять только в ведении духовных властей и находиться в ведении архиерейского дома, последовало 26 ноября 1731 года. Императрица Анна Иоанновна указом от 6 июля 1733 года утвердила это решение Синода. Варлаам заботился о лучшем устройстве славянороссийской школы, открытой в Пскове в 1725 году. В 1732 году он обратился в Синод с прошением, в котором указывал, что для обучения детей духовенства, собранных по епархии, нет способных учителей, просил прислать преподавателей, знающих философию и риторику. По указу Святейшего Синода в Псков из Киевской духовной академии были направлены иеромонах Манассия Коссачи и Стефан Леваковский. В 1732 году начала свою деятельность Псковская духовная семинария. Время архиерейства Варлаама совпало с годами царствования императрицы Анны Иоанновны и всевластия Бирона, когда всем было мало пощады. Жестокое время и жестокие нравы царили в обществе. Повсюду рыскали шпионы, ложные доносы губили любого, кто попадал в стены Тайной канцелярии. Священников, не совершавших богослужений в «царские дни», указами императрицы Анны Иоанновны велено, минуя Синод, отправлять в Тайную канцелярию. В 1735 году по запросу обер-секретаря Синода и Московской Синодальной канцелярии были высланы 17 дел, касавшихся проступков Варлаама. В 1738 году Варлаам был вызван в Петербург - началось следствие по его делу. Главным обвинением было неслужение обязательных молебнов, притеснения и т.п. На основании выводов следственной комиссии, возглавлявшейся Вятским епископом Киприаном, 8 января 1739 года последовала резолюция императрицы, согласно которой Варлаам признавался виновным в том, что с 1735 года за богослужением не поминал титула императорской фамилии, выражал мнение о необходимости служения панихид по инокине Елене (бывшей царице Евдокии Федоровне). Все другие обвинения, по-видимому, не подтвердились, упоминания о них нет. Указом Святейшего Синода от 12 января 1739 года управителю Псковского архиерейского дома объявлено, что архиепископ Варлаам от Псковской епархии отстранен. 7 мая 1739 года последовал новый указ Синода, согласно которому архиепископ Варлаам увольнялся на покой в Киево-Печерский монастырь. Не исключено, что Варлаам лишился архиепископской кафедры в итоге разысканий шпионов Тайной канцелярии. В следственном деле о кружке А.П . Волынского упоминается, что в кружок единомышленников входил и псковский архиепископ. Имя архиепископа не названо, но, судя по времени, с уверенностью можно говорить о Варлааме, который, к тому же, как и Волынский, служил ранее в Астрахани. Скончался архиепископ Варлаам 8 января 1741 года, погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах Киево-Печерского монастыря. Его библиотека после смерти поделена между Киевской духовной академией и Псковской духовной семинарией. После того, как архиепископ Варлаам указом Синода был уволен на покой, 4 февраля 1739 года епископом Псковским и Нарвским назначен Стефан (Калиновский). Как и Варлаам он был родом с Украины, обучался в Киевской духовной академии. С 1732 года был префектом академии, спустя два года, в 1734 году, переведен ректором Московской академии, преподавал богословие. При переводе в Москву Стефан посвящен в архимандриты московского Заиконоспасского монастыря. Спустя еще два года, в 1736 году, его перевели архимандритом Санкт-Петербургского Александро-Невского монастыря. 10 января 1736 года Стефан Калиновский определен членом Святейшего Синода. 17 января 1739 года Стефан посвящен в сан епископа. Будучи псковским архиереем, епископ Стефан оставался настоятелем Александро-Невского монастыря. Преосвященный Стефан вошел в историю Псковской епархии как один из самых деятельных и энергичных архиереев. Он заботился о приписанных к архиерейскому дому церквах. В 1742 году епископ предписал, чтобы во всех церквах старост избирали прихожане, разработал инструкцию по выборам, в которой также были прописаны обязанности старост. Для искоренения беспорядков и злоупотреблений в консистории владыка требовал от её служителей немедленного исполнения указов после их получения, докладывать ему лично об исполнении и причинах неисполнения указов. За промедление в работе служители наказывались штрафом. Не менее деятельно епископ Стефан взялся за устройство духовной семинарии. В первый же год своего епископства в Пскове, 7 ноября 1739 года, он сделал предписание о том, чтобы дети духовенства в возрасте 7-15 лет были отданы в семинарию, беглых учащихся предписывалось разыскивать и возвращать к месту учебы. Своим указом от 26 августа 1740 года Стефан ввел в семинарии преподавание философии. 