03-10-2009
Этой женщине удалось прожить свою жизнь вдали от советской власти.
Ее родители, благочестивые православные люди, имея двенадцать детей, не
вступили в колхоз, и Мария приучилась жить своими силами: всю жизнь в
храме и рядом с храмом – она уставщик и регент. Мария Васильевна не
знала имен местных коммунистических секретарей и вождей, но помнит
псковских Владык и батюшек, с которыми довелось служить рядом. И
все-таки общая судьба русской женщины в нашей стране ее не минула.
Тяжелая была жизнь, суровая, проехалась по ней историческая колесница
всеми колесами, и когда мы задали ей первый простой вопрос: давайте
вспомним жизнь, какая она была? Получили исчерпывающий ответ: "А что
вспоминать, вспомнить нечего, ничего хорошего не было". И замолчала.
Говорить про себя Мария Васильевна Жижиленко не привыкла и не хотела,
пришлось отцу Алексию, настоятелю. Георгиевского храма в Камно, просить
ее поговорить с нами. Он своих бабушек, которые поют у него на клиросе,
называет адамантами и считает, что бабушки эти – кремень, Церковь
спасли в советское время, на них она и выстояла. Мария Васильевна
родилась в 1920 году в деревне Дуброво, Каменского сельсовета, что
сейчас почти рядом с Псковом. Что особенного из жизни помнится, Мария Васильевна, ведь Вы войну пережили? Была в концлагере, в Германии. Меня увезли с Украины, вышла замуж за
украинца, он в армии здесь служил, и увез туда. Год пожили, и война
началась, муж погиб на фронте, меня потом в Германию увезли, свекровь
вместо своей дочери меня отдала. Это, наверное, очень страшно? Страшно – не страшно, а жить надо было. Голодали. На завод нас
полицейские работать водили строем, обувь сносилась, так в колодках в
ихних, деревянных, ходили, на босу ногу зимой. В каком месте был концлагерь, не помните? Я помню все. Город Магдебург, а завод назывался "Сильва", делали мы там
гильзы, большие и маленькие для снарядов. Я какое-то колечко
обтачивала, которое надевается на пулю. Ждали, чтобы война скорее
кончилась. Вспоминать ничего не хочется про то время, тяжело даже
думать об этом. Нас еще и бомбили, мы по нескольку раз за ночь
вскакивали, бежали в бункер, я в бункер мало бегала. Однажды бегу, а
бомбы падают вокруг, такие квадратные. Англичане бомбили. Все бараки
сгорели, и нас увезли в лес, станки уже в лесу стояли. Фронт
продвигался, опять увели глубоко в лес и там оставили, не стали
расстреливать. Мы наших в этом лесу ждали, копали немецкую картошку и
варили, так и перебивались, потом разбились на группы, пошли искать к
фронту, пришли в наш военный лагерь, зарегистрировались, война тогда
уже кончилась. Мне предложили стать командиром по быту, потом старшиной
роты поставили: я серьезной была, потому что много горя пережила. Стали
отправлять на родину девчат, а меня – с последней отправкой, надо было
работать. Приехала домой, родные в шалашике сидели, в доме чужие
поселились, пока через суд не выселили. Опять голодали, перекапывали
поля колхозные, ели мерзлую картошку. Вы тогда уже были верующим человеком? Конечно, раньше все были верующие, в те годы не было неверующих. Я с
пятнадцати лет пою в хоре, наш папа нас маленьких возил в храм из
Дубровно в Камно: летом на телегу всех посадит и везет в храм, а зимой
– на розвальнях. На молитве дома все стояли с папой, и всю жизнь папа
сам в хоре пел, так же и дома, он регентирует, а мы все поем, сидя на
кровати, на шестой глас. А что такое "глас"? Мотив. Восемь основных гласов и каждый глас делится на три гласа.
Тропарь на один мотив поется, стихира на другой, ирмоса – на третий.
