РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
14-05-2010


Архимандрит Лев (Дмитроченко)

 19 августа в  праздник Преображения Господня Высокопресовященнейший Владыка Евсевий  совершил Божественную Литургию  и праздничный молебен с Крестным ходом в храме Преображения Господня  в селе Прибуж Гдовского района, для которого  этот праздник является престольным.

Богослужение совершалось при большом стечении верующих, которые ежегодно, по традиции, приезжают в этот праздник  в этот храм для молитвенного торжества со своим правящим Архиереем и старцем Архимандритом Львом (Дмитроченко).

 Батюшка Лев отмечал в этот день 75-летие со дня своего рождения и 50-летие священнической хиротонии. По этому случаю Владыка Евсевий наградил старца орденом прп.Серафима Соровского III степени, произнес трогательное слово о смысле праздника Преображения Господня, о невечернем Свете, озаряющим душу всякого человека, о трудностях христианского подвига современного человека и духовных средствах к исправлению поврежденной грехом человеческой природы.

 В завершение, Владыка произнес теплые слова в адрес Архимандрита Льва, поблагодарил его за самоотверженное служение, за духовное окормление верующих и за пример его жизни для назидания подрастающего поколения.

 

 

 

19 августа Русская Православная Церковь празднует двунадесятый праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

 

 

село Прибуж Гдовского района, 

храм Преображения Господня.

 

19 августа, по традиции, Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий будет совершать Божественную Литургию, праздничный молебен с Крестным ходом в селе Прибуж Гдовского района в храме Преображения Господня.

Сослужит Владыке  один из старейших священников Епархии, настоятель Преображенского храма архимандрит Лев (Дмитроченко).

О событии преображения Иисуса Христа на горе Фавор пишут три евангелиста Матвей, Марк и Лука. «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом».

Событие совершилось в ночной тишине, когда Он взял своих любимых учеников, взошел на гору, молился и преобразился пред ними. По обеим сторонам от Господа предстали великие пророки: святый пророче Божий Илия и святый пророче Божий Моисей. Они беседовали с Господом о Его страданиях.

Это были два представителя мира: один из мира горнего - Илия, другой из  дольнего - Моисей. Дальше Евангелие повествует о том, как  всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы.

Суть Преображения раскрывается в его символах. Гора - это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет.

В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни. Евангельское событие Преображения Господня - это визуальное явление Царства Божьего на земле. Этим явлением Преображения Бога нашего Иисуса Христа  христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы.

Все праздники Святой Православной Церкви, которые мы празднуем, имеют глубочайший смысл. Прежде всего, в них выражается любовь Божия к человеку, к спасению человека от греха, к блаженной вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

Преображение, если говорить церковно, значит преображаться внутренне - из ветхого человека  в  нового. Есть духовное понятие: очистить себя от всякой скверны плоти и духа, то есть покаяться, измениться духовно, достигнуть преподобия и святости. Преображение - есть цель нашей христианской жизни.

Псковская земля связана с евангельским событием Преображения Иисуса Христа  храмами во имя  Преображения  Господня, которых в области немало. Преображенский храм в Прибуже упоминается в XYII столетии, а перестроен из деревянного в каменный стараниями местных помещиков в XYIII веке в стиле позднего барокко.

Самый древний монастырь Епархии в городе Пскове  - Мирожский, памятник XII столетия, имеет название Спасо - Преображенский Мирожский монастырь. Его главным храмом является собор Спасо - Преображения, стены которого расписаны фресками, предположительно, византийскими мастерами.

Собор  находится в удовлетворительном состоянии, но как уникальный памятник федерального и мирового значения, нуждается в постоянном финансировании реставрационно  - ремонтных работ и исследований. Уже много лет реставрацией древних фресок занимается группа реставраторов под руководством Владимира Сарабьянова. Ныне  Спасо-Преображенский Мирожский монастырь - действующий мужской монастырь, который имеет иконописную мастерскую, а монастырские здания келий, трапезной и Стефановской церкви арендует у государства.

 5 марта Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий поздравлял
с днем Ангела архимандрита Льва (Дмитроченко).

5 марта наша Святая Церковь отмечала память святого Льва, епископа Катанского (ок.780 г.). Как рассказывает Житие, Святой родился в городе Катане (Сицилия), славился добротой и милосердием, христианской любовью к нищим и странникам. Господь удостоил его дара чудотворений и врачевания от различных болезней.

Один из старейших священников Псковской епархии, архимандрит Лев (Дмитроченко), уже более сорока пяти лет является настоятелем храма Преображения Господня в с. Прибуж Псковской епархии. 20 февраля Отец Архимандрит встретил свое 75-летие, а 5 марта отмечал день своего Ангела. Именинника приехали поздравить Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, духовенство и его духовные чада. В этот день была совершена Божественная Литургия, по окончании которой был отслужен благодарственный молебен Архиерейским служением.