18 августа 1745 года императрица Елизавета Петровна повелела епископу Стефану быть архиепископом Новгородским. Скончался архиепископ Стефан в Новгороде 16 октября 1753 года. Во исполнение повеления императрицы Елизаветы Петровны от 18 августа 1745 года, указом Святейшего Синода от 20 августа епископом Псковским и Нарвским был назначен Симон (Тодорский). Он родился 1 сентября 1700 года в Киеве, воспитывался в родительском доме. С 1717 года обучался в Киевской духовной академии, после окончания которой, для усовершенствования в науках, отправился в Германию, поступил в университет города Иена. Сила воли Симона позволила ему преодолеть и материальную необеспеченность, и жизнь в чужой среде по вере, языку, образу жизни. На пути в Россию, в 1737 году в Белграде греческие купцы упросили Симона преподавать им Закон Божий. В 1738 году Симон Тодорский возвратился в Россию, преподавал в Киевской духовной академии. 17 мая 1740 года Симон принял монашеский постриг, 6 июля посвящен в иеродьякона, а 10 июля - в сан иеромонаха. Указом Елизаветы Петровны в 1742 году Симон Тодорский вызван в Санкт-Петербург в качестве законоучителя великого князя  Петра Федоровича и его супруги великой княгини Екатерины Алексеевны. С 10 сентября 1743 года Тодорский - член Святейшего Синода, возведен в сан архимандрита костромского Ипатьевского Троицкого монастыря. В 1745 году, оставаясь наставником великого князя Петра Федоровича, член Святейшего Синода архимандрит Симон возведен в сан епископа Костромского и Галицкого. Однако управлял Костромской епархией он недолго, т.к. последовало его назначение епископом Псковским и Нарвским. 20 марта 1748 года Симон возведен в сан архиепископа. После вступления в управление Псковской епархией Симон, как член Синода, часто должен был жить в СанктПетербурге. Все же псковичи быстро узнали незлобивость, кротость характера своего пастыря. Они обращались к нему с множеством просьб. Ни один проситель не был им забыт, ни одна просьба не оставлена без внимания. Владыка был доступен всем: православным, иноверцам, богатым, бедным, лицам любого социального положения. Своей благочестивой жизнью Симон приобрел почитание псковичей. Память о нем жива и поныне. Немало сделано владыкой Симоном для улучшения духовной семинарии. В 1747 году построено здание семинарии, установлен сбор с монастырей на ее нужды, учреждена писарская школа при семинарии. В память Святой Ольги архиепископ Симон установил день 11 (24) июля свободным от занятий, начало занятий в семинарии было перенесено на 8 (21) сентября. Почувствовав себя больным, владыка в 1753 году остался в Пскове. В ночь с 21 на 22 февраля 1754 года архиепископ Псковский и Нарвский Симон скончался на 54 году жизни. Гроб с телом для прощания был установлен в Троицком соборе. Для погребения в Псков приехал член Синода, архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Сильвестр, участвовали в погребении архимандриты и священнослужители Псковской епархии. Похоронен архиепископ Симон в подцерковье Троицкого собора. Библиотека Симона, находившаяся на подворье в Петербурге, была взята вскоре после его кончины в Императорскую публичную библиотеку. Та библиотека, которая находилась в Пскове, была им завещана Псковскому архиерейскому дому, в 1817 году её передали в Псковскую духовную семинарию, где она находилась до её закрытия после 1917 года. Новым епископом Псковским и Нарвским 2 апреля 1758 года назначен Вениамин (Василий Григорьевич Пуцек-Григорович). Как и предыдущие архиереи, он был родом с Украины. Родился он около 1700 года в городе Лохвица Лубенского полка. Его отец, митрополит Казанский и Свияжский Григорий Григорович, служил в Лубенском полку, мать происходила из польского дворянского рода Пуцеков. Василий получил хорошее домашнее образование, в 1728 году поступил в Киевскую духовную академию, по окончании которой Казанский архиепископ пригласил его для обустройства духовно-учебных заведений. В 1734 году Пуцек-Григорович был направлен преподавателем в Казанское славяно-латинское училище, в 1739 году назначен учителем в Казанскую духовную семинарию. С 1744 года он ректор Казанской духовной семинарии, в 1740 году пострижен в монашество, рукоположен в сан иеромонаха. В эти годы Вениамин был помощником епархиального миссионера, ездил в отдалённые места епархии для просвещения татар, чувашей, мордвы и удмуртов, изучал татарский и чувашский языки. 6 декабря 1744 года он возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Казани.

