РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
Описание чтимых икон и жития святых Псковской епархии или имевших отношение к Псковскому краю. Июнь.
24-06-2010


 Составил протоиерей Олег Тэор

3 июня
Преподобный ДОРОФЕЙ Югский (Южный)
ЮГСКАЯ икона Божией Матери

12 июня
Преподобный ОНУФРИЙ Мальский, Псковский (Изборский)

14 июня
Житие святого благоверного князя МСТИСЛАВА, во святом крещении Георгия Храброго, Новгородского

15 июня
Святитель СИМЕОН, архиепископ Новгородский и Псковский

23 июня
Владимирской иконы Божией Матери (праздненство установлено в память спасения Москвы от нашествия Ахмата-хана в 1480 году)
Псково-Печерской, именуемой «УМИЛЕНИЕ» (1524)

23 июня
Собор Владимирских святых

26 июня ТИХВИНСКАЯ икона Божией Матери

26 июня
Святитель ДИОНИСИЙ, архиепископ Суздальский

29 июня
Обретение мощей преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (+1687)

3 июня
Преподобный ДОРОФЕЙ Югский (Южный)
ЮГСКАЯ икона Божией Матери

В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, всей Великой и Малой Белой России самодержца, в пределах града Пскова, в пятидесяти верстах на северо-запад от него, в Печерской обители Пресвятой Богородицы жил старец, украшенный добродетелями, схимонах Дорофей, который из-за нападения шведов, часто разорявших и грабивших святые монастыри Псковского края, хотел уйти из Печерской обители на родину свою, в село Никульское, близ города Мологи. Приняв такое решение, прежде всего он поспешил утром в монастырскую церковь и стал молиться пред Печерскою иконою Пресвятой Богородицы и испрашивать Ее благословения. По его усердной молитве вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину. При этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине. Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему, месте икону Богоматери, повергся пред нею на колени и начал усердно и долго молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом, и краски на ней показались ему так свежи, как будто только что были написаны. Увидев такое чудо, блаженный Дорофей возгорелся любовью и желанием отправиться, как было ему велено, в путь. Старец Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля благословения разрешить ему удалиться из Печерской обители. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. Вернувшись в келью, Дорофей пал ниц пред иконою Богоматери и в горячей молитве излил свою скорбь и недоумение по поводу отказа настоятеля, прося у Пресвятой Девы помощи и утешения. Целые день и ночь провел он в молитве.

Преблагословенная Богородица как источник милосердия не оставила без внимания молитву пребывающего в печали старца. В ту же ночь Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит ему гневным голосом:

- Зачем ты препятствуешь старцу Дорофею идти с Моею иконою на родину? Этим упорством ты оказываешь противление Моей воле.

Настоятель проснулся и почувствовал ужас. Он немедленно созвал братию и объявил им о страшном своем видении, затем он отправился на то место, где Дорофей нашел икону Богоматери. Икона пребывала на том же месте. Иоаким с благоговением взял ее и вручил Дорофею, благословив подвижника на далекий путь к его родине.

Возвращаясь в родные края, Дорофей принял намерение поставить икону Богоматери в своей приходской церкви села Никульского, посвященной имени Всемилостивого Спаса. Но Богоматерь избрала другое место для пребывания Своей иконы. Старец дошел до Мологского стана. В семи верстах от села Никульского, где река Белый Юг впадает в Черный Юг, Дорофей почувствовал необыкновенную усталость и решил остановиться для краткого отдыха от длинной дороги. Старец поставил икону на сосну, а сам расположился под деревом и задремал. Почувствовав себя после отдыха более бодрым, чем раньше, он намеревался уже продолжать путь и с этой целью хотел взять икону, но не мог сделать этого, ибо икона оказалась несдвигаема с места. Старец удивился такому чуду и, пав на землю, со слезами стал молиться.

После молитвы он вновь протянул руки, желая взять икону Богородицы, но она оставалась недвижна. Он снова упал на колени перед образом и, с умилением глядя на образ, начал прилежно молиться Пресвятой Богородице, и тогда от иконы раздался голос, обращенный к нему:

- Зачем ты напрасно стараешься снять образ Мой? Я желаю, чтобы здесь, где ты находишься теперь, сооружена была обитель для иноков, в ней пусть пребудет образ Мой навсегда, а с ним и благодать Моя и сила.

Услышав от Богоматери такие слова, блаженный старец исполнился страха и ужаса и не смел более прикасаться к тому святому образу, а, поставив себе близ сосны келью, начал в ней жить. Когда же позволила ему Пречистая Богородица, тогда блаженный Дорофей, взяв чудотворную Ее икону, поставил ее в свою келью.

Жители окрестных селений, узнав о пришествии старца и о принесенной им иконе, отовсюду начали приходить на поклонение, приводя с собою слепых, беснующихся и всякими болезнями одержимых, и все, с верою и любовью притекавшие к Богородице, получали исцеление и возвращались домой здоровыми, прославляющими Христа Бога и благодарящими Пречистую Его Матерь.

Видя такие преславные чудеса, блаженный Дорофей построил часовню и перенес в нее чудотворный образ Пресвятой Богородицы. И так старец, оставаясь в той пустыни, жил в келье целых семь лет, каждый день пребывая в трудах: в рубке леса и расчистке от него этого прославленного, принадлежащего Богоматери места, с нетерпением желая при жизни своей поставить тут церковь во имя Пречистой Богоматери и создать монастырь для пребывания иноков. И таким образом прилагал он труды к трудам, утруждая свое тело постом, молитвою и всенощным бдением.

По прошествии семи лет пребывания старца в Югской пустыни восхотела Пречистая Дева Богородица успокоить его многолетнюю старость и переселить в вечные обители. И вот блаженный, после обычных болезней поняв, что эта временная жизнь кончается, причастился Животворящих Тайн и с миром преставился ко Господу в 1622 (или 1623) году.

После кончины Дорофея священники села Никульского решили поставить принесенную им икону в своей приходской церкви. Они взяли ее и с крестным ходом перенесли в сельскую церковь. Однако Богородице не было угодно, чтобы Ее икона пребывала в селе Никульском. Поэтому, когда на другой день священники пришли к утрени в свою церковь, то иконы там не нашли. Отправились в келью Дорофея и там нашли ее стоящею на прежнем месте и с горящею пред нею свечой. Подивившись чуду и отпев со страхом и слезами молебен, они взяли тот святой образ и поставили в приходской церкви. Но икона опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея. По причине такого преславного чуда собралось великое множество народа, и после долгого молебствия и славословия попытались было в третий раз взять святой образ, чтобы отнести в то же село Никульское, но Христос Бог наш во славу Пренепорочной Своей Матери дивное и преславное чудо к чудесам приложил; ибо взялись тогда священники за образ тот, но не смогли сдвинуть его с места. Ужаснулись этому новому чуду священники и все люди и более уже не смели прикасаться к чудотворному образу и оставили его так.

Богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери, прося у Нее помощи и утешения в своих делах, а также исцеления от болезней. Богоматерь посылала многим исцеления и помощь по вере их. Вскоре о сих чудесах стало известно ростовскому митрополиту Варлааму II, который в свою очередь донес о них патриарху Филарету. Последний, доложив о том царю Михаилу Феодоровичу, с его согласия послал Варлааму грамоту, в которой давал разрешение на устроение обители там, где пребывала чудотворная икона Богоматери, принесенная старцем Дорофеем. Обитель в скором времени получила основание. В ней была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для желающих вести иноческую жизнь. Место для обители было пожертвовано благочестивыми боярами Димитрием Погожевым и Орестом Глебовым, которые отвели для нее землю на протяжении двух верст по реке Черный Юг. Новоустроенная обитель получила название Дорофеевской Югской по имени старца Дорофея и реки Юга, а отсюда и самая чудотворная икона Богоматери, находящаяся в ней, стала называться Югской.

Через несколько лет, по благоволению и с помощью Пресвятой Богородицы, старанием и усердием православных христиан был воздвигнут соборный каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы с приделом Богоматери, и в этот каменный храм перенесли из деревянной церкви чудотворный образ Пресвятой Богородицы и поставили у Царских врат, у святого алтаря.

Многие чудеса и исцеления совершились у сей иконы, многие из них остались незаписанными. Известны два кратких исторических известия о благодатной помощи Божией Матери - от Ее Югской (ранее - Псково-Печерской) иконы во время двух моровых поветрий.

В 1654 году Рыбинскую слободу, впоследствии обратившуюся в город Рыбинск, посетила страшная моровая язва. Когда Югская икона Богоматери была принесена туда, язва сразу же прекратилась. В память этого чудесного избавления в начале ХVIII-го столетия при строителе иеромонахе Игнатии был установлен крестный ход с чудотворною Югскою иконою в Рыбинскую слободу (г. Рыбинск) в благодарность за избавление от моровой язвы в 1654 году.

В 1771 г. вместе с другими городами России Рыбинская слобода снова была посещена моровою язвою. Жители ее обратились к настоятелю Югской обители с просьбой позволить им принести икону в их местность, на что и получили разрешение. Как только чудотворная икона была принесена в слободу, язва сразу же ослабела, а потом и совершенно прекратилась. Благодарные жители Рыбинской слободы заказали сделать список с Югской иконы и поставили его в своем храме во имя Преображения Господня.
Ежегодно на праздник Воздвижения Югская икона приносилась в город Рыбинск в воспоминание об указанном событии. Сюда же она переносилась и после 5 июня и оставалась здесь до конца месяца. С 30 июня ее носили по окрестным селам и только к 12 августа возвращали в Югскую обитель. 20 августа она переносилась в местечко Кой Тверской губернии и возвращалась в обитель 7 сентября. 8 сентября она относилась в г. Рыбинск и там оставалась до половины ноября.

Память сей чудотворной иконе Богоматери сначала (до 1786 г.) праздновали 28 июля, а затем стали праздновать в день принесения ее старцем Дорофеем на место Югс-кой обители, т.е. 3 июня...

12 июня
Преподобный ОНУФРИЙ Мальский, Псковский (Изборский)

Преподобный Онуфрий, ученик преподобного Евфросина, уединившись, основал обитель в честь Рождества Богородицы в Малах, в четырех верстах от Изборска и тридцати шести от Пскова. Святой скончался 12 июня 1492 года. По рукописным святцам он новый чудотворец; мощи его почивают под спудом в Рождественской церкви, в которой придел посвящен его имени. Обитель его упразднена в 1764 году. Память преподобного Онуфрия совершается также в так называемое «Мальское воскресенье» - первое воскресение после Петрова поста.

14 июня
Житие святого благоверного князя МСТИСЛАВА, во святом крещении Георгия Храброго, Новгородского

К лику святых заступников Церкви отеческой причтен и князь Новгородский Мстислав, внук великого князя Киевского Мстислава и сын Смоленского князя Ростислава.

Мстислав заслужил у современников имя Храброго, которое сохранилось ему в летописях по мужеству в битвах и по особенному благородству характера, так как он всегда принимал правую сторону, когда возникали несогласия князей, и вступался за слабого против сильного, невзирая на множество врагов. В церкви же усвоилось ему утешительное название святого по глубокому его благочестию и делам милосердия, которые не уступали подвигам его воинской доблести.

В 1168 году он участвовал в победе южнорусских князей над половцами. Святой князь принимал участие и в других княжеских походах, в которых прославился необычайным мужеством.

Мстислав, который по сказанию современников, боялся лишь единого Бога, явил свое мужество против Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, когда тот, отдав сперва столицу южную, Киев, брату его Роману, князю Смоленскому, хотел опять отнять достояние сие у Ростиславичей и велел Роману выехать из Киева. Повиновался кроткий князь, но за него вступились братья: Рюрик, Давид и Мстислав Смоленские. Храбрый Мстислав принял особенно к сердцу несправедливость Владимирского князя и, овладев Киевом, отдал его второму брату - Рюрику. Тогда великий князь Владимирский объявил Ростиславичам войну. Князь Мстислав с бесчестием выслал его посла с таким словом к его владыке: «Доселе мы уважали тебя, как отца, но если, забыв наш княжеский сан, ты хочешь говорить с нами как со слугами и людьми простыми, не страшимся угроз и идем на суд Божий». До пятидесяти тысяч воинов дружин Суздальской, Рязанской, Новгородской земли под предводительсвом сына Боголюбского, Долгорукова, подступили к Киеву. К этому грозному ополчению поневоле присоединились полки некоторых южных князей. Братья Ростиславичи оставили Киев, не в силах будучи держаться против такого полчища, но Мстислав Храбрый засел с малою дружиною в крепости соседней - Вышгороде и там выдержал девятинедельную осаду. Более двадцати союзных князей обложили Вышгород, которого ничтожные стены, казалось, можно было разобрать руками. Возбуждала удивление маленькая крепость, обороняемая горстью людей, но в ней бодрствовал витязь, а в осаждающих не было согласия. Одни князья боялись могущества Андрея Боголюбского, другие же -коварства Святослава Черниговского, некоторые доброжелательствовали Ростиславичам. А Храбрый Мстислав с малочисленною, но смелою дружиной рубился на вылазках днем и ночью с войском Андреевым.

