01-10-2009
26 апреля у Памятного знака жертвам Чернобыля в парке жертв революций
Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с духовенством города
Пскова совершил панихиду, как сказал наш Владыка, в память о тех, кто
погиб, защищая нас в Чернобыле и с надеждой, что они наследуют жизнь
вечную. Сегодня Правительство серьезно помогает ликвидатором этой
аварии, а Патриарх Московский и всея России Алексий II награждает
Патриаршими грамотами героев – ликвидаторов.
Епархиальная служба обратилась к священникам нашей Епархии высказаться об этом трагическом событии 20 -летней давности.
Клирик псковского храма Михаила Архангела (в Городце) священник Виктор Кулев: "Было
мне тогда 25 лет, и я попал на сборы в 1987 году, как военнообязанный,
сказали, строить Припять, а оказалось, на АЭС. Попал в Ленинградский
полк, инженерный батальон, у меня 45 ходок в зону: Центральный
могильник, "рыжий лес"… Наш батальон закапывал "грязный лес", работали
и на 3-м энергоблоке.
Туда тоже было несколько ходок – "чистили"
комнаты, а когда дозу выбрал, на машине возил паек, кормил людей. В
Чернобыле отбыл 100 дней в 1987 году. Я на инвалидности, после такой
работы там здоровых людей нет. Страха не было, но ощущение было
неприятным: дозиметры, зараженные территории. Полк наш хороший, служба
была нормальной, бардака не было, быт был хорошо устроен, руководили
нами нормально, командиры попались толковые, каждый делал свою работу:
собирали "грязь", увозили в могильники. Раньше мы были иначе воспитаны,
и от армии было стыдно увиливать.
Сейчас государство немного
по-другому к нам относится, но тогда, когда после Чернобыля, в
советское время, мы приехали в Псков, нам здесь в областном профсоюзе
сказали, что никакой аварии в государстве нет. Потом при Ельцине стали
обращать немного внимания и сейчас, Слава Богу, государство нам
помогает, в СССР это не решалось вообще.
Ныне грех жаловаться: у
нас есть пенсии, есть безплатное медицинское обслуживание, Слава Богу,
живем все потихоньку. Все события я принимаю, как волю Божию, тогда еще
не был верующим человеком, но осознавал то, что происходило. Господь
написал Апокалипсис, и все идет своим чередом, каждый несет свой долг:
кто в Афгане, кто в Чечне, кто – где. Существуют интересы государства,
есть и люди, которые принимают присягу и служат государству. Во всем
вижу Промысл Божий, только по Его воле и ничьей другой, все
совершается. Наше дело маленькое: Господу Богу молиться и государству
своему, Родине служить – этому наши старчики учили, призывают родители
и власть".
Оценивая Чернобыльскую катастрофу, настоятель
Никольского храма в Любятове митрофорный протоиерей Владимир Попов
сказал следующее:
"Тогда заканчивалась коммунистическая
эпоха, и это чувствовалось во всем: по закостенению власти, ее неумению
реагировать на возрастающие суровые запросы времени. Живая душа у
народа была вынута, в ней господствовал мелкий бес, и эта бесовщина
привела к тому, что на горизонте стала вырисовываться апокалиптическая
картина.
Не случайно Чернобыль (полынь) напоминает нам известные
слова в Апокалипсисе о звезде Полынь, которая упала и заразила все
источники вод, и они стали горькими. Произошла величайшая техногенная
катастрофа, а власть делает вид, что ничего не произошло, и только,
когда американцы сфотографировали атомный блок Чернобыльской АЭС из
космоса, тогда начались какие – то действия. Ведь в стране была
огромная армия гражданской обороны, и все вроде бы было продумано, но
не было приказа сверху. Были уже первомайские праздники, шли
демонстрации под радиоактивным дождем, люди ничего не знали, и собирали
на свою голову радиацию, облучались.
Возможно, такая катастрофа
встряхнула общество, и большевистские миражи исчезли. Народ понял, что
его завели в ловушку, и государство стало медленно рассыпаться. К
сожалению, этот урок забыт. Страшные вещи и страшные истины стараются
забыть, избегают их вспоминать, также неохотно мы вспоминаем
собственные грехи и собственные преступления, оправдываем их
обстоятельствами, забываем, чтобы не мучить свою совесть. Но этот
реактор никуда не исчез, он бурлит, и никто не знает, что с ним
произойдет дальше. И что будет, если это еще раз взорвется?
Наша
наука не может разрешить эту проблему, которая, как дамоклов меч, висит
над Украиной и Россией. И, по – моему, никто всерьез об этом не
собирается думать, полагая, что "рассосется". Я надеялся, что после
этой страшной катастрофы люди начнут более серьезно относиться к
религиозным проблемам, больше будут молиться, но этого не произошло.
Пока
нас пощадили, и катастрофа замедлилась на некоторое время, но надо
помнить слова Господа: "Молитесь да не внидите в напасть", мы же
надеемся, что в напасть не внидем, а молиться не хотим"..
|