РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
Михаил Успенский-священник Казанской церкви поселка Пушкинские Горы
09-03-2010


 Иванова Алена Олеговна       

МОУ «Зарецкая средняя  общеобразовательная школа», Пушкиногорского района Псковской области,   9 класс

Руководитель: Осипова Инесса Юзефовна, учитель истории

МОУ « Зарецкая средняя общеобразовательная школа», Пушкиногорского района, Псковской области

  Секция « По городам, селам и памятным местам псковского края»

  2009

Аннотация

В работе представлено описание жизненного пути священника Казанской церкви Пушкиногорского района Псковской области Михаила Успенского. Задачи исследования: познакомиться с историей создания Казанской церкви, в которой служил протоиерей Михаил Успенский, изучить историю жизни протоиерея Михаила Успенского, составить список священников, похороненных возле Казанского храма. Методы работы: теоретические (анализ, интерпретация, обобщения), эмпирические (беседа или интервьюирование). В работе имеется приложение с копиями фотографий и документов из  семейного архива Белоусовой Ирины Васильевны, внучки протоиерея М. Успенского, с документами краеведческого музея МОУ «Зарецкая средняя общеобразовательная школа» Пушкиногорского района, с документами архива Пушкиногорского музея-заповедника.

 Введение

«Все дороги ведут в храм». Что мы понимаем под этим, хоро­шо известным выражением? Какие дороги? Наверное, жизненные, судьбоносные. Какой храм? Храм, который в душе каждого из нас, храм, где живёт наша вера, вера, которая даёт нам возможность пра­ведно жить. И, наверное, с позиции своих пятнадцати лет я многого не понимаю в этих вопросах, но я твёрдо знаю одно - «че­ло­век, имеющий свою дорогу к своему Храму», будет идти по ней чёт­ко и не свернёт с неё. А это значит, он не будет лгать, воровать, сквернословить, делать больно другому человеку. Изначально предполагалось, что храм - это место особого общения человека с Богом. Звук этого слова вызывает в душе образ святости, благоговения... Неудивительно, что человек испытывает здесь неземные переживания. Царящая здесь отстраненность от будничной суеты одним помогает приобрести ясность мысли, ощутить уверенность в Божьей помощи при начинании нового дела, другим - почувствовать долгожданный душевный покой. Храм Казанской Божией Матери в Святых Горах (Пушкинских Горах) существует более двухсот сорока лет. Храм расположен в старой части поселка, недалеко от Святогорского Свято-Успенского монастыря. Рядом с храмом расположено старое кладбище. Я часто бываю на кладбище, где похоронены мои родные,  и в храме. Там я встречаю пожилую женщину. Она посещает все службы, а потом долго стоит у могилы за алтарем. Я познакомилась с ней и узнала, что это могила ее дедушки - священника Казанской церкви. Меня заинтересовала судьба этого человека. Как он жил? Может ли образ жизни священника служить примером нам, молодым? 

Гипотеза: я предположила, что жизнь протоиерея Михаила Успенского - это жизнь служения богу и людям.

Цель исследования:  проследить жизненный путь протоиерея Михаила Успенского и привлечь внимание  молодежи к образу жизни наших предков.

Задачи исследования:

  • 1. Познакомиться с историей создания Казанской церкви, в которой служил протоиерей Михаил Успенский.
  • 2. Изучить историю жизни протоиерея Михаила Успенского.
  • 3. Составить список священников Казанского храма, похороненных возле храма.

Объект исследования: биография священника

Предмет исследования: жизненный путь Михаила Успенского.

Этапы работы:

  • Задавшись такими вопросами, я обследовала кладбище возле Казанской церкви, составила список могил священников, похороненных возле Казанской церкви.
  • Навела справки у священнослужителей, выявили имена старожилов.
  • Посетила архив Пушкиногорского заповедника. Провела консультации с научными сотрудниками;
  • Провела поиск информации: газетные и книжные источники, материалы интернета и их обработка;
  • Провела беседу с настоятелем храма отцом Михаилом, внучкой Михаила Успенского Белоусовой Ириной Васильевной, прихожанами храма;
  • Систематизировала и проанализировала полученную информацию.

Историография: Материал о священниках Казанской церкви в Пушкинских горах очень скуден. В основном он находится на сайте Казанской церкви, где есть страничка «Священники» с краткой информацией о каждом. На этом же сайте есть фотографии, любезно предоставленные внучкой Михаила Успенского. Истории Казанской церкви посвящены работы Софийского Л.И[5], Христофоровой Е.В.[6], Васильева А.М.[2].

Я опросила шесть респондентов. Сопоставила и проанализировала их рассказы. Получилась яркая картина происходившего. Полученную информацию предоставили:

  • Анисимова Анна Федоровна, 1921 г.р., п. Пушкинские Горы, ул. Лермонтова, д.9, кв.6.
  • Белоусова Ирина Васильевна 1923 г.р., проживающая по адресу: п.Пушкинские Горы, ул.Ленина, д.23, кв.3.
  • Егорова Галина Ивановна 1932 г.р., проживающая в п. Пушкинские Горы, ул. Ленина, д.25.кв.12.
  • Кушнерова Раиса Ефимовна 1930 г.р., проживающая по адресу: д. Блажи, Пушкиногорского района.
  • Семенова Клавдия Михайловна 1934 г.р., проживающая по адресу: д. Носово Пушкиногорского района.
  • Схимонахиня Анастасия, 1924 г.р., проживающей по адресу: п.Пушкинские Горы, ул. Лесная д.14.