Все по разным мотивам. Службу отпеть очень сложно, надо знать и уметь
петь в церковном хоре. Кто же тогда храмы разрушал, иконы сжигал, если весь народ был православным? Наш храм в Камно никто не разрушал, его просто закрыли перед войной, и
в сельсовете ключи были. Наш батюшка, протоиерей Александр, остался
жив, а ведь сколько священников и топили, и убивали, и вешали, чего
только не делали. Он меня на псаломщицу выучил. Вот его советская
власть помучила: из дому выгнала, а в доме батюшки школу открыли, сам
он жил в сторожке, матушка от горя умерла, двух детей оставила, их он
сам вырастил. По милициям его тягали. Во время войны иконы из храма
немцы выбросили, они лежали в лужах, по ним ходили, а батюшка подбирал,
с ними и уехал в Польшу на выселки, сохранил иконы. В войну здесь
служил другой батюшка, говорят, молился за Гитлера, пока ему в окно
камень ночью не бросили, он тогда убрался отсюда. Наши прихожане потом
отцу Александру помогли вернуться в Камно, его любили, он был искренне
верующим священником, после войны отец Александр снова стал служить в
нашем храме. Денег не было, ремонтов в храме не делали, а зимой книгу
было не разлистать, руки коченели, у батюшки чаша к пальцам примерзала,
я ему связала рукавички "без пальчиков", чтобы проскомидию можно было
делать. Но все равно служили, и народу много ходило, полный храм. И
вечером в пятницу служили, и в субботу, и акафисты, и всем храмом народ
пел: "Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!", и "Пресвятая Богородица, спаси
нас!" Теперь народ совсем не такой стал. Вы все время здесь в Камно, в церкви? Нет, когда отец Александр умер, меня перевели в Боруту, под Новоржев,
прожила больше пяти лет при храме, регентовала. Там разные батюшки
были, часто менялись. Однажды была с отчетами в нашей Епархии, спросила
у митрополита Иоанна: "Владыко, зачем таких батюшек держите?- А он мне
ответил: Надо же кому-то детей крестить". После Боруты я приехала в
Псков к сестре. Меня направили в банно-прачечный комбинат работать, а я
эту бумажку с направлением порвала. На советскую власть, Мария Васильевна, Вы не работали? Я советской власти не вредила и работала, чтобы прожить. Работала в
заводе, в кочегарке пятнадцать лет кочегаром. Нигде не брали в цех,
потому что я из церкви. Вы замечаете, наш народ меняется? Меняется, чем больше живем, тем больше народ развращается. Раньше
такого не было, я после войны молодежь не узнала, совсем другая
молодежь стала. Все скромно было, а теперь полуголые ходят. Почему так, думали? Бога в душе нет – вот и вся причина. Бога не боятся, родителей не
слушают, да и родители сейчас какие? Поэтому слабые все, крепости нет,
потому что Бога в душе нет. Вот Вы – человек верующий, любящий Бога, прожили тяжелую жизнь, Вам Бог помогал? Если бы Бог не помогал, я бы давно умерла, не была бы жива. Был такой
случай со мной после войны: как-то усомнилась в Боге, зароптала на
батюшку, он мне что-то обидное сказал. Ночью приснился мне сон:
старенькая избушка, вся заполненная вещами до потолка, и стоит очередь
перед Марией Египетской, эта святая мой Ангел. К ней люди подходят, и она им дает то, что они просят. Я подхожу
последней, святая Мария Египетская спрашивает: "А ты что хочешь? – Я ей
ответила: Ничего не хочу, а хочу веровать Богу.- Она мне и говорит:
Веровать? Ну ладно, веруй, только ты плохо веруешь". Вот так меня она
укрепила. Священники ведь тоже люди, и разные попадались мне в моей
жизни, и к каждому надо приноровиться. Попробуй. Но и роптать нельзя. Мария Васильевна, у Вас у самой какой характер-то непростой! Но я всегда стояла за правду. Нас папа так воспитывал. Даже, когда в
Ленинграде в детском доме жила три года, мне было одиннадцать лет. Была
коллективизация, папа в колхоз не шел, считал за грех, на нас налогов
много наложили, а семья большая. Брат уехал в Ленинград, и я поехала к
брату, он учился в морском техникуме, брат меня отвез в детский дом,
где сам рос с двенадцати лет. Потом закончила в Ленинграде ФЗУ, на
слесаря, нас стали отправлять на заводы, тогда я приехала домой, замуж
вышла, уехала с мужем на Украину, и война началась. А отца Валентина Мордасова помните? Сложный был характер. Жил очень замкнуто, всегда был дома, причащать
ходил и службы служил, молился за всех долго. Говорил мне, что хорошо
службу веду. Помню, в Великий пост послал с Верой, которая кадило ему
тогда подавала, мне бутылку масла с панихидного стола: добрый был и
искренне верующий. Я у отца Валентина регентовала хором по праздникам и
воскресениям, а по будням в Александровском, в городе, в храме А.
