РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Неделя 18-я по Пятидесятнице. О чудесном лове рыб.

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...

Святитель Николай здесь хозяин

2 августа празднуется память великого пророка Ветхого Завета Илии

6 мая празднуется память святого великомученика Георгия Победоносца - покровителя православного воинства

10 ноября память святителя Димитрия Ростовского

Неделя 22 по Пятидесятнице

26 мая в Русской Православной Церкви Троицкая родительская суббота

27 сентября в Русской Православной Церкви двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

17 июля Русская Православная Церковь вспоминает Царственных мучеников-страстотерпцев

С 4 июня начинается Петров пост

4 ноября празднование Казанской иконе Божией Матери

26 октября празднование принесения в Москву в 1648 году Иверской иконы

24 ноября православные празднуют память трех святых мучеников Мины, Виктора и Викентия

Всегда говорю: мы пскопские, мы прорвемся!

21 ноября в Русской Православной Церкви совершается большое празднество

О восстановлении Патриаршества

Греция: объять необъятное

Адамант

Надо, чтобы Путин приехал в Снетогорский монастырь

 
Архив новостей, ч.8
 
Адамант
03-10-2009


Этой женщине удалось прожить свою жизнь вдали от советской власти. Ее родители, благочестивые православные люди, имея двенадцать детей, не вступили в колхоз, и Мария приучилась жить своими силами: всю жизнь в храме и рядом с храмом – она уставщик и регент. Мария Васильевна не знала имен местных коммунистических секретарей и вождей, но помнит псковских Владык и батюшек, с которыми довелось служить рядом. И все-таки общая судьба русской женщины в нашей стране ее не минула. Тяжелая была жизнь, суровая, проехалась по ней историческая колесница всеми колесами, и когда мы задали ей первый простой вопрос: давайте вспомним жизнь, какая она была? Получили исчерпывающий ответ: "А что вспоминать, вспомнить нечего, ничего хорошего не было". И замолчала. Говорить про себя Мария Васильевна Жижиленко не привыкла и не хотела, пришлось отцу Алексию, настоятелю. Георгиевского храма в Камно, просить ее поговорить с нами. Он своих бабушек, которые поют у него на клиросе, называет адамантами и считает, что бабушки эти – кремень, Церковь спасли в советское время, на них она и выстояла. Мария Васильевна родилась в 1920 году в деревне Дуброво, Каменского сельсовета, что сейчас почти рядом с Псковом.

Что особенного из жизни помнится, Мария Васильевна, ведь Вы войну пережили?

Была в концлагере, в Германии. Меня увезли с Украины, вышла замуж за украинца, он в армии здесь служил, и увез туда. Год пожили, и война началась, муж погиб на фронте, меня потом в Германию увезли, свекровь вместо своей дочери меня отдала.

Это, наверное, очень страшно?

Страшно – не страшно, а жить надо было. Голодали. На завод нас полицейские работать водили строем, обувь сносилась, так в колодках в ихних, деревянных, ходили, на босу ногу зимой.

В каком месте был концлагерь, не помните?

Я помню все. Город Магдебург, а завод назывался "Сильва", делали мы там гильзы, большие и маленькие для снарядов. Я какое-то колечко обтачивала, которое надевается на пулю. Ждали, чтобы война скорее кончилась. Вспоминать ничего не хочется про то время, тяжело даже думать об этом. Нас еще и бомбили, мы по нескольку раз за ночь вскакивали, бежали в бункер, я в бункер мало бегала. Однажды бегу, а бомбы падают вокруг, такие квадратные. Англичане бомбили. Все бараки сгорели, и нас увезли в лес, станки уже в лесу стояли. Фронт продвигался, опять увели глубоко в лес и там оставили, не стали расстреливать. Мы наших в этом лесу ждали, копали немецкую картошку и варили, так и перебивались, потом разбились на группы, пошли искать к фронту, пришли в наш военный лагерь, зарегистрировались, война тогда уже кончилась. Мне предложили стать командиром по быту, потом старшиной роты поставили: я серьезной была, потому что много горя пережила. Стали отправлять на родину девчат, а меня – с последней отправкой, надо было работать. Приехала домой, родные в шалашике сидели, в доме чужие поселились, пока через суд не выселили. Опять голодали, перекапывали поля колхозные, ели мерзлую картошку.

Вы тогда уже были верующим человеком?

Конечно, раньше все были верующие, в те годы не было неверующих. Я с пятнадцати лет пою в хоре, наш папа нас маленьких возил в храм из Дубровно в Камно: летом на телегу всех посадит и везет в храм, а зимой – на розвальнях. На молитве дома все стояли с папой, и всю жизнь папа сам в хоре пел, так же и дома, он регентирует, а мы все поем, сидя на кровати, на шестой глас.

А что такое "глас"?

Мотив. Восемь основных гласов и каждый глас делится на три гласа. Тропарь на один мотив поется, стихира на другой, ирмоса – на третий. Все по разным мотивам. Службу отпеть очень сложно, надо знать и уметь петь в церковном хоре.

