РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
«Белые Церкви, Святые Кресты...»
19-09-2008


Церкви, посвященные великому событию православной истории - Рождеству Божией Матери, можно встретить сегодня в самых разных уголках Псковской области: в Невельском и Палкинском, Печорском и Пыталовском, Дновском районах. Что примечательно: все они были построены предками в обычных русских деревнях, в таких, где именно церковь  хранит и щедро делится с каждым православным своей силой и мудростью, верой и любовью. И лишь один храм в память Рождества Богородицы расположен в Пскове - в женской православной обители на Снятной горе.

В следующем  году один из старейших монастырей псковской земли  отметит 710-летие со дня первого упоминания в летописи. А в этом году исполняется 15 лет с того момента, как древняя обитель, хранящая память о жизни псковичей, начиная с  13- столетия,  возродилась в буквальном смысле из пепла и руин.

Покровителем обители история называет  князя Довмонта. Одним из оснований тому служат летописные события весной 1299 года, когда монастырь и упоминается впервые. Тогда лифляндские рыцари, напав на Псков, первым делом разорили и сожгли Снетогорский монастырь. От рук меченосцев погибли игумен Иоасаф и 17 монахов. Врагов разгромил князь Довмонт с дружиной. Он же и повелел поставить в разоренной обители новый каменный храм во имя Рождества Богородицы, на месте уничтоженной врагами церкви.

Строительство храма завершилось спустя 10 лет. С тех пор он стал  главной святыней обители во все последующие века.

В метрике, составленной на храм в 1887 году, дается описание собора и некоторых деталей интерьера. Известно, что полы во всей церкви «были деревянными, а концы надглавного креста украшены позлащенными кругами». Но главным сокровищем храма стали его стены, расписанные псковскими мастерами 14-го века. Правда, в целости и сохранности фрески храма рождества Богородицы простояли немногим более ста лет. Судьба их драматична и во многом напоминает историю самой обители. Едва ли не в каждом веке случался сильный пожар, наносивший настенной росписи непоправимый урон. В конце концов, после многочисленных восстановлений храма фрески скрылись под побелкой, иконостасом и прочими деталями внутрицерковного убранства. Лишь в 1909 под осыпавшейся побелкой внезапно проступили фрагменты древней живописи. Тогда же и началась их расчистка. Реставрационные работы часто, порой и надолго, прерывались. По большому счету, восстановление шедевра не завершено до сих пор.

И именно они стали тем камнем преткновения между обитателями монастыря и историками-реставраторами, считающими, что в таком состоянии храм не пригоден для проведения Богослужений. Да и сами фрески нуждаются в особом режиме хранения. Как ни прискорбно, но  сегодня православные лишены возможности озарить своды древнейшего храма словами молитвы. Зато никто не мешает украсить вход в Дом Богородицы, никто не мешает поклониться святыне. И никто не способен изменить историю, в которой для Снетогорской обители выделены особые страницы - исполненные красоты и величия.

Осенью 1472 года Псков торжественно встречал царственную гостью. Византийская царевна Софья Палеолог, невеста правителя Руси великого князя Ивана 3-го, «проездом через Эстляндию с моря на Ревель и Дерпт, по Чудскому озеру прибыла к устью Великой реки, потом плывучи вверх по реке, остановилась в Снетогорском монастыре, слушала молебен». А затем, переодевшись уже в царское платье, отплыла к Пскову, где гостила 5 дней.

События столь торжественные и радостные, да еще общегосударственного масштаба, на долю одного из старейших монастырей псковской земли за его более чем 700-летнюю историю выпадали редко. Куда чаще случались печали,  и беды обрушивались со свойственной им неожиданностью.

В том же 15-м веке монастырь дважды чуть не погиб в огне. В мае 1433 года, как пишет псковский летописец, «во время вечернего пения молния ударила в церковь. Опалились все позлащенные иконы, а храм так наполнился пламени, что монахи все попадали».

А спустя более полувека в 1493 году, весь монастырь с церковью пресвятой Богородицы все-таки сгорел. О том, сколько сил было положено на восстановление святого места, летопись умалчивает.

Но доподлинно известно, что через два десятка лет на территории монастыря была освящена новая каменная церковь во имя святого Николая. И в том же веке с монастырской земли подобно дивной свече из камня вознеслась  в небо церковь-колокольня, вошедшая в летопись под непривычным названием: Вознесение под колоколы, возвысившуюся  над речной водой более чем на 80 метров. За всю свою многовековую историю Псков знал только два здания подобной высоты: Троицкий собор и Вознесенскую церковь. Ее не раз и вполне закономерно сравнивали с колокольней Ивана Великого в Московском кремле...

Как знать, не было ли в том особого умысла псковских зодчих, продемонстрировавших столице в своем строении величие, достоинство и мужество родного города. Вознесенский храм-колокольня исчез с лица земли в лихие десятилетия воинствующего атеизма.

О былом величии Снятной горы напоминают сегодня лишь чудом сохранившиеся старые фотографии и открытки, еще более редкие - рисунки. А в сегодняшних обитателях монастыря  живет, не угасая, надежда: когда-нибудь подняться по лестнице возрожденной колокольни и ударить в колокола так, чтобы звон, отразившись от неба, скользнул по глади реки и вновь устремился к небу.

С 15-го века монастырь становится традиционным местом пострижения и погребения псковских князей. Здесь 500 лет назад подвизались преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий. Немногим позже каждый из них станет основателем монастыря на Псковской земле: Елеазаровского и Крыпецкого.

