01-10-2009
На острове Верхний (Белов), в храме свв. Петра и Павла, сохраняется
придел во имя Смоленской иконы, а в Никольском храме острова Талабск
(Залита) находится святыня островов икона "Благодатное Небо". Чудотворная икона Пресвятой Богородицы именуемая "Одигитрия-Смоленская"
известна на Руси с древнейших времен. Одигитрия (Путеводительница) –
один из самых распространенных типов изображения Пресвятой Богоматери с
младенцем. На левой руке Божией Матери сидящий Младенец – правой рукой
Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что
соответствует иконографическому типу Христа Пантократора
(Вседержителя). С догматической точки зрения основной смысл этого
образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение Царственному
Младенцу. По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой
еще при жизни самой Богоматери и показана в числе трех первых икон.
Антиохийский правитель Феофил эту икону поставил в сооруженной им
церкви для благоговейного почитания первенствующих христиан. По смерти
Феофила икона была перенесена в Иерусалим, откуда привезена Евдокией,
женой императора Феодосия в Константинополь, около середины V века, а
затем помещена во Влахернском храме. По другим же источникам – в храме
монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит название. В монастыре
Одигон (т.е. монастырь "Путеводителей") отправлявшиеся в плавание
моряки имели обычай молиться перед иконой, испрашивая себе напутствия в
путь или путиводительства. Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно
с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам,
привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою,
даровала им зрение. Третий вариант появления названия иконы объясняет
такое наименование тем, что икона сопутствовала в походах греческим
императорам. Греческий император Константин Порфирородный, выдавая свою
дочь царевну Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича,
благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией. После смерти князя
Всеволода его сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в
Смоленск. Икона с 1111 г. хранилась в Смоленском соборном храме, откуда
произошло современное название иконы. С помощью Божией благочестивый
князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став
великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и
спокойствие. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо
замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время
нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля
отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея
возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к
Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу
ради Своей иконы "Одигитрии" через Своего верного раба благочестивого
воина Меркурия, который защитил жителей города. Смоленск был одним из важнейших городов на западных границах Руси, а
Смоленская икона Богоматери – защитницей и покровительницей ее западных
рубежей. В XIV веке город перешел во временное владение Литовских
князей. По Промыслу Божию вскоре дочь литовского князя Витовта София
была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича
(1398 – 1425). В 1398 году она привезла в Москву Смоленскую икону
Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе
Московского Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ
Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного
отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению
митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу
смоленских послов и отпустить икону. 18 января после торжественной
службы в Благовещенском соборе икону "Смоленской" Богоматери провожали
с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле.
С чудотворного образа был выполнен список "мера в меру" и поставлен на
том месте, где стояла чудотворная икона. В 1525 году великий князь
Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских
городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было
последнее молебствие перед "Смоленской" иконой Богородицы. В этот
монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора
Кремля. Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь
Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное
место в иконостасе собора. С тех пор Русская Церковь установила 28 июля
ежегодное празднование в честь этого чудотворного образа и в память
возвращения Смоленска России. В 1812 году полчища Наполеона принесли на Русскую землю горе, страдания
и бедствия. Чтобы святыня не досталась французам, епископ Смоленский
Ириней (Фальковский) отправил древний греческий образ Смоленской
Одигитрии в Москву, где чудотворную икону поместили в Успенском соборе
Московского Кремля. В день Бородинской битвы 26 августа, когда
праздновалось сретиние иконы "Владимирской" Богоматери, преосвященный
Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с
иконами "Владимирской", "Смоленской" и "Иверской" Богоматери вокруг
Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к
больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед занятием Москвы французами, икона "Смоленской" Богоматери была
отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания
Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона
была торжественно перенесена в Смоленск 5 ноября 1812 года где и
установлена вновь в кафедральном соборе. В память изгнания врагов из
Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно. До 1941 года древний чудотворный образ "Смоленской" Богоматери
находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы
построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба древнего образа
неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном
Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что
"икона пострадала от войны". В настоящее время в Смоленске прославилась многими чудесами другая
икона "Смоленской" Пресвятой Богородицы. История этого чудотворного
образа вкратце такова. Икона "Смоленской" Богоматери несколько большего
размера, написана в 1602 году. До 1727 года эта икона стояла на
крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, в специальном
киоте. В этом году икону радениями правителя губернской канцелярии
Длотовского перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы,
как особо почитаемую. В 1802 году над Днепровскими воротами была
сооружена каменная церковь в которую перенесли чудотворную икону. В это
же время по благословению преосвященного Серафима обвешавший оклад
иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и
жемчугом. В 1812 году во время Отечественной войны эта икона была перенесена
артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и все
время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед нею
служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем,
перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил
Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской
битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества
русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена
в Смоленск. В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально
устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения
Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней. Святая икона Божией Матери именуемая "Смоленская" – одна из главнейших
святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную
благодатную помощь. Матерь Божия через Свой образ заступает и
подкрепляет нас указывая путь ко спасению. Празднование в честь "Смоленской" иконы Богоматери установлено: 28 июля
(10 августа) в память прибытия иконы на Русь в 1046 году, 24 ноября (7
декабря) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем и 5
ноября в честь изгнания врагов из Отечества в войне 1812 года. Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, именуемой "Одигитрия". К
кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе,
госпоже Владычице Богородице, Царице небесная? Кто плач мой и
воздыхание мое приимет, аще не Ты, о пренепорочная, надеждо христиан и
прибежище грешным? Приклони, о пречистая Владычице, ушеса
Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея
помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о госпоже
Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя
нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи
мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего,
за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни
моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и
сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати
и славити Тя во веки. Аминь.
|