Кто же тогда храмы разрушал, иконы сжигал, если весь народ был православным?

Наш храм в Камно никто не разрушал, его просто закрыли перед войной, и в сельсовете ключи были. Наш батюшка, протоиерей Александр, остался жив, а ведь сколько священников и топили, и убивали, и вешали, чего только не делали. Он меня на псаломщицу выучил. Вот его советская власть помучила: из дому выгнала, а в доме батюшки школу открыли, сам он жил в сторожке, матушка от горя умерла, двух детей оставила, их он сам вырастил. По милициям его тягали. Во время войны иконы из храма немцы выбросили, они лежали в лужах, по ним ходили, а батюшка подбирал, с ними и уехал в Польшу на выселки, сохранил иконы. В войну здесь служил другой батюшка, говорят, молился за Гитлера, пока ему в окно камень ночью не бросили, он тогда убрался отсюда. Наши прихожане потом отцу Александру помогли вернуться в Камно, его любили, он был искренне верующим священником, после войны отец Александр снова стал служить в нашем храме. Денег не было, ремонтов в храме не делали, а зимой книгу было не разлистать, руки коченели, у батюшки чаша к пальцам примерзала, я ему связала рукавички "без пальчиков", чтобы проскомидию можно было делать. Но все равно служили, и народу много ходило, полный храм. И вечером в пятницу служили, и в субботу, и акафисты, и всем храмом народ пел: "Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!", и "Пресвятая Богородица, спаси нас!" Теперь народ совсем не такой стал.

Вы все время здесь в Камно, в церкви?

Нет, когда отец Александр умер, меня перевели в Боруту, под Новоржев, прожила больше пяти лет при храме, регентовала. Там разные батюшки были, часто менялись. Однажды была с отчетами в нашей Епархии, спросила у митрополита Иоанна: "Владыко, зачем таких батюшек держите?- А он мне ответил: Надо же кому-то детей крестить". После Боруты я приехала в Псков к сестре. Меня направили в банно-прачечный комбинат работать, а я эту бумажку с направлением порвала.

На советскую власть, Мария Васильевна, Вы не работали?

Я советской власти не вредила и работала, чтобы прожить. Работала в заводе, в кочегарке пятнадцать лет кочегаром. Нигде не брали в цех, потому что я из церкви.

Вы замечаете, наш народ меняется?

Меняется, чем больше живем, тем больше народ развращается. Раньше такого не было, я после войны молодежь не узнала, совсем другая молодежь стала. Все скромно было, а теперь полуголые ходят.

Почему так, думали?

Бога в душе нет – вот и вся причина. Бога не боятся, родителей не слушают, да и родители сейчас какие? Поэтому слабые все, крепости нет, потому что Бога в душе нет.

Вот Вы – человек верующий, любящий Бога, прожили тяжелую жизнь, Вам Бог помогал?

Если бы Бог не помогал, я бы давно умерла, не была бы жива. Был такой случай со мной после войны: как-то усомнилась в Боге, зароптала на батюшку, он мне что-то обидное сказал. Ночью приснился мне сон: старенькая избушка, вся заполненная вещами до потолка, и стоит очередь перед Марией Египетской, эта святая мой Ангел.

К ней люди подходят, и она им дает то, что они просят. Я подхожу последней, святая Мария Египетская спрашивает: "А ты что хочешь? – Я ей ответила: Ничего не хочу, а хочу веровать Богу.- Она мне и говорит: Веровать? Ну ладно, веруй, только ты плохо веруешь". Вот так меня она укрепила. Священники ведь тоже люди, и разные попадались мне в моей жизни, и к каждому надо приноровиться. Попробуй. Но и роптать нельзя.

Мария Васильевна, у Вас у самой какой характер-то непростой!

Но я всегда стояла за правду. Нас папа так воспитывал. Даже, когда в Ленинграде в детском доме жила три года, мне было одиннадцать лет. Была коллективизация, папа в колхоз не шел, считал за грех, на нас налогов много наложили, а семья большая. Брат уехал в Ленинград, и я поехала к брату, он учился в морском техникуме, брат меня отвез в детский дом, где сам рос с двенадцати лет. Потом закончила в Ленинграде ФЗУ, на слесаря, нас стали отправлять на заводы, тогда я приехала домой, замуж вышла, уехала с мужем на Украину, и война началась.

А отца Валентина Мордасова помните?

Сложный был характер. Жил очень замкнуто, всегда был дома, причащать ходил и службы служил, молился за всех долго. Говорил мне, что хорошо службу веду. Помню, в Великий пост послал с Верой, которая кадило ему тогда подавала, мне бутылку масла с панихидного стола: добрый был и искренне верующий. Я у отца Валентина регентовала хором по праздникам и воскресениям, а по будням в Александровском, в городе, в храме А. Невского. Я там службу тоже вела. Так получилось, что у нас в Песках есть часовня св. Пантелеимону, там служил отец Олег, ему понравилось, как руковожу хором, он меня позвал в Александровский храм, и я вела службу три раза в неделю.