Стояли так до глубокой осени, вдруг показались знамена; Мстислав ожидал галичан, но это был мнимый союзник Боголюбского, князь Ярослав Луцкий, который искал для себя Киева и втайне сносился с обеими сторонами; его приход решил судьбу осады. Завидев издали его дружины, Мстислав вышел из городами ударил на средний полк, взывая к воинам своим: «Братья! Бог и святые страстотерпцы за нас, потягнем». Сперва множество ратных окружило его малую дружину; было стенание и клич великий, и гласы незнаемые, по слову летописи; тут были слышны звон оружий и лом копейный; от множества праха нельзя было распознать ни конника, ни пешего; много было раненых, но умерших немного. Осаждающие вдруг заметили, что Волынский князь повернул к Ростиславичам. Тогда поднялась страшная тревога и началось всеобщее бегство. «Гибнем, - взывали малодушные, - волынцы изменили, галичане идут». Наступил мрак, и воины бросились толпою в реку. Мстислав, видя странное бегство многочисленных полчищ, гонимых как бы сверхъестественною силою, поднял руки к небу и восхвалил заступников Вышгорода - святых князей Бориса и Глеба. Потом, вскочив на коня, бросился с дружиной за беглецами. Неприятельский стан, обозы, множество пленных стали добычей Мстислава.

Но, оставшись победителем в чудной битве, храбрый Мстислав не искал более Киева и отдал его князю Волынскому Ярославу. «Ты старший в роде Мономаховом, - сказал он, - иди княжить в Киев». А сам возвратился с братьями в свои уделы. Подвиг сей навсегда запечатлел его именем Храброго. Не гордясь, однако, своею победою и не доверяясь Святославу Черниговскому, который ограбил Киев, Мстислав примирился с князем Андреем Боголюбским и просил у него Киева брату своему Роману. Брат его Роман, идучи княжить в Киев, отдал отчину свою Смоленскую сыну; возмутились против юного властителя смоляне и предложили Мстиславу быть их князем. Мстислав принял город, но дождался брата Романа и отдал ему Смоленск с таким словом: «Береги его, я взял его для того, чтобы сохранить».

Уже не хотел он более вступаться в междоусобия княжеские и стремился к миру, довольствуясь малым. Но его самого, не думавшего об уделах, пригласили к себе новгородцы, ибо искали храброго князя, который мог бы их защитить. Сперва приняли они к себе другого Мстислава, также из рода Мономахова, который был ослеплен вместе с братом Ярославом во Владимире по жестокости Великого князя Всеволода; оба несчастные слепца чудно прозрели близ Смоленска после усердной молитвы в церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба, на том месте, где пострадал святой Глеб. Молва о чуде разнеслась повсюду; народ смотрел на них как на угодников Божиих, и новгородцы, враждебные к Великому Князю, приняли их к себе. Вскоре, однако, скончался Мстислав, и нужен был щит Новгороду против могущественного Всеволода. Вече Новгородское обратилось к сильному дому князей Смоленских и стало звать к себе храброго Мстислава. Долго не соглашался витязь идти княжить там, где прежде него не ужились два старших его брата: Рюрик и Роман.

Довольствуясь быть щитом родовой своей области и дорожа тем, что дал ему Бог, он, чуждый всякого честолюбия, отвечал новгородцам: «Не пойду от братьев и от своей отчины». «А мы разве не твоя отчина? Иди, князь, поклонись святой Софии, послужи ей верой и правдой, как служили дед твой и прадед», - возразили новгородцы и умолили его прийти на княжение. Радостно зашумел вольный город, когда явился к ним Мстислав (1179). Его встретили с крестами и иконами и с восторгом внимали его присяге в храме Софийском: блюсти великий Новгород. Скоро загремел голос Мстислава на вече, и собрались дружины: двадцать тысяч воинов стало под хоругвь князя. Всеволод ничего уже не смел предпринять. Мстислав, чтобы оживить дух новгородцев приготовительною войною, повел их на Чудские земли, которых жители перед тем осаждали Псков и не переставали грабить пограничные пределы. Мстислав прошел с опустошением страну их до моря, взяв множество пленных и скота. Чудь спасалась от него бегством или покорялась. Остановясь во Пскове, Мстислав посадил там наместником племянника своего Бориса Романовича и провел остаток зимы и весну в Новгороде, думая с мужами новгородскими о пользе новой своей отчины. Весной хотел он идти походом на Полоцк, против князя Всеслава, которого дед похитил некогда церковные сосуды святой Софии. Ревнуя о чести новгородской, Мстислав желал возвратить сию святыню, но его удержал брат, князь Смоленский Роман, и уважил Мстислав слово старшего брата.

Но немного уже дней оставалось ему временной жизни. В силе мужества внезапно поразил его жестокий недуг и приковал к одру болезни. Чувствуя приближение смерти, велел князь нести себя в церковь и приобщился Божественных Тайн. Дружина храбрых его окружала; уже коснел язык их славного князя; призвал он тогда безутешную супругу и трех юных детей, посмотрел на них и, тяжко вздохнув, прослезился: «Препоручаю их добрым братьям моим, - сказал он Рюрику и Давиду, - берегите наипаче моего юного Владимира». И, обратившись к бывшему посаднику, присовокупил: «Тебе, Борис Захарьев, отдаю его на руки». Тогда успокоились крестообразно на высокий груди мощные руки его, сильно владевшие мечом за святую Софию, и почил великий Мстислав июня в 14-й день, 1180 года. Возрыдал по нем великий Новгород: «Зачем не умерли и мы с тобою, Князь славный, - взывали граждане, - сотворивший толикую свободу великому Новгороду! Теперь уже не идти воевать нам земли поганых твоим копьем, а сколько раз молвил ты о том, как идти нам на неверных. Увы нам, ибо зашло наше солнце!» Плакала о нем и вся Русская земля, и, по свидетельству летописи, не только его дружина, но и самые иноплеменники долго не могли забыть доблести его.