В 1746-1748 годах архимандрит Вениамин находился в Санкт-Петербурге для совершения богослужений в Петропавловском соборе. С 1748 года Вениамин епископ Нижегородский и Алатырский, в 1753 году переведен епископом Тверским и Кашинским. С 6 октября 1753 года до дня своей кончины Вениамин являлся членом Святейшего Синода. Своим указом от 14 июня 1758 года Вениамин утвердил новый порядок назначения на священнические места: отныне архиерей лично, ознакомившись с кандидатом и проверив его знания, утверждал его в должности. В 1759 году по повелению епископа Вениамина в Троицком соборе в Пскове был обновлен и вновь вызолочен иконостас. Мастером был Печерский монах Иасон. С участием Вениамина в Синоде обсуждался вопрос о жалобах монастырских крестьян в Синод. На совместном заседании Сената и Синода 30 сентября 1760 года, на котором присутствовал и Вениамин, решался вопрос о способе управления монастырскими и церковными крестьянами. Со времен Петра I офицеры заведовали приходом и расходом средств с архиерейских и монастырских деревень, что, в свою очередь, не могло не вызвать «затруднения» между духовными властями и офицерами. Было принято решение не допускать офицеров к управлению церковным имуществом, вотчинам быть под управлением архиерейских домов и монастырей. На содержание инвалидов и отставных солдат Синод обязывался ежегодно перечислять более 360 ООО рублей. Указом императрицы Елизаветы Петровны от 15 сентября 1761 года член Святейшего Синода епископ Вениамин переведен архиепископом в Санкт-Петербург. В 1762 году Вениамин переведен архиепископом Казанским и Свияжским, с сохранением звания члена Синода. В Казани Вениамин активно занимался миссионерской деятельностью среди коренных народов Казанского края. Вениамин считается автором первых марийской и удмуртской грамматик. В Казани во время пугачевского бунта он был оклеветан перед царицей Екатериной Алексеевной, но был оправдан. События эти описаны А.С . Пушкиным в «Истории пугачевского бунта». 17 марта 1782 года по прошению митрополит Вениамин был уволен на покой. В качестве своего последнего жилища он избрал Седмиозёрную Богородицкую пустынь, где и скончался в июне 1785 года. По некоторым сведениям это произошло 21 июня. После его смерти оказалось, что практически все его средства были употреблены им на благотворительные нужды, хоронили его за счет пустыни. Во время ремонта соборного храма в пустыни в 1899 году были обретены мощи архиерея. 21 февраля 1899 года духовник пустыни преподобный Гавриил (Зырянов) в присутствии насельников вскрыл гроб с останками митрополита Вениамина, которые оказались нетленными. Гроб с телом Вениамина установили в специально приготовленной нише в стене храма, во время переложения чудесно исцелился местный крестьянин. После 1918 года монастырский собор разрушен, останки Вениамина утрачены. Первым епископом, назначенным в Псковскую епархию в царствование Екатерины Великой, стал Гедеон (Криновский, Кринов). Оставаясь членом Синода, 7 октября 1761 года во исполнение указа императрицы, он возведен в сан епископа Псковского и Нарвского и стал первым русским архиереем в Пскове. Со времени Петра I церковные иерархи были южно-русского происхождения. Все они оставили яркий след в истории России и Псковской епархии в том числе. Первым таким иерархом был Феофан (Прокопович). Императрица Екатерина с недоверием относилась к священнослужителям, родившимся или обучавшимся на юге России. Вовсе небезосновательно она считала их «зараженными» католицизмом. В её царствование, как правило,  высокие церковные должности занимали уроженцы северной или средней России. Возвышение Гедеона началось еще в царствование Елизаветы Петровны. Он родился в 1726 году в Казани, в семье пономаря. Обучался в Казанской духовной семинарии, затем преподавал в ней и принял монашеский постриг. В 1750 году он приехал в Санкт-Петербург, несколько месяцев прожил в Александро-Невской лавре, продолжил учебу в Московской славяно-греко-российской академии. Он прославился своими поучениями, которые произносил в праздники или вместо заболевшего наставника. Велено было произнести проповедь в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Гедеон с честью выдержал испытание и был включен в штат придворных проповедников. Вслед за императорским двором он выехал в Петербург, за многие произнесенные им проповеди Елизавета