03-10-2009
Информационная служба Псковской епархии в преддверии
государственного праздника общенационального примирения и согласия с
новой датой – 4 ноября обратилась к специалисту, историку – медиевисту,
доценту Псковского педагогического университета Владимиру Аракчееву с
нашими вопросами:
Как Вы отнеслись к замене даты государственного праздника 7 ноября на 4 ноября, Владимир Анатольевич?
Тот
факт, что дата 7 ноября заменена датой 4 ноября вызывает во мне чувство
глубокого удовлетворения. Хотя сама по себе эта дата в некотором смысле
формальна, как и многие другие праздничные даты.
В чем же проявляется ее формальность?
Дело
в том, что освобождение Москвы от поляков в октябре (старый стиль)1612
года прошло в два этапа. На первом этапе 22 октября 1612 года был
освобожден Китай- город, что было важнейшим этапом в освобождении
Москвы, потому что Китай – город занимал большую площадь, там стоял
мощный гарнизон и мощная артиллерия. На втором этапе 27 октября (по
старому стилю) был освобожден Кремль. Польский гарнизон Кремля
капитулировал, вышел из Кремля, и Москва была полностью освобождена от
захватчиков. При переводе дат XYII века на новый стиль нужно прибавлять
не тринадцать дней, а десять, если быть точным. И тогда 22 октября
падает на 1 ноября, а дата 27 октября падает на день 6 ноября.
Вот как?!
Все
не так просто. Если мы имеем ввиду историческую точность, то мы должны
пользоваться именно этими десятью днями, которые мы прибавляем к старой
дате, чтобы получить новую. Но для юбилейных дат есть другой критерий.
День 22 октября старого стиля – день Казанской иконы Божией Матери, в
который, собственно, и произошло освобождение Китай – города. И
поскольку мы прибавляем сейчас к дате 13 дней, то праздник Казанской
иконы Божией Матери падает на 4 ноября. И, выбирая, между двумя
вариантами 1 и 4 ноября, вполне логично выбрать именно 4 ноября.
Казанская икона Божией Матери очень важна для Москвы, для ее хранения
был специально построен храм на Красной площади. Не менее важна и для
всего российского народа. Я думаю, что выбор государственного праздника
общенационального примирения, выпадающий на 4 ноября, сделан
справедливо. И совпадение дня освобождения Китай – города и
празднования Казанской иконе Божией Матери мне представляется более
важным, чем простое следование элементарной хронологии.
Владимир
Анатольевич, с датой государственного празднования 4 ноября согласились
не только Президент и Правительство, но и религиозные конфессии –
иудеи, мусульмане. А что Вы можете сказать о сути этого праздника?
Надо
сказать, что это один из немногих государственных праздников, который я
считаю абсолютно адекватным по его целям. Дело в том, что в истории
России не так уж и много дат, которые действительно объединяли бы
народ. Ведь 7 ноября – это фактически дата не только социального
переворота, это дата начала гражданской войны. И даже самые одиозные
советские историки, издававшие первые тома о Гражданской войне еще при
Сталине в 1935 году, датировали начало Гражданской войны 25 октября
1917 годом. И они были правы. Именно эта дата ознаменовала собой начало
чудовищного раскола в жизни общества, результатом которого была гибель
полутора десятков миллионов человек, эмиграции более, чем двух
миллионов, среди которых были лучшие люди нации и т.д.
Праздник
имеет большое значение для всего населения России, в том числе, и для
мусульман. В составе войск ополчения, двигавшегося на Москву из Нижнего
Новгорода, были и регулярные подразделения татар. Вообще говоря, в годы
Смуты, охватившей Россию в начале XYII века, мусульманское население
Поволожья вело себя наиболее корректно. И мы знаем очень мало случаев,
когда грабежами в центре России в Смутное время занимались мусульмане,
большая часть грабежей – дело рук казаков.Так что праздник 4 ноября
имеет большое значение и для мусульман.
А если говорить о тенденции появления новых праздников вместо старых?
Я
могу сослаться на статью, журналиста Ореха " Как россиянин Донской
победил россиянина Мамая", глумливую по тону и гнусную по содержанию,
которую опубликовала газета "Псковска губерния".
И чем же она вас смутила?
Как
человека и гражданина она меня покоробила тем, что автор продолжает не
очень хорошую традицию советской эстрады, традицию Жванецкого,
глумливого отношения к настоящему и прошлому российского народа. "…В
России все не так, как у цивилизованных народов Запада… все хуже…и день
Куликовской битвы нельзя праздновать, потому что это может оскорбить
национальные чувства татар и т.п…." Статья эта несостоятельна во всех
отношениях, с моей точки зрения. Ведь тот факт, что наполеоновской флот
был уничтожен английской эскадрой адмирала Нельсона, вовсе не помешал в
начале этого года отметить 200-летие Трафальгарского сражения, этапного
морского сражения. Причем, в праздновании этой даты приняли участие
корабли как английского, так и французского флотов, и других флотов
Европейского союза. Даже российский корабль пришел в Англию. Мне
кажется, мы утратили, а, может, никогда и не имели понимания специфики
войн эпохи Средневековья и Нового времени, условно XIX века. Ведь
тотальная война, о которой мы имеем представление по Первой и Второй
мировым войнам – это плод недавнего развития европейской цивилизации,
плод развития XX столетия.