После молебна Архипастырь обратился к архимандриту Льву с трогательным словом поздравления, в котором отметил особенности служения батюшки, которое выпало, в основном, на времена безбожной власти. Владыка выразил благодарность отцу Льву за труды на приходе, отметил и те утешения, которые есть в одиночестве Архимандрита, в его деревенской жизни: природа, сад, пчелки. В ответном слове архимандрит Лев, обращаясь к нашему Владыке, поблагодарил его сердечно за поздравления и подарок - крест с украшением, попросил молитв у Архиерея, сказав, что, если Владыка помолится хоть один раз за него, то Господь даст ему силы для служения и продлит годы жизни.

Архимандрит Лев поблагодарил также своего Владыку, что тот не забывает его и Прибуж, постоянно приезжает служить Литургию на престольный праздник Преображения Господня. Разговор, который состоялся на амвоне Преображенского храма между Архипастырем и старцем, тронул присутствующих до слез.

Архимандриту Льву благодарные чада преподнесли цветы, подарки, среди подарков было и пасхальное облачение от племянника, настоятеля Троицкого кафедрального Собора протоиерея Иоанна Муханова. После поздравлений все были приглашены на праздничную трапезу. Архимандрит Лев славится своим гостеприимством, из его дома никто не уходит ненакормленным и неутешенным. Отец Лев находится в возрасте старчества, и как святой Лев, в честь которого носит монашеское имя, обладает даром рассудительности, оказывает болящим и немощным духовную помощь. На нашем епархиальном сайте есть материалы об архимандрите Льве в разделе «Монастыри и храмы» и в разделе «Интервью» с Борисом Федюком.

На именинах отца Льва присутствовали сотрудники Паломнического епархиального центра «Вертоград» и информационной службы Псковской епархии. Мы получили благословение от нашего Владыки Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского и пожелание: «Собирать нектар духовный с наших православных святынь». Получили мы также благословение и ответы, на волнующие нас вопросы духовной жизни, и у отца Льва.

Паломнический центр Епархии «Вертоград» нередко привозит в Прибуж паломников на Литургию, всегда для нас открыты и двери гостеприимного дома отца Льва. Многая лета! И праведных трудов ради Святой нашей Церкви, православного народа. Милости Божией Вам, дорогой отец Лев!

20 февраля 2007 года исполнилось 75 лет Архимандриту Льву (Дмитроченко) - одному из старейших священников Псковской Епархии.
5 марта у батюшки день Ангела .

 

Архимандрит Лев из деревни Прибуж, что за Гдовом, батюшка крестьянский и жалостливый. Сейчас таких все меньше и меньше. С юношеских лет покинул свою Брянщину, путешествуя по монастырям, набираясь евангельской мудрости. И сейчас, не стар еще, но Божий дар старчества видим его духовным чадам: батюшка и совет даст, и благословит, а кого может и исцелить. Его речь простонародна и сохраняет смачные псковские словечки: ничаво и ничого. Первое с ударением на последнем слоге и означает - «все нормально», «нет», а второе, с ударением на втором слоге, означает то же самое, что и первое. Батюшка любит пошутить и гостей встречает словами: Здравствуйте, ваша светлость, а, провожая, говорит: Прощайте, ваше благородие. Почти пятьдесят лет назад принял постриг, а постригал его псковский митрополит Иоанн Разумов. В монашестве Андрей Дмитроченко получил имя Лев соименное Льву, епископу Катанскому. Потом послали отца Льва на приход в Прибуж, где прожил почти всю жизнь. Архимандрит за верную службу Богу имеет много наград, одна из них - большая честь служить с открытыми Царскими вратами.

Его гости студенты - псковичи из Академии туризма сидят за большим столом, батюшка кормит редкой вкусноты маринованными помидорами с картошкой и поит душистым чаем с крепкими кусками сахару, предлагает желающим «кохфе». Помидоры намариновала знакомая монахиня и шлет с оказией из Питера, батюшкины гости их поедают за милую душу.

Отец Лев смотрит внимательно и шутит: «О, тут все ученые, только я один сопливый старик». Батюшка переживает, прихожан раньше было много, а теперь пустые деревни: «В моем приходе, когда были люди моего поколения, моих лет - колхозники шли в храм, и были в такие дни человек двести. И митрополит бывал у нас в Преображение, наш престольный праздник и на Анастасию 11 ноября. А ныне люди вымерли. Народ повымирал. Остались те, кому восемьдесят, кому девяносто, а дети все разъехались - кто в Псков, кто в Нарву, кто в Ленинград. Колхозы развалились, работать негде, правда, вот строится сейчас колхоз. Свой председатель, приехал из Питера, купил землю, коровы есть, молоко продают».