Так Вы не в Камно живете, а огород у Вас здесь как же?

У меня в Камно только огородик, я его тут сажаю, надо трудиться, а живу в Пскове.

Значит, Вы из Пскова приезжаете в Камно на рейсовом автобусе, а денег сколько надо на это?

Пенсию хорошую получаю. Я была ведомственная, и у меня есть церковный стаж, мыла полы в храмах.

Так это же гроши?

Да, получала 150 рублей в месяц, а это тогда даже на ведро картошки не хватало, но я покупала на эти деньги хлеб, а с огородика кормилась. Помню, после войны приехала сюда, целину разрабатывала, копаю, а у самой кровь из носу, отлежусь и снова копаю. Сколько камней я отсюда вынула, ни одну тонну, лопату некуда было воткнуть, метр квадратный за день раскапывала. В Боруте тоже болела однажды, за одну ночь все лицо и руки в нарывах на нервной почве, ходила в церковь, завязавшись, чтобы не было видно, держалась еле живая, чтобы не упасть с аналоя и служила. Я терпеливая, натерпелась за жизнь всего, и привыкла терпеть, никогда не бюллетенила.

Сейчас, наверное, у Вас хорошая пенсия за узничество в Германии?

Нет, я заработала стажем в церкви и на заводе, а в Германии я работала совершеннолетней, мне ничего не полагается, правда, заплатили за работу в Германии. Но я помогаю своим родным в деревне, они не работают, работы нет, пьют, а жить на что-то надо, помогаю.

Может, у нас потому и деревни исчезают по пословице "не стоит село без праведника"? Нет праведника и нет села?

Да нет, если бы не было у нас святых, давно бы уже было второе пришествие Христово. Бог терпит, ждет, когда наберется то число святых, которых отпало, сколько сброшено с Небес, сколько ангелов бесами сделались, столько должно быть святых на небе. Он долготерпелив и многомилостив. Но если бьет, то больно.

Разве Бог может бить?

Он не Сам бьет, а посылает всякие скорби и бедствия, землетрясения, наводнения, истребляет народ кучами, потому что народ в Бога не верует. Вон в Индии корова – священная. Как же такое может быть! Разве вы не читали Откровения Иоанна Богослова? Там все написано. Будут всякие беды и болезни.

Но и это еще не конец…

Будут люди смерти просить, и смерть убежит от них.

Как, Мария Васильевна, научились понимать славянский язык в храме, многие образованные люди его не понимают?

От Бога, наверное. Меня спросила одна певчая старенькая после войны, когда я управляла хором, Мария Васильевна, откуда вы это все знаете, а я ей показала на небо: оттуда. Знаете, как написано в Писании: Никто не придет к Богу, если Бог не призовет.

А разве Бог не всех зовет?

Бог всех зовет, но не все идут, впираются люди, потому что легче жить без Бога, чем с Богом. С Богом через крест: "если Меня гнали, значит, и вас будут гнать. Меня распинали и вас будут распинать", – так Он говорит.

Вы думаете, что Ваша тяжелая жизнь – это нормально?

Это очищение от грехов. Надо только за все благодарить Бога.

Но ведь Господь говорит: "Иго Мое благо и бремя Мое легко"?

Все так, и я считаю себя счастливой. Расскажу вам еще случай от Бога. Опять сон: открывается дверь, входит священник во всем облачении, я подошла за благословением и приложилась к его руке. Он поглядел и говорит: "А что у вас так мало святых?" В нашем доме было две иконы Спасителя и Божией Матери. А одна икона лежала завернутая около кровати, потому что стекла на ней не было. После сна я попросила у мамы разрешения съездить в монастырь. Мама разрешила, денег я заняла, и поехала в Печерский монастырь. Только в ворота вошла, а мне икона в глаза – я и остолбенела: на ней тот батюшка, который приходил ко мне во сне: Святитель Николай. Значит, приходил ко мне сам Святитель. И догадалась, что именно его икона у меня лежит у кровати без стекла, стекло вырезали, икону повесили. Вот такое чудо было.

Смерти боитесь, Мария Васильевна?

Боюсь в ад попасть, а умирать не боюсь, умирать уже пора. Смерть все равно будет, все умирают: цари и владыки. Вот хочу так умереть, чтобы поболеть немножко, причаститься и умереть, я одинокая, поэтому не хочу валяться, ухаживать за мной некому. Смерти я не боюсь, отбоялась. Я устала от жизни. Родители мои похоронены здесь, в Камно, а я рядом с могилой сестры поставила для себя надгробие и крест, чтобы никого не положили.

Наш разговор, который шел трудно, вспоминать свою жизнь Марии Васильевне было тяжело, прерывался ее тихим плачем.





 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11