РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Монастыри и приходы
16-12-2008


Настоятель храма Сошествия Святаго Духа в селе Плиссы (Невельский район) священник Василий Лупаков

14 августа начинается Успенский пост.

 

В этот день в Русской Православной Церкви начинается Успенский пост, и празднуются несколько важных событий: Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами.

Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. По принятому ныне в Русской Православной Церкви чину 14 августа совершается малое освящение воды до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда, поэтому этот праздник и называется в народе «Первый медовый Спас», «Спас на воде», «Мокрый Спас». С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Настоятель храма Сошествия Святаго Духа в селе Плиссы (Невельский район) священник Василий Лупаков в Успенском посте отметил следующее:


«Успенский пост небольшой, две недели, но по строгости напоминает Великий пост. В Типиконе ясно написано, аще болен человек ему послабляется пост, и если он в путешествии находится. Иногда к нам приходят и просят благословение на послабление поста - «если батюшка разрешит». Подходят под благословение, чтобы священник разрешил пост с рыбкой, с молочком, а я отвечаю - «Бог благословит, пусть на вашей совести это послабление остается». Пост - это личный подвиг каждого человека, его личное старание и молитва перед Богом.

Кто - то постится строже, кто- то менее строго, кто как для себя решит. Перед постом все православные получают Божье благословение в храме на пост. На Заговенье, 13 августа, собираются православные люди вместе, всей семьей, с друзьями за столом, испрашивают прощения друг у друга, потом говеют, постятся. Пост - это не цель, а средство, чтобы соединиться с Господом, духовно отметить предстоящий праздник, люди постятся, тогда и молиться легче.

Посты завершаются праздниками: Великий пост - Пасхой, Петровский, Апостольский - праздником свв. Петра и Павла, Успенский - праздником Успения Божией Матери, Рождественский пост - великим праздником Рождества. В великий праздник Преображение Господне 19 августа Успенский пост послабляется, разрешается рыбка, масло, вино».

В праздники Святая Церковь призывает православных к благодарению Бога за благодеяния, в посты - к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя. Праздники располагают к духовной радости и надежде, посты - к сокрушению и слезам. Успенский пост продолжается две недели с 14 (1 августа) до 28 (15 августа) августа, он установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери. Успенский пост учрежден в честь Божией Матери, которая «узнавши свое преставление, как пишет святой Симеон Солунский, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи, святой и непорочной не имела нужды в посте».

В посты предписывается умеренное употребление пищи и пития, притом, пищи не скоромной, а постной - без молочных и мясных продуктов, рыба разрешается в праздники и в особые случаи послабления поста для детей, болящих и немощных. В Церковном Уставе четко изображено время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела, но так, чтобы сделать нашу телесную природу легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа. Основа поста борьба с грехом через воздержание от пищи, но не изнурение тела, поэтому правила постов надо соизмерять со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности.

9 Неделя по Пятидесятнице. О хождении Спасителя по водам.

Настоятель храма Сошествия Святаго Духа в селе Плиссы (Невельский район), священник Василий Лупаков:
«В Евангельском чтении говорится, как Спаситель после чудесного насыщения пятью хлебами пять тысяч человек, уединился на гору помолиться, а Апостолам повелел плыть на другой берег Тивериадского озера, но началась буря, и в четвертую стражу, ближе к утру, они увидели Спасителя, который шел к ним по водам. Ученики стали кричать, решив, что это дух, когда же Он их ободрил, то Апостол Петр испрашивает благословения у Спасителя, чтобы идти к Нему по водам: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди». И пошел Петр по морю, как по суху, но вдруг стал утопать и кричать: «Господи! спаси меня». Господь сразу протянул ему руку помощи и с любовью укорил Петра: «маловерный, зачем ты усомнился?». И они вместе взошли в лодку.

Даже в церковном песнопении поется, что вся наша жизнь бушующее житейское море, в котором человек, душа человеческая движется к конечной пристани, гавани - Царству Небесному. Когда жизнь умерена и спокойна - житейское море тихо, когда приходит грех, скорби и беды, душа мечется - море волнуется. Человек, совершая грех, даже просто обижая кого-то, получает душу скорбящую, и вроде внешне этого не видно, и, кажется, ничего не изменилось, но душа болит.

В древнем Патерике есть такое повествование: некий инок находился в пещере, жил там, подвизался, и одно время злые духи стали докучать ему, понуждая инока выйти из этого места, чтобы монах там не молился. Стали раскидывать прутья, из которых он плел корзины и от трудов рук своих жил, но инок со смирением стал собирать эти прутья. Когда же они схватили его за руки и стали волочить из этой пещеры, инок вскричал: «Господи Иисусе Христе, помоги мне!» - духи зла выскочили из этого места, а инок заплакал.