И прибавляет летописец еще о благоверном князе Мстиславе: «Он был роста среднего, лицом красавец, а душа его была еще лучше. Щедро расточал он милостыню, помогал обителям. Был храбр и мужествен; он желал умереть за землю Русскую. Когда приходилось освобождать пленных у язычников, он говорил: «Братья! Если умрем за христиан, очистимся от грехов и Бог вменит кровь нашу с мученическою»... Он не собирал ни золота, ни серебра, но раздавал дружине своей или церквам и убогим. Не было земли на Руси, которая бы не любила его и не желала его иметь своим князем».

Святой князь Мстислав был погребен в новгородском Софийском соборе, в приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По описанию 1634 года «мощи его нетленны, а рука ему правая выспрь».

Спрашивал его (Иоанна Предтечу) народ: «Что нам делать?». Он сказал им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему и у кого есть пища, делай тоже». И мытари сказали ему: «Что нам делать?» Он отвечал им: «Не берите больше надлежащего». Спрашивали его и воины: «А нам что делать?» И сказал им: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (Лук. III, 10-14)». Благоверный князь Мстислав жил по этим урокам и жизнью своею велит нам жить так же, во славу Божию...

15 июня
Святитель СИМЕОН, архиепископ Новгородский и Псковский

Святой Симеон, архиепископ Новгородский и Псковский, в мире именовался Сампсон, избран в архиепископы из простых иноков Хутынского монастыря (1415 г.) за свои редкие добродетели, хиротонисан (рукоположен) в 1416 году святым митрополитом Фотием.

Время святительства его было очень тяжелым и беспокойным. В самом начале его была чума; но святой Симеон приказал соорудить однодневную церковь, и мор прекратился.

Затем было обычное в Новгороде народное возмущение. В 1418 г. граждане Новгорода, завидуя избытку бояр и приписывая им дороговизну хлеба, разграбили множество дворов и монастырь святителя Николая, утверждая, что в нем боярские житницы. Сторона Софийская, где обитали знаменитейшие новгородцы, противилась их злодеяниям и также вооружилась. Звонили в колокола, бегали, вопили и, стараясь занять большой мост, стреляли друг в друга. В это самое время сделалась ужасная гроза: от непрестанной молнии небо казалось пылающим, но мятеж народа был еще ужаснее. Тогда Симеон собрал все духовенство в храме Софийском, облачился в ризы святительские и сопровождаемый клиром вышел к народу, стал посреди моста и, взяв в руки животворящий крест, начал благословлять обе стороны. В одно мгновение шум и волнение утихли, толпы сделались неподвижны, оружие и шлемы упали на землю, и вместо ярости изобразилось на лицах умиление. «Идите в домы свои с Богом и с миром!» - вещал добродетельный пастырь, и граждане в безмолвии, в тишине, в духе смирения и братства, разошлись, а крест святителя Симеона до нашего времени стоял на Волховском мосту.

После этого псковичи отказались принять Новгородского архиепископа и объявили себя самостоятельными; тогда произошло чудо: на глазах всех молящихся по лику иконы Пресвятой Богородицы, находившейся в Пскове и именуемой Черской (Чирской), потекли слезы. Святитель Симеон приехал сам в Псков и своим словом окончательно умиротворил псковичей.

Также святитель Симеон построил своим иждивением две каменные церкви в Новгороде: во имя святого митрополита Петра и святого Афанасия (1416). Подражая в благочестии пастырю своему, граждане новгородские соорудили девять каменных церквей в 1417и 1418 годах.

Перед своей кончиной святой Симеон чудодейственно остановил грозу и наводнение, угрожавшие городу.

Святой Симеон преставился 15 июня 1421 года. Мощи его почивают под спудом в Новгородском Софийском соборе, в Мартириевой паперти.

Пред покорением Новгорода Иоанном III на гробнице святителя Симеона появилась кровь.

Память святителя Симеона совершается в Софийском соборе, общая с другими угодниками, там почивающими, 10 февраля и 4 октября...

23 июня
Владимирской иконы Божией Матери (праздненство установлено в память спасения Москвы от нашествия Ахмата-хана в 1480 году)

Псково-Печерской, именуемой «УМИЛЕНИЕ» (1524)


23 июня
Собор Владимирских святых

1982 году по благословению святейшего Патриарха Пимена впервые состоялось празднование Собора святых, в земле Владимирской просиявших, - 23 июня (6 июля), в день празднования Владимирской иконы Божией Матери.

В сонме святых, подвизавшихся в пределах Владимирской земли, более 80 угодников Божиих. Среди них святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (+1385) и благоверный князь Александр Невский (+1263), жизнеописание которых связано с Псковской землей...

26 июня

ТИХВИНСКАЯ икона Божией Матери

Тихвинская икона Богородицы по преданию была написана святым апостолом и евангелистом Лукой и послана им в Антиохию, а оттуда перенесена в Иерусалим. В V веке императрица Евдокия привезла ее в Константинополь и поставила в специально устроенном для этой иконы храме, известном под именем Влахернского. Здесь она пребывала 539 лет. Когда начались неистовства иконоборцев, икона была перенесена в обитель Пантократора и скрыта; по прекращении же гонений святая икона возвращена была во Влахернский храм.

Во дни великого князя Димитрия Донского в 1383 году святая икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке скрылась из Константинополя в царствование Иоанна Палеолога за 70 лет до падения Царьграда и явилась в пределах Новгорода. Основанием этого предания служит следующее повествование: в то время как чудотворная икона прославилась в Тихвине, некоторые новгородские купцы находились в Константинополе и беседовали с патриархом. Патриарх между прочим спросил: «Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась?» Купцы рассказали ему о явлении Тихвинской иконы, и патриарх из сопоставления времени, когда икона исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградская икона.

Патриарх рассказал при этом, что икона несколько раз скрывалась из Царьграда и являлась опять. «Ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила», - так заключил патриарх свой рассказ. Он показал в храме место и киот, где она стояла. Купцы по возвращении в Россию рассказали об этом, и тогда Тихвинскую икону поставили, как стояла она в Царьграде - у первого столба, справа от входа.

В древних летописях находится следующее описание явления чудотворной иконы: в 1383 году на Ладожском озере рыбаки ловили рыбу. Вдруг заблистал над ними необыкновенный свет, и когда они посмотрели вверх, то увидели, что в воздухе, над водою, никем не поддерживаемая, движется икона Богоматери с Предвечным Младенцем на ее левой руке. Бросив сети, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора. Это было первое явление названной впоследствии Тихвинскою иконы Божией Матери.