Дом батюшки

Батюшка считает, что колхозы развалили «как стала демократия. А кто виноват? Виновато правительство. Потому что все отдали бесплатно. В колхозе все отдали. У нас в колхозе до демократии было около тысячи коров, а потом осталось пятнадцать».

Самому отцу Льву много пришлось потрудиться. Церковь Преображения Господня, где он настоятель, была бедная, ничего не было в церкви. «Я работал всякую работу, сам белил и стены снаружи, внутри, псаломщица помогала, была молодая, богомолки приезжали с Петрограда, все делали сами, своими руками.

У меня сейчас чада мои духовные приезжают, жертвуют, так и живем. Сил у меня теперь нету, а раньше копать, косить, строить - все сам. У меня никаких трудностей нет и труд для меня привычен».

На вопрос, есть ли еще чистый православный дух в русском народе, отец Лев отвечает: «Есть. Мы в этот раз поехали в Рождество в школу в Чернево. А раньше нам не давали туда к детям ехать поздравлять с Рождеством Христовым. Денег собрали семь тысяч, купили подарки детям, и когда мы приехали, их было человек 60 малых детей. И смотрю, дети все кланяются и крестятся, а некоторые подошли ко мне, девочки, и жаловались: «Батюшка, а мы не крещеные». Но я все равно их благословил, и Святой водой покропил. Дети хотят креститься, а родители не крестят. Но, думаю, что эти люди, которые были сильно воспитаны в коммунистическую власть, от храма далеки, старые люди.

О сегодняшней жизни отец Лев говорит: «Знаете, что я вам скажу: это вот сейчас пенсия, а раньше мы работали за трудодни, тогда пенсии не давали. Отработаешь день, и запишут одну палочку. А осенью если будет урожай - заплатят. Народ жил на своем хозяйстве, налоги были страшные.Теперь дали по две тысячи с лишним, а тогда и два рубля не давали. У меня две сестры, им не на что было мыло купить, чтобы платочки постирать.

Теперь мыла не надо, все ходят без платков. А народу никак не угодить. Священное писание не читают, даже Евангелия не читают. Мы берем «Благодатные лучи» и отдаем бесплатно, а наши местные не читают. Вот дачники читают. Сразу берут и деньги еще заплатят. Я рад сейчас, что храмы строятся, открываются и народ есть. У нас директор школы в Чернево дает автобус для населения, чтобы к нам на службу приезжали.

И скажу одно: покуда не было телевизеру, люди были сильно покрепче и порелигиозней, и молодежь в церковь шла. А теперь всякий разврат показывают по телевизеру, и все одинаковое, одно и то же, одно и то же».

А откуда Вы знаете, отец Лев?

«А у меня у самого телевизер есть. Я же должен знать, что делается, какое безобразие, и девочки и мальчики все это видят. Сейчас хотят нас уничтожить, чтобы русского народа не было. Молодежь соблазняется. И наши русские люди, богатые русские люди нас, темный народ, и продают, вот так вот. Наши русские богачи. Они были коммунисты, а теперь стали демократы и делают зло. И молодежи у нас много - картошки сами не хотят посадить. Сами голодные, а все равно не хотят работать, пьют. Работать не хотят.

Молодежи я скажу, чтобы они берегли церковь и сами себя, мальчики обманывают девочек, и девочки соглашаются на плохие дела. К нам ходила одна девочка в церковь, а потом я узнал, что она зачала, набрала лекарств и напилась их, но ей помогли, отходили. А она вторично повторила, пока, правда, еще не умерла. А девочка красивая и говорит: «Батюшка, можно поговорить наедине.- А зачем? - Я в положении, что посоветуете? - А я говорю: Дочка, носи, хлеба хватит всем, и твоему ребенку хватит, и тебя пожалеет правительство, что - то дадут. Ведь ей учиться надо, она еще молоденькая. Молодежь, берегите честность, читайте жития святых, как раньше жили, что говорили.

Слава тебе Господи, что в храм ходите. Господь вас не оставит».

