РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
ПРАВЯЩИЙ АРХИЕРЕЙ
 
Литургия Преждеосвященных Даров.
02-02-2010


Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий с собором псковского духовенства совершил в среду 12 марта  первую в Великом посту Литургию Преждеосвященных даров и молебен блаженному Николаю Псковскому в честь празднования дня его памяти.

Литургия Преждеосвященных даров совершается в дни особого воздержания Великого поста: среду и пятницу в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Это редкое по красоте великопостное богослужение с множеством молитвенных песнопений, коленопреклонений...В Троицком соборе архиерейское служение Литургии Преждеосвященных даров было украшено не только черно-серебряными ризами Владыки и духовенства, сослужащего ему, но и прекрасным пением  Архиерейского хора и самого духовенства в алтаре. Молитва  Архипастыря с духовенством  и прихожан превратила более чем четырехчасовое богослужение в общую покаянную молитву Великого поста.

За Литургией  Высокопреосвященный Владыка Евсевий сказал: «Милость Божия с нами  укрепляет и утешает всех нас: С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия. Аллилуия. Аллилуия! - эти благодатные слова церковного песнопения да будут близкими нашему сердцу и нашей душе. Ради чего мы служим, ради чего мы молимся и трудимся во Славу Божию? Чтобы быть причастниками Жизни вечной. Молитвами святого блаженного Николая да укрепляется наша Святая Православная Церковь. Да будем и мы с вами стремиться к тому, чтобы делать доброе дело ради Славы Божией, ради нашего православного народа, как это сделал святой блаженный Николай, сохраняя град наш от лютого устремления Ивана Грозного, который шел на Псков, чтобы псковичей лишить жизни. Святой блаженный Николай своей молитвой к Богу, своим юродством избавил наш народ от злостного прещения и уничтожения Ивана Грозного. Вот один человек, а может многое сделать для многих людей. Так и мы с вами будем просить Господа, чтобы наши молитвы спасали не только нас, но и наших близких, спасали русский народ. Помощи Божьей вам всем!»

Блаженный Николай скончался 28 февраля (12 марта) 1576 года, и по особому уважению жителей Пскова был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри. Местное почитание блаженного началось спустя 5 лет после его кончины, когда в 1581 году при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай.

В Свято-Троицком Соборе Пскова в раке с мощами псковских святых покоятся мощи блаженного Николая Псковского Христа ради юродивого, на левой стене Собора находится икона блаженного Николая. Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Псковичи звали его Микула (Микола, Никола)  и еще при жизни почитали как святого. О жизни блаженного Николая Псковского ничего не известно, но предание сохранило одно событие, которое навсегда осталось в истории Русской Церкви и русской литературе. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода.

Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролитии». Весь город молился об отвращении царского гнева. Но, услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской иконе Божией Матери, «умилившись сердцем, сказал своим воинам: «Иступите мечи о камень, да престанут убийства». По совету юродивого Николая все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила и пожелал получить благословение у блаженного Николая. Когда царь пришёл к нему, блаженный сказал: «Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати», и предложил царю на угощение кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», - сказал ему Иоанн. - «Ты пьёшь кровь человеческую», - отвечал ему блаженный, поучая царя «многими ужасными словесы», чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя. Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя Ивана IV, испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, и покинул Псков. Юродивый в переводе со славянского - глупый человек, безумный, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т. е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Народ считает юродивых Божьими людьми и никогда не обижает. В бессознательных поступках юродивого заключен особый глубокий смысл, предчувствие и предвидение каких-то сокрушительных событий. Юродивые на Руси обличали царей и народ за грехи. Считается, что крест добровольного юродства Христа ради - самый тяжелый подвиг ради Христа.

 Учреждение Литургии Преждеосвященных Даров относится к первым векам христианства, но в том виде, в каком она дошла до нашего времени, письменно изложил ее святой Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке по Рождестве Христовом, до отпадения Западной Церкви от Восточной.

Как писал протоиерей Александр Шмеман: «Если Великий Пост и воздержание означают усиление борьбы с «князем мира сего», согласно с Евангелием, это время, когда мы лицом к лицу встречаемся со злом и всей его силой. И поэтому именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня; Евхаристия несовместима с постом. Совершение Евхаристии - это одна беспрерывная, постоянная радость, поэтому ее не совершают в дни поста; и, однако, в Церкви всегда присутствует плод Евхаристии: Святые Дары, нам  необходимо причащаться чаще, поэтому Церковь предлагает кроме субботы и воскресение еще в среду и пятницу причаститься Преждеосвященными Дарами, т. е. Дарами, освященными в предшествующее воскресение и хранящимися на престоле в алтаре для причащения в среду и пятницу... Как таинство и торжество Царства, как праздник Церкви, она несовместима с постом и не совершается Великим Постом; но как благодать и сила Царства, действующая в мире, как дар «существенной пищи» и оружия в нашей духовной борьбе, она действительно небесная манна, которой мы живем в течение нашего странствия по пустыне Великого Поста».

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11