В процессе решения поставленных в работе задач я опиралась на следующие виды источников:

  • 1. Литературу и интернет-ресурсы.
  • 2. Семейный архив Белоусовой И.В. и Михайлова О.В. (письма, документы, фотографии).
  • 3. Воспоминания Белоусовой Ирины Васильевны - внучки священника, прихожан Казанской церкви.
  • 4. Материалы архива Пушкиногорского музея заповедника «Михайловское»

Методы работы: 1.теоретические (анализ, интерпретация, обобщение)                  2.Эмпирические (беседа и интервьюирование).

Кто же был этот человек, если упокоился на таком почетном месте? Во все времена это были боголюбивые люди, которые жили по заповедям, строгим правилам благочестия, служили Богу и народу, вели духовный образ жизни. Мы, как благодарные потомки, обязаны чтить память наших земляков, которые жили на Пушкиногорской земле раньше нас и трудились во благо ее. Наша святая обязанность - помнить их славные имена, благородные дела и рассказывать об этом будущим поколениям.

Основная часть

2.1. Истории возникновения и судьбе Казанской церкви неоднократно посвящались страницы различных изданий. Имеются опубликованные на основе архивных материалов научные работы. Самое раннее упоминание Тимофеевой горы находим в «Святогорской повести»: «Тимофей... избра... пребывание на горе же, расстоянием от Синичьей в нескольких саженях, иже и поныне зовется Тимофеевой, и водворися ту»[17]. Сведения из книги  Л.И.Софийского [5] и А.М.Савыгина [4] о дате постройки Казанской церкви - 1765 г. подтверждаются последними исследованиями Е.В.Христофоровой, основанными на материале РГИА (СПб) и опубликованными в «Пушкинской энциклопедии «Михайловское» в форме статьи[6]. Е.В.Христофорова использует труд игумена Иоанна «Описание Святогорского монастыря...» (1899) , уточняет много фактов о внешнем и внутреннем облике «Казанской кладбищенской церкви» по «Описи...» 1910 г: "1. Казанская кладбищенская церковь - деревянная на каменном фундаменте; снаружи обшита тесом и окрашена масляной краскою, покрыта железом, ...на церкви имеется одна большая главка; больших окон 10 шт., малых во втором ярусе 1 шт.,, дверей наружных 2 шт. Иконостас длиною 9 арш., высотою 6 арш.  Церковь холодная. Колокольня в 2 яруса, общей высотою до верха карниза 4 саж... Церковь построена в 1765 г., а перестроена в 1877г., строение хорошо сохранилось. 2. Сторожка при церкви - стены бревенчатые,  обшита тесом... Построена в 1877 году, сохранилась хорошо. 3. Часовня деревянная, на каменном фундаменте, обшита тесом, окрашена масляной краскою; покрыта железом, окрашенным зеленою масляной краскою... построена в 1865 году, сохранилась хорошо. [6] В «Клировых ведомостях» церквей Опочецкого уезда за I пол. XIX в. данные о Казанской церкви не обнаружены. В планах 1786 г. и 1846-47 гг. нет указания на существование церкви на Тимофеевой горе [7]. В статье о. А.Балыша [1], более 30 лет служившего в Казанской церкви в кон. XX в., говорится о том, что вплоть до закрытия Святогорского монастыря Казанский храм был по сути часовней для отпевания умерших (построена рядом с более древней маленькой часовней, называвшейся Тимофеевой, около которой с давних пор стали производить захоронения). Возможно, по этой причине Казанский храм в пушкинское время не упоминается в документах как церковь[2]. После закрытия Святогорского монастыря в 1924 стали совершаться богослужения в Казанском храме и в нем хранились такие святыни, как чудотворные иконы Божией Матери "Одигитрия" и Феодоровская. 8 ноября 1933 г. в церкви случился пожар[3]. Его последствия были  ликвидированы через четыре месяца благодаря пожертвованиям населения. 27 ноября 1937 г. по обвинению в организации и содержании "подпольного монастыря" был арестован священник И.М. Савицкий, а позже - П.В.Чистовский.[3] В 1939 г. церковь была закрыта. Церковной общиной предпринимались попытки вновь открыть храм. Во время Великой Отечественной войны церковные службы здесь были возобновлены. В 1992 году, в связи с открытием Святогорского монастыря, в обитель были переданы чудотворные иконы "Одигитрия", Феодоровская, а также еще 32 иконы, Евангелия, Кресты и другие необходимые в богослужении предметы. В настоящее время Казанская церковь является действующей. Сохранились золоченые деревянные резные царские врата XIX в. Среди реликвий - храмовая чудотворная Казанская икона Божией Матери, икона Серафима Саровского с частицей облачения и камня, на котором молился святой. В сентябре 2005г. храму передана частица мощей Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. В Казанском храме служили  священники: отец Михаил Белгородский, иеромонах Никандр, отец Михаил Успенский, иерей Иоанн Савицкий и священник Петр Васильевич Чистовский [8]. Во время войны служил в Казанском храме иеромонах Иоасаф. После его смерти  до 1965 года богослужения совершал отец Серафим Молчанов. В период с 1965г. по 1968г. в храме служили о. Александр Муханов (впоследствии игумен Иона),о. Агафангел, о.Василий Роговский[8]. С  1968г по 2000 год протоиерей Александр Балыш.[8] Почти все они погребены возле стен церкви.