Невидимый голос вопросил его: «Что ты плачешь? - Я скорблю от того, что враг рода человеческого дерзает издеваться над рабом Божиим. - Но голос говорит ему: Ты сам виноват, потому что забыл Меня». Так же и у нас: живем без Господа - упираемся в тупик, переживаем скорби и болезни, а когда мы вместе с Господом - все переживается совсем по - другому, человек закаляется как в горниле. Если Господь смиряет какой-нибудь скорбью, надо понимать, что болезнь иногда дается, чтобы человек вспомнил Господа, которого забыл. Когда утопаем в своем житейском море, всегда вспоминаем Господа и просим: Господи, спаси!».

Из проповеди Архимандрита Кирилла (Павлова):
«Много скорбей постигает человека, их и не перечесть. И все они посылаются с благой целью, для нашей же пользы. Как Апостолам Господь попустил противный ветер для того, чтобы укрепить в них веру, мужество и неустрашимость в перенесении бедствий, так и мы должны веровать: десница Божия промыслительно попускает нам эти бедствия, чтобы исправить нас. Господь попускает нам эти волны бурь, попускает впадать в злоключения для утверждения нас в добродетели; посылаемыми несчастьями смиряет нашу гордость и самолюбие, пресекает прихоти, не допускает до душевного расслабления, а самое главное - вразумляет нас, чтобы не на земле, а на Небесах искали мы своего истинного блаженства.

Любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28), потому и должны мы всё, что от руки Божией посылается, терпеть с великодушием. Не скорбеть в скорбях нельзя, потому что мы люди, но надобно, чтобы и самая печаль была растворена благой надеждой, ибо мы - не без Бога. Вечер водворится плач, и заутра радость (Пс. 29, 6). И сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5).

Но, дорогие братия и сестры, достойно нашего внимания из нынешнего Евангелия следующее обстоятельство. Когда апостол Петр просил у Господа позволения прийти к Нему по воде и Господь позволил ему, Апостол вышел из лодки и пошел по морю, как по суше, и волны ему не препятствовали, и ноги его не погружались. Но, видя сильный ветер, он испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? Значит, если бы не усомнился и не испугался, то свободно дошел бы до Господа, однако маловерие лишило его благодатной силы. Когда же воззвал он о помощи, Господь поддержал его и не допустил погрузиться в глубину. Посему, дорогие, не будем забывать этого никогда при несении выпадающих на долю нашу скорбей.

Иерей Василий Лупаков, настоятель храма Святого Духа в д.Плиссы Невельского района рассказывает о своем приходе: В нашем храме в честь Святого Духа мы занимаемся просветительской деятельностью:

1. По благословению Владыки в местной газете «Невельский вестник» публикуется православная страница под названием «Лампада веры православной».

2. Регулярно проводятся беседы и богослужения в детской воспитательной колонии.

3. Проводятся уроки по основам православной культуры в детском доме, а также Рождественские и Пасхальные мероприятия.

4. В летний период с Пасхи Христовой до Покрова Божией Матери служатся водосвятные молебны со чтением акофиста в часовне в честь Покрова Божией Матери.

5. Проводятся регулярно 1-2 раза в месяц богослужения в храмах в честь святого князя Владимира в д.Усть-Долыссы и в молельном доме в честь Святого Духа, д. Туричино.

Плиссы. Невельское благочиние.

Храм в честь Сошествия Святаго Духа на Апостолов, стоит на живописном берегу маленькой невельской речушки Плисса, почти в пригороде Невеля. Что - то вроде псковского Любятова. Храму двести лет, но был он освящен спустя сто лет после строительства Архиепископом Василием Полоцким и Витебским, поэтому и икона Ефросинии Полоцкой здесь, справа от алтаря.

Изначально храм «холодный», летний с тремя престолами: в честь Сошествия Святаго Духа, Святителя Николая и страстотерпцев святых Бориса и Глеба. Потом был пристроен зимний придел в честь святого Архистратига Михаила, в котором в этом году сделали капитальный ремонт, престол, поставили резной иконостас.

О приходе рассказывает отец настоятель священник Василий Лупаков:
«В 1812 году французы - мародеры завели в храм коней, и кони ослепли, они вывели коней, но храм уже побоялись тронуть. Наш храм и в Великую Отечественную войну не был закрыт. Иконостас был сделан мастерами из Киева (барокко), иконы написаны в западной стилистике и, говорят, Божия Матерь похожа на Екатерину, а Спаситель - на Петра I. Икона Божией Матери - наша местночтимая икона Табынская, празднуется в девятую пятницу по Пасхе, написана она местными мастерами.