Через несколько времени икона явилась в той же области, в деревне Вымоченицы, при реке Ояти, на горе Смолковой, за 100 верст от Тихвина. Она стояла на воздухе и сияла неизреченным светом. Жители той местности собрались во множестве к иконе и, пораженные чудом, всем сердцем молились Царице Небесной. Тогда икона спустилась на землю, и много больных получили от нее исцеление. Для иконы устроили часовню, а впоследствии храм во имя Рождества Богородицы, но она и здесь пробыла недолго. Это было второе явление иконы Божией Матери.

Вскоре чудесный образ Божией Матери явился на другом месте, называемом Кожела, близ реки Паши, за 20 верст от Тихвина. Святая икона опять явилась стоящею на воздухе и в таком же сиянии, как прежде. Сошелся народ и молился: «Да пребудет Она с нами!» После продолжительных молитв икона с высоты сошла на землю. На месте ее стояния устроили часовню, а впоследствии был сооружен храм в честь Покрова Богородицы. Это было уже третье явление иконы Божией Матери, послужившей к созданию двух храмов, столь необходимых в тех местах.

Но и оттуда икона вскоре перенеслась на гору близ Тихвина, идя в воздухе, как легкое облако. Это было четвертое явление иконы Божией Матери. К месту нового явления ее собрались толпы народа; из соседних сел пришли священники с крестами, и все взывали к Богородице.

Во время общей молитвы икона сошла на руки молящихся, изливая чудеса. Тогда же и немедля приступили к устройству в этой местности храма.

Срубили леса и в тот же день сделали три венца. На ночь к этому месту приставили стражу, а народ разошелся по своим дворам. Стража крепилась всю ночь и не засыпала, но к утру забылась. Когда же она пришла в себя, то ни иконы, ни начатого с тремя венцами сруба не оказалось.

Когда народ собрался, он в глубокой горести стал оплакивать потерю святыни и затем, разойдясь в разные стороны, стал искать повсюду икону. Во время этих поисков икона была найдена к востоку за рекой Тихвинкой, за три версты от той горы, где явилась, в болотистом месте. Когда туда пришли, то увидели, что все это место сияет светом, и стоит там икона, а около - начатый сруб, деревья, приготовленные для постройки - все в таком порядке, точно кто передвинул сюда с горы целую площадку. Икона стояла на восточной стене сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом. В радости народ окружил чудную святыню и, со слезами припадая к чудной иконе, взывал: «Слава тебе, Христе Боже, слава Тебе, Мати Божия, яко не оставила еси нас, рабов Твоих, не остави же нас и до конца, но всегда с нами пребуди, спасая и соблюдая словесное Сына Твоего стадо». Это было пятое и последнее чудесное явление иконы Божией Матери. И все эти явления совершались при множестве Верующих. Отсюда икона эта называется явленною, то есть которая явилась сама собою, по собственному действию Господа и Пречистой Девы Марии. Такое явление есть великое чудо, поэтому она называется чудотворною. Тихвинскою же названа эта икона по месту явления ее и окончательного водворения на левом берегу реки Тихвинки.

На этом месте, окончательно избранном Пресвятою Богородицею для пребывания ее иконы, был поставлен деревянный храм, сгоравший три раза, причем икона оставалась невредимою. Затем по велению князя Василия Иоанновича (1505-1533) приступили к построению каменной церкви.

В ней, когда она была совсем готова, обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но через три дня, когда упавшие камни были разобраны, среди обломков все двадцать человек оказались живыми.

Повелением Иоанна Грозного, посетившего Тихвин для поклонения иконе, был при храме, где пребывала икона, устроен мужской общежительный монастырь.
Великие чудеса совершались от чудотворной иконы: недужные получали исцеление, слепые прозревали, бесноватые освобождались. Даже те, которые и в далеких краях призывали на помощь Небесную Хранительницу святой иконы, получали избавление от бед и напастей.

Так исцелилась жена из Пскова по имени Соломония. Одержимая слепотой, не видела она света 3 года и 6 месяцев. Слышала же женщина о многих чудесах, бывающих от чудотворной иконы Богоматери, что в Тихвине. Когда же приблизилась она к многоцелебному Владычицы образу со многими молитвами и слезами, немедленное прозрение очей своих получила. И благодарственное хваление устами своими принеся Пречистой Богородице и молебную песнь совершив, с великой радостью возвратилась в дом свой.

Когда при царе Иоанне IV строилась и укреплялась обитель Тихвинская, пришел туда больной инок Авраамий из пустынножительного Великолукского Сергиева монастыря Псковской земли. Посоветовал ему сходить в Тихвин на поклонение Пресвятой Богородице пред чудотворным ее образом наставник его Мартирий. Больной, исполнив слова своего старца, выздоровел. Новгородский и Псковский архиепископ Пимен порадовался новому явлению милосердия Царицы Небесной, Авраамия не отпустил в прежнюю его пустынь и дал ему должность неотлучно находиться при Чудотворном образе, вручив ему и ключи церковные.

Между тем старец Мартирий, отпустив брата, начал скорбеть, что сам не пошел с ним на поклонение святому образу. И было ему видение во сне: высокий огненный столп стоял на той стороне, где Тихвин, а на столпе - образ Божией Матери пресветло сияющий. Мартирий проснулся и, оставив все, пустился в путь. Поклонившись пред чудотворным образом самой Пречистой Матери Спасителя, Мартирий пожелал остаться навсегда в Тихвинской обители. Но по прошествии некоторого времени Мартирий узрел на небе крест, окруженный звездами, сияющие лучи которого освещали пустынный остров. Блаженный старец и прежде подумывал об уединении, небесное знамение над пустынным островом принял за указание ему свыше места для совершения духовных подвигов. Желая нигде не разлучаться с Чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, Мартирий взял с нее список, переселился на пустынный остров и там оставался в безмолвии. Если бывал он в миру, то непременно брал с собою единственное свое утешение и надежду: честный лик Заступницы рода христианского. Случилось ему быть в Твери, где по велению Иоанна Грозного после завоевания Казанского царства жил казанский царь Симеон; сын его Иоанн после кратковременной болезни умер. Мартирий возложил на него икону Богоматери, и мертвый воскрес. Царь, воздав благодарение Богу и Пречистой Богородице, по желанию Мартирия построил в пустыне, где он жил, каменный монастырь, отетоящий от Тихвина в 40 верстах, известный ныне под именем Троицкого Зеленецкого монастыря.