Петровна выражала «свое удовольствие». Иной раз она сама назначала темы проповедей. В 1755 году Гедеон посвящен в сан архимандрита Саввина Сторожевского монастыря Московской епархии, одновременно назначен членом Святейшего Синода. Именным указом Елизаветы Петровны от 21 апреля 1758 года Гедеон переведен архимандритом в Троице-Сергиеву лавру. Епископ Гедеон вошел в историю Русской Церкви и Псковской епархии как выдающийся проповедник. Поэт Александр Петрович Сумароков называл его «мужем великого красноречия» и ставил в этом отношении выше Феофана (Прокоповича). Лучшей из его проповедей считается слово, произнесенное в 1755 году по случаю Лиссабонского землетрясения. Он взглянул на ужасы природы с точки зрения религиозного учения: различные бедствия, как и все другие явления в жизни человека, имеют в основе своей не природу, как считали французские энциклопедисты, а противное христианству наше поведение. Надо быть объятым страхом не из-за землетрясения, а из-за того, что вызвало его - гнев Божий на нас за наши грехи. Гедеон, получивший образование в русской семинарии, первым стал говорить проповеди на русском языке. При нем было улучшено содержание учащихся Псковской духовной семинарии, увеличено денежное содержание ректору и некоторым преподавателям. При Гедеоне не было тяжелых наказаний. Замеченных в пьянстве или в «худых» словах вместо практиковавшегося в то время телесного наказания, вызывали в духовную консисторию для выговора и отсылки в монастырь на 2 месяца. В числе других членов Синода Гедеон в июне 1763 года участвовал в коронации Екатерины II Алексеевны в Москве. В том же году Гедеон был отпущен из Петербурга в Псковскую епархию, но увидеть её епископу не довелось. По дороге из Москвы в Псков он разболелся, и, не доезжая Пскова, остановился в загородном архиерейском доме, бывшем Пантелеимонове монастыре. Проболев два дня, здесь он скончался 22 июня 1763 года в 10 часов пополуночи в возрасте 37 лет. Тело его было облачено в архиерейские одежды и перенесено в Троицкий собор. Главы епархий еще оставались в Москве, поэтому хоронили епископа только псковские иереи. Похоронен Гедеон 5 июля в подклете Троицкого собора. Оставшиеся после смерти владыки деньги были согласно его словесному завещанию розданы на поминовение в церкви, домовым служителям и нищим. В 1776 году многие из его проповедей напечатаны в «Собрании поучений», изданном Синодом. 21 марта 1762 года Петр III издал указ об изъятии у монастырей земель и крестьян и о передаче их в казну. Пришедшая к власти императрица Екатерина II отменила этот указ. Вместе с тем 27 ноября 1762 года была образована Комиссия о духовных имениях, которая подготовила важнейшие законопроекты, нормативные акты для реформы церковного землевладения. 1 октября 1763 года императрица Екатерина II по докладу Комиссии о церковных имениях утвердила разделение епархий на классы и штаты архиерейских домов, монастырей и приходских церквей. Псковская епархия отнесена ко второму классу. К категории соборов в Пскове отнесены Троицкий и Петропавловский. К числу мужских монастырей 2-го класса отнесен только Псково-Печерский монастырь, к мужским монастырям 3-го класса - Снетогорский, Спасо-Мирожский, Святогорский и Великопустынский. Из числа женских монастырей ко второму классу отнесены Иоанно-Предтеченский и Старо-Вознесенский, оба находились в Пскове. Согласно предложениям Комиссии, кроме Пскова соборы должны быть в Острове (Николаевский), в Изборске (Николаевский). В Пскове кроме Троицкого и Петропавловского соборов числилось 35 церквей. Императрица Екатерина II особенно покровительствовала ученым священнослужителям средней и северной России, хотела ими заместить настоятельские вакансии и в монастырях. Она возвысила молодого ученого монаха великоруса Иннокентия (Нечаева), ставшего с 4 октября 1763 года епископом Псковским и Нарвским. Иннокентий Нечаев родился в Москве в 1722 году, происходил из дворовых людей бояр Нарышкиных. Обучался в Московской славяно-греко-российской академии, оставлен в ней учителем. В 1759 году определен проповедником, в 1761 году - наместником Троице-Сергиевой лавры. В 1763 года Иннокентий возведен в сан епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Однако уже 28 мая 1763 года он переведен епископом Тверским и Кашинским, и в том же году последовал перевод Иннокентия на Псковскую кафедру.

