РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
20-10-2010


420 лет со дня образования Псковской епархии. 1.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

(Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 15, 16)

В 2009 году исполнилось 420 лет со дня учреждения Патриаршества в России и образования Псковской епархии.

Идея учреждения Московского патриархата, независимого от Константинополя, органически вытекала из всей истории русской митрополии Московского периода. В 1448 году Собор русских архиереев возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону положив тем самым начало автокефалии Русской Церкви. Русские первоиерархи самостоятельно управляли своей Церковью, имели власть и права, фактически равные патриаршим. После падения Византии в 1453 году русский царь стал наследником византийских императоров, а в глазах греков,

порабощенных турками, «кормителем, покровителем и ктитором Константинопольской патриархии». Наступило время великому государству иметь Церковь, независимую от Константинополя, во главе Церкви - самостоятельного Патриарха. Русским царем, помазанником Божьим с 1584 года был Федор Иоаннович, человек необыкновенно милостивый и чрезвычайно набожный. Многие церковные историки XI X века считали вполне естественным, что именно при нем Московский митрополит, которого с середины XV Iвека уже называли «Святейшим», был почтен саном Патриарха Московского. Господь тем самым готовил защиту России на время скорбей, которые вскоре наступили.

В 1588 году для сбора подаяний приехал старейший патриарх Константинопольский Иеремия П. Переговоры с ним об учреждении патриаршества вёл Борис Федорович Годунов. Иеремия согласился поставить особого патриарха из русских. 23 января 1589 года в Успенском соборе Московского Кремля собрались патриарх Иеремия, два греческих епископа и русские епископы. Кандидатами на патриарший престол были избраны Московский митрополит Иов, Новгородский архиепископ Александр и Ростовский архиепископ Варлаам. Царь утвердил из кандидатов Иова, и 26 января 1589 года с большой торжественностью состоялось его рукоположение.

В связи с учреждением Патриаршества по инициативе святителя Иова было произведено возвышение достоинств архиерейских кафедр, возникли новые епископские кафедры, среди которых была и Псковская. Решено было открыть шесть епископских кафедр, но из их числа в 1589 году открыта только Псковская. Начало христианского просвещения псковской земли относится ко временам Святой княгини Ольги, которая была родом из села Выбуты, что под Псковом. По преданию, при равноапостольной княгине Ольге возник и первый монастырь. С древних времен известны подвижники веры и благочестия на Псковщине: Всеволод-Гавриил, Александр Невский, Довмонт-Тимофей, Авраамий и Василий Мирожские, Иоасаф Снетогорский, блаженная княгиня Евпраксия и Марфа, Марк, Иона, Корнилий и Васса Псково-Печерские, Евфросин и Серапион, Савва Крыпецкий, Онуфрий Мальской, Никандр пустынножитель Псковский, Дорофей Верхнеостровский, Иоаким Порховский.