2.2. Дошедшие до нас сведения о начале жизненного пути протоиерея Михаила Успенского весьма скудны. В его биографии  много «белых пятен», которые необходимо устранить. Возможно, мое исследование даст некоторые ответы на спорные вопросы. Исследование я начала с посещения Казанской церкви, могилы Михаила Успенского, составила опись могил священников, похороненных возле храма. Большинство могил без табличек, не ухоженные. Расспросив отца Михаила Иванова, я узнала, кто, где похоронен[35]. Он сейчас занят восстановлением табличек на могилах священников и к концу года они будут установлены. Я узнала о практике захоронений в одну могилу от двух до четырех, а то и более человек. Так в могиле Михаила Успенского покоятся еще его жена, дочь. [Приложение 6]

            Затем я встретилась с внучкой Михаила Успенского - Белоусовой Ириной Васильевной. Из воспоминаний Ирины Васильевны: «Вначале он служил в Выборге, но, когда началась революция, он со своей семьей перебрался в Россию. Жена - Анастасия Матвеевна. Детей у них не было. Они воспитывали дочь старшей сестры дедушки, мою маму. Ей было 2 годика, когда они ее взяли. Дали ей образование гимназическое и музыкальное, и впоследствии она жила с ними всегда, пока не вышла замуж. У дедушки было высшее духовное образование. После окончания академии он сразу стал протоиереем. После Выборга они приехали в Псковскую область в г. Остров. А в 1925 году его перевели в Пушкинские Горы в Казанскую церковь, где он прослужил до 1935 г. Потом он был разбит параличом. В 1925 году бабушка с дедулей построили дом на Лесной улице. Я ежегодно все лето проводила здесь, а маленькая - еще чаще, так как до 7 лет мы жили в Пскове. Мне здесь знаком каждый уголок, вся жизнь связана с этим домом и первая любовь... Мама, выйдя на пенсию, жила в этом доме, и я проводила здесь все отпуска, а, выйдя сама на пенсию, перебралась сюда насовсем и живу здесь уже 30 лет. Так какая же я не пушкиногорка! Люблю свой край родной и людей, особенно тех, кто прожил здесь всю жизнь» [34]. Никаких документов, касающихся  рождения, образования Михаила Успенского не сохранилось. Я обратилась к поиску материалов в интернете, т.к. на персональном сайте Виталия Озерова я обнаружила информацию, которая не противоречила уже имеющейся у меня: «...Он имел академическое образование, служение свое начинал в г. Выборге. После революции приехал в Псковскую губернию, с 1925 г. служил в Пушкинских Горах в Казанской церкви. В 1935 году был парализован» [9]. На сайте А.А. Бовкало я нашла документ «Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918гг».[10] Из этого документа следует, что выпуск 1892 года курс XLVIII удостаивается звания действительного студента: под номером 40 в списке - Успенский Михаил Васильевич (Псковская) (2 года на I курсе) [10]. Это доказывает, что он обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, а отсюда и его прозвище - академик. Можно предположить, что год его рождения 1872-1875.

            В Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии «Финляндская епархия Выборг. Собор Преображения Господня» в списках  священников за 1917 год значится «Успенский Михаил Васильевич, священник 1897 - протоиерей - 1915-». [10] Значит год окончания академии 1897. И в 1917 году он служит в Выборге [10]

         О его службе после 1917 года я нашла сведения в «Синодике Псковской миссии. Духовенство северо-западных областей». Под номером 197 списка значится священник Успенский Михаил. «К 1941 - преклонных лет. Служил в Святых Горах и окрестностях, на пог. Жаборы Порховского округа. Скончался в 1944».[13] Таким образом, до Святых Гор он служил на погосте Жаборы. На сайте «Приходы Псковской миссии: Санкт-Петербургская епархия» встречаются сведения в списке под номером 225 «Жаборы. Покровская ц. Свящ. Михаил Успенский», а под номером 268 «Святые Горы (Пушкинские Горы). Успенский собор...свящ. Михаил Успенский». Сразу два священника с одинаковой фамилией. Я поставила под сомнение информацию о службе Михаила Успенского в с. Жаборы, т.к. его внучка не подтвердила эти сведения. На сайте Храма святителя Василия Великого[14] в статье «Пастырь духовный» протоиерей Валентин Мордасов 11ноября 1961г. пишет о похоронах протоиерея Павла Студентова, на которых присутствовал отец Михаил из с.Жабор. И еще один факт с сайта «Мой Псков»[15] - в статье «Церкви Порховского района в годы Великой Отечественной войны» есть следующая цитата, в которой идет речь о Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в д.Жаборы: «Церковь во время войны была открыта, служил священник отец Михаил (он умер уже после войны на 102 году жизни)». Ясно, что это другой Михаил Успенский. Скорее всего, его однофамилиц.

            Теперь, что касается информации о службе Михаила Успенского в городе Острове. Со слов Ирины Васильевны: «Приблизительно с 1921 года дедушка служил в Острове в церкви Никольской возле реки Великой. Там я и родилась в 1923 году»[34].

         2.3. В Святых горах семья Михаила Успенского появилась в 1925 году. На сайте Genealogia.ru. «Приходы Псковской миссии» под номером 268 списка идет запись: «Святые Горы (Пушкинские Горы). Успенский собор. Иеромонах Иоасаф (Дмитриев), свящ. Владимир Толстоухов, псал. Георгий Радецкий, свящ. Михаил Успенский, свящ. Борис Стехновский. [11] В советский период в храме служили священники: прот. Михаил Успенский (его могила за алтарем храма). До 1935 кода, пока его не разбил паралич, он служил в Казанской церкви.[8] Первое, с чего начал отец Михаил - это обустройство храма, наведения порядка, т.к. храм находился в запустении. «Стойкий был мужчина, сильный духом, благодаря ему и церковь сохранилась. Он поддерживал кладбище, показывал место тем, кто не знал, где их семейные захоронения, вместо разрушенной  ограды, он вместе с другими ставит новую. К нему обращались, а если самовольно управляли, мог отчитать хорошенько. А еще он с группой женщин  организовали ремонт углов храма».[29] Характерно, что об отце Михаиле с одинаковым уважением рассказывают разные люди, и сохранившие веру, и  позабывшие ее. Для всех он был  напоминанием о заповеданном свыше.