Невского. Я там службу тоже вела. Так получилось, что у нас в Песках
есть часовня св. Пантелеимону, там служил отец Олег, ему понравилось,
как руковожу хором, он меня позвал в Александровский храм, и я вела
службу три раза в неделю. Так Вы не в Камно живете, а огород у Вас здесь как же? У меня в Камно только огородик, я его тут сажаю, надо трудиться, а живу в Пскове. Значит, Вы из Пскова приезжаете в Камно на рейсовом автобусе, а денег сколько надо на это? Пенсию хорошую получаю. Я была ведомственная, и у меня есть церковный стаж, мыла полы в храмах. Так это же гроши? Да, получала 150 рублей в месяц, а это тогда даже на ведро картошки не
хватало, но я покупала на эти деньги хлеб, а с огородика кормилась.
Помню, после войны приехала сюда, целину разрабатывала, копаю, а у
самой кровь из носу, отлежусь и снова копаю. Сколько камней я отсюда
вынула, ни одну тонну, лопату некуда было воткнуть, метр квадратный за
день раскапывала. В Боруте тоже болела однажды, за одну ночь все лицо и
руки в нарывах на нервной почве, ходила в церковь, завязавшись, чтобы
не было видно, держалась еле живая, чтобы не упасть с аналоя и служила.
Я терпеливая, натерпелась за жизнь всего, и привыкла терпеть, никогда
не бюллетенила. Сейчас, наверное, у Вас хорошая пенсия за узничество в Германии? Нет, я заработала стажем в церкви и на заводе, а в Германии я работала
совершеннолетней, мне ничего не полагается, правда, заплатили за работу
в Германии. Но я помогаю своим родным в деревне, они не работают,
работы нет, пьют, а жить на что-то надо, помогаю. Может, у нас потому и деревни исчезают по пословице "не стоит село без праведника"? Нет праведника и нет села? Да нет, если бы не было у нас святых, давно бы уже было второе
пришествие Христово. Бог терпит, ждет, когда наберется то число святых,
которых отпало, сколько сброшено с Небес, сколько ангелов бесами
сделались, столько должно быть святых на небе. Он долготерпелив и
многомилостив. Но если бьет, то больно. Разве Бог может бить? Он не Сам бьет, а посылает всякие скорби и бедствия, землетрясения,
наводнения, истребляет народ кучами, потому что народ в Бога не верует.
Вон в Индии корова – священная. Как же такое может быть! Разве вы не
читали Откровения Иоанна Богослова? Там все написано. Будут всякие беды
и болезни. Но и это еще не конец… Будут люди смерти просить, и смерть убежит от них. Как, Мария Васильевна, научились понимать славянский язык в храме, многие образованные люди его не понимают? От Бога, наверное. Меня спросила одна певчая старенькая после войны,
когда я управляла хором, Мария Васильевна, откуда вы это все знаете, а
я ей показала на небо: оттуда. Знаете, как написано в Писании: Никто не
придет к Богу, если Бог не призовет. А разве Бог не всех зовет? Бог всех зовет, но не все идут, впираются люди, потому что легче жить
без Бога, чем с Богом. С Богом через крест: "если Меня гнали, значит, и
вас будут гнать. Меня распинали и вас будут распинать", – так Он
говорит. Вы думаете, что Ваша тяжелая жизнь – это нормально? Это очищение от грехов. Надо только за все благодарить Бога. Но ведь Господь говорит: "Иго Мое благо и бремя Мое легко"? Все так, и я считаю себя счастливой. Расскажу вам еще случай от Бога.
Опять сон: открывается дверь, входит священник во всем облачении, я
подошла за благословением и приложилась к его руке. Он поглядел и
говорит: "А что у вас так мало святых?" В нашем доме было две иконы
Спасителя и Божией Матери. А одна икона лежала завернутая около
кровати, потому что стекла на ней не было. После сна я попросила у мамы
разрешения съездить в монастырь. Мама разрешила, денег я заняла, и
поехала в Печерский монастырь. Только в ворота вошла, а мне икона в
глаза – я и остолбенела: на ней тот батюшка, который приходил ко мне во
сне: Святитель Николай. Значит, приходил ко мне сам Святитель. И
догадалась, что именно его икона у меня лежит у кровати без стекла,
стекло вырезали, икону повесили. Вот такое чудо было. Смерти боитесь, Мария Васильевна? Боюсь в ад попасть, а умирать не боюсь, умирать уже пора. Смерть все
равно будет, все умирают: цари и владыки. Вот хочу так умереть, чтобы
поболеть немножко, причаститься и умереть, я одинокая, поэтому не хочу
валяться, ухаживать за мной некому. Смерти я не боюсь, отбоялась. Я
устала от жизни. Родители мои похоронены здесь, в Камно, а я рядом с
могилой сестры поставила для себя надгробие и крест, чтобы никого не
положили. Наш разговор, который шел трудно, вспоминать свою жизнь Марии Васильевне было тяжело, прерывался ее тихим плачем.
|