РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Библиотека
 
Библиотека
18-09-2008


Заступники Русской земли

Сегодня, 18 сентября, православная церковь вспоминает  одного из первых святых русской земли - благоверного князя Глеба, принявшего мученическую смерть в 1015 году.

Вместе с князем Глебом  был убит и его старший брат - Борис. Вместе, но - не одновременно. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. О трагических событиях, произошедших на Руси почти тысячу лет назад,  рассказывает летопись. А в православном календаре установлены особые дни почитания первых русских святых: 6 августа (24 июля) - посвящен памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба (1015).  По летописи - именно в этот день был убит князь Борис.
А спустя почти два месяца - 18 (5) сентября - произошло убиение благоверного князя Глеба. 15 (2) мая - перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба  (1072 и 1115).

История, благодаря летописцам, сохранила для нас рассказ о трагических событиях, едва не повергших русскую землю в пучину междоусобных войн и раздоров.

Святой благоверный князь Глеб был сыном Великого Равноапостольного Князя Владимира. Как и его старший брат Борис он был рожден христианкой болгарского происхождения. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии, в  глубокой и искренней любви к христианской вере, в нежной братской любви. 

Глеб еще при жизни отца получил в удел город Муром, где с 1010 по 1015 год старался распространить христианскую веру среди язычников. Он пострадал вместе со своим братом благоверным князем Борисом от рук их брата Святополка, увидевшего в братьях возможных претендентов на отцовский Киевский престол.

Коварно и жестоко князь Борис был убит по приказу Святополка. После убийства Святополк послал к младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не остановило князя, который сам был воспитан в правилах христианской веры и не мог предположить такого злодейства со стороны брата Святополка. Недалеко от Смоленска ладья убийц настигла ладью Глеба. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Это произошло 5 сентября 1015 года. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска в простом деревянном гробу.

Святой Глеб считается первопросветителем Муромо-Рязанской стороны, где память о нем с древнейших времен хранится как о первом проповеднике христианской веры и покровителе. В 1019-1020 годах могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом с телом святого князя Бориса. У их гробницы стали происходить чудеса. Мощи братьев были перенесены в церковь святителя Василия Великого. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035 гг.).

 

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так, без сопротивления, погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец" (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мест:  они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. "С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола". Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: "Мне отмщение и аз воздам".

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

Благоверные же князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для Отечества время, например, святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 г.), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 г.).

Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви. И Псковская земля - не исключение. Два храма в память  Бориса и Глеба расположены в Островском районе. Для каждого из них день 18 сентября памятен и почитаем особо: из года в год, из века - в век.

«Заступники они за Русскую землю, светильники сияющие и вечно молящиеся Владыке о своих людях. Вот почему и мы должны достойно восхвалять страстотерпцев этих Христовых, прилежно молясь им со словами»:

"Радуйтеся, страстотерпцы Христовы, заступники Русской земли, подающие исцеление приходящим к вам с верою и любовью. Радуйтесь, небесные обитатели, были вы ангелами во плоти, единомысленными служителями Богу, единообразной четой, святым единодушной; поэтому и подаете вы исцеление всем страждущим. Радуйтесь, Борис и Глеб богомудрые, источаете вы как бы струи из колодца живоносной воды исцеления, истекают они верным людям на выздоровление.

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11