Существенное нравственное влияние оказывали проповеди. «Они у него были яркие, запоминающиеся».[30] «На Троицу все собирались в храме. Потом шли к своим могилкам. Это было единственное место, где  люди могли получить утешение. Для каждого человека он был нужнее всего в горе».[31] «Будучи парализованным, отец Михаил не мог служить, но люди шли к нему домой за советом и благословением. Церковь не отказывала в приюте и еде нуждающимся». [32]«Но хотя он уже не служил, к нему народ приходил домой за благословением и за советами. Ему народ очень верил».[33] Помимо службы в церкви он вел небольшое хозяйство: обрабатывал  землю, имел замечательный сад. Любил ухаживать за садом и огородом, и, как говорили, у него была «легкая рука» - что бы он ни сажал, все приживалось и пускалось в рост. Во всех делах рядом с ним была его жена. До настоящего времени на месте сада растут дикие яблони. Когда отец Михаил  заболел, больше лежал на печи. Но его привычка постоянно трудиться была настолько сильна, что он часто плакал от бессилия и невозможности  работать. Ирина Васильевна вспоминает, что в голодные годы  они собирали траву, сушили ее, чтобы потом добавлять в пищу. Самым большим лакомством были «конфеты» из свеклы. Сохранилась единственная игрушка, которой играли в семье Успенских - фигурка мальчика. В нее играла маленькая Маша. Еще в семье хранится икона, швейная машинка, старый утюг, молитвенник, самовар, будильник, подстаканник. Отец Михаил очень любил пить чай. Все эти вещи бережно хранит его внучка.[34]

            Высказываются предположения о том, почему он не был арестован по делу «подпольного монастыря» - только потому, что был парализован.[12] Так прот.Георгий Тайлов пишет:«Подобно праведному Иоанну Кронштадскому отец Михаил жил со своей матушкой Анастасией Матфеевной как брат и сестра. Не имея своих детей, отец Михаил взял на воспитание восьмерых детей своей сестры».[12] Из воспоминаний Белоусовой Ирины Васильевны: «Дедушка воспитывал одну мою маму. Ее братья были намного старше ее. Но дедушка всем им помогал, дал возможность получить образование.  Судьба семи братьев мамы неизвестна. Одни погибли в гражданскую войну, другие уехали в Финляндию. Мой отец  был репрессирован, а мама прожила в дедушкином доме до 70-х годов ХХ века и, перед своей смертью попросила похоронить ее в одной могиле с дедушкой»[34]. Будучи больным,  он нашел себе преемника. «Иоасаф появился в Пушкинских Горах до Великой Отечественной войны, и по рекомендации тогдашнего настоятеля О. Михаила Успенского был назначен настоятелем в Казанскую церковь». [12] Когда же умер Михаил Успенский? «Отец Михаил отошел ко Господу в первые послевоенные годы, похоронен у алтаря Казанской церкви»[12]. «Этот священник умер после Великой Отечественной войны»[16]. Ответ на этот вопрос дают письма его жены Анастасии Матвеевны к их приемной дочери Марии, которые сохранились в домашнем архиве Ирины Васильевны Белоусовой. Прежде всего, это телеграмма «Четвертого марта шесть часов умер папочка. Хороним шестого. Успенская»[28]. Из письма от 7 марта 1945 года узнаю год смерти -1945[22]. Таким образом, ни одни сведения, которыми располагали раннее, не верны. Михаил Успенский умер во время войны - и этому доказательства - письма из семейного архива его внучки.

2.4. У внучки Михаила Успенского сохранились старые письма. Эти письма очень интересны при изучении вопроса взаимоотношений в семье. Вот надпись на альбоме их приемной дочки Маши «15 января 1909 года. Писал Михаил Успенский». Его жена была неграмотна, после революции он научил ее грамоте. Она писала стихи и очень любила читать книги. «Тетрадь нашей доченьки Манулечки. Теперь ей 7 годков и она ходит в детский сад. Эту тетрадочку положили на память, она ей теперь не нужна, а потом интересно будет посмотреть. 15 января 1909 года».[18] Сколько ласки и любви в этих строчках.

