РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Страницы истории Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.
15-05-2009


 

Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее  реки Мирожки.

 Монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее     реки Мирожки и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором.

Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.

 Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь  основан в 12 веке и является первым монастырем на Псковщине. Постройка монастырей на Руси всегда имела  специальное предназначение для их возведения.

В данном случае монастырь должен был служить как крепостью , так и центром духовной жизни древнего Пскова, местом, откуда пойдет «живое Слово Христово» , воплощенное в фреске. Сам Спасо-Преображенский собор, расписанный византийскими мастерами, являет собой наглядное Евангелие. Стены и своды собора иллюстрируют собой сюжеты из Ветхого и Нового Завета, что в эпоху неграмотности было практически единственным доступным для людей Евангелием.

 Летописи сообщают, что святитель и епископ Новгородский Нифонт «повелел заложить каменный храм во имя Спаса Преображения в Мирожском монастыре». Эта древняя иноческая обитель  воздвигнута была в живописнейшем уголке Пскова-града, на полуострове, при впадении реки Мирожи в Великую. Временем её основания принято считать 1156 год. 

Монастырь  находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова "мрежи", "сети", т. к. издавна около монастыря были рыбные ловли.

Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли. Таким образом ,  алтарная часть Стефановского храма представляет собой нос корабля, устремленного в бесконечность. Постройка монастыря была благословлена св. Нифонтом, епископом Псковским и Новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При недостаточной грамотности среди населения раннего и позднего средневековья, изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета, полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений. Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим (священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов.

На иконах преподобномученик  Василий Мирожский изображается с крестом и красным посохом - символами мученической кончины, которую псковские подвижники приняли 4/17 марта 1299 года.
Обстоятельства жизни и смерти преподобномучеников Иоасафа Снетогорского и Василия Мирожского связаны с попытками насильственного обращения русских в католичество в XIII веке.
С благословения вдохновителя крестовых походов в Прибалтику епископа Альберта обычной практикой рыцарских орденов в Прибалтике стал захват детей-заложников, а среди православных христиан меченосцы обрели репутацию мучителей младенцев, слуг фараоновых и иродовых. По мнению историка Е.Л.Назаровой, захват крестоносцами детей был одной из основных причин капитуляции Пскова в сентябре 1240 года: "Вряд ли сдачу города стоит объяснять простым предательством. Важнее, что под Изборском пали лучшие силы Пскова. Кроме того, ливонцы под Псковом "дети поимаша у добрых муж". Детей взяли в заложники, чтобы заставить их отцов сдать Псков" (Е.Л.Назарова, Князь Ярослав Владимирович и его роль в ливонской политике Пскова: конец 20-х - начало 40-х гг. XIII в., Археология и история Пскова и Псковской земли.
Псковские летописи 1299 года сообщают о неожиданном нападении крестоносцев на Псков: "В тридцать третье лето княжения Довмонтова, отнеле же во Пскове бысть, изгониша немцы безвестно ратью посад у Пскова, марта в 4-й день, и тогда убиша Василия игумена Святого Спаса, и Иоасафа игумена Снетныя Горы и черноризец много избиша и жен и детей, а мужей Бог ублюде" (Полное собрание русских летописей, том V, части 1-2). Разорив Снетогорский и Мирожский монастыри, меченосцы убили (по другим сказаниям сожгли) игумена Снетогорского Иоасафа и игумена Мирожского Василия, монахов, женщин и детей. Летописец подчеркивает, что мученической смертью погибли монахи, женщины и дети, а "мужей Бог ублюде". Маловероятно, что укрывшиеся в Мирожском и Снетогорском монастырях люди стали случайными жертвами штурма: угрозу для штурмующих могли представлять мужчины, а не женщины и дети. Почему же враги предали смерти монахов, женщин и детей, а не мужей? Можно предположить, что любимые православным народом праведники, а также монахи, женщины и дети стали заложниками, которых меченоносцы хладнокровно казнили, стремясь принудить осажденных псковичей к капитуляции.
Узнав о зверствах католиков в захваченных монастырях, князь Довмонт принял решение без промедления атаковать злодеев. 5 марта 1299 года произошло сражение на берегу реки Псковы, близ церкви Петра и Павла, которое закончилось разгромом латинян, возомнивших себя хозяевами Псковской земли.
Преподобные Иоасаф и Василий и иже с ними пострадавшие были погребены в храмах своих обителей под спудом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый настоятель Мирожского монастыря, преподобный Авраамий, скончался в 1158 году,  7 октября н.с., в день празднования иконы Божией Матери «Мирожская», и мощи его находятся  под спудом .