Наш Владыка считает, что «деревня» - слово кощунственное, а Плисса - село, раз есть храм. На Литургии собираются тридцать - сорок человек, в праздники - семьдесят и больше. Летом мы чаще крестим, и живем за счет питерских дачников. Пытались организовать Воскресную школу, но ничего не получилось. Окормляем детский дом, и мне там даже зарплату платят 150 руб, преподаю в 7-9 классах «Основы Православной культуры». В колонии бываем, там дети за преступления сидят: по воскресеньям встречаемся в часовне, построенной в честь св. Николая, причащаем детей, служим.

Батюшка, в России такое огромное количество несчастных брошенных детей, почему?
Разрушена семья. Как было раньше: сын находился всегда возле отца, отец трудился, и сын рядом смотрел, учился, хотя бы, как топор правильно держать. Дочка с мамой, училась хозяйству, замуж выходила - все уже умела, и как вести себя с мужем. Послереволюционная система ценности семьи изменила - это просто ячейка общества, а раньше семья совсем другое - малая церковь. Отец мог прокормить всю семью, работая на заводе, а мать занималась чадородием и воспитанием детей, ныне отец и мать уходят на работу, детей некуда деть, их отдают в детские садики, потом они идут в школу, ребенок становится ненужным родителям. Семья - это большой труд».

Отец Василий родился 1972 году в обычной семье в Никополе. Служил в армии, потом священник отец Анатолий подсказал, что в Пскове есть Духовное училище, поступил, встретил Елену, будущую матушку, она сама из Сибири. Взяли благословение у отца Иоанна Нетребы в Опочке и поехали на остров Залита в старцу батюшке Николаю, он благословил ехать сюда.

В диаконской хиротонии отца Василия был воспреемником отец Андрей Вахрушев, нынешний проректор Духовного училища, в священнической - отец Иоанн Муханов, настоятель Свято - Троицкого Собора в Пскове.

Отец Василий еще служит раз в месяц по субботам в храме Усть -Долысц и Туричина, где пока молельный дом. В семье священника трое детей и, как признается батюшка, живет семья за счет Невеля: молиться приезжают из города городским автобусом, все больше интеллигенция, а из Плисс в храм приходят мало, местных человек пять. Матушка Елена, рассказывая о прихожанах, вспомнила: «Была в храме староста Надежда, приходила с другого конца города, за пять километров, никогда не пропускала Богослужения, и когда мы здесь на приход приехали, я ее видела - это был образец служения. Ее родители отстояли этот храм, чтобы его не закрыли в советское время, в самом - то Невеле Троицкий храм закрыли».

Отец Василий говорит: «Мы не можем жить за счет прихожан, бывают случайные жертвователи, помогают мои знакомые по Семинарии в Лавре, вот мы и придел сделали маленький Михайловский, в соборование там было почти пятьдесят прихожан».

В наш разговор о жертвователях вступил отец Александр, священник из села Шульги, батюшки дружат:
«Жертва, деньги - это не самое главное. Но Господь хочет, чтобы мы посредством жертвы возлюбили ближнего и возлюбили Господа. Можно сколько угодно давать денег, а не любить. И Апостол Павел говорит о том же, все имение можем отдать, но если любви не имеем - все напрасно будет. Самое главное в жертве - спасение души».

Рядом с храмом Сошествия Святаго Духа отец Василий построил деревянную красивую часовню над святым источником в честь Покрова Божией Матери, и даже клирос наверху. По средам совершаются молебны.

Матушка Елена - хороший регент, поет в церковном хоре и матушка Екатерина, вдова отца Иоанна Васильева, в прошлом настоятеля Свято -Троицкого храма в Невеле, есть в хоре еще девушка с музыкальным образованием, мало народа, но поют, как говорит отец Василий, «аккуратненько и чистенько». Пономарь закончил школу с золотой медалью, уезжает поступать, пономарят теперь дети отца Василия, Саша и Гриша, правда, Ксюша еще мала, забавная девчушка двух лет, ходит как уточка, серьезно и быстро, и пока мы разваривали, она так и просидела в задумчивости над куском торта, испеченного мамой.

Знакомство с семейством отца Василия мы еще продолжим в будущем нашем материале «Батюшки и матушки».

Желающим помочь приходу в Плиссах, Усть -Долысцах и Туричино сообщаем адрес и банковские реквизиты: Псковская область, Невельский район, с. Плиссы, приход храма Сошествие Святаго Духа, настоятелю, иерею Василию Лупакову. Северо - Западный Банк Великолукское отделение №169/01642 БИК 045805602 ИНН 6009002821 Р/счет 40703810851160150381 КПП 600901001




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11