Пишет Михаил Успенский: «..Я еще жив. Болезнь связывает мне руки и ноги, но дух мой бодр...» Получается уже в 1928 году он был болен. Письмо состоит из двух частей. А дальше от Анастасии Матвеевны рецепт блинчиков.[19] Полные  любви строки  обращены к дочке, зятю, внукам. «Я вас очень люблю и жалею». Приписка от бабушки. В ней объясняется, что прилагается к посылочке (перчатки, варежки, ткань на передник, на блузку).[20] Остальные письма Анастасии Матвеевны рассказывают о последних днях Михаила Успенского. В почтовой карточке с штампом военной цензуры она  сообщает, что дедушка очень болен. «Болезнь его, вероятно, доходит до мозга и он очень страдает. Говорит не то, что надо, путает название предметов. Не понимает...и раздражается. На нервной почве покрылся сыпью, которая очень чешется. [21] На следующий день после похорон она пишет письмо. Сколько боли и горя в этих строчках «...Закатилось мое красное солнышко....нет уже на кровати моего любимого папочки и не скажет он мне больше «переверни на другой бочек. Я уже Вам писала, что у него была экзема... Он очень стал худеть во время этой экземы. И вот сегодня вымыли, и предложили приобщиться, он согласился и как принял Св. Тайны, так и замолчал и не стал ничего принимать. Это было 1го марта... Стал все спать... Так он спал до 4го Марта... так сонным Богу душу отдал... Народу в церкви было очень много и все долго прощались с ним. При всей нашей скудности похороны вышли хорошие при помощи добрых людей. Я позвала Парфирьеча снять папочку. Он снимал в комнате на диване без гроба и мы с Верушкой стояли на коленях около папочки и народ, который был пришедши на заупокойную всенощную. Если выйдет хорошо, то пришлю вам карточку». Эта карточка до сих пор хранится у Ирины Васильевны.[22]  Из следующего письма я узнала об отношении отца Михаила к жене. Оно наполнено  нежностью. Он оберегал ее и заботился. «Ведь ты знаешь, какой он был хороший.  Никогда - то он никого не обидел. Он был такой добрый и всегда внушал мне не задевать самолюбия другого человека». [23]Вот каким он был. В следующем письме была выслана фотокарточка. [24] Сейчас ее можно увидеть на сайте Казанской церкви[8].

Домик на Лесной улице, в котором жила семья Успенских сохранился. Сейчас в нем никто не живет. «Теперь хочу написать тебе о нашей хатке. Надо кому-нибудь из Вас быть ее хозяином, а то ее могут взять под казну. Приедешь ли ты к нам жить? Тогда на тебя сделаем завещание... А самое лучшее если б ты сама составила завещание у тебя есть знакомые, которые это дело лучше понимают. Пришли нам черновичек, а мы здесь перепишем и оформим. Это необходимо сделать. Квартир в нас в ПушГорах так мало и много людей еще живут по бункерам и в квартирах страшно нуждаются, а не дай Бог трудно заболею, тогда уже будет не до того...» [25]Как видно из письма, после окончания Великой Отечественной войны перед жителями Пушкиногорья остро встал вопрос о жилье. Каждый дом, даже ветхая избушка была на вес золота, и не случайно А.М. Успенская хотела сохранить свой домик, в котором она прожила много лет, в своей семье. «Сейчас у нас на квартире живет Савицкая А.В... Обстановки у нас нет никакой. Сохранился один самовар...да еще будильничек..» [25] Речь идет о жене репрессированного в 30-е годы Иоанна Савицкого священника Казанской церкви. Это говорит о мужестве Анастасии Матвеевны, приютившей жену репрессированного. Меня очень тронуло письмо объяснения матери с дочерью. Она вспоминает, что умирая Михаил Успенский звал дочь и хотел к ней поехать и к зятю (которого давно не было в живых): «Ведь ты, так дорога была нашим сердечкам, наполняла радостью нашу бездетную жизнь и до самой старости мы с папочкой чувствовали твою любовь к нам. И сами тебя любили как родную дочь. Ведь ты знаешь, что у папочки ... у меня всегда первая молитва за тебя и твоих деточек»[26]. Из письма  видно, что бабушка беспокоится за внуков. Молится за них и все время ждет в гости. Готова пройти весь путь до Мурманска пешком, где живет ее дочь.

И вот  стихи Анастасии Матвеевны, посвященные внукам: Юре, Ире, Олегу.

«Вот пришли из класса

Старшие ребятки

Их малыш встречает

В нем детские ухватки

«Ика, дай мне каландашик

Юка дай мне книжку,

Я вам прочитаю

Про ведмедя Мишку»[27]

Старший сын Марии Юрий погиб в октябре 1941. Ирина живет в Пушкинских Горах. Ей 86 лет. Она с гордостью носит свое имя, данное дедушкой. Средний Олег живет в Мурманске. Семья младшего сына Сергея проживает в Пушкинских Горах. Память о своем дедушке они сохранили, и раз в год собираются вместе на кладбище у Казанской церкви.

 Заключение

От отца к сыну на Руси передавалась вера в Бога и любовь к родной земле. Культурным наследием являются нравственные ценности и традиции, которые впитывал человек с молоком матери и передавал из рода в род. К числу забытых ныне добродетелей относится - благочестивый образ жизни, богобоязнь, почитание родителей. Как же вернуть историческую память, восстановить культурное наследие нам, Иванам, родства не помнящим?! Очевидно, что  следует вспомнить и восстановить утраченные традиции, «реставрировать» их вместе с храмами и иконами. Задавшись вопросом, каким образом в годы гонений  сохранялась вера, и что способствовало ее сохранению, я пришла к выводу, что жизненность религиозных традиций зависит только от самих верующих. Все, что, так или иначе, способствовало сохранению церковных традиций,    исходило от людей. Если бы им не дали молиться в храме, отмечать церковные праздники, посещать любимого батюшку, ремонтировать своими силами храм,  они  все равно остались бы верующими, потому что и сейчас убеждены - «веру православную унять, уничтожить нельзя». Видимо, истребить православие в России невозможно, потому что оно вошло в плоть и кровь русского человека, переплелось с историей и культурой страны.

Выводы:

  • 1. Я обобщила материал об истории Казанской церкви, проследила жизненный путь протоиерея Казанской церкви Михаила Успенского. Уточнила его биографию. Составить список священников Казанского храма, похороненных возле храма.
  • 2. Религиозные традиции, глубоко укоренившиеся в народе, живут независимо от государственной власти, а зависят от позиции самих верующих. Сильные духом люди оказывают огромное влияние своей верой и уважительным отношением к церкви.