Отец Лев показывает икону «Троеручица», под которой сидим мы, его гости, и говорит, что икона сама поновилась, а была черная и «ничаво не было видно». И вспомнил батюшка, как дважды воры обкрадывали прибужскую церковь, и иконы так и не нашлись, как однажды обокрали и его самого, но «иконы догнали». И рассказал историю:

«Пришли в милицейской форме. Один как бы лейтенант. Я сперва чаем напоил, угостил их, так что и не понял, что это воры, бандиты. А когда один вынул обрез и в грудь мне вставил, я опять думал, что это шутка - Бог так сделал, что я не испугался, а когда стали снимать иконы, я понял - вон тут что. Но когда Божью Матерь Иерусалимскую понесли, другой наблюдал, который в форме, и говорит мне: «Старец Божий, жаль икону?»- Говорю: Очень жаль. - И добавляю: Матерь Божия, вернись ко мне назад, я промолился на тебя много лет.- А он мне с насмешкой: Вернется, вернется. А она и вернулась. Они и провода телефонные обрезали, но мы потом позвонили из другой деревни, плюсская милиция догнала. Воры выскочили из машины, оставили иконы и удрали, но их поймали все равно».

В Гдове стоит Дмитриевский собор, построенный почти двадцать лет, назад на месте древнего собора, а деньги на его строительство давал отец Лев, благочинный Гдовского района. Откуда деньги у деревенского батюшки?

Отец Лев рассказывает: «Деньги всю жизнь собирал, хотел храм строить на Брянщине, в своем селе. Мы сами свечи делали, у меня пасека, катали свечки из чистого воска, а богомольцы покупали. Но так уж было Богу угодно, настала эта перестройка. Уехать не смог, и послал делегацию в Москву за разрешением к Патриарху, чтобы строить. Разрешили, хотя время советское было. Дали место, где строить, стал я возить кирпич, все покупал на свои собственные деньги, было у меня их много собрано. Правда, до этого как - то стал раздавать: свез в Пюхтицкий монастырь, в Ригу, в женский монастырь.

Потом деньги прятал, в землю зарывал, боялся, что власть могла конфисковать. С перестройкой стало легче: строили и строили. Но внутреннюю отделку уже не финансировал, там приход появился. Самое главное стены поставил с самой земли. И на Ветвеник давал денег (храм Петра и Павла), а того не знал, что это государство делает. Три миллиона дали государственных денег, а я собор построил до креста 600 тысяч рублей, деньги были дорогие, а они на Ветвеник три миллиона стратили, и ничего не сделали: крыша течет, ее не перекрыли, не побелили, печки поставили - разваливаются, ни один купол не отремонтировали. Я даже поругался с ними: что же вы делаете, обманываете так?»

Батюшка вспоминает давний эпизод: «Как - то приехали философы по звездам, человек восемь в колхоз работать, приходят ко мне: «Батюшка, мы некрещеные, никто. - Я говорю: Давайте креститься». И всех покрестил. Потом пришли в церковь на исповедь, причастились. Мало того, что крестились, надо причащаться, кто не причащается - это, как живой мертвец. Душа мертвая у этого человека. Надо ходить на исповедь и причащаться, хоть раз в год, хоть четыре раза обязательно постом и в день ангела своего. И собороваться один раз в год, если молод, а если болен, то почаще в посты собороваться».

Батюшка служит без чтеца, без дьякона. Нелегко, и сокрушается: «Вот напишу в Петроград во время коммунизма, и мне пришлют человека четыре в помощь». Сетовал, что государство придумало с прихода брать двадцать пять тысяч за паспорт храма: «Уж сколько раз платили то за то, то за это. Вот где же денег столько взять?»

А ровные свечечки из своего воска батюшка катает по-прежнему своими руками.

1.Прибуж.

Деревня Прибуж большая, недалеко от районного городка Гдов, но добраться трудно. В Прибуже уже более сорока лет служит архимандрит Лев, батюшка сколь простодушный, столь и мудрый: выслушает, утешит, совет даст. Одним словом - старец.

У него много наград нашей Церкви, одна из них - разрешение служить с открытыми Царскими вратами. К старцу приезжают его духовные чада, он окормляет сотни, но сейчас пребывает в немощи, болят ноги. Мы приехали на Литургию, паломников встречал звон колоколов в нашу честь, батюшка радовался. Деревня когда - то была большой, а сейчас на Литургии стоят человек десять.

Храму Преображения Господня, в котором служит Архимандрит, почти триста лет, он был построен в 1755 году. Со стен смотрят потемневшие большие иконы. Совсем недавно две обновились, ярче проступили краски живописи - на иконе Божией Матери «Достойно есть» и Иверской иконе. Икону «Достойно есть» называют еще ласково «Любящая», около нее стоят православные и просят любви.

Храм Преображения особенный - здесь не прекращалось Богослужение веками, и когда стоишь на Литургии, то ощущение благодати Божией столь явно, что сердце умывается слезами. Здесь Бог совсем рядом. Перед отъездом батюшка накормил паломников вкусными щами с грибами, картошкой и грушевым компотом.

 

Сердечно поздравляем дорогого Батюшку,
желаем крепкого здоровья и многая, благая лета !




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11