Молитве пред Тихвинской иконой Божией Матери обязан своим устроением и монастырь Преподобного Кирилла Новоезерского. Этот святой муж, обойдя пределы псковские и новгородские для поклонения святым местам, был и в Тихвине и там молился три дня на паперти монастыря. После сего явилась ему во сне Пресвятая Богородица и сказала: «Угодниче Всесвятыя Троице, рабе Мой Кирилле, пойди на восточную страну к Нову езеру, и явит ти Господь, Сын Мой, покой старости твоей». Святой Кирилл, исполняя повеление, пошел на гору Кобылину, близ Нового озера, увидел над островом, именуемым Красным, огненный столп, от земли достигающий до небес, и потому уразумел, что здесь место, обещанное для покоя его старости. Преподобный поселился там и вскоре устроил обитель, известную под именем Кирилло-Новоезерской, которая прославилась чудодействиями святого еще при жизни его, а после смерти - нетлением мощей его.

Как до основания Тихвинской обители, так и после окончательного ее устройства, чудеса от иконы Богоматери не прекращались.

К памятным знамениям от этой иконы относится оборона Тихвинской обители от шведов.
Это случилось в смутное время междуцарствия, когда Новгород, окрестные его места и в числе их Тихвинская земля, захвачены были врагами. При слабости сил Русского государства, опустошаемого в то время внутренними распрями, стоявшего в тяжелой борьбе с Польшею, ему грозила опасность совсем потерять Новгородские и Псковские земли. В это время Божия Матерь чудесным заступлением сохранила от шведов свою обитель Тихвинскую; а спасение обители ободрило дух Русского войска, указало ему твердый оплот для действий против шведов, которые между тем от напряженных, но тщетных усилий покорить Тихвин, ослабели в своих силах и лишились возможности действовать в других местах.

В 1613 году Новгород занимал шведский военачальник Яков Делагарди, имея в виду присоединить к Швеции не только Новгородскую, но и Псковскую области со многими городами. Действуя на разных пунктах, один из отрядов шведского войска занял Тихвинский монастырь, но был, однако, изгнан оттуда.

В ярости на то, что монастырь одолел постоянное, обученное войско, шведский генерал, главнокомандующий Делагарди, решив жестоко отомстить, привел к Тихвину свои полки и приказал сравнять обитель с землей. Окрестные жители, возложив единственную надежду на заступничество Богоматери, сбежались в монастырь и заперлись там с монахами и ратниками, надеясь не на крепость стен, а на неодолимую силу заступничества Царицы Небесной.

Когда войска шведские окружили обитель, монахи с ратниками бились на стенах, а старые иноки молились с народом в храме пред чудотворной иконой. В это время одной благочестивой женщине, именем Мария, получившей за два года до того прозрение от иконы, явилась Владычица со словами: «Объяви всем находящимся в обители, чтоб взяли Мою икону и обошли по стенам вокруг, и узрят милость Божию».

Тогда радостью и упоением исполнились сердца осажденных. Чудотворная икона с молебным пением была обнесена по монастырским стенам, и, когда православные призвали на помощь свою единственную Заступницу, шведы были объяты внезапно таким страхом, что, никем не гонимые, бежали от обители.

Этот позор привел их в еще большее раздражение. Еще большую силу привели они под монастырь.

А в обители одна была помощь, одна надежда - Владычица. И какие горячие молитвы неслись к ней!

Богоматерь с преподобными Варлаамом Хутынским и Зосимой Соловецким явилась в ночном видении находившемуся в то время в Тихвине послушнику Соловецкого монастыря Мартиниану и сказала: «Близ погибели есть место сие многих ради нечистот греховных, ныне же осквернися святое сие Мое место». Мартиниан, человек чистый и богобоязненный, в ужасе воспрянул и видение свое поведал в обители. Нераскаянные злодеи были изгнаны из монастыря, притвор церковный очищен, и все со слезами умоляли Господа и Пречистую его Матерь, да не предадут людей своих в руки врагов. Уповая на милость Заступницы своей, осажденные устремились на врагов и ее неодолимою помощью одержали победу над ними.

Но шведы не хотели умиротвориться, и, чтобы отомстить за поражение свое, они усиленными отрядами обложили обитель еще теснее и начали копать тайные рвы под врата и стены.

Вскоре Мартиниану снова явилась Богоматерь с теми же двумя святыми и еще Николаем Чудотворцем. Святитель Николай сказал: «Скажи воеводам и всем людям: «Пречистая Богоматерь умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу».

Осажденные укрепились надеждою на помощь небесную и, совершив усердные молитвы пред чудотворною иконою, по-прежнему устремились на врагов, которые внезапно пришли в такой страх, что побежали в беспорядке, поражая друг друга в бегстве. Пленные шведы говорили, что все они видели многочисленное воинство, выходившее из монастыря для нападения на них. Эта славная победа дана православным Пресвятою Богородицею в ночь Воздвижения Животворящего Креста 14 сентября 1614 года.

Шведский полководец в страшной злобе на Тихвинскую обитель через год послал многочисленнейшие против прежнего силы с приказанием разорить монастырь до основания, чудотворную икону изрубить на части и храм Богоматери разметать по полю.
В монастыре узнали об этом перед самым приходом неприятеля. Маловерные забыли, что Делагарди не мог иметь успеха уже потому, что как бы вызывал на бой силу самой Царицы Небесной и на ее храме и священном лике думал торжествовать свою безумную месть.

Было решено взять икону и бежать с нею в Москву, где все было спокойно и царствовал Михаил Феодорович. Но икона оставалась на месте своем неподвижна, и никакие усилия не могли поднять ее с места.

Тогда малая горсть защитников, в молитве черпая силу духа, решилась умереть на стенах, но не допустить до храма Богоматери ни одного врага иначе, как через трупы всех защитников до последнего.

Но не жертвы ждала Пречистая, а веры и надежды на Нее. Она и не допустила врага до Своей обители. В расстоянии полдня ходьбы от обители, за рекою Сясью, шведы были поражены новым чудом: им показалось, что многочисленное, сильно вооруженное войско со всех сторон спешило окружить их. Видя, что они не могут бороться с этой наступавшей силой, шведы бросились бежать, давя друг друга.

В монастыре тщетно ожидали врага. Когда окрестные жители принесли, наконец, весть о бегстве, никто не мог верить, и своими глазами на месте они только удостоверились в случившемся. Окрестность была усыпана покинутым оружием. Помятый кустарник, поломанный молодой лес и на большом пространстве раскинутые трупы неприятелей говорили об ужасе и стремительности этого непонятного бегства.