Поколение, на долю которого выпали самые тяжелые испытания, ушло. Вопреки всем запретам им удалось сохранить в своей повседневной жизни  религиозную традицию и передать ее детям. Характерно, что нынешнее поколение, осознает себя преемниками этой традиционной культуры. Об этом свидетельствуют несколько  фраз, записанных мной во время беседы  - «наша  местность - хранительница православной веры», «веру православную  уничтожить нельзя».

 Мое  исследование нашло практическое применение, оказалось востребовано жизнью:

1) В краеведческом музее  Зарецкой школы  оформлены экспозиции «Михаил Успенский - священник Казанской церкви Пушкиногорского района»

  2)  Экскурсия «Казанская церковь», которую проводят члены  кружка «Юный экскурсовод», была дополнена рассказом о  протоиерее Михаиле Успенском

3)  Детская организация «Юность» взяла шефство над внучкой Михаила Успенского.

4) Был составлен план захоронения священников, похороненных у Казанской церкви и их ближайших родственников.

5) Во время встречи с отцом Михаилом, вскрылась проблема, которая требует скорейшего решения[35]. Это проблема кладбища у Казанской церкви. Нет на кладбище смотрителя. Раз в год кладбище убирает коммунальное хозяйство. Много могил находится в запустении. Отец Михаил не может один навести порядок. Он рассказал мне о могиле  советских воинов, которые похоронены на кладбище у Казанской церкви. Они погибли, подорвавшись  на мине. За могилой никто не ухаживает. Я предложила свою помощь. Но отец Михаил сказал, что детям на кладбище находиться опасно. «Кладбище рядом с Казанской церковью стало объектом равнодушия чиновников, подвергающих опасности жизнь посетителей, и там происходят неконтролируемые захоронения почти на поверхности грунта, что является нарушением санитарных норм. Администрацией не осуществляется надлежащий уход за зелеными насаждениями кладбища и это может привести к несчастным случаям и повредить памятник истории и культуры федерального значения «Церковь Казанская»[35]. Отец М. Иванов неоднократно обращался в разные инстанции вплоть до областной прокуратуры, но принимаемые решения остаются лишь на бумаге.[8] Я обратилась через газету «Пушкинский край» к общественности о необходимости решения этого вопроса.

  Информационные источники

  • 1. Балыш А., иерей Свято-Казанский храм // Пушкинский край. 11.08.1998
  • 2. Васильев А.М. Из истории Казанской церкви в Святых горах. С.210-214.
  • 3. Разгром подпольного монастыря // Пушкинский край от 27.06.2000 г.
  • 4. Савыгин А.М. Пушкинские Горы. - Л., 1989. - С. 65.
  • 5. Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. - Псков, 1912. - С. 116.
  • 6. Христофорова Е.В. Церковь во имя иконы Божией Матери Казанской // Пушкинская энциклопедия «Михайловское». Т. 1. - с. Михайловское - Москва, 2003. - С. 331-332.
  • 7. ПЗ Пл/ч 1040/6 Псков. губернии Опочец. уезда Воронецкой волости дачи д. Кириловой с деревнями, съемка 1846-47.

Интернет -ресурсы:

  • 8. Сайт Казанской церкви http://pskov eparhia.orthodoxy. - ru/main/monost/

           prihody/pushgory/kazcer.htm

Документы из семейного архива:

  • 18. Надпись в альбоме от15 января 1909 года (Михаил Успенский)
  • 19. Письмо от 29 января 1928 года (Михаил Успенский)
  • 20. Письмо от20 ноября 1930 года (Михаил Успенский)
  • 21. Почтовая карточка от 25 февраля 1945 года. (Анастасия Успенская)
  • 22. Письмо от 7 марта 1945 года. (Анастасия Успенская)
  • 23. Письмо от 25 марта 1945 года. (Анастасия Успенская)
  • 24. Письмо от 11 апреля 1945 года (Анастасия Успенская)
  • 25. Письмо от 2 июня 1945 года (Анастасия Успенская)
  • 26. Письмо от 27 мая 1946 года (Анастасия Успенская)
  • 27. Стихи Анастасии Успенской. (Из семейного архива Олега Васильевича Михайлова)
  • 28. Телеграмма А.Успенской дочери 5 марта 1945 года.

Полевые материалы:

  • 29. ПМА. Тетрадь 1 Пушкиногорского района. Весна 2009 г. Беседа с прихожанкой храма Галиной Ивановной Егоровой. (1932 года рождения)
  • 30. ПМА. Тетрадь 1 Пушкиногорского района. Осень 2008 г. Беседа с прихожанкой храма Раисой Ефимовной Кушнеровой (1930 года рождения)
  • 31. ПМА. Тетрадь 1 Пушкиногорского района. Осень 2008 г. Беседа с прихожанкой храма Анной Фёдоровной Анисимовой (1921 года рождения)
  • 32. ПМА. Тетрадь 1 Пушкиногорского района. Весна 2009 г. Беседа с прихожанкой храма Клавдией Михайловной Семеновой (1934 года рождения)
  • 33. ПМА. Тетрадь 2 Пушкиногорского района. Весна 2009 г. Беседа со схимонахиней Анастасией. (1924 года рождения)
  • 34. ПМА. Тетрадь 2 Пушкиногорского района. Весна 2009 г. Беседа Белоусовой Ириной Васильевной (1923 года рождения)
  • 35. ПМА. Тетрадь 3 Пушкиногорского района. Осень 2009 г. Беседа с отцом Михаилом Ивановым.