При Иннокентии были учреждены катехизические беседы ректором и префектом семинарии в Космодемьянской, Архангельской и Пароменской церквах Пскова. В январе 1764 года указом императрицы Екатерины II игумен Елеазаровского монастыря Варфоломей произведен в сан архимандрита и назначен в московский Знаменский монастырь. Во главе Псковской епархии Иннокентий находился в те годы, когда шли реформы церковного управления императрицы Екатерины II. Он стал свидетелем важнейших перемен в церковной жизни всей Российской Империи. Устанавливалась следующая численность монастырей: для лавр - до 101 человека, для монастырей 1-го класса - до 33 человек, 2-го класса - до 17 и 3-го класса до 12 человек. В Псковской епархии к монастырям 1 класса не был отнесен ни один монастырь. Ко второму классу, как и в 1763 году, отнесены Псково-Печерский, Иоанно-Предтеченский и Старо-Вознесенский монастыри. К третьему классу отнесены Снятогорский, Спасо-Мирожский, Святогорский и Великопустынский монастыри. Заштатные монастыри так же были разделены на три класса. Монастыри безвотчинные, а также существовавшие за счет подаяний и своих угодий, разрешалось оставить «на прежнем их основании». Штат таких монастырей зависел от их класса. В епархии второго класса, в котором отныне состояла Псковская епархия, разрешалось иметь семь заштатных монастырей. Правящему архиерею самому предоставлено право выбрать эти семь монастырей. Условие для этого было одно: заштатные мужские монастыри должны были иметь «неоскудное к содержанию своему довольство от мирских подаяний», а земель и других угодий,

которые им ранее принадлежали, велено не отводить. Мужские монастыри, не включенные в штат или в число семи заштатных, подлежали упразднению и обращению в приходские церкви. Списки оставляемых и упраздняемых монастырей и пустыней должен был составить каждый архиерей по своему усмотрению и представить в Синод и Коллегию экономии. Заштатных женских монастырей епархиям иметь не позволялось.

В соответствии с этими двумя указами в Псковской епархии упразднено 15 мужских и женских монастырей. Мужские монастыри: Елеазаровский, Любятовский, Златоустов (Псков), Гремяческий (Псков), Серетинский (Псковский уезд), Николаевский Княжецкий, Вдовский (Гдовский) Николаевский, Покровский Озерской (Озера), Рождественский Мальской, Николаевский Пусторжевский Дворецкий. Женские монастыри: Воскресенский со Стадища (Псков), Успенский, Ильинский с Запсковья (Псков), Ново-Вознесенский (Псков). В этот список спустя два года было внесено изменение: вместо Елеазаровского монастыря упразднен Великопустынский (Псковский уезд). Монастырские храмы, как уже сказано выше, не закрывались, обращались в приходские. Если поблизости от упраздненных монастырей, не далее 25 вёрст, находились полковые квартиры, им разрешалось принять монастыри в своё ведение и «занять под полковничью квартиру», поместить здесь унтерштаб, полковые обозы, по возможности полковой лазарет - всё на усмотрение полковника. При этом разрешалось в монастырских строениях окна и двери «поправить или проломать». Что касается храмов, то строго предписывалось, чтобы «церкви Божий во всякой исправности и чистоте содержаны были, и на церковное поправление деньги употреблять из случающейся полковой церковной суммы, и в тех отданных церквах службу Божию исправлять полковым священникам». В этом случае монастырские церкви становились полковыми. 