Для того, чтобы жить на Снятной горе одной веры, даже самой истовой, самозабвенной, оказывалось недостаточно. Здесь требовалось и мужество, и отвага  воина. Какая  бы беда и опасность не грозили городу, Снетогорский монастырь первым вставал на пути неприятеля. Тогда к силе молитвы присоединялось мужество защитника Пскова.

В 17 веке Снетогорская обитель вновь переживает этап своего развития, величия. За обителью в это время числится до 2000 душ крестьян, не менее 370 крестьянских дворов. Обитель того времени - крупный землевладелец с обширным и крепким хозяйством. На берегу Псковы монастырю принадлежали две мельницы. Не чужды монахам были и ремесленные  дела, а в большом Торгу держали свои лавки:  в кузнецком, иконном, сапожном  рядах. Промышляли и рыбной ловлей - в немалых размерах.  Успех в производственных делах способствовал развитию строительства: расширил притвор собора рождества Богородицы, построили Святые ворота.

А в 1710 году в монастыре случился пожар, в огне которого погиб и архив, содержавший ценнейшие документы со времени основания обители. Ничего не сохранилось. Огонь, словно по чьему-то злостному умыслу с удручающей регулярностью вмешивался в судьбу обители, всякий раз угрожая уничтожить святыню. И всякий раз обитель поднималась из пепелища. Не только в стародавние времена.

Несколько лет назад ночной пожар уничтожил только-только отстроенный келейный и хозяйственный корпуса обители. Рано утром, приступив к разборке черных обугленных руин,  обитатели монастыря менее всего склонны были к унынию или печали. Владыка Евсевий, осмотрев руины, не высказал ни одного слова сожаления. Хотя ситуация складывалась тяжелейшая: большинство сестер оказались практически без крыши над головой, да еще в самый разгар зимы... Как-то по обыденному, по житейски мудро и  спокойно архиепископ (тогда - еще архиепископ) уверил в обязательном восстановлении утерянного в огне. И слова его были настолько просты и необходимы, что тут же находили отклик: конечно, все устроится...

Сегодня на месте  сгоревших деревянных строений строится добротный двухэтажный каменный корпус...

А тогда в 18 веке  последствия пожара оказались непреодолимыми: с этого момента монастырь приходит с каждым годом во все больший упадок. К 1804 году здесь остается 9 монахов, и все - преклонного возраста. Обитель упраздняется и становится резиденцией  архиерея.

 

В 20-м столетии Псков едва не потерял навсегда  свое чудо - исторический и заповедный уголок Снетогорья. Разобрана была Вознесенская церковь, на территории монастыря разместился пролетарский дом отдыха, во время фашистской оккупации немцы облюбовали святыню под свои нужды, потом территорию и еще сохранившиеся постройки передали юным псковичам - под специализированный санаторий. А потом и в этом нужда отпала. Старейшая обитель медленно, но верно растворялась во времени, рассыпалась во прах, превращаясь в груды развалин.

15 лет назад казалось, что нет на свете силы, способной вернуть монастырю былую красоту и величие, а городу - уверенность и надежду, веру и гордость за своих предков. Но такая сила нашлась. С благословения  митрополита Псковского и Великолукского Евсевия.

С тех пор, как то немногое, что сохранилось за монастырской оградой до наших дней, возвращено псковской епархии, древнейшая обитель преображается на глазах - год за годом, шаг за шагом. Преодолевая все трудности молитвой и Верой.

Теперь здесь расположен женский православный монастырь - единственный в черте современного Пскова. И все эти годы, начиная с первых месяцев возрождения,  обитель возглавляет матушка Людмила, приехавшая на псковскую землю по благословению Владыки  - ради восстановления святыни. То, что удалось сделать за  небольшой в общем-то срок - зачастую терпя лишения, не имея порой самого элементарного и необходимого, иначе как чудом и не назовешь. Обитательницы же монастыря убеждены в том, что находятся под особой защитой и милостью своей Божественной Покровительницы. Да и можно ли усомниться в этом, если заступничество и помощь свыше сопровождают каждый день жизни монастыря. Как еще, если не милостью Господа объяснить все, что удалось преодолеть, вернуть, построить... Из развалин и пустыря превратить этот красивейший уголок природы в территорию, всецело принадлежащую  Вере и Любви.

Каждый, будь то паломник или трудник (уж не говоря о постоянных обитателях монастыря) переживает здесь особое состояние души. Спокойствие и умиротворенность столь естественны, а  благодать так явна, что слезы радости благоговения, откровения сдержать невозможно. Столь велика сила: очищающая душу, вдохновляющая. Сила святого места,  где молитва звучала столетиями.

О том же, какая разруха и запустение царили здесь,  сегодня напоминают, пожалуй, только остатки - руины колокольни. Но и они не столько свидетельствуют о прошлом, сколько взывают к нам, сегодня живущим в Пскове: мы в долгу перед предками и виновны перед потомками. Восстановление или  полное и окончательное забвение Вознесенской колокольни - на нашей совести. Впрочем,  не только колокольня ждет часа своего возрождения. Время и природа сыграли свою отнюдь не добрую роль, поставив уже в 21-м веке под угрозу существования часть ограды и  монастырскую башню. Часть уже обвалилась, и не сегодня-завтра процесс разрушения угрожает стать необратимым.

Но... С  теми же словами молитвы, с какими века назад монахи Снетогорского монастыря выходили навстречу врагам города, и с таким же мужеством сегодня сестры обители вырывают монастырь из руин, из века поругания. Возрождают святой уголок древнего Пскова.

 

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11