03-10-2009
Начинается праздник прославления Архистратига Михаила и всех безплотных
Сил Небесных со Всенощной, которую будет служить Высокопреосвященнейший
Владыка Евсевий в псковском храме Архангелов Михаила и Гавриила в пять
часов вечера. Православная Церковь празднует Собор всех девяти Чинов
Ангельских 8 ноября (21), в этот день Архиепископ Псковский и
Великолукский Евсевий будет совершать Божественную литургию и
праздничный молебен по традиции в Михайловском Соборе Свято-Успенского
Псково-Печерского монастыря.
Это празднование установлено в
начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько
лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом
осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям
мира и утвердил православное их почитание.
В древности, до
календарной реформы Юлия Цезаря, ноябрь был девятым месяцем года, и
Собор Архистратига Михаила праздновался в девятый месяц, восьмой день
ноября, что сообразуется со временем Второго пришествия Господа, когда
все девять Чинов Ангельских соберутся на Страшный суд Господень,
который состоится в "день Восьмой" – "и придет Сын Человеческий во
Славе Отца и Ангелами Своими судить".
Как говорит Священное
Писание, мир духовный состоит не только из душ человеческих, он
включает в себя безчисленное множество святых безплотных сил: Ангелов и
Архангелов. Ангельское воинство, Небесные Силы безплотные – это тот
сонм невидимых духов, служителей Божиих, которые прославляют Бога.
Земному человеку трудно говорить о небесном и трудно понимать его.
Полное учение об Ангелах оставили нам учители Церкви: святые Дионисий
Ареопагит, Григорий Назианзин, Василий Великий, Иоанн Златоуст,
блаженный Августин и многие другие духовные писатели. Все высшие
Небесные Силы в Святой Церкви называются Ангелами, и словом Ангел
обозначаются не существа, а служения.
Господь открывает Свою
волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Над
всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил –
верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу
с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул:
"Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного
Богу!" Он воевода Сил Небесных, борец с дьяволом, путеводитель душ по
мытарствам.
Церковь особенно чтит Архангелов, их святые имена:
Михаил – Кто как Бог, Гавриил – крепость Божия, Рафаил – исцеление
Божие, Уриил – свет Божий, Селафиил – молитва к Богу, Иегудиил –
славящий Бога, Варахиил – Богом благословенный, и Иеремиил – возвышение
к Богу. На Небе существует иерархия Ангельского воинства: есть девять
Чинов Ангельских. К высшей иерархии относятся шестикрылые Серафимы,
многоликие Херувимы и Богоносные Престолы, к средней – Господства, Силы
и Власти; к низшей – Начала, Архангелы и Ангелы.
Мир Ангелов был
создан до творения мира видимого: "В начале Бог сотворил небо и землю",
говорится в Книге Бытие. Сотворение Неба и есть указание на сотворение
Ангельского мира. Поначалу все Ангелы были добрыми, а потом часть
ангелов восстала на Бога, и образовался мир злых ангелов, которые стали
аггелами. Возглавил ангелов, низвергнутых с Неба Архистратигом
Михаилом, люцифер (светоносный), который был прельщен самомнением о
своем совершенстве и красоте, в гордыне объявил войну Богу. Тогда
Архистратиг Михаил явился защитником величия и славы Божией, собрав все
воинство Ангельское и Чины, он сказал: "Кто яко Бог", то есть кто равен
Богу? Архистратиг Михаил восстал за Имя Творца Своего в тот момент,
когда третья часть ангелов вместе с денницей (люцифером) перестала
хвалить Имя Создателя.
Учение об Ангелах является достоверным
свидетельством Церкви, и единогласно подтверждено на Вселенских
Соборах. Церковь в своем Богослужении и молитвах всегда напоминает нам
о тесном союзе Ангелов с людьми. Ангелы-хранители в иерархии ниже всех
других Ангелов и всех ближе к людям. Они возвещают намерения Божия,
наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих,
удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и
всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
На иконах Архангелы
изображаются в соответствии с родом их служения: Архангел Михаил в
Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня" и изображается,
как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей, он
попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в
правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой
начертан червленый крест. Гавриил – с райской ветвью, принесенной им
Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из
ясписа – в левой. Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в
левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил – в поднятой
правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке –
"пламень огненный". Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз,
руки сложены на груди. Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в
шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил – на его
одежде множество розовых цветов. Иеремиил – держит в руке весы.
С
древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В
Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия
Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода
Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян…
внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь
Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его
Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани
ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и
виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и
глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий
Новгород". По церковному преданию Великий Новгород был спасен от агарян
– татар предстательством Архистратига Михаила. Предстательства за
города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее
явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига
Михаила. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела
Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество
монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. Не было на Руси
города, где не существовало бы храма или придела, посвященного
Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы –
храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.
Два Архангела тесно
связаны друг с другом и с Господом: Архангел Михаил и Архангел Гавриил,
благовествующий. В Пскове, в центре города – Городце, в 1377 году
псковичи построили каменный храм, и ныне храм Архангелов Михаила и
Гавриила, что на площади Ленина, является единственным каменным храмом
XIV века в городе. Есть храмы, посвященные Архистратигу Михаилу, в
городе Дно, селе Мельницы, Печерах и т.д.
|