12-02-2008
Более десяти лет по благословению правящего Архиерея Евсевия в воинском псковском храме Благоверного князя Александра Невского проходят «Александро-Невские беседы», посвященные истории Церкви, и страницам истории Отечества, связанным с псковским краем. Вечером, в четверг, в библиотеке состоялась встреча с насельником Спасо-Онуфриевого скита Псково-Печерского монастыря монахом Геннадием (Русевым), который рассказал об истории Спасо-Мальского монастыря и его современном возрождении.
Мальской монастырь, который называли раньше еще и Онуфриевой пустынью, располагается в живописной реликтовой Мальской долине. Сюда в XY веке на жительство пришел ученик преподобного Ефросина, «начальника псковского пустынножительства», Онуфрий. Житие преподобного Онуфрия не сохранилось, но есть запись о его кончине 12 (25) июня 1492 года. Летописи оставили нам сведения о святом, как об основателе Мальского монастыря, год основания которого, предположительно, 1471 - й.
В 1581 году венгерские отряды польского короля Стефана Батория, штурмовавшего стены псковской крепости, подошли к Малам. Отстоять обитель монахи не смогли, все насельники были убиты, а монастырь разрушен, почти пятьдесят лет здесь не было никакой жизни, и только в 1675 году появляются сведения о возобновлении Мальской обители. О чем свидетельствует надпись на одном из колоколов Мальской звонницы, которая гласит, что колокол был слит в 7183 (1675) году в Онуфриеву пустынь при строителе старце Лаврентии, помощью его вкладчиков. Затем история монастыря при шведском захвате в 1710 году снова прерывается, а при Екатерине II монастырь и вовсе был упразднен. При храме Рождества Христова был открыт приход, а Мальской погост приписали к Псково-Печерскому монастырю.
Отец Геннадий рассказал, что на Мальском холме, где располагался монастырь, из двух монастырских храмов трапезного (название его неизвестно) и Спасорождественского сохраняется только церковь Рождества Христова. Все каменные постройки Мальского монастыря уникальны: удивительной красоты и архитектурной мощи пролетная звонница, как башня, венчает Мальскую долину, Спасорождественский храм с приделом в честь преподобного Онуфрия Мальского, построенный в 1902 году, и развалины трапезного храма, который сейчас восстанавливается.
На кладбище Малов похоронен местный праведник болящий Матвеюшка, 40 лет пролежавший обездвиженным, в немощи, и удостоенный от Господа дара прозорливости. Праведный Матвеюшка почил в 1905 году, и насельники Псково-Печерского монастыря ведут сбор данных о его жизни и чудесах исцеления на его могиле - для канонизации.
Рядом с ним покоится настоятель Мальской церкви в 1949-1988 гг. протоиерей Михаил Владимирович Беллавин, внучатый племянник Патриарха-мученика Тихона, который сорок лет был настоятелем храма Рождества Христова в Малах. В этом году скончалась его вдова, матушка - старица Мария в возрасте 100 лет.
В 2000 году развалины Мальской обители были переданы Псково-Печерскому монастырю для восстановления и строительства скита. Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон передал в скит список чудотворной афонской иконы Божией Матери «Достойно есть». Насельники обители надеются, что придет время, и монастырская жизнь здесь будет восстановлена.
С древних времен в Малах бьют шесть целебных источников, само место благодатно, и чтилось еще язычниками в глубокой древности, как святое место. По окончании своего рассказа о Мальской обители отец Геннадий подарил слушателям книгу-исторический очерк диакона Георгия Малкова о Свято-Онуфриевой Мальской пустыни, буклет, иконку преподобного Онуфрия Мальского и благословение от наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона книгу о почившем старце Иоанне (Крестьянкине) - «Память сердца».
Ныне Мальская долина является местом досуга псковичей, в холмистой Мальской долине коммерческими структурами культивируются экстремальные виды зимнего отдыха.
|