17-03-2008
Сегодня, 11 февраля, Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершит всенощное бдение в Спасо-Елеазаровском монастыре и там же, 12 февраля, в праздник Трех Святителей, Божественную Литургию с величанием основоположникам православного христианского учения: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
Они были блестяще образованными богословами и защитниками истины Православной веры, современниками IV в.. Святители явились основоположниками Православного догматического вероучения, и сумели не только обобщить, систематизировать, но и отстоять догматы Православия. Собор во имя Трех Святителей находится в тридцати километрах от Пскова в Спасо - Елеазаровском монастыре.
Параскева Пятница и Три Cвятителя.Псков XIY-XY вв.
Спасо - Елеазаровский монастырь - один из древнейших монастырей России основан пострижеником Снетогорского монастыря Евфросином в 1425 году.
В 1447 году был построен каменный Трехсвятительский собор, который имеет приделы в честь Рождества Богородицы, и нижний храм - в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.
Игумения Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета (Беляева) говорит:
«Как всякий подвижник, устрояя обитель, преподобный Евфросин молился Господу, какой же соборный храм построить в обители и в честь кого он должен быть? После долгой молитвы Преподобному было видение Трех Святителей на том месте, где стоит наш Трехсвятительский Собор. Причем удивлен был Евфросин, удивлена была и братия: место было показано за пределами пустыни, на берегу реки, в неудобном месте. Но Господь указал именно так. При жизни преподобного Евфросина на том месте, где явились ему Три вселенских Святителя, началась постройка Трехсвятительского Собора.
Есть монастырское предание, что и сам Собор был показан в видении Евфросину. Дивны пути Божии! Все Три Святителя были епископами Константинопольской Церкви, прославляемы и почитаемы в своих приделах, но то, что они духом и явлением своим отметили это Святое место, и говорит о его вселенскости. Именно Спасо - Елеазаровский монастырь является родиной идеи Третьего Рима, сформулированной старцем, учеником преподобного Евфросина - Филофеем. Россия есть символ вселенскости Православия, и является для всего мира тем самым сокровищем, тем самым ковчегом, в котором будет совершаться спасение всего человечества. Иначе не было бы здесь и знамения такого, и такого явления Трех Святителей, столпов Православной Церкви. Объяснение этому может быть только одно: Россия действительно является Третьим Римом, тем самым государством, в господство которого входит сам Иисус Христос. И место Спасо - Елеазаровского монастыря, избранное этими светильниками веры, отмечено Господом как центр, не государственный и общественный, а духовный.
Тайна здесь велика есть, и мы не можем проникнуть в нее и постичь ее. Но через этот монастырь устроялась Русская государственность в XVI веке, потому что в этом монастыре появилась государствообразующая идея: Россия - Третий Рим. А какое слово изречет эта Святая обитель миру на конец веков, мы еще не знаем, но предназначение у этого места великое. Здесь не просто пребывает Господь и Матерь Божия, но это еще и дом Трех Святителей. И название у монастыря первое было: Трехсвятительский».
Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур - гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых - анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим.
Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Святители Григорий Богослов и Василий Великий получили классическое образование в Афинском университете и были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье...испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля...», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление.
Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий - величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования - возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) - боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст - золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.
По дарам, которые Господь дал Святителям, это были величайшие учители вселенские. Если апостолы просветили весь мир и созиждили Церковь, камень которой есть Христос, то Три учителя и Святителя Василий, Григорий и Иоанн - для всей вселенской Церкви стражи истинного Православия. И величие этих Святых, наверное, никогда никем не будет превозойдено из тех, кто подвизался на земле ради Христа. Их свет веры виден на всю Вселенную: «Василий божественный ум, Григорий божественный глас, Иоанн воскресный светильник, три высочайшие угодницы Троицы и служителие да прославятся» - величает Святая Церковь дивных Святителей.
|