Это была последняя попытка шведов бороться с силою Владычицы мира. С той поры враги не осмеливались нападать на святую обитель.

Вскоре начались переговоры о мире.

Вот славная, но не единственная в русской истории эпопея защиты Богоматерью Своей обители от врагов.

Какие чувства наводит память об этом событии! Здесь воочию то, во что мы верим, не видев: здесь как бы нисходит на землю Пречистая, выражая Свое присутствие еще сильнее, чем видимым образом - полными силы делами.

Через год в Тихвин прибыли из Москвы царские послы для переговоров со шведами о мире. Они взяли с собой из Тихвина список с чудотворной иконы Богоматери и отправились с нею в деревню Столбово, расположенную в 50 верстах от Тихвина. Сюда приехали и шведские уполномоченные. 10 февраля 1617 г. в Столбове был заключен мир России и Швеции. Со стороны русских главной порукою мира был принесенный ими из Тихвина список с чудотворной иконы.

Оттуда послы отправились с тою же иконою на принятие из рук врагов Новгорода, бывшего семь лет во власти шведов. С благодарственными слезами встречена была Царица Небесная, избавившая от врагов не только свою обитель, но через нее Великий Новгород и Псков со всеми пределами их от владычества неприятелей, утвердив их во власти православного царя, и «бысть тишина Российскому царству молитвами Ея».
В память чудесного явления Тихвинской иконы и одоления врагов предстательством Богородицы установлен церковью в 26-й день июня по всей России праздник в честь Тихвинской иконы.

На поклонение святой иконе издревле притекали со всех сторон богомольцы и приносили вклады: и знатные, и простые. Русские князья и цари обогатили обитель своими дарами и сами путешествовали на поклонение иконе.


Императрица Анна Иоанновна пожаловала для украшения иконы изумруд, замечательный по своей величине и резьбе, с подписью: «Владычице, приими молитвы раб твоих».
Для поклонения чудотворной иконе Тихвинский монастырь посетили: в 1747 году императрица Елизавета Петровна; в 1798 году император Павел Петрович, который сам перенес икону на настоящее место из Рождественского собора, и в 1809 году - великая княгиня Екатерина Павловна с супругом своим и приложила к иконе превосходный бразильский топаз и дорогие бриллианты; ею же привезены от императрицы Марии Федоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 каратов. Все украшения на золотой, драгоценной ризе полагаются более чем на 60000 руб. серебром. Перед иконою висело драгоценное приношение графа Шереметьева в 1803 году - золотая лампада ценою около 12000 руб. серебром.
В воспоминание многоразличных благодеяний, явленных свыше через благодатную икону Багоматери, в монастыре ежегодно бывали праздненства:
1) В неделю Торжества Православия совершалась полная служба в честь Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери - по случаю бывающего в это время великого народного стечения на Тихвинскую ярмарку.
2) Во вторник Светлой недели - в воспоминание победы от святого образа Одигитрии, одержанной греками над персами и сарацинами.
3) Июня 26 - в день Преславного явления иконы Божией Матери в пределах Тихвинских.
4) Сентября 15 - в память победы, одержанной русскими над шведами и освобождения монастыря от осады.
5) Февраля 1 - в воспоминание чудесного исцеления, полученного в 1856 году 31 января 17-летним отроком, одним из обитателей Тихвина, пред образом Божией Матери, писанном на стене монастырской ограды.
В эти дни, кроме торжественного Богослужения, бывали крестные ходы по стенам ограды, во время которых в двух башнях, сооруженных монаршими щедротами, совершились: в одной молитва о долголетии Благочестивейшего Государя Императора и всего Императорского Дома, а в другой - о вечном упокоении почивших императоров.


В обеих столицах, во многих городах и обителях, сельских приходских храмах имеются прославленные чудесами списки с этой иконы.

Из особенных церковных обрядов, издревле установленных в монастыре, примечательно омовение Чудотворного образа Тихвинской Божией Матери. Обряд этот совершался в четверг Страстной седмицы следующим образом: по окончании Божественной Литургии архимандрит с освященным собором монашествующей братии полном облачении, перед святым изображением Богородицы творили молебное пение и по церковному чиноположению освящали воду. По троекратном погружении в воду Святого Креста блюститель иконы, в епитрахили, открывал золотую ризу; настоятель же, положив три земных поклона, святую икону омывал святой водой; затем прикладывал к иконе тонкие, приносимые богомольцами, платки, предварительно окропленные святой водой как для отирания иконы, так и для освящения их. Наконец, настоятель с братией и после народ прикладывались к Чудотворной иконе Богомотери, а освященная вода раздавалась во множестве собравшимся людям. Обряд этот для истинно верующих особенно трогателен тем, что по открытии ризы, которая всегда находится на образе, взорам каждого представлялась в том виде, как благоизволила явиться, без земных украшений, принесенных в дар усердием христиан, благодатная икона Божией Матери.

Ныне по грехам нашим лишены мы лицезрения этой чудотворно явленной иконы Богоматери, именуемой Тихвинская.

В 1944 году при отступлении своем из Российских пределов немецко-фашистские оккупанты везли Тихвинскую икону Божией Матери через Псков. Очевидцы вспоминают, что дозволено было псковитянам поклониться святому образу Той, которая не один раз являла спасительную защиту древнему городу во времена бедствий.

4 марта 1944 года чудотворная икона прибыла в Рижский кафедральный собор и торжественно была встречена Рижскоградским духовенством во главе с Преосвященным епископом Рижским Иоанном. Был совершен торжественный молебен, по окончании которого Преосвященный владыка Иоанн радостно приветствовал икону, начав свое слово евангельским восклицанием: «И откуду мне сие да прииде Мати Господа Моего ко мне». (Лук. 1,43).

Чудотворная икона ушла за пределы Отечества Российского, в Америку. Но спасительное заступничество и безмерная милость Божией Матери к страждущему русскому христианству непрестанны, нерушимы и неоскудеваемы.

26 июня
Святитель ДИОНИСИЙ, архиепископ Суздальский

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, в миру Давид, с юных лет посвятив себя службе Божией, был постриженником Киево-Печерской обители, откуда с местным благословением - иконой Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием - прибыл на Волгу. По примеру киевских подвижников, он ископал уединенную пещеру на берегу Волги, в пяти верстах от Нижнего Новгорода, и жил там отшельником, подвизался в полном безмолвии. К святому постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня.