И еще, наверное, некоторого сговора держав против какой – то одной державы?
Конечно.
Это результат коалиционной войны, которая ведется без особых правил.
Стоит вспомнить, что в Первую мировую войну были применены нервно
-паралитические газы, а это ничуть не меньше, чем ядерное оружие для
Второй мировой войны. Тотальные войны велись на уничтожение. А в
предыдущих войнах сохранялся элемент агона, состязательности.
Достаточно вспомнить, как поэтизировали войну 1812 года и русские, и
французские офицеры. То, что корпуса Мюрата и Милорадовича сражались на
поле брани, не мешало командующим встречаться между сражениями и даже
беседовать. И когда такие авторы – публицисты, вроде Ореха,
провокационно утверждают, что битвы Пересвета с Челубеем не было и т.п.
они показывают то, что совершенно не знакомы со спецификой прошлого
нашей страны и других народов. Мало сказать, что Сергий Радонежский не
благословил Пересвета и Ослябю на Куликовскую битву, или что Пересвет и
Ослябя не были монахами, но ведь это не говорит о том, что этих
личностей не было и не было самого поединка! И Пересвет и Ослябя –
реальные личности, они участвовали в Куликовской битве, и их имена
занесены в список наиболее знатных воинов, погибших на Куликовом поле.
Но надо иметь в виду, что поединок Пересвета и Челубея тоже сохранял
элемент соревновательности, состязательности. И нет ничего обидного для
современных татар, что Челубей проиграл поединок, а Ордынские войска
потерпели поражение на поле Куликовом.
В то время решался вопрос
гораздо более важный: какой народ возглавит объединительное движение в
степях Евразии и восточной Европе. Победили русские, и Россия
возглавила единое государство. Кстати, и татаро – монгольское иго и
последующее подчинение Казанского ханства Москве нельзя трактовать в
тех терминах, как делает господин Орех. Он пишет: Сначала татары
поработили Русь, а потом Русь поработила татар…На самом деле термин
"порабощение" невозможно употреблять к отношениям того времени.
Конечно, формы зависимости Руси от Орды были довольно тяжелыми, но
затем осталась только данническая зависимость.
Но веру Православную не отнимали, не преследовали за веру?
Безусловно.
И тот факт, что Русские земли сохранили веру, является очень важным в
понимании веротерпимости татар. Даже турки не притесняли славян на
Балканах, они лишали их гражданских прав, но не веры. Это же характерно
для отношений Орды и Руси, которые в эпоху ига нельзя трактовать как
порабощение. На Русские земли были наложены даннические обязательства,
что явилось результатом военного поражения. И эти обязательства
выполнялись. В дальнейшем остатки Золотой Орды вошли в состав единого
Русского государства, и на них был наложен ясак. Кстати, очень щадящая
дань по своим размерам. Например, размер ясака для мусульман и
язычников в XYIII веке был гораздо меньше, чем размер подушной подати,
которую выплачивал русский крестьянин. Ясак и по форме, и по объему был
не очень обременителен. С тех народов, которые жили вдалеке от торговых
путей и не имели наличных денег, ясак взимался натурой. Например,
башкиры платили медом, сибиряки платили пушниной и т.п. Так что ни о
каком порабощении татарского и других народов мы речь вести не можем.
Получается,
Владимир Анатольевич, что есть объективные исторические факты о
строительстве Русского государства?, а есть тенденциозный взгляд не
очень знающего историю обывателя – журналиста?
Да. И
потом, как мы все видим, наше государство делает и ответные жесты. В
этом году мы праздновали юбилей 1000 -летия Казани. Дата условна, но
сам по себе факт празднования этой даты почти одновременно с годовщиной
битвы на поле Куликовом говорит о том, что для нашего государства пока,
к счастью, нет народов – пасынков. И в этом мне видится смысл
государственных праздников, которые необходимы, как объединяющие народ,
дающие ему ощущение единства.
Значит, 4 ноября – наш новый
государственный праздник основан на исторических фактах почти
четырехсотлетней давности и имеет четкую недвусмысленную подоплеку?
Причем,
позитивную. Потому что этот день ознаменовал определенный этап выхода
России из Смуты. Это тоже очень важно для нашего современного
государства и его граждан. А для православных это еще и празднование
Казанской иконе Божией Матери, которая очень помогла Русскому
государству в этой победе.
|