РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Мученица княгиня Людмила Чешская

Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение

Московский старец, в миру отец Алексий Мечев,

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София

Программа пребывания в Пскове Андрея Чижова

Заявление в связи с ситуацией вокруг протоиерея Павла Адельгейма

2 декабря Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершил чин отпевания и погребения наместника Крыпецкого монастыря архимандрита Дамаскина

Армия сильное искушение: и в физическом, и духовном отношении.

7 июня празднуется Третье обретение главы Иоанна Крестителя

25 декабря состоялся Епархиальный совет.

Неделя 15 по Пятидесятнице. О любви к Богу

10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская

Мы все повинны в этой крови

Наверное, сама Царица Небесная воздвигла эту великую княгиню, русскую женщину, которая во всей истории Вселенной стоит особняком

Память святых отцов шести Вселенских соборов

26 августа Русская Православная Церковь празднует память святителя Тихона Задонского

В Псковской области отметили 90-летие обретения Державной иконы Божией Матери

В Печорах начнутся IX Корнилиевские чтения

22 августа - День Государственного флага Российской Федерации

10 Неделя по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого отрока. (Матф.17, 14-23) "Сей же род изгоняется только молитвою и постом"

 
Архив новостей, ч.4
 
22 августа - День Государственного флага Российской Федерации
01-10-2009


«Флаг - это священный символ для каждого гражданина РФ, который должен присутствовать на всех зданиях государственных и муниципальных учреждениях, а также на наших домах. В США, например, где нет большой и великой истории, трепетно относятся к своему государственному символу - флагу, уважая свое государство, а мы, обладая богатой историей, не почитаем своих священных символов и не понимаем их смысл. Действительно, что имеем не храним!
Флаг - это священный символ для каждого гражданина России, который указывает на гражданское мировоззрение, принадлежность к истории России, веру в нее. Таким же символом, например, у нас христиан является сложение перстов для крестного знамения, указывая на то, в какого Бога мы верим, какой вере мы принадлежим. Человек, не почтительно относящийся к крестному знаменью, отторгает себя от Православной Церкви, так и гражданин отторгает себя от своей Родины, не имея трепетного отношения к священным символам России.


В православном миропонимании:

белый цвет флага - это Царство Небесное, к которому стремится русский народ,
средняя, голубая полоса - символ Богородицы, Которая предстает за нас перед Богом и является покровительницей России.
Нижняя полоса красная - это наша земная жизнь, обремененная борьбой.

Россия всегда находится в борьбе против врагов видимых и невидимых - наша земная жизнь одновременно мужественная и кровавая.

Державным же государственным флагом России был флаг черно - золото - белого цвета, который выражал идею Российской Империи: Православие, самодержавие, народность. Сейчас такой флаг невозможен - у нас нет Царя, но хотелось бы вернуть такой флаг России».

Напомним, что история отечественных флагов (знамен) уходит корнями в глубокую древность.
Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско».

В Древней Руси с X века боевые стяги и знамена были священными. На них изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. Религиозной святыней был «чермный» (багряно-красный) стяг Дмитрия Донского с Нерукотворным Спасом, реявший над полками на Куликовом поле. Под таким же знаменем Иван Грозный в 1552 году штурмовал Казань, а в 1687-1689гг. русские полки совершили два похода на Крым. Знамя, с которым Иван IV ходил на Казань, было особенно знаменитым. У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя. Знамя это участвовало в других походах не только в XVI, но и в XVII веке. В начале XVIII века его вручили графу Б.П. Шереметеву, отправлявшемуся в Свейский (то есть Шведский) поход, причем подчеркивалось, что «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».

Однако важнейшие вехи в эволюции российского государственного флага связаны с правлением Петра I. В 1701 году Петр I учредил царский штандарт с изображением черного двуглавого орла на желтом поле. Компоновка штандарта восходит к знамени императора Священной Римской империи, или к гербовому знамени царя Алексея Михайловича Романова, или к прусскому штандарту. Царь-реформатор принимал непосредственное участие в составлении проектов знамен и даже делал их черновые наброски.

В 1699 году он собственноручно выполнил и подписал чертеж бело-сине-красного флага, демонстрация которого в международных водах на боевых кораблях в 1700 и 1716 годах позволяет считать его первым вариантом государственного. В конце XVII - начале XVIII века трехцветный флаг был боевым флагом России на суше и на море, а по Указу Петра от 20 января 1705 года стал официальным флагом торгового флота. После Петра I, в течение более 150 лет, бело-сине-красный флаг выполнял роль национального (народного) и коммерческого.

В истории России был период, когда государственными назывались знамена, специально изготавливаемые к коронациям. Коронационное знамя императрицы Елизаветы Петровны, впервые введенное в ритуал восшествия на престол 25 апреля 1742 года, было исполнено в черных и золотых (желтых) цветах. Коронационная комиссия включила его в число императорских регалий в качестве еще одного знака императорской власти. Таких знамен было изготовлено еще три - к коронациям Александра II (1856), Александра III (1883) и Николая II (1896). После коронаций знамена хранились в Оружейной палате.

Создание государственного флага Российской империи было одной из важнейших задач гербовой реформы, которую провел Александр II. 11 июня 1858 года император утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, флагах, употребляемых при торжественных случаях». Так появился черно-желто-белый флаг, который вошел в государственную символику империи под названием Гербового народного флага (в 1873 году переименован в национальный). В качестве национального этот флаг использовался до 1883 года, а затем, до 1917 года, существовал наравне с бело-сине-красным как имперский.

Перед коронацией последнего российского императора Николая II было собрано Особое совещание, которое пришло к единодушному мнению, что именно бело-сине-красный флаг имеет полное право называться Российским, или национальным, а цвета его - белый, синий и красный - именоваться государственными. Бело-сине-красный флаг устанавливался единым для всей Российской империи, не исключая и Финляндию. Однако сторонники монархических устоев решительно выступили за исторические цвета, но не бело-сине-красные, а черно-желто-белые. И вот в 1914 году появился «симбиоз» двух «конкурирующих» флагов: бело-сине-красный флаг имел в «крыже» желтый квадрат с черным двуглавым орлом. В условиях начавшейся первой мировой войны это сочетание должно было демонстрировать единство русского общества и монархической власти.

Отречение от престола императора Николая II и Февральская буржуазная революция практически исключили имперскую символику из государственной жизни России. Весной и летом 1917 года полки, уходя на фронт и присягая Временному правительству, поднимали красные знамена. Таким образом, красный цвет и красные стяги как символы свободы сыграли свою объединяющую роль в российском обществе еще в период буржуазно-демократических преобразований. Этот символ так же, как и эмблема «братания» (серп, молот), был принят на вооружение большевиками, став в дальнейшем символом социалистического государства.

8 апреля 1918 года красный стал национальным российским флагом, а 10 июля этот факт был закреплен в Конституции РСФСР, а затем подтвержден в Конституциях 1925 и 1937 годов. Как альтернативу красному знамени Республики Советов часть Белого движения использовала бело-сине-красный флаг. С ним, например, шел в феврале 1918 года в Первый Кубанский поход ударный Корниловский полк. Как русский национальный флаг он с морским Андреевским флагом вместе с русской эмиграцией вышел за пределы России, став одним из политических символов Белого движения. Исторические изменения, произошедшие в России в конце XX века, сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага в нашу жизнь.

Руководитель пресс - центра Псковской епархии
протоиерей Андрей Таскаев





 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11