С учреждением в 992 году первых епархий, Псковское княжество в церковном управлении было подчинено Новгородскому епископу, который всегда избирался из числа новгородских лиц духовного звания. По отношению к Пскову, как пригороду Новгорода, новгородский владыка имел право «подъезда» (посещения) Пскова в определенные промежутки времени. В Пскове владыка совершал в храме Святой Троицы литургию, вершил суд по делам особой важности, которые не могли решать псковские власти. Управление церковными делами на Псковской земле вершилось доверенным наместником новгородского владыки. Со временем всё явственнее становилась разность интересов Новгорода и Пскова. Владыка избирался из новгородцев, и в силу этого не мог не предпочесть интересы новгородцев. Не раз, вопреки договорам, псковичи в одиночку отражали нападения немцев. В 1327 году псковичи приняли бежавшего от гнева татарского хана князя Александра Михайловича Тверского, новгородский владыка лично приезжал уговаривать псковичей выдать князя. После этого случая Псков предпринял попытку выбрать собственного епископа. В 1348 году псковичи, отправляясь на помощь новгородцам против шведов, вынудили новгородцев на уступки в церковном отношении. Псков из зависимого от Новгорода пригорода должен был стать младшим братом, т.е. быть таким же самостоятельным, как и старший брат. По церковным делам владыка отныне должен был управлять в Пскове через наместника, избиравшегося не из новгородцев, как было до этого, а из псковичей. И, наконец, новгородский епископ терял право вызывать в Новгород на свой суд псковских духовных лиц. В суде кроме наместника новгородского владыки принимал участие представитель от мирских людей, назначенный псковским вече. Отныне псковичи будут настойчиво, несмотря на некоторые неудачи, стремиться к независимости от Новгорода в делах духовных. В 1464 году псковичи на вече решили просить себе епископа у великого князя Московского Иоанна Васильевича, однако тот после совета с митрополитом их не поддержал. После вхождения Пскова в Московское центральное государство в 1510 году псковские земли занимали пространство между рекой Плюссой и озёрами Псковским и Чудским. На западе они простирались до Нейгаузена, включая южный берег Псковского озера, на востоке - до новгородских поселений Дубровна и Вышгород, на юге граничили с Литовским княжеством. Территория Псковской земли в XV Iвеке делилась на пятнадцать уездов: Псковский, Гдовский, Кобыльский, Изборский, Островский, Вороничский, Выборский, Дубковский, Велейский, Володимерецкий, Вревский, Вышегородский, Опочецкий, Себежский, Красногородский. Великие Луки, Холм, Порхов входили в состав новгородских земель, присоединение которых к Москве произошло в 1478 году, Торопец входил в состав Московского княжества. Мужественная оборона Пскова в 1581 году показала, что псковичи видят себя только в составе единого Русского государства, в союзе с Москвой и признают её главенство над собой. Московский государь и Московский митрополит не забыли подвиг псковичей. Учреждением и открытием Псковской епархии закончилась зависимость Пскова от Новгорода в церковном отношении, началась и продолжается в наши дни история самостоятельной Псковской епархии. При учреждении епархии было решено, что епископ в Пскове будет называться Псковским и Изборским. Патриарх Московский и всея Руси Иов определил в Псков первого епископа Псковского и Изборского. Им стал Мисаил, архимандрит новгородского Юрьева монастыря, возведенный в сан епископа в апреле 1589 года. В звании архимандрита Юрьева монастыря  он присутствовал на историческом Соборе 1589 года. В Псков Мисаил приехал из Москвы 1 мая 1589 года. Ему довелось быть Псковским владыкой около года. На следующий год, во время мора (эпидемии) 21 апреля епископ Мисаил скончался. Предположительно он был похоронен в Троицком соборе. Во время его управления епархией, стремясь вновь развязать войну с Россией, шведы напали на Псково-Печерский монастырь. Они убили много монахов, сам монастырь разорили и сожгли. Город Псков обезлюдел от моровой болезни, и власти заселили порубежный город жителями из других мест.