20 мая 1764 года Екатерина II утвердила расписание городов, которые были приписаны к епархиям. К Псковской епархии приписаны «исконные» города: Псков, пригороды Опочка, Изборск, Остров, Гдов, а также Заволочье с Пусторжевским уездом. По-прежнему в Псковской епархии оставлены Рига, Дерпт (Тарту), Ивангород, Венден (Цесис), Пернов (Пярну), и приписаны новые города: Ревель (Таллинн) и Нарва. В том же году город Нарва передан Санкт-Петербургской епархии. Этот же указ переименовал титул архиерея: вместо наименования Псковский и Нарвский ему отныне надлежало именоваться Псковский и Рижский. Для управления столь обширной епархией Иннокентий создал духовные правления в Риге, Изборске, Острове, Гдове, Опочке и Заволочье. Города Великие Луки и Порхов управлялись по-прежнему Новгородской епархией, город Торопец - Смоленской епархией. Указом Екатерины II от 16 января 1766 года епископ Псковский и Рижский Иннокентий назначен членом Святейшего Синода. Первой из российских императоров Екатерина поставила вопрос о запрете физического наказания священно-церковнослужителей, виновных в каких-либо преступлениях и проступках. Специальным указом в 1767 году она запретила пристрастные допросы и телесные наказания священникам и иеромонахам: «чрез то духовенство, а особливо священнослужители теряют должное по характеру своему от общества почтение, пастве же их подается немалый соблазн и причина к презрению». В 1768 году императрица увеличила отпуск средств на содержание архиерейских и монастырских служителей. Указом Святейшего Синода от 20 сентября 1770 года Иннокентий возведен в сан архиепископа Псковского и Рижского. По соглашению с Австрией и Пруссией в 1772 году России были возвращены Витебские и Могилёвские земли, захваченные у нее Польшей. Указом Сената от 23 октября 1772 года объявлено об образовании Псковской губернии, в которую вошли две исконно российские провинции Псковская и Великолукская, входившие до этого в состав Новгородской губернии, и три провинции из присоединенных земель: Двинская, Полоцкая, Витебская. Губернским городом «назначен» город Опочка, в которой приказано строить каменные здания для присутственных мест. Власть Псковского архиерея отныне распространялась не на часть Новгородской губернии, а на самостоятельную административную единицу - Псковскую губернию. В ведение Псковского архиерея отныне вошел город Великие Луки с уездом. 14 декабря 1772 года Императрица Екатерина II своим указом причислила провинции Витебскую, Полоцкую и Двинскую к Псковской епархии. Псковскому губернатору было предписано «иметь наблюдение», чтобы католические и униатские епископы, каноники, приходские священнослужители не склоняли православных в свою веру ни явно, ни тайно. За подобные действия с них следовало взыскивать по закону. Главе католиков, архиепископу, было запрещено получать указы от кого-либо, кроме императрицы и Сената. Всем католическим монастырям было предписано зависеть только от своего архиепископа и духовной консистории при нём, и ни от каких других властей, находившихся за пределами Российской Империи. Все папские буллы должны были пересылаться для рассмотрения в Сенат.

Псковская губерния, образованная в 1772 году с центром в Опочке, из-за её аморфности, разного уровня развития и уклада жизни, традиций, включенных в неё провинций, практически была неуправляемой. Создать губернский центр в Опочке тоже оказалось проблематично. Это и побудило императрицу 24 августа 1776 года издать новый указ: «Об открытии Полоцкой и Псковской губерний». Согласно этому указу Двинская, Полоцкая и Витебская провинции включены во вновь образованную Полоцкую губернию. В сковскую губернию вошли Псковская и Великолукская провинции, из Новгородской губернии к Псковской присоединены Порховский и Гдовский уезды. С этого времени Порхов с уездом входит в состав Псковской губернии и епархии. Несмотря на то, что гдовские церкви и монастыри находились в ведении псковского архиерея, административно они до этого указа были в составе СанктПетербургской губернии. Центром губернии стал Псков. Указом Екатерины II от 3 августа 1777 года на территории Псковской губернии образованы города Новоржев, Холм, Луга. Этим же указом Пусторжевский уезд переименован в Новоржевский, образованы Великолукский, Лужский, Холмский, Гдовский, Опочецкий, Островский уезды. В1781 году Гдовский и Лужский уезды переданы в состав Санкт-Петербургской губернии. Существовала Псковская губерния до 1 августа 1927 года.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11