Монастырь , расположенный вне защиты городских стен, на открытом месте, по дороге в западные земли, не мог быть заманчивым местом для лиц, искавших тихой, созерцательной жизни. В него могли вступать люди крепкие духом, готовые к мученическому подвигу. Очевидно, что при всяком вражеском набеге он становился первой жертвой. Несмотря на столь опасное положение, монастырь совершенно не был укреплен : его  окружала только невысокая деревянная ограда, а с запада тын.

Игумен Мирожский Василий принял мученический венец с братией монастыря  от рыцарей ордена меченосцев.

 

 Каменная ограда вокруг монастыря была  сооружена лишь в 1799 -1805 годах

Монастырь и впоследствии неоднократно  подвергался разорению. В 1323 году монастырь  был  разорен немцами, которые заняли все Завеличье. В 1581 году Псков подвергся нападению польского короля Стефана Батория. Придя с многочисленным войском , Баторий  находился в монастыре ставкой, а с монастырской колокольни вражеская артиллерия обстреливала стены города. В 1615 году монастырь потерпел от шведов, разоривших соседний Климентов монастырь.

 Мы видим, что земля монастырская обильно полита кровью монашествующих, воинов за Русь, за веру православную, поэтому так удивительно легко здесь идет молитва, ибо сонм мучеников, прославленных у Христа, молитвенно присутствуют  рядом.

Монастырь заключает в себе 2 храма : церковь св.первомученика архидиакона Стефана и Спасо-Преображенский  собор.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Собор является древнейшим монастырским храмом Псковщины, датируясь  1156 годом.

Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники: СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ середины  XII века,  СТЕФАНОВСКИЙ ХРАМ 17 века, КОЛОКОЛЬНЯ и БРАТСКИЙ КОРПУС   17-19 век,  БРАТСКИЕ КЕЛЛИИ  18-19 век,  ДОМ НАСТОЯТЕЛЯ 17-19 век.

 

Древнейший монастырский  ХРАМ  СПАСА  ПРЕОБРАЖЕНИЯ -  первый центр Христианского Просвещения в Пскове. Он был воздвигнут попечением святителя  Нифонта, которому принадлежит  гениальный замысел  фресковых  росписей  Мирожи, выполненных византийскими  мастерами в середине  12  века. Фрески, хорошо сохранившиеся до наших дней , сплошь покрывающие стены и своды храма - это  известное достояние  мировой  культуры.

 Архитектура храма  являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане "выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями" (А. И. Комеч), т. е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем. Фрески собора -  исток  всей знаменитой средневековой школы псковской живописи. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались.

СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (XVII в.) Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой  надвратный храм на подклете. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами.  Купол храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.

КОЛОКОЛЬНЯ  (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный БРАТСКИЙ  корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.

 НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (ХVII-Х1Х вв.). Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете надстроен деревянный этаж.

Интересен тот факт, что в начале 16 века   св. преподобномученник Корнилий  был насельником Спасо-Преображенского Мирожского монастыря и здесь учился первым азам монашеской жизни. В последствии он стал игуменом Псково-Печерского монастыря, внесшим большую лепту в его устройство и благоукрашение.

Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря в настоящее время является икона Богородицы «Мирожская», относящаяся к типу Знаменных икон. Это список с чудотворной иконы, которая хранится в Псковском музее-заповеднике. По церковному преданию икона Богоматери  «Мирожская» явилась в 1198 году в  Мирожском монастыре

 

 На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину - чудотворную ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИРОЖСКАЯ, по преданию явившуюся чудным образом в конце XII века, и с тех пор известную многими чудотворениями и помощью верующим. Икона представляет собой изображение в полный  рост Богородицы с Богомладенцем на груди. Впоследствии на иконе  были изображены  святой благоверный псковский князь Довмонт, в святом крещении Тимофей, и его супруга Марии, в монашеском постриге Марфа, что стало знаком любви и благодарности псковичей этим праведникам за их служение Богу и людям.

 В XVI веке Мирожская  икона прославилась чудесным слезоточением, а затем исцелением горожан от смертельного поветрия. Согласно преданию, царь Иоанн IV  ,прозванный в народе Грозным, увез икону с собой в Москву , а в монастырь был прислан список с Мирожской Оранты.