Обширным знанием Правил Веры и строгою подвижническою жизнью святой Дионисий приобрел всеобщее уважение. Современники видели в нем «мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем».

Ученики святого Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский (память 1 апреля) и Макарий Желтоводский, Унженский (память 25 июля). В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и основания новых обителей.
Высокое благотворное влияние оказывала обитель святого Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. Князья нижегородские, Борис и Андрей Константиновичи, уважали святого Дионисия; супруга последнего из них, княгиня Анастасия, основала в престольном своем городе на берегу реки Волги Зачатиевагий девичий монастырь и была пострижена в нем по смерти мужа на монашество преподобным Дионисием. По примеру княгини приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы».

В 1374 году святой Дионисий был удостоен епископского сана. Святой митрополит Алексий, зная добродетели Дионисия, рукоположил его в сан епископа Суздальского. Его доброта и милосердие стяжали ему всеобщую любовь. Раз он спас татарских баскаков (сборщиков податей) из рук раздраженной толпы. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника - стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу против татарского ига.

После кончины в 1378 году митрополита Алексия Московского в Русской церкви наступила смута. Духовенство во главе с преподобным Сергием Радонежским стояло за архиепископа Суздальского Дионисия, но великий князь Димитрий Иоаннович желал поставить митрополитом Новоспасскаго архимандрита Михаила (Митяя) и созвал архиереев для посвящения его в Москве. Только один из епископов, святитель Дионисий, оберегая честь первосвятительской кафедры, смело поддерживал убеждение, что по зависимости Русской церкви от Цареградской поставление первосвятителя без воли Вселенского Патриарха будет незаконно. Великий князь спорил и, наконец, уступил к досаде Митяя. Скоро обнаружилось явное несогласие между Дионисием и Митяем, который, не быв посвящен, возложил на себя белый клобук. Наушники старались усилить их распри. «Для чего, - сказал Митяй владыке Суздальскому, - ты до сего времени не был у меня и не принял моего благословения?» Дионисий ответствовал: «Я епископ, а ты поп; и так можешь ли благословлять меня?» Митяй грозил, что не оставит Дионисия и попом, когда возвратится из Царьграда, и что собственными руками спорет скрижали с его мантии. Епископ Суздальский хотел предупредить врага своего и ехать к патриарху; но великий князь приставил к нему стражу. Тогда Дионисий обещался не думать о путешествии в Константинополь и представил за себя порукою Троицкого игумена Сергия.

Получив свободу в том же 1379 году, святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников. На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Нил, называя святителя «воистину Божиим и духовным человеком», писал, что сам видел его «пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина». Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери Одигитрии. В 1382 году святитель получил от патриарха титул архиепископа и фелонь много крестную (полиставрий).

Он снискал там милость в патриархе, но сан митрополита получил обманом Пимен, сопровождавший Митяя, ибо сей последний умер дорогою. Великий князь лишил Пимена похищенного им сана и провозгласил (1380 г.) митрополита Киевского Киприана митрополитом всея России; но недовольный Киприаном, он изгнал его (1382 г.) и вызвал из заточения Пимена; не уважая однако ж сего обманщика, великий князь желал сменить его и обратил взор на Дионисия, который тогда возвратился (1382 г.) из Царьграда с титулом архиепископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого. Будучи ласков и благотворителен, он умел оправдать себя в глазах Димитрия и заслужил доброе его мнение достохвальным подвигом христианского учителя.

Еще во время митрополита Алексия открылась в Новгороде и Пскове ересь стригольников. Архиепископ Новгородский Алексий писал о том к патриарху Нилу, который уполномочил святителя Дионисия искоренить зло средствами благоразумного убеждения. «Смирение наше и великий собор, - писал Патриарх псковичам, - послали к вам боголюбивого архиепископа Суздальского Дионисия, мужа честного, благочестивого, добродетельного, известного хранителя церковных канонов; он от лица нашего посетит и благословит вас, научит и наставит устроить должное и соединит вас с Соборною Апостольскою Церковью Божиею. Вы должны знать, что отлучающиеся от Церкви отлучаются от самого Христа Бога; все, что услышите из уст его, примите как наше собственное слово».

Патриарх прислал с святителем Дионисием также две увещательные грамоты, в которых объяснял заблуждающимся необходимость священноначалия, несправедливость пренебрежения к священству вообще на основании недостойной жизни некоторых духовных лиц и, наконец, различие между мздою за посвящение и вознаграждением необходимых расходов.


Стригольников ересь явилась в Пскове в 70-х годах XIV в., а затем перешла в Новгород. Основатель секты Карп был прежде дьяконом, а потом за свое лжеучение расстрижен и отлучен от церкви. Он занимался ремеслом стригольника, т. е. стрижкою волос (История Русской Церкви преосвященного Макария). Последователи этой ереси отвергли пастырей Церкви, как незаконных, поставленных на мзде, осуждали архиереев и монахов за то, что они собирают много имения; все духовенство укоряли в том, что оно берет поборы с живых и мертвых и дурно живет; отсюда выводили, что не нужно слушать учения таких пастырей, что все священнодействия их недействительны, что не нужно принимать от них ни крещения, ни покаяния, ни евхаристии, не нужно петь над умершими, ни поминать их; право учительства стригольники - усвоили мирянам, а священнодействия вовсе устранили: каяться, говорили они, можно и без священника, припадая к земле; евхаристию нужно понимать в духовном смысле; другие таинства и обряды вовсе не нужны. (С. Булгаков. Настольная книга священно-церковнослужителя, том II, 1900)


Святой Дионисий прекратил мятежи и соблазны в Новгороде и Пскове и примирил их с церковью к удовольствию всех правоверных. Отдавая справедливость сей заслуге, великий князь желал видеть Дионисия на месте Пимена и велел ему ехать в Константинополь для доставления, будучи уверен в согласии патриарха. Вторично святитель посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении русской митрополией. Воля Димитриева, действительно, исполнилась. В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь».

Но князь Литовский, Владимир Ольгердович, княживший в Киеве, остановил нового митрополита на обратном пути из Греции в Москву, объявив, что Киприан есть глава всей Российской церкви. Святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира Ольгердовича и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 13 85 года.

Погребен святитель в «киевской печере великого Антония», где мощи его долго оставались нетленными. Впоследствии частые неприятельские нашествия, с 1638 до 1686 г., истребили их вместе с мощами других угодников.

26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем».

29 июня
Обретение мощей преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (+1687)

  




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11