Приложение 1

http://www.petergen.com/bovkalo/index.html Сайт А.А.Бовкало

Выпуск 1892 года

Курс XLVIII

Удостаиваются степени кандидата богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания:

1. Свидерский Лука Феодорович (Витебская)

2. Темномеров Аполлон Михайлович (Олонецкая)

3. Егурнов Иван Капитонович (Курская)

4. Петровский Александр Васильевич (Ярославская)

5. Чебанов Григорий Кириллович (Харьковская)

6. Красковский Николай Александрович (Литовская)

7. Новиков Иван Петрович (Томская)

8. Калугин Феодор Григорьевич (Томская)

9. Островский Василий Степанович (Волынская)

10. Кьяндский Алексей Кириллович (Олонецкая)

11. Иннокентий (Фигуровский), иеромонах (5 классов Томской духовной семинарии, С.-Петербургская)

12. Скворцов Димитрий Александрович (Ярославская)

13. Троепольский Антоний Матвеевич (Литовская)

14. Лавров Владимир Андреевич (Литовская)

15. Кондратьев Евгений Михайлович (С.-Петербургская)

16. Романовский Михаил Михайлович (Тамбовская)

17. Климентов Николай Степанович (Московская)

18. Образцов Александр Федорович (Тверская)

19. Серебреницкий Александр Митрофанович (Витебская)  Удостаиваются степени кандидата богословия:

20. Милов Димитрий Петрович (Костромская)

21. Ильменский Петр Иванович (Новгородская) (2 года на II курсе)

22. Кенорецкий Петр Ильич (Олонецкая)

23. Носов Константин Васильевич (Архангельская)

24. Ребовский Александр Кузьмич (Новгородская)

25. Колтыпин Иван Сергеевич (Тверская)

26. Сокольников Богдан Павлович (Холмская)

27. Георгиевский Димитрий Александрович (С.-Петербургская)

28. Субботин Петр Федорович (Полтавская)

29. Рождественский Павел Валерьянович (Новгородская)

30. Боголюбов Андрей Эрастович (Новгородская)

31. Тихомиров Димитрий Григорьевич (С.-Петербургская)

32. Кавасаки Андрей Иосифович (С.-Петербургская)- ходатайствовать перед Его Высокопреосвященетвом об удостоении степени кандидата богословия

Удостаиваются звания действительного студента:

33. Самоцветов Михаил Иванович (Тамбовская)

34. Смирнов Александр Михайлович (Томская)

35. Захаревич Геннадий Яковлевич (Витебская)

36. Осецкий Александр Александрович (Самарская)

37. Соболев Иван Павлович (Вологодская)

38. Высоков Николай Петрович (Рязанская)

39. Лебедев Петр Васильевич (Тверская)

40. Успенский Михаил Васильевич (Псковская) (2 года на I курсе)

41. Гей Василий Александрович (Полтавская)

42. Кедринский Павел Антонович (Новгородская)

43. Смирнов Вячеслав Михайлович (Томская)

44. Роггенгаген Вячеслав Константинович

45. Никифоров Григорий Владимирович (Воронежская)

Предоставить право держать несданные экзамены осенью:

Евреинов Сергей (Калишская гимназия)

Сребрянский Петр Павлович (Воронежская)

Приложение 2

ФИНЛЯНДСКАЯ ЕПАРХИЯ

ВЫБОРГ

Собор Преображения Господня

До 1788 года см. Рождественский собор Собор каменный, построен в 1786-1788 годах (арх. И. Брокман, на основе проекта арх. Н.А.Львова), с приделами: свт. Николая и Божией Матери "Всех скорбящих радости"; в 1795-1796 годах возведена колокольня. Перестраивался в 1863-1866 годах (арх. Г.И.Карпов) и в 1888-1898 годах (колокольня). С 1892 года кафедральный собор Финляндской епархии.

Не действовал с 1940 года.

Возвращен приходу в 1947 года, действует с 1948 года.

СВЯЩЕННИКИ  

 

Предыдущее место служения

 

Последующее место служения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дремяцкий Василий, священник

 

 

 

 

- 1820 -

 

Владыкин Алексей, священник

 

1823 - 1831

 

 

Быстряков Петр ( - 30 июля 1848), священник

 

1831 - 30 июля 1848

 

 

Владимиров Константин, священник

диакон

1835 - 1841

 

 

Коча(е)новский Иоанн, священник

 

1841 - 1844

 

 

Платонов Илья, священник

 

1844 - 1847

 

 

Краснопевцев Иоанн Петрович (Санкт-Петербургская еп., около 1814 - 1869), священник

 

1847 - 1869

 

 

Каменский Михаил Иванович (Санкт-Петербургская еп.. около 1821 - ). священник

 

1857 - 1878 (?)

 

 

Тихомиров Иоанн Петрович ( - 1888(9?)), священник

 

1869 - 1888(9?) (до 1884?)

 

 

Судаков Алексей Дмитриевич, священник

 

1884 - 1891 (5? - )

 

 

Забелин Петр Федорович, священник

 

1896 - 6 мая 1904 протоиерей - 23 июня 1916

ключарь

 

Успенский Михаил Васильевич, священник

 

1897 - протоиерей - 1915 -

 

 

Приложение 3

ДУХОВЕНСТВО ФИНЛЯНДСКОЙ ЕПАРХИИ
НА 1915 ГОД

Абоская Александрийская церковь

 Настоятель - протоиерей Константин Стефанов Скородумов. Псаломщик Гавриил Алексиев Лебедев. Псаломщик Николай Алексиев Лебедев.

Вильманстрандская Покровская церковь

 Настоятель - священник Михаил Родионов Вуйсич. Заштатный протоиерей Иоанн Петров Варфоломеев. Псаломщик Николай Сергиев Каменский.