После смерти епископа Мисаила Псковская епархия до 1595 года не имела своего архиерея, ею управлял Новгородский митрополит. 16 февраля 1595 года в Москве Патриарх Иов посвятил в сан епископа Псковского и Изборского архимандрита Московского Чудова монастыря Геннадия. В 1587-1594 годах он был игуменом Снетогорского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. В 1590-х годах Псковская кафедра находилась в тяжелом материальном положении. Сказывались последствия Ливонской войны 1558-1583 годов, в том числе и осада Пскова и Псково-Печерского монастыря в 1581 году. В 1596 году Геннадий получил от царя Федора Иоанновича тарханную грамоту, которая подтверждала постановления Церковного Собора 1551 года о том, что великокняжеским наместникам и их тиунам воспрещалось вступаться в епископский суд и дела духовенства; такими делами надлежало ведать епископу или кому он прикажет. Более того, сами эти люди по духовным делам подлежали епископскому суду. Также в грамоте было сказано, что епископу дано право брать со всех судную пошлину от печати, духовных грамот, кормовые и пошлинные деньги с игуменов, попов и дьяконов. Одновременно царским указом епископу Геннадию в качестве загородного архиерейского дома был пожалован монастырь Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, что находился недалеко от Пскова. С этого времени вплоть до 1917 года здесь находился загородный архиерейский дом. Епископ Геннадий участвовал в Соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова. С ним на Соборе были и подписались под определениями игумены Печерский Иоаким, Снетогорский Исаия, Крыпецкий Феодосии и строитель Святогорского монастыря Зосима Завалишин. Владыка Геннадий не мог не участвовать в многократных убеждениях Бориса Годунова принять российскую корону. В мае того же года псковичи целовали крест на верность царю Борису Федоровичу Годунову. В 1597-1598 годах епископ Геннадий и псковичи решили позолотить купол псковского кафедрального собора Святой Троицы, но «не возмогоша». Псковичей поддержал царь Борис Федорович Годунов, который выделил на украшение собора 2300 рублей. Владыка Геннадий покровительствовал Псково-Печерскому монастырю. В 1602 году монах Псково-Печерского монастыря Григорий «понуждением и благословением» епископа взялся за написание новой редакции «Жития благоверного князя псковского Всеволода (Гавриила) Мстиславича». Поощрял он и работу местных летописцев. В конце XV I - начале XVII веков в Пскове и других городах епархии активно переписывались книги, рукописи, как например, список «Слов на все недели Постной Триоди». Но уже неслась по Руси весть о «спасшемся сыне» Иоанна Грозного. В 1601 году на псковской земле был голод и падеж скота, питались чем попало. Веря в покровительство Божие, жители Пскова обратились к епископу и властям о разрешении встретить чудотворные иконы из Печерского монастыря во время принесения их в Псков в погосте Камно. Владыка дал разрешение. Во встрече икон в Камно участвовал он сам, воевода, множество псковичей. Отсюда епископ Геннадий с игуменами несли икону Божией Матери «Умиление» в Псков, в Троицкий собор. С этого времени Господь Бог ради пришествия иконы Богоматери, трудов и слёз псковичей, даровал солнечное тепло и тихий дождик, рожь, яровой хлеб, всё пошло в рост. В том же, 1601 году, 24 мая, епископ Геннадий повелел Печерскому игумену Иоакиму составить подробный устав крестного хода в Псков с чудотворными монастырскими иконами к соборной церкви Святой Троицы. Игумен составил устав крестного хода, и 4 июня печерский старец Сергий Пестов представил его на рассмотрение и утверждение епископа. Геннадий внес в устав некоторые исправления и утвердил его. 1602 год был сравнительно урожайным и спокойным, но голод еще не был преодолен. Окончание архиерейства Геннадия пришлось на Смутное время. Поначалу после смерти царя Бориса Годунова, псковичи признали власть его сына Феодора Борисовича. Однако уже в начале июня 1605 года объявившийся Лжедмитрий был принят его сторонниками в Пскове как наследник царя Иоанна Васильевича. К тому же в Пскове постоянно тлела старинная рознь между «лучшими» («большими») и «меньшими» людьми. «Меньшие», стрельцы и казаки, стали на сторону самозванца, обещавшего льготы за счет «лучших» людей, они опасались, что союз в пользу Шуйского усилит «лучших» людей. Несчастья русского народа множились. Когда царь Василий Шуйский обратился за помощью против Лжедмитрия к шведскому королю, псковичи, испокон веков враждовавшие со шведами, решили перейти на сторону самозванца, но не быть союзниками своих врагов. Епископ Геннадий вместе с несколькими русскими епископами присягнул Лжедмитрию и вошел в состав его «сената». Псковичи еще не знали, что Лжедмитрий своей «жене», польской дворянке Марине Мнишек, подарил новгородские и псковские земли, предоставил ей право дарить, продавать и покупать поместья, заводить здесь католические монастыри, церкви, школы, назначать католических епископов и прочее духовенство и обращать народ в католическую веру. В 1607 году в Псков пришли посланные самозванцем стрельцы. Они разошлись по пригородам, стали «смущать» народ, приводить к присяге самозванцу. Новгородцы призывали псковичей вместе выступить против этих «воров», но псковичи не согласились. Многие были в недоумении:как быть, кого слушать? Владыка сильно переживал, видя раскол и смуту в стране. От горя 24 августа 1608 года епископ Псковский и Изборский Геннадий скончался. Псков остался без своего владыки теперь уже на шесть лет. Епархией вновь стал управлять новгородский митрополит. Из-за царившей смуты церковные дела остановились. Патриарх Иов за то, что отказался присягнуть Лжедмитрию, был заключен сторонниками самозванца в Старицкий монастырь, где скончался 19 июня 1607 года. Лжедмитрий, бывший слуга его, опасался обличений и объявления своего настоящего звания. На место Иова был назначен патриархом чуждый России и русского патриотизма грек Игнатий, прибывший в Москву в 1603 году епископом и возведенный затем архиепископом на Рязанскую кафедру. Без веры и стыда Игнатий готов был служить тому, от кого мог получить какую-либо выгоду. Сознавая, что русские люди не примут его патриаршества, он раньше поляков бежал из Москвы, в Речи Посполитой принял униатство.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11