 В рукописном сборнике, хранившемся в монастырской библиотеке до октябрьского переворота , записано сказание, составленное в лето 7103 (1595), т. е. спустя 28 лет после совершившегося от иконы чуда. Приводим его изложение современным языком:

"В славном и Богом хранимом граде Пскове есть монастырь между двух рек: большой рекой Великой и малой - Мирожей. В том монастыре соборная церковь во имя святого Преображения, свершившегося на горе Фавор, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и другая церковь - святого первомученика Стефана. В боголепном храме Преображения Господня была икона Матери Божией, местный образ Пречистой Богородицы. На той иконе с молитвою написан слева благоверный князь Домант псковский, нареченный во святом крещении Тимофеем, а на другой стороне от образа Матери Господней - княгиня Мария, супруга того князя Доманта, внучка великого князя Александра Ярославича Невского. От того пречистого образа Матери Господней, заступницы роду христианскому, показались таинственные чудеса: с обоих глаз Пречистой потекли слезы, как струи. О чудо!.."

Чудеса от иконы совершались и во время большого мора, бывшего в Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, изложенная в Московской сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году. Празднование в честь этой иконы ежегодно совершается 24 сентября ст. ст.-7 октября н. ст.

 

На протяжении восьми веков обитель   являлась для горожан источником слова Христова.

  В начале XX века советскими властями монастырь был закрыт, все  здания и территория перешли в ведение музея.  На многие годы мерзость запустения поселилась в монастырских стенах...

Однако ,милостию Божией,  в конце ХХ века  наступили времена возрождения древней обители.

Благодаря  усилиям  Владыки Псковского и Великолукского Евсевия  с 1994 года монастырь начал возрождаться.  После 72-х летнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь. Монастырь наконец стал снова отвечать своему исконному предназначению, зазвучала молитва... Первыми насельниками возобновленной обители стали  монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, иконописцы.

 

Помимо монашеской   братии , в монастыре проживают  боголюбивые  люди, ищущие свой путь к Богу ,а также желающие  потрудиться во славу Божию .  Работают они  в столярной мастерской, в котельной, обучаются и помогают иконописцам в подготовке иконных  досок и левкаса, в монастырском садике, изготавливают сувениры с тематикой Мирожского монастыря, трудятся в монастырской библиотеке, выполняют ремонт помещений

В настоящее время братия и трудники монастыря живут по монашескому уставу. Центром жизни монастыря является Богослужения, совершаемые в Стефановском храме, и молитва. Братия монастыря немногочисленна, состоит из  монахов, послушников и трудников. Их немного , около 15 человек.  Возглавляет монастырь настоятель  - иеромонах Николай.

 Каждое воскресенье после литургии  служится молебен с Акафистом перед иконой Богородицы «Мирожская». Богослужения посещают не только насельники монастыря, но и многочисленные паломники и прихожане. Помимо этого для проживающих в монастыре  введено утренее и вечернее молитвенное правило.

  Впервые с момента закрытия монастыря  в 2008 году возобновилась благочестивая традиция  крестных ходов  вокруг монастырских стен. 

В Мирожском монастыре, по благословению Митрополита  Евсевия, 15 августа 1997 года была открыта иконописная школа. Сейчас в иконописных мастерских исполняют иконописные заказы, совершенствуясь в этом высокодуховном мастерстве и возрождая древние секреты иконописи.  Кроме того, в монастыре  найден древний способ ручного изготовления  восковых свечей .  Здесь царит дух созидания - молитва, терпение и труд.

 Были приобретены и установлены на звоннице колокола.

Не забывает братия и о благотворительном социальном служении: ежедневно в монастыре кормят паломников и малоимущих. Для паломников св. обители проводятся экскурсии в иконописные мастерские, с обязательным посещением древнего Стефановского храма.

  Монастырь  участвует в православных выставках в г. Москве, представляя на них работы иконописцев, а также принимает заказы на написание икон. В дальнейшем предполагается выполнять заказы по изготовлению иконописных досок.

Спасо-Преображенский  Мирожский монастырь принимает требы (в том числе по почте и Интернету) о здравии и упокоении.

Всегда с благодарностью в монастыре  принимаются все пожертвования.

                       Адрес монастыря:

 180002, Россия, г. Псков, Мирожская набереж., 2

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Тел\факс  +7 (8112) 44-64-03

 р/с: 40703810951010100051  в Псковском ОСБ №8630 г. Пскова.

Корр. Счет: 30101810300000000602.

ИНН: 6027027032.

БИК: 045805602.

E-mail: monmir@mail.ru   Тел/ факс +7(8112)44-64-03 в любое время

Моб.8-909-576-7775, 8-911-8846-282 с 11 до 22 час.

           Главные монастырские праздники :

09.01- Св.первомуч.Стефана

15.08- Св.первомуч.Стефана

19.08- Преображение Господне

07.10-Мирожской иконы Божией Матери

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11