Выборгский кафедральный Спасо-Преображенский собор

Настоятель - протоиерей Михаил Николаевич Казанский. Ключарь - протоиерей Николай Петрович Никольский. Протоиерей Петр Феодорович Забелин. Протоиерей Михаил Васильевич Успенский. Священник Николай Феодорович Васильев. Протодиакон Михаил Павлович Парвицкий. Диакон Иоанн Васильевич Куликов. Диакон Григорий Петрович Никольский. Диакон Петр Степанович Акимов. Псаломщик Алексий Алексиевич Белавин. Законоучитель Выборгской учительской семинарии священник Николай Иоаннович Варфоломеев.

Приложение 4

Респондент: Егорова Галина Ивановна

п.Пушкинские Горы, ул. Ленина, д.25. кв.12

1932 года рождения

Профессия: учительница

Составители мемората:

Иванова Алена, Воложанина Юлия

20 мая  2009 г.

            Об отце Михаиле помню со слов матери. Стойкий был мужчина, сильный духом,  благодаря ему и церковь сохранилась. Он поддерживал кладбище, показывал место тем, кто не знал, где их семейные захоронения, вместо разрушенной каменной ограды, он вместе с другими  ставит новую. К нему обращались, а если самовольно управляли, мог отчитать хорошенько. Практически он возглавила борьбу за храм: он с группой женщин  организовали ремонт углов храма. Я помню, как церковь закрывали. А потом машина приехала и сказали, что церковь закрывают совсем. Замок на церковь повесили.  Просили еще хоть разик зайти в церковь, помолиться, но  не разрешили. Когда разрешили открыть, а это было во время войны, то верующие очень обрадовались. Пошли все прибираться, краску соскабливали, иконы искали, деньги на свечки собирали. Потом Отец Иоасаф приехал, он, конечно очень помог! Батюшка все организовал..

 Я её от души люблю, уважаю, и в Бога очень верю! Службы посещаю всегда, как здоровье позволяет.

С моих слов записано верно.

 Респондент: Кушнерова Раиса Ефимовна

д.Блажи, Пушкиногорского района

1930 года рождения

 образование неполное среднее, профессия: бухгалтер

Составители мемората:

Иванова Алена, Иванова Татьяна

10 октября 2008 г.

Я считаю, что наша церковь - достопримечательность Пушкинских  Гор. Из

прошлого помню немного.  Помню проповеди отца Михаила. Они у него были яркие, запоминающиеся.  Когда училась в школе, в церковь запрещали ходить. Был такой случай. Мы пришли в школу и учитель спрашивает: «Кто вчера ходил в церковь, встаньте!» Хоть и боялись, но встали. И я тоже. Меня спросили: «Веришь в Бога?» Я ответила: «Да». Нас ругали, а потом отправили к директору, чтоб мы ему сказали, что мы делали это неосознанно.

С моих слов записано верно.

 Респондент: Анисимова Анна Фёдоровна

1921 года рождения

П. Пушкинские Горы,

Профессия: библиотекарь

Составители мемората:

Иванова Алена, Иванова Татьяна

20  октября  2008 г.

Моя мама  учитель. Меня крестила в Казанской церкви моя бабушка, когда мне было 12 лет.  Крестил отец Михаил Успенский. Вера в Бога жила в душе с детства. На Троицу все  собирались в храме. Потом шли к церкви, к своим могилкам. Это  было единственным местом, где   люди могли получить утешение. Для каждого человека отец Михаил был нужнее всего в горе. Очень был отзывчивый человек. В церковь нас тянуло, и мы бегали туда, чтоб никто не видел. Ставили свечки. Старенькие бабушки нас видели, но никогда не выдавали, потому что знали, что нам попадёт. Однажды я принесла домой иконку, но мама сказала: «Никаких икон в дом не носи!», ведь она работала в школе. В Бога верили всегда, знали молитвы.

С моих слов записано верно

 Приложение 

 Вход на кладбище у Казанской церкви в 30-е годы и сейчас 

 Успенские Михаил Васильевич и Анастасия Матвеевна

              Белоусова Ирина Васильевна - внучка Михаила Успенского

 Прихожане Казанской церкви: Г. И. Егорова, Р.Е.Кушнерова, А.Ф.Анисимова, К.М.Семенова

  Мария Успенская и ее братья

 Страничка из альбома.

 Справка о реабилитации отца Белоусовой И.В. Семья Марии Успенской.

У Ирины Васильевны дома

 Телеграмма о смерти Михаила Успенского

Казанская церковь

Могила Михаила Успенского

Домик на Лесной,  в котором жил Михаил Успенский

У Казанской церкви                                                        

У могилы Михаила Успенского

 С батюшкой отцом Михаилом Ивановым

 Фотографии с сайта Казанской церкви

Открытки  от родственников Успенских из Финляндии

Приложение 6

Похоронены у Казанской церкви:

Протоиерей Михаил Васильевич Успенский в одной могиле с женой Успенской Анастасией Матвеевной, приемной дочкой (племянницей) Михайловой Марией Александровной (1901-1982)

2. Священник  Петр Петрович Святогоров (1899-1915) и его жена Елена Евгеньевна Святогорова (1903-1983)

3. Иеромонах Иосаф в одной могиле с иеромонахом Евгением.

4. Протоиерей Александр Балыш (1936-2000)

5. Протоиерей Михаил Белгородский

6. Иеромонах Никандр

7. Отец Серафим Молчанов

8. Блаженная Клавдия Пачковская

9. Блаженная Параскева и две Евдокии в одной могиле

10. У часовни подвижники Афанасий, Антоний, Иоанн




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11