29-09-2009
Четырнадцать лет назад Русской Православной Церкви был возвращен
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь, первое богослужение
состоялось в нем в 1993 году в день памяти святителя Тихона Задонского. О Cвятителе рассказывает духовник монастыря архимандрит Гермоген (Муртазов): "Святитель Тихон – ученый человек, богослов, из наших краев из
Новгорода, бывал в Пскове, преподавал после Духовной Академии. Все
последующие годы прожил в Задонске. Владыка был слабого здоровья и умер
рано. Но у него была возможность написать много трудов о спасении – это
была главная тема его богословских сочинений. Поэтому во имя святителя
Тихона Задонского у нас в Москве основан богословский Свято-Тихоновский
институт. В наши годы была написана очень хорошая работа о святителе
отцом архимандритом Иоанном (Масловым), профессором Духовной Академии
из Глинской пустыни. Отец Иоанн написал большой материал "Симфонию" по
трудам Святителя, все высказывания подобраны понятийно, откуда можно
получить обширное знание о трудах св. Тихона Задонского. Святителя Тихона Задонского почитают как молитвенника, как аскета в
числе таких святителей как Питирим Тамбовский, Иоасаф Белгородский,
Феодосий Черниговский Годы жизни их были небольшие, и Святитель тоже не
прожил долгую жизнь. Это были молодые святители, они горели верой и все
силы отдали Церкви, народу и для спасения своей души. Наши северо-западные и центральные российские земли были уже
епархиально сформированы и обладали определенной духовной высотой, а
южные российские Епархии Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Орловская в
то время начали только формироваться, много в этих краях было
языческого, раскольничества. Святителю понадобилось много усилий, чтобы внести порядок и чистоту в
епархиальную и приходскую жизнь, богослужение, обряды. Его первый труд
был обращен к пастырям, к служителям, в нем были определены требования
к священству, на какой высоте должно быть пастырство. Святитель объезжал все приходы и видел, как неграмотны были
священнослужители, которыми не выполнялись требования Устава и канонов.
Он видел много недостатков, недочетов и написал труд, который давал
практическое представление об обязанностях священнослужителей, в том
числе, и в отношении их поведения. Поэтому этот труд до сих пор
современен. Без всякой политики был Святитель, занимался только
спасением своей души и паствы, старался смиряться. Его Житие сохраняет
случай, когда Святитель, будучи на покое, присутствуя на источнике,
выкопанным им самим и который до сих существует в Задонске, получил
пощечину от юродивого. Святитель без гнева принял оскорбление. Душа св. Тихона Задонского была закалена духовно, и для нас он
всесторонен и как богослов, и как молитвенник, и как святитель Божий.
Как говорит Господь: "да возсияет свет ваш пред человеки, яко да видят
ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех" (Мф. Y, 16)
Вот свет Божий через св. Тихона Задонского и осветился, и до сих пор
светится и в наших сердцах. Наш Владыка Евсевий по чьему благословению возрождалась монастырская
жизнь, с детских лет, с ногтей воспитан был у святителя Тихона
Задонского и наша матушка игумения Людмила из этих краев. Они знают
святителя Тихона Задонского, и он им очень близок". Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей),
родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка
Савелия Кириллова. С раннего детства после смерти отца он жил в такой
нужде, что мать, чуть было, не отдала его на воспитание соседу, ямщику,
так как кормить семью было нечем. Тринадцатилетним отроком он был отдан в Духовное училище при
Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное
содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и
по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем,
сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он
принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность
префекта семинарии. В 1759 году перевели в Тверь с возведением в сан
архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской
семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги
(викария Новгородской епархии). В 1763 году Святитель был переведен на
Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя
Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью
и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: "О седми Святых Тайнах",
"Прибавление к должности священнической", "О таинстве Покаяния",
"Инструкция о совершении браков". Особо требовал Святитель, чтобы
каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В
"Окружном послании" он призывал пастырей к благоговейному совершению
таинств, богомыслию и братолюбию. В Воронеже Святитель искоренил
древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую
комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г.
святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в
духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и
Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов
пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и
вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя
обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без
сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить
управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь,
который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году Святитель
перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. За годы пребывания в
монастыре он написал свои лучшие книги: "Сокровище духовное, от мира
собираемое", "Истинное христианство", "Письма келейные". Простота
творений святителя Тихона, их ясность, живое чувство благочестия,
доступность для общего понимания и глубокая назидательность сделали их
любимыми произведениями всех сословий великой России. Жил Святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь
овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки,
которые нередко сыпались ему вслед, Святитель не обращал внимания,
делая вид, что их не слышит, и говорил после: "Богу так угодно, что
служители смеются надо мною – я и достоин того за грехи мои". Часто
говорил он в подобных случаях: "Прощение лучше мщения". Однажды юродивый Каменев ударил Святителя по щеке со словами "не
высокоумь" – и Святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно
кормил юродивого. Строгий к себе, Святитель был снисходителен к другим.
Святитель любил простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь
перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою
пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным. Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон
тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника,
обладала даром прозорливости, предсказал пожар в Петербурге, войну 1812
года и ее благополучное окончание для России, гибель Наполеона. За три
года до смерти в откровении он узнал день своей кончины. Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13
августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Через 63 года по кончине св.
Тихона Задонского в 1846 году были открыты его нетленные мощи, а в 1861
году его причислили к лику святых. На торжества по случаю прославления
святителя Тихона Задонского собралось столько же православного народа,
как и на торжествах в память обретения мощей преподобного Серафима
Саровского в 1903 году – около 300 тысяч. В годы советской власти
святые мощи Тихона Задонского были изъяты. Второе их обретение
состоялось в 1991. Ныне мощи Святителя почивают в Богородицком
монастыре города Задонска Липецкой области.
|